Отношения с работодателем и вознаграждение аналитика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

7.1. Аналитик должен проинформировать своего работодате­ля о личной заинтересованности в результатах деятельности или определенном уровне рыночной цены анализируемого финансового актива до начала работы над составлением аналитическо­го отчета.

7.2. Аналитик должен проинформировать своего работодателя о членстве в профессиональных организациях и о вытекающих отсюда последствиях для его деятельности и, следователь­но, деятельности его работодателя.

7.3. Аналитик должен информировать своего работодателя о существовании настоящего Кодекса, о том, что он желает сле­довать его положениям, и может подлежать дисциплинарным санкциям за нарушение Кодекса.

 7.4. До момента публикации или передачи клиенту аналити­ческого отчета аналитик не должен обсуждать свои отчеты и ре­комендации по данному финансовому активу с персоналом сво-1ей компании-работодателя, который занимается инвестицион­но-банковской или торговой деятельностью.

 7.5. Работодатели не должны привязывать вознаграждение аналитиков к результатам финансовых операций по конкретным сделкам. Если вознаграждение аналитика зависит от результатов деятельности инвестиционно-банковских или торговых подразделений работодателя, то этот факт не может быть скрыт от за­казчиков и потребителей аналитического отчета.

7.6. Аналитик, осуществляющий дополнительную деятель­ность, соответствующую его основной работе и связанную с фи­нансовым анализом, даже под псевдонимом или анонимно, дол­жен отдавать предпочтение своим основным работодателям и их клиентам, и быть внимательным по отношению к распростра­няемым комментариям и информации.

Контроль за соблюдением положений Кодекса и меры воздействия при их нарушении

8.1. Любое лицо может обратиться в ГИФА, если сочтет, что произошло нарушение какого-либо из положений настоящего Кодекса.

8.2. В случае если факт нарушения подтвердится, ГИФА либо лицо, ей уполномоченное, может применить к нарушителю одну из следующих санкций:

порицание;

публикация в СМИ о фактах нарушения;

возложение обязанности загладить причиненный вред, при­нести публичные извинения или опубликовать опровержение;

рекомендация компетентным органам управления работода­теля рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности работника, виновного в нарушении;

информирование соответствующего органа государственной власти и управления о допущенном нарушении;

рекомендация компетентным органам управления СРО или другой профессиональной ассоциации об исключении виновной организации из числа ее членов;

для членов ГИФА — иные дисциплинарные взыскания, пре­дусмотренные Уставом и внутренними документами ГИФА.

 

 

Глоссарий

 

EBEN ( European Business Ethics Net ) — Европейская сеть этики бизнеса, входящая в Интернет.

ISBEE (International Society for Business Ethics and Econo­mics) — Международное общество этики бизнеса и экономики. Проводит международные конференции по вопросам этики бизнеса, экологии, международного развития и т. п.

Абсолютизм (этический) (лат. absolutus — безусловный) — методологический принцип истолкования природы нравствен­ности, в соответствии с которым моральные понятия трактуют­ся как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, ап­риорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с исторически­ми законами развития человечества. В отличие от релятивизма, который обычно выражал протест против канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, его приверженцы часто выступали против от­носительности и условности господствующей морали, ее бес­принципности и подчиненности политическим интересам пра­вящих групп; в противовес деградации нравов привилегирован­ных классов они выставляли непреложные законы морали, которые должны соблюдаться всеми. Но, с другой стороны, та­кая критика господствующей морали не отрицала ее в принци­пе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму.

Автономная этика (греч. autos — сам и nomos — закон) — тип этической теории, которая обосновывает мораль исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл, противостоит гетерономной этике (греч. heteros — иной), объясняющей нравственность из внешнего по отноше­нию к ней начала. Примерами гетерономной этики могут слу­жить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соот­ветственно из понятий наслаждения, счастья, пользы.

Авторитаризм (лат. autoritas — власть, приказание) — одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обосно­вания нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единст­венным обоснованием ее требований является указание на авто­ритетное лицо, от которого эти требования исходят. Наиболее характерен А. для религиозных учений о нравственности, в ко­торых высшим критерием и обоснованием морали является во­ля бога.

Авторитет — влияние или способность лидера побуждать других к исполнению возложенных на них обязанностей.

Административная этика — разновидность профессиональ­ной этики, связанная с проблемами государственного управле­ния на всех уровнях, а также с проблемами и спецификой бюро­кратических организаций.

Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. По мнению А., этика имеет дело с «правильной нормой» поведения, которая обусловлена соци­альными особенностями и не может быть дедуцирована подоб­но положениям теоретических наук, равно как и не может пре­тендовать на всеобщность.

Аскетизм (греч. asketes — упражняющийся, подвижник) — моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения. В немистифицированном виде аскетические, т. е. физические и психогигиенические, правила направлены на удержание человека от постыдных слабостей (гурманства, лености, сладострастия), укрепление воли, сохра­нение духовной трезвости и обретение ясности сознания. Одна­ко их формальное исполнение, не подчиненное обязанностям человека по отношению к другим людям, не имеет нравственно­го смысла.

Безответственное поведение персонала — поведение отдель­ных сотрудников, которое может подорвать репутацию компа­нии. В. Лоукс, генеральный директор компании Baxter Travenol Laboratories, предложил четыре правила, которые оградили бы компанию от безответственного поведения персонала. Первое: нанимать следует порядочных людей с безупречной биографией и социальным поведением. Второе: следует выработать и дове­сти до сведения всех нормы ответственного поведения. Третье: менеджеры не должны устраняться от каждодневной деятельности своей организации. Четвертое: менеджеры должны выпол­нять функции ролевых моделей, воплощающих идеалы и назна­чение организации.

Бентам Иеремия (1748—1832) — английский правовед и мо­ралист, теоретический основоположник утилитаризма:

Благо — то, что заключает в себе определенный положитель­ный смысл. В более узком, собственно этическом смысле слова понятие Б. синонимично понятию добра (см. Добро и зло). «Блат» — см. Этика выгодных связей.

Вебер Макс (1864—1920) — немецкий социолог, философ и историк. В своих исследованиях В. Проводил мысль о рацио­нальности как определяющей черте современной европейской культуры. Особый интерес представляют его идеи о рациональ­ной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений. Согласно В. наиболее ярким проявлением рациональности в этике являет­ся честность отношений, в особенности между кредитором и должником. В работе «Протестантская этика и дух капитализ­ма» В. обосновывал мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическо­му комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.

Власть — в общем смысле способность и возможность осу­ществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средст­ва — авторитета, права, насилия. Заслуга обоснования властных полномочий, которыми должны быть наделены руководители организации, принадлежит Г. Саймону. В., по мнению Саймона: 1) определяет круг ответственности исполнителя перед выше­стоящим руководителем, и в этом смысле формальная власть допускает применение дополнительных санкций; 2) обеспечива­ет профессиональную экспертизу всех принимаемых решений путем включения в управленческую иерархию нужных и автори­тетных экспертов; 3) обусловливает координацию усилий всех членов организации, т. е. признание ими обязательных для них решений и общих целей. Согласно классификации Фрэнча и Рэйвена имеется пять основных форм власти: 1) власть, осно­ванная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено; 2) власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом; 3) экспертная власть — осуществляется, ко­гда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний; 4) эталонная власть (власть примера). Характе­ристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же; 5) законная власть — основывается на праве человека руководить другими в силу со­ответствующего положения в организации.

Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — субъективный прин­цип понимания нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Как практический принцип поведе­ния В. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и ниги­лизма и в конечном счете ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо общественных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. В. — крайнее выражение эти­ческого релятивизма, в основе которого лежит извращенное по­нимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали.

Выбор моральный — акт моральной деятельности, выражаю­щийся в сознательном предпочтении определенной линии пове­дения или конкретного варианта поступка, когда человек дол­жен самостоятельно принять моральное решение в пользу одно­го из них и нередко вопреки другому (см. Конфликт моральный).

Гедонизм (греч. hedone — наслаждение) — широко приме­нявшийся в истории этической мысли способ обоснования мо­рали и истолкования ее природы и целей. Все содержание раз­нообразных моральных требований Г. сводит к общей цели — к получению наслаждения и избежанию страдания. Эта цель рассматривается как основное -движущее начало в человеке, за­ложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписываю­щий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемо­низм) противоположен аскетизму.

Гуманизм (лат. humanus — человеческий, человечный) — ис­торически изменяющаяся система воззрений, признающая цен­ность человека как личности, его право на свободу, счастье, раз­витие и проявление своих способностей, считающая благо чело­века критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, человечности, справедливости — желаемой нормой отношений между людьми.

Деонтическая этика (этика долга) — направление этики, ис­ходящее из приоритета внутренних мотивов, а не последствий действий, как, например, в утилитаризме. С точки зрения деон­тической этики действие является морально оправданным для данного лица в том и только в том случае, если причина, по ко­торой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действо­вали бы так же. Обоснование деонтической этики дано в рабо­тах немецкого философа И. Канта.

Добро и зло — нормативно-оценочные категории морально­го сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, бла­го, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действи­тельности, зло.

Добродетель — понятие нравственного сознания, являющее­ся обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, класса, общества) и указывающее на их моральную ценность.

Догматизм — антиисторический схематически-окостеневший стиль мышления, при котором анализ и оценка теоретиче­ских и практических проблем и положений проводится без уче­та конкретной реальности.

Долг — одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в та­кой форме, в какой они выступают перед определенной лично­стью. Категория долга тесно связана с другими понятиями, ха­рактеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Домострой — русский средневековый сборник нравоучитель­ных, хозяйственных, бытовых правил и наставлений, послужив­ший эталоном поведения православного человека в различных областях деятельности: управлении домом, торговле, отношении к государству и т. д.

Достоинство — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое мо­ральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Достоинство наряду с совестью и честью являются одним из способов осознания человеком своей ответственности перед со­бой как личностью. От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое достоинство и осуществлять свое чело­веческое назначение.

Избирательная этика — соблюдение этических норм и пра­вил только с определенными — «своими» — людьми. В отноше­нии «чужих» допускается нарушение этических стандартов.

Инвайроментализм — организованное движение заинтересо­ванных граждан и государственных органов, направленное на защиту окружающей среды.

Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и уче­ный, родоначальник немецкой классической философии. В основе этического учения К. лежит сложившееся под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких-либо задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основным законом этики К. провозгласил формальное внутреннее повеление — категорический императив. При этом К. стремился строго отделить сознание нравственного долга от чувственной эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону. В случае конфликта между чувственной склонностью и нравственным законом К. требует безусловного подчинения нравственному долгу.

Карта этики — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующий этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Содержит также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

Категорический императив (от лат. imperativus — повелитель­ный) — термин, введенный Кантом в книге «Критика практиче­ского разума» (1788) и обозначающий основной закон его этики. Кант указывает на три основные формулировки категориче­ского императива. Первая из них требует всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех, т. е. мог быть возведен в ранг универсального морального закона. Вторая формулировка призывает не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других. Третья формулировка категорического императива Канта строго запрещает рассматривать и использовать других людей как средство для достижения собственных (пусть самых высоких и об­щественно значимых) целей. Человек не может в принципе рас­сматриваться как инструмент для социальной деятельности. Согласно Канту К. и. является всеобщим обязательным принци­пом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д.

Квоты — форма поддержки социальных меньшинств, преду­сматривающая собой количественные нормы найма на работу представителей социальных меньшинств.

Кодекс этический (лат. codex — книга) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях основные принципы и правила делового поведения формулиру­ются в этических кодексах. В литературе обычно выделяют кор­поративные, профессиональные, национальные и всемирные этические кодексы. Корпоративный этический кодекс обычно включает в себя положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администра­ции по отношению к своим работникам, обязательства по охра­не окружающей среды и т. п. Существует несколько типов кор­поративных этических кодексов: а) регулятивный документ с де­тально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса; б) краткий ко­декс, включающий в себя абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации; в) подробный кодекс социаль­ных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками ит.д.

Комитет по этике — временное или постоянное подразделе­ние организации, состоящее, как правило, из руководителей высшего уровня и специалистов по этике и призванное выраба­тывать этическую политику организации, а также решать кон­кретные этические проблемы данной организации.

Консалтинг этический — разновидность консультирования, направленная на решение этических проблем организации внешними независимыми экспертами.

Консюмеризм — организованное движение граждан и госу­дарственных органов, направленное на повышение прав и влия­ния покупателей на продавцов продуктов.

Конфликт интересов — возникает, если у человека есть лич­ная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выго­ду от решений, принимаемых этим сотрудником при исполне­нии им служебных обязанностей; либо от осведомленности со­трудника относительно действий организации или ее планов на будущее.

Конфликт моральный — специфическая ситуация морально­го выбора, в которой принимающий решение человек констати­рует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравст­венной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную нравст­венную ценность.

Конформизм (лат. conformis — сообразный) — социальная ориентация, складывающаяся в результате не самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительно­го принятия готового порядка вещей. Конформист не выраба­тывает собственной моральной позиции при решении объективных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т. е. навязываются ему явно (путем принуждения) либо неявно (внушением, через традицию или другим путем).

Корпоративная социальная ответственность — в отличие от юридической подразумевает определенный уровень доброволь­ного отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного поведения относятся благотворительность; раз­витие социальных программ корпорациями, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др.

Манипулирование — использование неэтичных средств и методов мотивации сотрудников (обман, сокрытие информации и подлинных намерений, силовое давление и др.).

Меценатство (от лат. Maecenas (Maecenatis) — римский государственный деятель, прославившийся широким покровитель­ством поэтам и художникам) — покровительство наукам и ис­кусствам.

Мораль — (лат. moralis — нравственный; mores — нравы) — предмет изучения этики, форма общественного сознания, об­щественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

Нигилизм (моральный) (лат. nigil — ничто) — принцип, ха­рактеризующий отношение человека к нравственным ценно­стям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов (в этом отношении он близок к мо­ральному релятивизму и в своем крайнем выражении переходит в цинизм и аморализм), непризнание любых общественных авто­ритетов.

Норм-утилитаризм — разновидность утилитаризма, ограни­чивающая сферу действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали.

Нравственная слабость — неспособность человека совершить поступок, признаваемый им морально правильным.

Обучение этике — совокупность приемов и методов повыше­ния этического уровня сотрудников организации.

Ответственность социальная и этика — один из аспектов сложной взаимосвязи бизнеса и общества. Концепция социаль­ной ответственности бизнеса исходит из того, что менедж­мент — это не только экономический институт, ориентирован­ный исключительно на получение прибыли, он также является частью общества и по этой причине ответствен перед общест­вом. Для того чтобы не допускать этически неприемлемого по­ведения руководителей, в практике менеджмента используются в настоящее время среди прочих следующие критерии подбора управленческих кадров: 1) принимать на работу следует только «правильных людей». Брать людей с запятнанной биографией — это всегда крупный этический риск; 2) разрабатывать и дово­дить до сведения сотрудников нормы ответственного поведения и меньше времени уделять формальным правилам; 3) менедже­ры не должны стоять в стороне от ежедневной жизни своей ор­ганизации, не контактируя с сотрудниками, конкурентами и другими группами, входящими в сферу их интересов; 4) ме­неджеры должны выступать в качестве ролевых моделей, пред­писывать и демонстрировать свои представления о том, как на­до работать.

Официальная идеология — общепринятые взгляды, состав­ляющие значительную часть системы понятий данной группы, однако не оказывающие заметного воздействия на групповые ценности и действия. Имеет влияние на нравственные ценности или поведение.

Управляющая идеология — общепринятые взгляды, состав­ляющие значительную часть системы понятий данной группы и оказывающие существенное воздействие на групповые ценно­сти и поведение индивидов.

Оценка (моральная) — одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответст­вие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт ха­рактера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.

Поведение (моральное) — совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относи­тельно продолжительный период в постоянных или изменяю­щихся условиях.

Поступок — элемент нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последст­вий, намерений и дел, целей и средств.

Права потребителей — закрепленные в законодательных ак­тах и общественном мнении нормы отношений бизнеса и потребителей.

Прагматизм (греч. pragma — действие, практика) — направ­ление в философии морали, распространенное в США с начала XX в. вплоть до 60-х гг. Основу этического учения П. заложил У. Джемс, сформулировавший два его исходных принципа: доб­ро есть то, что отвечает какой-либо потребности; каждая мо­ральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует со­вершенно нового решения. По существу прагматисты отрицают возможность теоретического рассмотрения практических жиз­ненных проблем. На словах прагматисты придают большое зна­чение разуму в решении вопросов морали. Но, с их точки зре­ния, с помощью, разума может решаться лишь вопрос о выборе средств, методов достижения поставленных целей. Сами же це­ли не могут якобы обосновываться разумом, вообще вопрос о них выходит за границы этики и нравственности.

Принципы (моральные) (лат. principium — основание) — одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требо­вания выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписы­вает, какие конкретно поступки человек должен совершить, а понятие «моральные качества» характеризует отдельные сторо­ны поведения и черты характера личности, .то принципы в об­щей форме раскрывают содержание той или иной нравственно­сти; выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

Профессиональная этика (мораль) — подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий ру­ководством поведения в той или иной профессиональной дея­тельности.

Пуританство (англ. puritan, от позднелат. puritas — чисто­та) — стиль жизни и деятельности личности, проистекающий из неукоснительного следования системе взглядов, элементами ко­торой являются аскетизм, фетишизация строгости нравов, пат­риархальное отношение к вопросам семьи и брака. В историче­ском плане этот термин ведет свое происхождение от названия религиозно-политического радикально-реформационного дви­жения в Англии XVI—XVII вв., известного как пуританизм. Для пуританской этики характерна проповедь накопительства, бе­режливости, крайнего ограничения потребностей, фанатическое отрицание роскоши и расточительства, пышных церемоний и празднеств, абсолютизированная строгость моральных и нрав­ственных норм, мелочная регламентация жизнедеятельности индивида.

Рационализм (этический) (от лат. rationalis — разумный) — методологический принцип, лежащий в основе многих теорий морали. Как и в философии, Р. в этике выражается в попытках создать всеобщую дедуктивную систему нравственности, по­строенную в порядке общности входящих в нее понятий и пред­ставлений, найти универсальный моральный принцип, из кото­рого можно было бы логически вывести все конкретные требо­вания нравственности применительно к различным ситуациям.

Релятивизм (этический) (лат. relativus — относительный) — методологический принцип истолкования природы нравствен­ности, лежащий в основе многочисленных западных этических теорий; выражается в том, что моральным понятиям и представ­лениям придается относительный, изменчивый и условный ха­рактер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принци­пы, понятия добра и зла различны у разных народов, социаль­ных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени. В этическом Р. часто выражалось стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нравственности, которым придавался абсолютный и догматиче­ский смысл (см. Абсолютизм).

Ригоризм — (лат. rigor — строгость) — разновидность форма­лизма в морали; моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравствен­ных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновению долгу, даже вопреки целесообраз­ности, интересам людей и общества. Р. часто связан с фанатиз­мом, аскетизмом и иногда перерастает в моральное ханжество и фарисейство.

Ролз Д. — американский этик, автор книги «Теория спра­ведливости» (1971).

Сексуальные домогательства — представляют собой неспро­воцированные сексуальные притязания, попытки добиться бла­госклонности и другие словесные и физические действия сексу­ального характера, обращенные на работника, которые оказыва­ют влияние на его (ее) деятельность и дальнейшую карьеру. Исследования показывают, что чаще всего сексуальное домога­тельство направлено от начальника к подчиненному.

Скептицизм (греч. skeptikos — разглядывающий, расследую­щий). — 1. Моральный — воззрение на человека и общество, так или иначе принижающее их моральные возможности, отри­цающее их нравственную дееспособность. 2. Этический — воз­зрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.

Служебное разоблачение — информирование сотрудником организации вышестоящих органов о имеющихся в организации нарушениях.

Совесть — категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоя­тельно формулировать для себя моральные обязанности, требо­вать от себя их выполнения и производить самооценку совер­шенных поступков.

Социальные ревизии — один из способов повышения харак­теристик этичности поведения руководителей и рядовых работ­ников организации. С. р. существуют для оценки И/«составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организа­ции. Сторонники С. р. полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности орга­низации. Вместе с тем практика показывает, что проблемы из­мерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены в полной мере.

Социальная ответственность и цели — постановка целей ор­ганизации как исходный момент в рассуждениях о социальной ответственности бизнеса. В конечном счете, цели суть факторы, которые позволяют нам непосредственно принять ценности и приоритеты, стоящие перед организацией. К числу важней­ших целей организации относятся задачи юридического, техни­ческого, персонального и социального характера, но в первую очередь получение прибыли. Руководители, стремящиеся соз­дать эффективно действующую организацию, должны иметь в виду все эти цели, а не только получение прибыли, так как, игнорируя вторичные, но не менее важные цели, нельзя достичь и первичной цели — прибыльности.

Способы повышения этического уровня организации — к наи­более распространенным относятся: составление этических ко­дексов (нормативов), разработка карт этики, создание этических комитетов, обучение этичному поведению, социальные ревизии, этическое консультирование, проведение этических экспертиз.

Справедливость — понятие морального сознания, характери­зующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущно­сти человека и его прав.

«Стеклянный потолок» — ограничение продвижения по службе женщин выше определенного уровня.

«Стукачество» — см. Служебное разоблачение.

Такт — хороший вкус в поведении и манере держать себя.

Тид Ордуэй — американский исследователь в области бизне­са, экономики и социальных проблем, развивал идеи социаль­ной ответственности менеджмента. В своей главной работе «Ис­кусство администрирования», опубликованной в 1951 г., Т. обосновывает теорию, согласно которой менеджмент — это серьезная социальная обязанность. Он утверждает, что людей нельзя сводить до уровня машин или делать их жертвами «без­душного капитала, стремящегося только к прибыли». В тот пе­риод в США социальная ответственность еще не воспринима­лась в качестве общепризнанной доктрины и частные предпри­ниматели еще не хотели видеть какой-либо взаимосвязи погони за прибылью и неумеренной эксплуатации человеческих ресур­сов. Права рабочих идентифицировались тогда с получением компанией максимальной прибыли, которая якобы могла быть единственным источником благосостояния рабочих.

Требование (моральное) — простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. В этих отношениях человек подчиняется различным фор­мам долженствования, которые находят отражение в соответст­вующих формах морального сознания.

Уровень нравственного развития — показатель ориентации человека на способ обоснования своих этических ценностей (боязнь наказания, выгода, авторитет, чувство долга по отноше­нию к властям, ориентация на закон или на всеобщие принци­пы).

Утилитаризм (лат. utilitas — польза) — 1. Этическая теория, отразившая интересы и умонастроения британской либеральной буржуазии эпохи расцвета капитализма в Англии XIX в., про­должавшая традицию гедонизма и эвдемонизма в этике. В основе этики утилитаризма лежит выдвинутый Бентамом принцип по­лезности, провозглашавший единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей, что должно нейтрализовать противо­положность классовых интересов и последствий капиталистиче­ской конкуренции. 2. Принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету. У. равнозначен узкому практи­цизму, отрицанию возвышенных мотивов, преуменьшению ро­ли духовных интересов человека.

Утилитарная этика — направление этики, определяющее мо­ральность поступка, исходя из последствий совершенного по­ступка. Какое-либо действие считается правомерным с точки зрения утилитарной этики в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает сум­марный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.

Филантропия (греч. philanthropia — человеколюбие) — благотворительность как историческая форма проявления гуманизма; совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи социально незащищенным лицам и слоям общества, находящимся в бедственном положении

Формализм моральный — разновидность морального догма­тизма, проявляющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в формальном выполнении долга, когда человек не задумывает­ся над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей об­щества и человека.

Ценности (моральные) — одна из форм проявления мораль­ных отношений общества. Под ценностями понимается, во-пер­вых, общественное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характери­стики общественных институтов; во-вторых, ценностные пред­ставления, относящиеся к области морального сознания, — мо­ральные нормы, принципы, идеалы.

Цинизм — моральное качество, характеризующееся презри­тельным отношением к культуре общества, к его духовным и в особенности нравственным ценностям. Термин «Д» обязан сво­им происхождением древнегреческой философской школе ки­ников (основана Антисфеном в IV до н. э.; при переводе на ла­тинский слово стало звучать как «циники»), которые пропове­довали презрение к общепринятым нормам поведения, полную независимость человека от общества, возврат к «естественному» состоянию. Впоследствии Ц. стали называть слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества; глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Ц. в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгои­стические интересы всеми возможными, в том числе и амораль­ными средствами (см. Аморализм), а также для тех; кто, разоча­ровавшись в каких-либо идеалах, пришел к моральному бан­кротству и идейной опустошенности.

Честь — понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, Ч. раскрывает отношение человека к са­мому себе и отношение к нему со стороны общества. Моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным об­щественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Эвдемонизм (греч. eudaimonia — счастье) — часто применяв­шийся в истории этики способ обоснования морали и истолко­вания ее природы и целей. Э. во многом подобен гедонизму, час­то ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в этических теориях эпохи Возрождения). Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Э. считает понятие сча­стья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Э. при его последовательном проведении в качестве методологического принципа этической теории представляет собой разно­видность рационализма и обычно связан с индивидуалистиче­ским толкованием нравственности.

Эгоизм (лат. ego — я) — жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отно­шения к обществу и другим людям; означает оказание предпоч­тения при выборе линии поведения собственным интересам пе­ред интересами общества и окружающих людей и является наи­более открытым проявлением индивидуализма.

Этика бизнеса — научная дисциплина, представляющая со­бой синтез теории этики и традиционного обучения ведению дел, таких как организационное поведение, экономика, страте­гическое планирование, финансы, учет, маркетинг.

Этика выгодных связей — решение деловых и личных про­блем в нарушение существующего юридического, экономиче­ского и морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к това­рам или услугам.

Этикет (фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветст­вий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и др.). Э. — составная часть внешней культуры общества.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Де Джордан Р.Т. Деловая этика в 2т. СПб. М., 2001 г.

2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений – М., 2002 г.

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М., 2002 г.

4. Венедиктова В.И. О деловой этике и эстетике. – М., 1995 г.

5. Венедиктова В.И. Деловая репутация. – М., 1996 г.

6. Кузин Ф.А. Культур делового общения. М., 2002 г.

7. Психология и этика делового общения /под ред. В.А. Лавриненко/. – М., 2002 г.

8. Шепель В.М. Административная этика. М., 1999 г.

9. Шихарев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. – М., 1999г.

10. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. – М., 2001г.

11. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. – М., 2002 г.

12. Кузнецов И.Н.. Корпоративная этика. – М., 2003 г.

13. Экономическая психология. Социокультурный подход. /под

ред. Андреевой И.В./. – Сиб., 2000 г.

14. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса – М., 2007 г.

15. Прохоров А.П. Русская модель управления – М., 2004 г.

16. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса – М., 2000 г.

17. Собольникова В.В., Костенко Н.А. Этика и психология делового общения – Новосибирск, 2007 г.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 305.