Управление расходами предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Уровень и абсолютная величина расходов субъекта хозяйствования напрямую влияет на формирование его прибыли как результата финансово-хозяйственной деятельности. Управление затратами играет ведущую роль не только в управлении прибылью, но и в структуре финансового менеджмента вообще. Заметим, что формированию прибыли субъекта хозяйствования объективно предшествует финансирования и покрытия всех его расходов за счет доходов от реализации товаров (оказания услуг или выполнения работ), что и необходимо рассматривать как одну  из основных задач финансового менеджмента. Управление затратами заключается в контроле за процессом формирования и распределения расходов предприятия в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Соответственно, управление расходами предприятия направлено на обоснование уровня затрат предприятия и их финансовое обеспечение. Результативность управления расходами и обеспечение эффективности такого управления предполагает реализацию таких взаимосвязанных финансово-управленческих операций:

• группировку расходов предприятия по группам согласно определенной совокупности критериев;

контроль за формированием расходов и оптимизацию их абсолютной величины;

• выявление отклонений от плановых показателей и идентификация причин таких отклонений, их нейтрализация или учет (путем корректировки плановых показателей);

• выявление и оценка резервов уменьшения расходов субъекта хозяйствования, определение и обоснование механизмов их мобилизации.

В основном формирование затрат предприятия приходится на совокупность хозяйственных операций, реализуемых в пределах его основной (операционной) деятельности.

Среди других направлений формирования расходов предприятия необходимо выделить следующие:

расходы, связанные с инвестиционной деятельностью, определяются как сумма всех затрат предприятия на реализацию инвестиций в необоротные активы, приходящиеся на текущий период (в частности, основные фонды, нематериальные активы, прямые и портфельные финансовые вложения);

расходы, связанные с финансовой деятельностью, включающие совокупность затрат предприятия на обслуживание привлеченного капитала, в том числе расходы на обслуживание как заемного, так и собственного капитала (например, процентные платежи, денежные дивидендные выплаты, расходы на оформление – переоформление финансовых сделок, их сопровождение).

Принятие рациональных финансовых решений в рамках управления расходами предприятия основывается на четком понимании условий формирования затрат и определении влияния затрат на финансовое состояние самого предприятия. Соответственно, результаты управления расходами предприятия в отчетном периоде отражаются в публичной финансовой отчетности, в частности в Отчете о финансовых результатах.

Принимая во внимание то, что каждое из выделенных выше направлений формирования расходов предприятия (операционная, инвестиционная и финансовая деятельность) включает отличную совокупность хозяйственных операций, которые, в свою очередь, имеют различные финансовые характеристики, целесообразно каждое из таких направлений рассмотреть отдельно.

Формирование расходов в рамках основной деятельности определяется совокупностью хозяйственных операций предприятия, направленных на обеспечение производственного процесса по созданию продукта (услуг, работ), продвижению продукта на рынок, его реализацию и последующее обслуживание у потребителя такого продукта (гарантийный и постгарантийный сервис). Поэтому в процессе управления совокупностью расходов,  возникающих  во время реализации вышеупомянутых заданий, встает вопрос относительно оценки абсолютной величины расходов, их структурирования и формирования целевых категорий идентификации (групп, видов) расходов с целью информационной поддержки принятия управленческих финансовых решений. В результате этого обеспечивается обобщение и начальная обработка первичной финансовой информации, определение совокупности однородных затрат, а также обоснование центров затрат и их структурирование.

В связи с этим целесообразно остановиться на определении классификационных признаков расходов на основную деятельность, поскольку управление последними требует четкого разграничения совокупности расходов предприятия на однородные группы и виды .

Так, согласно классификационным признакам принято выделять следующие виды (группы) расходов:

• исходя из изменения абсолютной величины расходов субъекта хозяйствования в случае изменения объемов выпуска продукции различают условно-постоянные (не зависят от изменения объемов производства) и условно-переменные (меняются с изменением объемов производства) расходы;

• в зависимости от порядка и способа перенесения затрат на продукцию предприятия различают прямые (расходы, непосредственно связанные с изготовлением продукции, оказанием услуг или выполнения работ) и косвенные (расходы, связанные с финансированием дополнительных или обслуживающих процессов) расходы;

• по периодичности возникновения и временным характеристикам различают постоянные или регулярные расходы (расходы, регулярно возникающие в процессе осуществления субъектом хозяйствования финансово-хозяйственной деятельности, например расходы на выплату заработной платы, на уплату налогов) и разовые расходы (расходы, имеют нерегулярный характер, например: расходы на покупку лицензии");

• в зависимости от характера связи затрат с производственным процессом различают производственные (затраты, обусловленные техническими, организационными и другими особенностями производственного процесса) и непроизводственные (расходы, имеют второстепенный характер) расходы;

• для нужд контроллинга расходов в системе целевого планирования прибыли субъекта хозяйствования выделяют группы затрат согласно центрам их возникновения или же по целевому их назначению (например, расходы на отдельные структурные подразделения или расходы на производство отдельных видов продукции).

Соответственно, перед моделью управления расходами субъекта хозяйствования могут ставиться следующие задачи:

• уменьшение абсолютной величины затрат предприятия в целом и по отдельным видам (направлениям) его деятельности;

• уменьшение в структуре расходов предприятия доли условно-постоянных расходов, что, в свою очередь, дает возможность снизить порог рентабельности и сформировать более гибкую ценовую политику в отношении продукции предприятия (снижение уровня условно-постоянных затрат даст возможность уменьшить маржинальную прибыль без уменьшения абсолютной величины операционной прибыли предприятия;

• обеспечение стабильности распределения расходов в пространстве и времени, что даст возможность обеспечить финансовую устойчивость предприятия и предупредить его неплатежеспособности;

• уменьшение в структуре совокупных затрат предприятия косвенных затрат;

• отсрочка момента покрытия затрат путем увеличения промежутка времени между их формальным признанием (и, в частности, уменьшением налогооблагаемой прибыли) и реальным покрытием (потерей предприятием контроля над денежными средствами).

Определенные выше задачи управления затратами предприятия дают возможность сформулировать основное содержание управленческой деятельности финансовых служб предприятия и их менеджеров по управлению формированием расходов, связанных с операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью:

• обеспечение своевременности и полноты выявления расходов предприятия, предоставления соответствующей оперативной информации через службы финансового контроллинга;

• оценка обоснованности и целесообразности покрытия отдельных расходов в разрезе центров их формирования, структурных подразделений, видов деятельности (продукции) и предприятия в целом;

• поиск и обоснование резервов уменьшения расходов в следующих периодах, учета выявленных резервов во время реализации текущего финансового плана и составления финансовых планов на следующий плановый период, в частности:

а) уменьшение себестоимости продукции при сохранении уровня ее качества (например, замещение сырья или отдельных ее элементов более дешевыми аналогами, внедрение на базе одного продукта несколько его модификаций, ориентированных на различные ценовые категории потребителей);

б) уменьшение накладных расходов на изготовление и реализацию продукции при сохранении уровня обслуживания клиентов и сопровождении товаров (сервисного обслуживания);

в) уменьшение затрат на обслуживание капитала (стоимости капитала) при сохранении целевого уровня финансового левериджа и приемлемого уровня ликвидности активов предприятия и его платежеспособности;

• обеспечение объективности, достоверности и полноты локализации текущих (или плановых) затрат по центрам их формирования с целью информационного обеспечения принятия управленческих финансовых решений;

• прогнозирование на основе полученной информации тенденций изменения величины затрат предприятия в плановом и перспективном периодах, оценка точки безубыточности и планирования (перспективное калькулирования) себестоимости продукции;

• обеспечение методологического и информационного поддержание финансового контроля за формированием затрат предприятия, выполнения плановых величин и анализа отклонений.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 277.