Переход к рыночной экономике привел к выдвижению на первый план качественно новых, ранее практически не применявшихся в нашей стране форм финансирования и кредитования, таких как факторинг – выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг).
При реализации товаров одни предприятия выступают в качестве непосредственных кредиторов, а другие – в качестве заемщиков. Предприятия-кредиторы, предоставляя отсрочку платежа предприятиям-покупателям, неизбежно сталкиваются с риском, как неотъемлемой частью любой кредитной операции. Более того, этот риск бывает связан не только с отсрочкой платежа, но и с неоплатой товаров вообще. Поэтому в странах с рыночной экономикой очень серьезное внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых компаний как раз и призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.
Слово «factor» в переводе с английского маклер, посредник. С экономической точки зрения факторинг относится к посредническим операциям и определяется как деятельность специализированного учреждения по взысканию денежных средств с должников своих клиентов и управлению их долговыми требованиями.
Факторинговые компании в странах развитого рынка чаще всего представляют собой дочерние фирмы при крупных банках, что связано с необходимостью привлечения крупных денежных средств, получаемых ими от «родительских» банков на условиях льготного кредита.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
- факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) – специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;
- клиент (поставщик товара, кредитор) – фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;
- предприятие (заемщик) – фирма-покупатель товара.
Факторинговые услуги предоставляются клиенту «без финансирования» или «с финансированием».
В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от последней сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа.
Во втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. При этом факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательно возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар. Другими словами, факторинговая компания предоставляет кредит своему клиенту, т.е. осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров.
Таким образом, факторинговая компания может оплатить счет в момент наступления срока платежа или досрочно. В последнем случае она выполняет функции банка, поскольку досрочное предоставление денежных средств клиенту равносильно выдаче ему кредита.
Следует иметь в виду, что до заключения факторинговой сделки факторинговая компания изучает экономическое и финансовое положение потенциального клиента, сферу его деятельности, конъюнктуру рынка, число покупателей, характер деловых связей и т.п.
Если предприятие становится клиентом факторинговой компании, сотрудничество между ними осуществляется по определенной схеме. Клиент (поставщик) направляет все счета-фактуры, выставленные на покупателей, факторинговой компании. По каждому отдельному счету клиент должен получить согласие на оплату. Факторинговая компания изучает все счета-фактуры, определяя при этом платежеспособность покупателей, и оплачивает на выше рассмотренных условиях.
Наиболее важной услугой здесь является гарантия платежа клиенту. Эта гарантия охватывает полный объем внутренних и международных операций: факторинговая компания обязана оплатить клиенту все акцептованные счета-фактуры даже в случае неплатежеспособности должников.
Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:
1) комиссии (платы за обслуживание в процентах от суммы счета-фактуры);
2) процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.
При факторинговых операциях банк покупает у клиента дебиторские счета и, помимо предоставления денежных средств, оказывает ряд услуг, пока счета не будут окончательно погашены. К таким услугам относится изучение кредитоспособности, ведение конторских книг, инкассация и принятие на себя риска и др.
Факторинг – это особенно выгодная для малых и средних предприятий форма финансирования. Она позволяет предприятию сконцентрировать свое внимание на производственных проблемах и максимизации прибыли. Она ускоряет получение большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженности и снижает расходы по ведению счетов, дает гарантию платежа и избавляет поставщиков от необходимости брать дополнительные дорогостоящие кредиты в банке, что оказывает благоприятное влияние на их финансовое положение. Полезность факторинга для предприятий в период их создания и начала производственной деятельности трудно переоценить.
Вместе с тем, тормозом является дороговизна кредита, недостаточно развитая методическая база факторинговых операций, нехватка литературы по данной проблеме.
В целом, факторинг имеет смысл применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в свой срок. Это обычно бывает при следующих обстоятельствах:
- когда предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и / или стоимость (в процентах) факторинговых услуг;
- когда потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя или факторингу;
- когда нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателем, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего.
В Украине кредитные услуги в виде факторинга предоставляют только коммерческие банки.
Практически суть факторинга сводится к следующему. Банк покупает у предприятия-поставщика право на взыскание дебиторской задолженности покупателя продукции и перечисляет поставщику 70-90% суммы средств за отгруженную продукцию в момент предоставления всех необходимых документов. После получения платежа от покупателя банк перечисляет продавцу остаток средств (10-30%) за вычетом процентов и комиссионного вознаграждения за услугу.
Таким образом, преимуществами факторинговых услуг являются:
1) большая гарантия взыскания (инкассации) дебиторской задолженности покупателя;
2) предоставление продавцу краткосрочного кредита;
3) снижение кредитных рисков продавца;
4) продавец имеет возможность оперативно улучшить свое финансовое положение, т.к. оплата за продукцию осуществляется банком на протяжении 2-3 дней с момента заключения факторинговой сделки.
Недостатком факторинга для предприятия является более высокая цена этой услуги по сравнению с обычным кредитом.
Любая лизинговая операция имеет финансовый (кредитный) характер. Собственник имущества (лизингодатель) оказывает пользователю (лизингополучателю) финансовую услугу: он покупает имущество в собственность и за счет периодических взносов лизингополучателя покрывает его полную стоимость и получает определенный доход в виде лизинговой маржи.
В экономическом смысле лизинг – это кредит, который предоставляется в товарной форме лизингодателем лизингополучателю. Субъектами кредитных отношений выступают: кредитор – лизингодатель, заемщиком – лизингополучатель.
С экономической точки зрения лизинг имеет определенное сходство с банковским кредитом, который предоставляется на приобретение основных фондов. Лизинговые отношения строятся на условиях срочности, оплаты, возврата, материального обеспечения (залога).
Вместе с тем между банковским кредитом и лизингом есть определенные различия [5,c.233]. В частности, лизингодатель финансирует 100% приобретенных основных фондов, залогом является сам объект лизинга и т.д.
Объектом лизинга может быть любое недвижимое имущество, что его можно отнести к основным фондам, не запрещенное к свободному обращению на рынке и относительно которого нет ограничений на передачу в лизинг (аренду).
К объектам лизинга относятся:
- машины и оборудование;
- средства вычислительной техники;
- транспортные средства;
- производственные здания и сооружения;
- другие основные фонды.
Не могут быть объектами лизинга:
- объекты аренды государственного имущества, кроме отдельного индивидуально определенного имущества государственных предприятий;
- земельные участки и другие природные объекты.
Классическому лизингу присущ трехсторонний характер взаимоотношений: лизингодатель, лизингополучатель, поставщик.
Лизингодатель – субъект предпринимательской деятельности, в том числе банковская (небанковская) финансовое учреждение, которое передает в пользование объекты лизинга по договору.
Лизингополучатель - субъект предпринимательской деятельности, который получает в пользование объекты лизинга по договору.
Поставщик лизингового имущества - субъект предпринимательской деятельности, который производит машины, оборудование и т. п. и передает собственное имущество, которое является объектом лизинга.
Для каждого из участников лизинга этот вид предпринимательской деятельности имеет определенные преимущества.
Для продавца имущества лизинг является удобным средством решения не только производственно-технических, но и финансовых проблем. Например, в условиях перепроизводства сокращается возможность “замораживания” капитала предприятия в виде остатка готовой продукции на складе. Кроме того, предприятие-поставщик лишено необходимости использовать коммерческий кредит.
Преимущества для предприятия-лизингополучателя:
- приобретение основных фондов финансируется на 100% в отличие от банковского кредита, где финансовыми ресурсами обеспечивается только 60-70% их стоимости;
- предприятию легче получить имущество в лизинг, чем ссуду на его приобретение: лизинговое имущество выступает как залог, право собственности на него принадлежит лизингодателю;
- лизинговые платежи осуществляются предприятием после получения выручки от реализации продукции, изготовленной на лизинговом оборудовании;
- уменьшается риск морального старения оборудования, потому что оно берется не в собственность, а в аренду: следовательно, расширяются возможности оперативного обновления устаревшей техники без привлечения собственного капитала на его финансирование;
- лизинговое имущество не зачисляется на баланс предприятия, что повышает ликвидность баланса;
- лизинговые платежи включают в состав валовых расходов, что уменьшает налогооблагаемую прибыль предприятия;
- уменьшается риск производства новой продукции, поскольку при недостаточном спросе на нее предприятие может вернуть объект лизингодателю;
- достигается эффект финансового стимулирования, поскольку ежегодные финансовые выгоды превышают размер процентов за банковский кредит.
Наряду с преимуществами лизинг имеет определенные недостатки:
- стоимость лизинга для лизингополучателя выше на сумму лизинговой маржи, чем стоимость обычной ссуды;
- составление лизинговой сделки требует длительного времени и сложной организации;
- лизингодатель берет на себя риск возможного морального старения основных фондов и неполного и несвоевременного получения лизинговых платежей.
Предприятие, которое стремится получить основные фонды на условиях кредита-аренды, должен пройти лизинговый процесс, который состоит из таких этапов: подготовка и обоснование лизингового проекта; юридическое оформление лизинговой сделки; выплата лизинговых платежей; возврата объекта лизинга или выкупить его по остаточной стоимости.
В состав лизинговых платежей включают: сумму возмещения стоимости объекта лизинга, амортизируемого на срок, за который вносится лизинговый платеж; сумму, уплачиваемую лизингодателю как процент для приобретения имущества по договору лизинга; платеж-вознаграждение лизингодателю за имущество; возмещение страховых платежей по договору страхования объекта лизинга; другие расходы лизингодателя, предусмотренные договором.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 311.