Место прокуратуры в системе органов государственной власти, понятие и сущность прокурорского надзора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

1. Предмет и система курса, его взаимосвязь с другими дисциплинами.

Предметом прокурорского надзора как учебной дисциплины выступают нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности органов прокуратуры, их систему, полномочия прокурора при осуществлении надзора и других функций, а также нормы, регулирующих общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими надзор, и иными субъектами, вовлечёнными в эту деятельность.

Цель данного курса - изучение указанных норм, вопросов теории и практики их применения.

Система курса состоит из двух частей – общей части и особенной части.

Общая часть изучает роль прокуратуры, как государственно-правового института в системе государственных органов, правовые основы, принципы организации и деятельности органов прокуратуры, функции прокуратуры, систему органов прокуратуры, порядок формирования, понятие, значение и принципы управления в органах прокуратуры, порядок приёма на службу и прохождения службы, исторические этапы формирования и совершенствования российской прокуратуры.

В Особенную часть включены темы, содержание которых освещает понятие, сущность, задачи и полномочия прокуроров по выявлению, предупреждению, устранению нарушений закона по основным направлениям деятельности органов прокуратуры.

Курс «Прокурорский надзор в РФ» тесно связан с рядом других юридических дисциплин, такими как теория государства и права, конституционное право, правоохранительные органы, уголовное право, гражданское право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, арбитражно-процессуальное право, административное право, уголовно-исполнительное право. Взаимосвязь проявляется в том, что все обозначенные дисциплины затрагивают те или иные вопросы, являющиеся основными для курса «Прокурорский надзор в РФ».

Так, в ТГП прокуратура рассматривается в аспекте ее роли в обеспечении законности и правопорядка, а прокурорский надзор, как один из видов государственной деятельности.

КП РФ предусматривает изучение норм, определяющих основные положения организации прокуратуры, её место в системе других органов государства.

В дисциплине «ПО в РФ» одна из тем посвящена прокуратуре, ее задачам, функциям, системе органов, вопросам организации. Однако цель данной дисциплины — дать лишь общее представление по каждому вопросу.

УПК, ГПК, АПК освещают полномочия прокурора соответственно в каждом из видов судопроизводства.

КоАП РФ затрагивает вопросы административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора, а также правомочий прокурора при производстве по делам об административных правонарушениях.

Взаимосвязь курса «Прокурорский надзор» с большинством правовых дисциплин  также выражается в том, что определение предметов прокурорского надзора применительно к

отдельным его направлениям, конкретных задач прокурорских проверок на поднадзорных объектах возможно только с соблюдением тех норм, которые изучаются в рамках многих правовых дисциплин (например, земельное право, уголовно-исполнительное право и т. д.). 

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ.

ТЕМА 3. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ.

Прокуратуры субъектов РФ.

Прокуратуры субъектов РФ как среднее звено системы органов прокуратуры образует в соответствии с административно-территориальным делением и национально-государственным устройством РФ (ст. 15 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

В прокуратуре субъектов созданы коллегии, образованы управления и отделы. На прокуроров субъектов РФ возлагаются полномочия, закреплённые в статье 18 ФЗ «О прокуратуре», в Приказе Генеральной прокуратуры «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

Наряду с территориальной прокуратурой субъекта РФ организованы и действуют военные и другие специализированные прокуратуры, приравненные к ним. В основу их создания и функционирования положены принципы формирования вооружённых сил РФ, состав пользователей природных ресурсов, особенности обеспечения законности на транспортных магистралях, специфичность обеспечения законности в МЧС и учреждениях исполнения наказания. Выделяют следующие специализированные прокуратуры:

1) военные;

2) природоохранные;

3) транспортные;

4) прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО);

5) прокуратуры по надзору за исполнением законов в местах исполнения наказания.

Военные прокуратуры.

Возглавляет Главная военная прокуратура, которая входит в Генеральную прокуратуру РФ и является самостоятельным структурным подразделением в её составе. В настоящее время в соответствии с военно-административным делением России в состав органов военной прокуратуры входят: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры ракетных войск стратегического назначения, Западного, Южного, Центрального и Восточного военных округов, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота, Московская городская военная прокуратура, а также 151 военная прокуратура гарнизонов и объединений. Среднее звено военных прокуратур – прокуратур округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и иные приравненные к ним военные прокуратуры. Основное звено - военные прокуратуры объединённые, соединённые, гарнизонов. Органы военной прокуратуры действуют на всей территории России, а также в составе российских воинских формирований на территории 9 иностранных государств. Органы военной прокуратуры являются единственным уполномоченным правоохранительным органом государства, осуществляющим свои полномочия по обеспечению законности и правопорядка в соединениях и воинских частях, находящихся за рубежом. Наряду с поддержанием правовыми средствами боеготовности и боеспособности армии и флота одной из важнейших составляющих деятельности военной прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих и членов их семей, обеспечение их социальной защищённости.     

Полномочия военных прокуроров закреплены в ст. 47 ФЗ о прокуратуре.

Транспортные прокуратуры.

Действуют на правах районных и городских прокуратур, подчинённых территориальным прокуратурам субъектов РФ, на территории которых располагается и осуществляется прокурорский надзор за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах в соответствии с установленной компетенцией.

Транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов о безопасности движения, соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, органами, учреждениями Ж/Д, воздушного, морского и речного транспорта.

Функции прокуратуры.

Функция – (от лат. исполнение, выполнение работ) – вид деятельности прокуратуры, который предопределяется ее социальным предназначением, выражающийся в ее задачах, характеризующийся определенным предметом ведения, направленный на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств и процедур.

Согласно ст. 1 ФЗ о прокуратуре осуществление от имени РФ надзора за исполнением законов, соблюдением Конституции РФ является основной функцией прокуратуры. Прокуратура РФ также выполняет и иные функции.

В силу требований статьи 3 ФЗ о прокуратуре на прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных ФЗ.

Виды функций:

1.    надзор за исполнением законов, соблюдением Конституции РФ;

2.    уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

3.    координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4. возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;

5.    участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных дел;

6. опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

7.    участие прокуратуры в правотворческой деятельности;

8.         Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

Уголовное преследование.

В УПК РФ уголовное преследование определяется как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ). Для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Планирование как основная функция управления.

Функция управления, характеризующая определением целей, задач на предстоящий период деятельности, а также средств и времени их достижения.

Планирование имеет существенное значение для рационализации управленческой деятельности в органах прокуратуры. Оно повышает целенаправленность и эффективность применения мер по укреплению законности и правопорядка.

Планирование позволяет:

1) координировать усилия прокуроров и других работников прокуратуры в комплексе целенаправленной деятельности;

2) объединить действия различных прокуратур как по горизонтали так и по вертикали в целях осуществления целенаправленного единовременного воздействия на неблагоприятные тенденции;

3) обеспечение согласованной прокурорской деятельности с мерами, применёнными иными правоохранительными органами, органами государственной власти, организаций по укреплению законности и воспитанию правосознания;

4) организовать, упорядочить работу каждого района прокуратуры в пространственно-временных координатах;

5) установить разумное соотношение между планированной и непланированной частью прокурорской деятельности.

Сущность планирования характеризуется признаками:

1) является одной из общих функций управления;

2) является творческой, мыслительной деятельностью, предполагает активную роль человеческого фактора;

3) заключается в выработке цели коллективной деятельности органов прокуратуры и определении задач, направленных на их достижение;

4) является формой управленческого решения;

5) после утверждения плана он становится актом управления;

6) является важным управленческим ресурсом и атрибутным свойством в деятельности прокурора – руководителя.

Планирование – деятельность прокурора – руководителя по определению целей и задач прокуратуры на предстоящий период деятельности, способов и средств их достижения, последовательного их решения, сроков выполнения.

Виды планирования:

•     Перспективное – планирование мероприятий на год и более; основывается на прогнозировании правонарушений и содержит стратегические задачи. На основании анализа состояния законности в регионе определяются главные направления деятельности прокуратуры, выявляются наиболее неблагоприятные органы, учреждения, предприятия, организации.

•     Текущее – на месяц, квартал, полугодие, до 1 года, то есть на период относительно устойчивого состояния законности в регионе. Является основным и обязательным для каждого органа прокуратуры. Обычно в текущий план включают 2 вида мероприятий: проверку исполнения законов в неблагополучных в этом отношении субъектах; обобщение прокурорской, следственной, судебной практики.

•  Реальность текущего планирования обеспечивается оперативным планированием – это планирование работы индивидуально каждого заместителя и помощника прокурора соответствующего звена (составляется на 1 месяц). Краткосрочный (рабочий) – такой план должен быть у каждого работника прокуратуры.

• Координационное – данный план составляется на полугодие и включает в себя следующие мероприятия: анализ состояния преступности в регионе (изучение

криминогенной обстановки в целях установления конкретного числа правонарушений, их видов, степени тяжести, места совершения, причин и условий способствовавших); совершенствование деятельности самих правоохранительных органов по борьбе с преступностью и иными правонарушениями; проверка исполнения законов, нарушения которых служат причинами или условиями, способствовавшими совершению преступлений и других правонарушений.    

Общие требования к составлению любого плана:        

1.    Комплексность;

2.    Конкретность;

3.    Реальность.

Контроль исполнения осуществляется в результате:

- Проверок деятельности нижестоящих звеньев системы прокуратуры и результаты проверок обсуждаются на заседании коллегии органов прокуратуры

- Проверок деятельности работников прокуратуры. Работники могут приглашаться на заседание коллегий с докладом о своей деятельности.

ТЕМА 8: НАДЗОР ПРОКУРОРОВ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ. 

1. Сущность предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД – вид деятельности, осуществляемый прокурорскими работниками в пределах их компетенции посредством использования определённых законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами.

Задачи прокурорского надзора заключаются в следующем:

1) с одной стороны в охране и защите прав и свобод личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий; с другой - обеспечении защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) обеспечении верховенства закона при проведении ОРМ;

3) выявлении и предупреждении случаев проведения ОРМ, не предусмотренных законом, превышающих соответствующими органами определённой законом компетенции;

4) привлечении виновных к ответственности;

5) чтобы лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности

6) чтобы никто не был подвергнут незаконному обвинению и ограничению прав и свобод;

7) в обеспечении соблюдения уголовно-процессуальной формы.

Предмет прокурорского надзора закреплён в статье 29 ФЗ о прокуратуре.

Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ; соблюдение установленного порядка проведения ОРМ, законность решений, принимаемых органами ОРД.

В предмет прокурорского надзора не входит:

1) сведения об организации тактики и методов осуществления ОРД;

2) сведения о лицах, внедрённых в ОПГ, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействия на конфиденциальной основе;

3) проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при осуществлении ОРД;

4) исполнение предписаний подзаконных актов (внутриведомственных).

Поднадзорные субъекты - органы дознания, следователи СК РФ, оперативные подразделения ОИВ, наделённые федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД.

2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора:

1) проводит проверки исполнения законов органами, осуществляющими ОРД;

2) знакомится с документами, содержащими сведениями об основаниях и порядке проведения ОРМ;

3) опротестование незаконных и необоснованных постановлений руководителей соответствующих органов;

4) выносит представления об устранении нарушений;

5) опротестование ведомственных правовых акт;

6) требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранять подчинённых им работников от дальнейшего ведения ОРМ в случае нарушения ими закона;

7) при обнаружении признаков преступления прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания.

Пределы прокурорского надзора:

1) решения судьи, принимаемые в досудебном производстве о проведении процессуальных действий, предусмотренных УПК, не входят в сферу данной отрасли прокурорского надзора;

2) прокуроры не вправе возбуждать уголовные дела и проводить предварительное расследование, осуществлять следственные действия;

3) при осуществлении прокурорского надзора прокурор не наделён полномочиями по устранению выявленных нарушений;

4) прокурор не компетентен отменять незаконные и необоснованные постановления следователей, отстранять следователей от дальнейшего производства предварительного расследования.

Подробно полномочия прокурора регламентированы в ст. 37 УПК РФ.

Цели:

1) способствовать выполнению органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению и своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных;

2) содействовать комплексному и активному осуществлению соответствующими органами и подразделениями всего объёма ОРМ, разрешённых законом;

3) содействовать надлежащему документированию результатов ОРД и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам.

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция РФ, М. 1993;

2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 с изм. и доп. по сост. на 08.02.2012;

3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.04.2008 № 67 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации»;

4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 12.07.2010 № 276 (ред. от 22.04.2011) «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»;

5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»; 

6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»;

7. Приказ Генпрокуратуры РФ от 08.08.2011 № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)»;

8. Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

9. Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

10. Приказ Генпрокуратуры от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за организацией предварительного следствия».

 

ВОПРОСЫ:

1. Сущность предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

 

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

1. Предмет и система курса, его взаимосвязь с другими дисциплинами.

Предметом прокурорского надзора как учебной дисциплины выступают нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности органов прокуратуры, их систему, полномочия прокурора при осуществлении надзора и других функций, а также нормы, регулирующих общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими надзор, и иными субъектами, вовлечёнными в эту деятельность.

Цель данного курса - изучение указанных норм, вопросов теории и практики их применения.

Система курса состоит из двух частей – общей части и особенной части.

Общая часть изучает роль прокуратуры, как государственно-правового института в системе государственных органов, правовые основы, принципы организации и деятельности органов прокуратуры, функции прокуратуры, систему органов прокуратуры, порядок формирования, понятие, значение и принципы управления в органах прокуратуры, порядок приёма на службу и прохождения службы, исторические этапы формирования и совершенствования российской прокуратуры.

В Особенную часть включены темы, содержание которых освещает понятие, сущность, задачи и полномочия прокуроров по выявлению, предупреждению, устранению нарушений закона по основным направлениям деятельности органов прокуратуры.

Курс «Прокурорский надзор в РФ» тесно связан с рядом других юридических дисциплин, такими как теория государства и права, конституционное право, правоохранительные органы, уголовное право, гражданское право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, арбитражно-процессуальное право, административное право, уголовно-исполнительное право. Взаимосвязь проявляется в том, что все обозначенные дисциплины затрагивают те или иные вопросы, являющиеся основными для курса «Прокурорский надзор в РФ».

Так, в ТГП прокуратура рассматривается в аспекте ее роли в обеспечении законности и правопорядка, а прокурорский надзор, как один из видов государственной деятельности.

КП РФ предусматривает изучение норм, определяющих основные положения организации прокуратуры, её место в системе других органов государства.

В дисциплине «ПО в РФ» одна из тем посвящена прокуратуре, ее задачам, функциям, системе органов, вопросам организации. Однако цель данной дисциплины — дать лишь общее представление по каждому вопросу.

УПК, ГПК, АПК освещают полномочия прокурора соответственно в каждом из видов судопроизводства.

КоАП РФ затрагивает вопросы административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора, а также правомочий прокурора при производстве по делам об административных правонарушениях.

Взаимосвязь курса «Прокурорский надзор» с большинством правовых дисциплин  также выражается в том, что определение предметов прокурорского надзора применительно к

отдельным его направлениям, конкретных задач прокурорских проверок на поднадзорных объектах возможно только с соблюдением тех норм, которые изучаются в рамках многих правовых дисциплин (например, земельное право, уголовно-исполнительное право и т. д.). 

Место прокуратуры в системе органов государственной власти, понятие и сущность прокурорского надзора.

Назначение прокуратуры в системе государственно-правовых институтов.

В статье 129 Конституции РФ закреплены основные положения организации деятельности прокуратуры РФ. Несмотря на то, что данная статья содержится в главе 7 Конституции РФ - «Судебная власть», остаётся открытым вопрос по поводу отнесения данного органа к той или иной ветви власти с учётом принципа разделения властей. Вопрос спорный с точки зрения теории, с практической же точки зрения очевидно, что прокуратура имеет особый статус, являясь самостоятельным государственным органом, обладающим рядом конституционно закреплённых признаков, является необходимым элементом разделения властей и их взаимодействия, гарантирующим обеспечение климата законности на всей территории государства. Основная функция прокуратуры – правозащитная, прокуратура является важным субъектом формирования государственно-правовой и криминологической политики государства.

Прокуратура РФ (ст. 1 - ФЗ «О прокуратуре РФ») - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Сущность прокурорского надзора раскрывается через призму его признаков:

1) прокурорский надзор – самостоятельный, специализированный вид государственной деятельности, который относится к исключительной компетенции специализированного государственного органа – прокуратуры;

2) прокурорский надзор осуществляется от имени РФ;

3) имеет широкий диапазон воздействия;

Предмет в пределах ведения органов прокуратуры – юридически значимые действия или бездействие лиц, определённые федеральным законодательством в качестве поднадзорных прокуратуре субъектов, лиц, взаимодействующих с прокуратурами при осуществлении их ненадзорных функций.

4) обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстанавливает нарушенную законность, привлекает виновных к ответственности      

5) прокурорский надзор независим от деятельности и усмотрения любых органов и организаций;

6) прокурорский надзор предоставляет прокурорам специальные полномочия при отсутствии у них административных полномочий;

7) прокурорский надзор отличается от других видов государственной деятельности

формами реагирования на нарушения законности (ст. 23-25.1 ФЗ о прокуратуре).

Акт прокурорского реагирования – предусмотренное ФЗ правовое средство реализации полномочий органов прокуратуры, использованное прокурором в соответствии со своим статусом для реализации целей и задач, стоящих перед ним, при осуществлении конкретных функций.                        

Таким образом, прокурорский надзор – это особый вид государственной правоохранительной деятельности специализированного органа – прокуратуры Российской

Федерации, осуществляемой от имени государства и состоящей в проверке точности соблюдения предписаний Конституции РФ и исполнения положений законов, действующих на территории Российской Федерации, сопряжённый с возможностью применения соответствующих мер реагирования в случае выявления нарушений закона.    

Цели прокурорского надзора закреплены в ч. 2 ст. 1 ФЗ о прокуратуре, среди них обеспечение верховенства закона, обеспечение защиты законных прав и интересов и др. Прокурорский надзор выполняет задачи общего, специального и частного характера.  

Дата: 2018-11-18, просмотров: 261.