Становление прокуратуры в России: возникновение, основные этапы развития, функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Период конца XV-XVII вв. в России был отмечен значительным ростом преступности, казнокрадства и взяточничества. Указом Петра I от 02.03.1711 года в России учреждается фискальная служба. Фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счёт «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.

Пётр I, убедившись в неэффективности службы фискалов, Указом от 12 января 1722 года учредил прокуратуру Российской империи. Идея создания этого органа изначально состояла не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. В отличие от западных коллег, функции которых сводились преимущественно к уголовному преследованию и поддержанию обвинения, российские прокуроры петровской эпохи, обладая контрольно-надзорными полномочиями общегосударственного значения, должны были выступать блюстителями законов.

27 апреля 1722 года Петром I был писан Указ, учредивший должность Генерал-прокурора: «Сей чин – яко око наше и стряпчий в делах государственных». Прокуроры должны выполнять роль взыскателей наказания и одновременно защитников невиновности. Указ «О должности Генерал-прокурора» оставался основным актом о прокуратуре на протяжении всего 18 века. Генерал-прокурор лично отвечал за деятельность подчинённых перед царём, подчинялся только императору, также обладал правотворческими функциями.

Прокуроры осуществляли надзор за законностью в деятельности и других государственных органов, вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключённых. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов, могли вносить предложения по устранению иных нарушений законов.

Первым генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский. Уже в Указе от 12 января 1722 года велено было избирать прокуроров «изо всяких чинов», но лучших (как правило, это были военнослужащие). В 1722 году на всю Россию насчитывалось лишь два десятка прокуроров. Назначение прокуроров при надворных судах (которые являлись высшей судебной инстанцией в губерниях и провинциях) можно считать первой попыткой создания органов прокуратуры на местах.

24 января 1722 года обнародована знаменитая «Табель о рангах» Петра I, теперь каждому человеку давалась возможность выдвинуться вперёд, каковы бы ни были его предки. 

При Екатерине II был принят Закон, «определяющий производить в чины по старшинству и по заслугам». За особые заслуги такой срок мог быть сокращён. От кандидата на должность прокурора требовалось занятие судебной практикой, никто не мог занимать должность одновременно в разных ведомствах, а также двух или более должностей в одном и том же ведомстве.

После смерти Петра I значение и престиж прокурора заметно снизились. Верховный тайный Совет, действующий при Екатерине I и Петре II, упразднил должность генерал-прокурора и прокуроров надзорных судов.

Возрождение прокуратуры происходит при императрице Анне Иоанновне, которая хотела показать себя преемницей Петра I. В 1730 году по её указанию восстанавливается деятельность органов прокуратуры.

Новым шагом по созданию территориальной прокуратуры стал указ императрицы «Об определении прокуроров в юстиц-коллегии и в губернии и о сочинении им инструкции для порядочного отправления дел по их должности».

В 1733 был издан законодательный акт о должности губернского прокурора, который был наделён полномочиями опротестовывать действия незаконные действия местных властей и судов с одновременным уведомлением генерал-прокурора.

Важным этапом в развитии прокурорской системы стала губернская реформа 1775 г. Задачи и полномочия местных прокуроров получили нормативное закрепление в Законе «Учреждения для управления губерний». Законом также было предусмотрено создание прокурорских должностей при судах, сформулированы их задачи и полномочия.  

В период царствования Павла I прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры в центре и на местах. Однако генерал-прокурор по- прежнему оставался для императора доверенным лицом.

С 1802 года, согласно Манифесту Александра I «Об учреждении Министерств», генерал-прокурор становился одновременно и министром юстиции, совмещая две должности в одном лице.

Новый этап развития наступил во 2 половине XIX века в связи с реформами судоустройства и уголовного судопроизводства. 29 сентября 1862 г. Александр II утвердил «Основные положения преобразования судебной части России», направленные на реорганизацию прокурорских органов. Прокурору предписано наблюдать за точным соблюдением закона, преследовать всякие нарушения законного порядка и требовать его восстановления; формулировать предложения судам в случаях, предусмотренных законом.

Судебные Уставы 1864 г. ограничивали прокурорский надзор за исполнением законов судебной властью, а также функция поддержания государственного обвинения по уголовным делам в суде, кроме того наделялись обширными полномочиями при осуществлении надзора за дознанием и предварительным следствием.

Октябрьская революция 1917 г. разрушила как царский, так и установленный Временным правительством судебно-следственный и прокурорский аппарат.

22 ноября 1917 Совет Народных Комиссаров принял Декрет о суде № 1, которым были упразднены существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора. Контроль за исполнением законов возлагался на Центральный исполнительный комитет, Советы народных комиссаров и создаваемые ими органы.            

16 мая 1918 г. при революционном трибунале при ВЦИК была учреждена Центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИК, Частично функции надзора за соблюдением декретов взяла на себя Всероссийская Чрезвычайная комиссия (ВЧК).

По мере перехода от гражданской войны к строительству новых общественных отношений более ощутимой становилась потребность в обеспечении законности на единой организационной и правовой основе.

1 января 1922 г. был опубликован 1 проект декретов о государственной прокуратуре, в котором предполагалось её создание в составе Министерства юстиции с ограниченными полномочиями.

28 мая 1922 г. подписано постановление о принятии Положения о прокурорском надзоре, где были отражены основополагающие принципы организации и деятельности прокуратуры (предмет и пределы надзора – за неуклонным исполнением законов). Общий надзор выступал в качестве самостоятельной отрасли.

Конституция СССР, утверждённая 31 января 1924 года, предусматривала создание Верховного Суда СССР, а также Прокуратуры Верховного Суда СССР, которая фактически и стала прообразом нынешней Генеральной прокуратуры (прокурором назначен Красиков Пётр Анатольевич). В первое время большое количество приказов касалось организации работы прокуратуры, особое внимание уделялось дисциплине.

Знаковый момент для советской прокуратуры – включение её в состав следственных органов 3 сентября 1928 года в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР».

20 июня 1933 года «в целях укрепления социалистической законности» ЦИКом и СНК СССР было вынесено постановление «Об учреждении Прокуратуры СССР». Прокурор Союза назначался ЦИК СССР и был ему подотчётен, а также СНК СССР. Прокурор Союза – Акулов Иван Алексеевич. 

17 декабря 1933 года ЦИК и СНК СССР утвердили «Положение о прокурорском надзоре». В составе центрального аппарата Прокуратуры СССР была образована Главная Военная Прокуратура СССР.          

Функции Прокуратуры СССР: наблюдение за правильным применением законов судебными учреждениями, надзор за соответствием постановлений органов власти Конституции, актам Правительства СССР, возбуждение уголовного преследования, поддержание обвинения во всех судебных инстанциях и др. В составе прокуратуры СССР была создана Главная транспортная прокуратура, отдел по надзору за местами лишения свободы, в 1934 году воднотранспортная прокуратура.          

Однако процессу централизации прокурорской системы мешало то, что прокуроры союзных республик всё ещё оставались в системе народных комиссариатов юстиции союзных республик. Фактически они находились в двойном подчинении.

Завершением процесса централизации прокуратуры можно считать постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 «Об образовании Народного комиссариата Юстиции СССР», согласно которому органы прокуратуры были выведены из народных комиссариатов Юстиции союзных республик и починены исключительно прокурору СССР.

Конституция СССР 5 декабря 1936 закрепила независимость и единство прокурорской системы, возложив на прокуратуру осуществление высшего надзора за законностью.

Нападение на СССР фашистской Германии потребовало перестройки и от органов прокуратуры в соответствии с обстоятельствами военного времени.

Президиум Верховного Совета СССР 22 июня 1941 года издал указ «О военном положении». Функции органов государственной власти по обеспечению безопасности переданы военным советам, дела о преступлениях – военным трибуналам, приговоры которых кассационному обжалованию не подлежали.

Находясь на военном положении, прокуроры обеспечивали чёткое исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла. Прокуроры и следователи вместе с Чрезвычайной государственной комиссией провели работу по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Высококвалифицированные прокуроры и следователи принимали активное участие в Нюрнбергском процессе в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Главный обвинитель от СССР Р. А. Руденко, занимавший в тот период пост прокурора Украины, а затем пост Генпрокурора СССР. 

В марте 1946 Верховный Совет СССР принял Закон «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». (первый Генпрокурор СССР – Горшенин Константин Петрович). В послевоенные годы войны усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики.

Важный этап – утверждение Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 года Положения о прокурорском надзоре в СССР, в котором конкретизирована функция высшего

надзора применительно к его отраслям, определены средства осуществления надзора. Закреплена важнейшая обязанность – опротестовать всякое незаконное решение, впервые закреплены требования относительно образовательного уровня.

После принятия в 1977 году новой Конституции СССР в ноябре 1979 г. принят Закон о прокуратуре, в котором чётко определены полномочия прокуроров применительно к конкретным отраслям, уточнены сроки рассмотрения актов прокуроров, предусмотрел обязанность исполнения органами и должностными лицами требований прокуроров об устранении ими нарушений закона, о предоставлении актов и других необходимых документов. Закон впервые установил, что принесение прокурором протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права и свободы граждан, а также в иных предусмотренных законом случаях приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста. Закон гласил, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – прокуратуру СССР, возглавляемую Генпрокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Президиум Верховного Совета СССР 29 мая 1980 г. принял постановление «О структуре Прокуратуры СССР», а указом от 28 октября 1980 утверждено Положение о классных чинах работников органов прокуратуры СССР.   

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06 июня 1987 года были введены такие средства прокурорского реагирования как предписание и предостережение, которые за короткий срок их применения оправдали своё предназначение.

После распада СССР был принят новый Федеральный Закон «О прокуратуре РФ», В Конституции 1993 г. закреплены принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. Упразднён надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность.

В 2006 г. началось масштабное реформирование органов прокуратуры с целью выделения следствия в самостоятельную структуру. Завершился данный процесс 15 января 2011 г., вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2010 «О следственном комитете РФ».

В 2008 г. учреждён геральдический знак – эмблема и флаг прокуратуры РФ. В 2010 г. признание заслуг работников органов прокуратуры высшим руководством страны воплотилось в Указе Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ», которым установлено почётное звание «Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации».   

 

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 244.