Прибылью предприятия
Прибыль субъекта хозяйствования играет ведущую роль в системе управления его финансами, а потому неизменно привлекает значительное внимание исследователей из академических кругов и практиков финансового менеджмента. Конечно, прибыль рассматривается в трех основных аспектах:
§ прибыль как выражение результата финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и вознаграждение за предпринимательский риск;
§ прибыль как выражение эффективности управления операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью субъекта хозяйствования;
§ прибыль как источник самофинансирования предприятия (при этом чистая прибыль рассматривается как наиболее дешевый источник финансирования потребности предприятия в капитале и занимает основное место в так называемой иерархии финансирования).
Особенности прибыли субъекта хозяйствования за каждым из указанных направлений определяют объективную необходимость выделения в финансовом менеджменте функционально-организационного блока, направленного на управление прибылью предприятия с целью формирования, поддержания и роста конкурентоспособности как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде и обеспечение дохода собственников корпоративных прав такого предприятия.
Таким образом, ПРИБЫЛЬ предприятия представляет собой результирующий финансовый показатель, что делает невозможным её непосредственное использование как прямого объекта управления и требует формирования рычагов влияния на величину прибыли через управление факторами его формирования и использования. Это дает возможность выделить ряд структурных элементов, которые в результате и формируют целостную систему управления прибылью предприятия (рис. 5.1).
♦ управление прибылью на этапе его формирования:
• управления доходами субъекта хозяйствования,
• управление затратами субъекта хозяйствования;
♦ управление прибылью на этапе его использования.
При таких условиях возникает вопрос об обеспечении согласованности принятия, поддержки и выполнения управленческих финансовых решений по отдельным направлениям реализации управления прибылью предприятия. Организационное решение этой проблемы осуществляется в рамках обоснования цели и задач управления прибылью субъекта хозяйствования, определения целесообразности использования тех или иных методов управления прибылью с целью решения поставленных задач.
Системообразующими элементами модели управления прибылью предприятия является цель и задачи такого управления, от четкости формулировки которых зависит эффективность как модели управления прибылью, так и финансового менеджмента вообще.
Как уже отмечалось, в теории корпоративных финансов прибыль субъекта хозяйствования рассматривается как результат его деятельности и источник создания рыночной стоимости (рис. 5.2).
Исходя из этого, целью управления прибылью предприятия – субъекта хозяйствования можно считать обеспечение максимизации абсолютной величины чистой прибыли и стабильности ее формирования во времени. При этом прибыль (и, соответственно, управление прибылью предприятия) рассматривается как источник создания дохода акционеров {shareholder value) в форме денежных дивидендных выплат и максимизации рыночной стоимости предприятия (его корпоративных прав).
В то же время на прибыль, полученную в результате финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, претендуют и другие участники корпоративных отношений. В связи с этим цель управления прибылью предприятия трактуется неоднозначно. Типичным примером двусмысленности трактовки цели управления прибылью предприятия является конфликт принципал-агент (в частности, дивидендная политика предприятия, которая будет рассмотрена немного позже).
В условиях такого конфликта, согласно теории агентских отношений, любые управленческие финансовые решения принимаются как компромисс между менеджерами и собственниками предприятия.
Под моделью УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ субъекта хозяйствования необходимо понимать совокупность финансово-правовых и организационно-технических механизмов и приемов прогнозирования, планирования и контроля затрат и доходов предприятия с целью обеспечения поддержания приемлемого уровня рентабельности деятельности субъекта хозяйствования в долгосрочной перспективе, а также достижения других целей, определенных корпоративной стратегией.
Практическое решение задач управления прибылью тесно переплетается с другими функциональными блоками финансового менеджмента, в частности с управлением денежными потоками, управлением инвестициями, финансовым планированием и прогнозированием. Однако реализация модели управления прибылью как функционально-организационного блока управления финансами предприятия имеет принципиальные особенности, которые определяются прежде всего спецификой прибыли как объекта финансового менеджмента.
Определяя понятие управление прибылью, необходимо четко осознавать, что прибыль не является непосредственным объектом управления, поскольку ее абсолютная величина является результирующим показателем и напрямую зависит от изменения абсолютных величины прочих финансовых показателей хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования - доходов и расходов субъекта.
Хотя перед каждым из определенных блоков стоят собственные задачи, их реализация направлена на достижение общих совместных целей, стоящих перед моделью управления прибылью субъекта хозяйствования. Так, исходя из функционально-организационных особенностей и базовых характеристик модели управления прибылью как составного блока финансового менеджмента, можно выделить совокупность обособленных, целостных и логически взаимосогласованных задач, в частности:
1) максимизация благосостояния собственников;
2) максимизация рыночной стоимости предприятия;
3) поддержание конкурентоспособности в долгосрочном периоде;
4) обеспечение ликвидности предприятия и его платежеспособности;
5) поддержание приемлемого уровня самофинансирования субъекта хозяйствования;
5) поддержание инвестиционной привлекательности предприятия и другие задания в соответствии с определенными целями, достижение которых ставят перед моделью управления прибылью субъекта хозяйствования.
Объект управления прибылью предприятия включает:
§ доход от реализации продукции, товаров, предоставления услуг, выполнения работ;
§ покрытие расходов, включающих материальные затраты, оплату труда производственного и управленческого персонала, покрытие амортизационных отчислений;
§ уплату налогов и других обязательных платежей;
§ покрытие процентных платежей по займам (расходов, связанных с финансовой деятельностью);
§ формирование прибыли до уплаты налогов;
§ уплату налогов, осуществляется за счет прибыли;
§ формирование чистой прибыли;
§ выплату денежных дивидендов и тезаврацию прибыли;
§ формирование нераспределенной прибыли.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 297.