7.1. Аналитик должен проинформировать своего работодателя о личной заинтересованности в результатах деятельности или определенном уровне рыночной цены анализируемого финансового актива до начала работы над составлением аналитического отчета.
7.2. Аналитик должен проинформировать своего работодателя о членстве в профессиональных организациях и о вытекающих отсюда последствиях для его деятельности и, следовательно, деятельности его работодателя.
7.3. Аналитик должен информировать своего работодателя о существовании настоящего Кодекса, о том, что он желает следовать его положениям, и может подлежать дисциплинарным санкциям за нарушение Кодекса.
7.4. До момента публикации или передачи клиенту аналитического отчета аналитик не должен обсуждать свои отчеты и рекомендации по данному финансовому активу с персоналом сво-1ей компании-работодателя, который занимается инвестиционно-банковской или торговой деятельностью.
7.5. Работодатели не должны привязывать вознаграждение аналитиков к результатам финансовых операций по конкретным сделкам. Если вознаграждение аналитика зависит от результатов деятельности инвестиционно-банковских или торговых подразделений работодателя, то этот факт не может быть скрыт от заказчиков и потребителей аналитического отчета.
7.6. Аналитик, осуществляющий дополнительную деятельность, соответствующую его основной работе и связанную с финансовым анализом, даже под псевдонимом или анонимно, должен отдавать предпочтение своим основным работодателям и их клиентам, и быть внимательным по отношению к распространяемым комментариям и информации.
Контроль за соблюдением положений Кодекса и меры воздействия при их нарушении
8.1. Любое лицо может обратиться в ГИФА, если сочтет, что произошло нарушение какого-либо из положений настоящего Кодекса.
8.2. В случае если факт нарушения подтвердится, ГИФА либо лицо, ей уполномоченное, может применить к нарушителю одну из следующих санкций:
порицание;
публикация в СМИ о фактах нарушения;
возложение обязанности загладить причиненный вред, принести публичные извинения или опубликовать опровержение;
рекомендация компетентным органам управления работодателя рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности работника, виновного в нарушении;
информирование соответствующего органа государственной власти и управления о допущенном нарушении;
рекомендация компетентным органам управления СРО или другой профессиональной ассоциации об исключении виновной организации из числа ее членов;
для членов ГИФА — иные дисциплинарные взыскания, предусмотренные Уставом и внутренними документами ГИФА.
Глоссарий
EBEN ( European Business Ethics Net ) — Европейская сеть этики бизнеса, входящая в Интернет.
ISBEE (International Society for Business Ethics and Economics) — Международное общество этики бизнеса и экономики. Проводит международные конференции по вопросам этики бизнеса, экологии, международного развития и т. п.
Абсолютизм (этический) (лат. absolutus — безусловный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, который обычно выражал протест против канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, его приверженцы часто выступали против относительности и условности господствующей морали, ее беспринципности и подчиненности политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, которые должны соблюдаться всеми. Но, с другой стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму.
Автономная этика (греч. autos — сам и nomos — закон) — тип этической теории, которая обосновывает мораль исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл, противостоит гетерономной этике (греч. heteros — иной), объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслаждения, счастья, пользы.
Авторитаризм (лат. autoritas — власть, приказание) — одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. Наиболее характерен А. для религиозных учений о нравственности, в которых высшим критерием и обоснованием морали является воля бога.
Авторитет — влияние или способность лидера побуждать других к исполнению возложенных на них обязанностей.
Административная этика — разновидность профессиональной этики, связанная с проблемами государственного управления на всех уровнях, а также с проблемами и спецификой бюрократических организаций.
Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. По мнению А., этика имеет дело с «правильной нормой» поведения, которая обусловлена социальными особенностями и не может быть дедуцирована подобно положениям теоретических наук, равно как и не может претендовать на всеобщность.
Аскетизм (греч. asketes — упражняющийся, подвижник) — моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения. В немистифицированном виде аскетические, т. е. физические и психогигиенические, правила направлены на удержание человека от постыдных слабостей (гурманства, лености, сладострастия), укрепление воли, сохранение духовной трезвости и обретение ясности сознания. Однако их формальное исполнение, не подчиненное обязанностям человека по отношению к другим людям, не имеет нравственного смысла.
Безответственное поведение персонала — поведение отдельных сотрудников, которое может подорвать репутацию компании. В. Лоукс, генеральный директор компании Baxter Travenol Laboratories, предложил четыре правила, которые оградили бы компанию от безответственного поведения персонала. Первое: нанимать следует порядочных людей с безупречной биографией и социальным поведением. Второе: следует выработать и довести до сведения всех нормы ответственного поведения. Третье: менеджеры не должны устраняться от каждодневной деятельности своей организации. Четвертое: менеджеры должны выполнять функции ролевых моделей, воплощающих идеалы и назначение организации.
Бентам Иеремия (1748—1832) — английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма:
Благо — то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В более узком, собственно этическом смысле слова понятие Б. синонимично понятию добра (см. Добро и зло). «Блат» — см. Этика выгодных связей.
Вебер Макс (1864—1920) — немецкий социолог, философ и историк. В своих исследованиях В. Проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Особый интерес представляют его идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений. Согласно В. наиболее ярким проявлением рациональности в этике является честность отношений, в особенности между кредитором и должником. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» В. обосновывал мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.
Власть — в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Заслуга обоснования властных полномочий, которыми должны быть наделены руководители организации, принадлежит Г. Саймону. В., по мнению Саймона: 1) определяет круг ответственности исполнителя перед вышестоящим руководителем, и в этом смысле формальная власть допускает применение дополнительных санкций; 2) обеспечивает профессиональную экспертизу всех принимаемых решений путем включения в управленческую иерархию нужных и авторитетных экспертов; 3) обусловливает координацию усилий всех членов организации, т. е. признание ими обязательных для них решений и общих целей. Согласно классификации Фрэнча и Рэйвена имеется пять основных форм власти: 1) власть, основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено; 2) власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом; 3) экспертная власть — осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний; 4) эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же; 5) законная власть — основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации.
Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — субъективный принцип понимания нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Как практический принцип поведения В. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном счете ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо общественных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. В. — крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали.
Выбор моральный — акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому (см. Конфликт моральный).
Гедонизм (греч. hedone — наслаждение) — широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели — к получению наслаждения и избежанию страдания. Эта цель рассматривается как основное -движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.
Гуманизм (лат. humanus — человеческий, человечный) — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, человечности, справедливости — желаемой нормой отношений между людьми.
Деонтическая этика (этика долга) — направление этики, исходящее из приоритета внутренних мотивов, а не последствий действий, как, например, в утилитаризме. С точки зрения деонтической этики действие является морально оправданным для данного лица в том и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же. Обоснование деонтической этики дано в работах немецкого философа И. Канта.
Добро и зло — нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности, зло.
Добродетель — понятие нравственного сознания, являющееся обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, класса, общества) и указывающее на их моральную ценность.
Догматизм — антиисторический схематически-окостеневший стиль мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений проводится без учета конкретной реальности.
Долг — одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.
Домострой — русский средневековый сборник нравоучительных, хозяйственных, бытовых правил и наставлений, послуживший эталоном поведения православного человека в различных областях деятельности: управлении домом, торговле, отношении к государству и т. д.
Достоинство — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Достоинство наряду с совестью и честью являются одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое достоинство и осуществлять свое человеческое назначение.
Избирательная этика — соблюдение этических норм и правил только с определенными — «своими» — людьми. В отношении «чужих» допускается нарушение этических стандартов.
Инвайроментализм — организованное движение заинтересованных граждан и государственных органов, направленное на защиту окружающей среды.
Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. В основе этического учения К. лежит сложившееся под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких-либо задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основным законом этики К. провозгласил формальное внутреннее повеление — категорический императив. При этом К. стремился строго отделить сознание нравственного долга от чувственной эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону. В случае конфликта между чувственной склонностью и нравственным законом К. требует безусловного подчинения нравственному долгу.
Карта этики — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующий этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Содержит также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.
Категорический императив (от лат. imperativus — повелительный) — термин, введенный Кантом в книге «Критика практического разума» (1788) и обозначающий основной закон его этики. Кант указывает на три основные формулировки категорического императива. Первая из них требует всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех, т. е. мог быть возведен в ранг универсального морального закона. Вторая формулировка призывает не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других. Третья формулировка категорического императива Канта строго запрещает рассматривать и использовать других людей как средство для достижения собственных (пусть самых высоких и общественно значимых) целей. Человек не может в принципе рассматриваться как инструмент для социальной деятельности. Согласно Канту К. и. является всеобщим обязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д.
Квоты — форма поддержки социальных меньшинств, предусматривающая собой количественные нормы найма на работу представителей социальных меньшинств.
Кодекс этический (лат. codex — книга) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. В литературе обычно выделяют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные этические кодексы. Корпоративный этический кодекс обычно включает в себя положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам, обязательства по охране окружающей среды и т. п. Существует несколько типов корпоративных этических кодексов: а) регулятивный документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса; б) краткий кодекс, включающий в себя абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации; в) подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками ит.д.
Комитет по этике — временное или постоянное подразделение организации, состоящее, как правило, из руководителей высшего уровня и специалистов по этике и призванное вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы данной организации.
Консалтинг этический — разновидность консультирования, направленная на решение этических проблем организации внешними независимыми экспертами.
Консюмеризм — организованное движение граждан и государственных органов, направленное на повышение прав и влияния покупателей на продавцов продуктов.
Конфликт интересов — возникает, если у человека есть личная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых этим сотрудником при исполнении им служебных обязанностей; либо от осведомленности сотрудника относительно действий организации или ее планов на будущее.
Конфликт моральный — специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную нравственную ценность.
Конформизм (лат. conformis — сообразный) — социальная ориентация, складывающаяся в результате не самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т. е. навязываются ему явно (путем принуждения) либо неявно (внушением, через традицию или другим путем).
Корпоративная социальная ответственность — в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного поведения относятся благотворительность; развитие социальных программ корпорациями, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др.
Манипулирование — использование неэтичных средств и методов мотивации сотрудников (обман, сокрытие информации и подлинных намерений, силовое давление и др.).
Меценатство (от лат. Maecenas (Maecenatis) — римский государственный деятель, прославившийся широким покровительством поэтам и художникам) — покровительство наукам и искусствам.
Мораль — (лат. moralis — нравственный; mores — нравы) — предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.
Нигилизм (моральный) (лат. nigil — ничто) — принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов (в этом отношении он близок к моральному релятивизму и в своем крайнем выражении переходит в цинизм и аморализм), непризнание любых общественных авторитетов.
Норм-утилитаризм — разновидность утилитаризма, ограничивающая сферу действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали.
Нравственная слабость — неспособность человека совершить поступок, признаваемый им морально правильным.
Обучение этике — совокупность приемов и методов повышения этического уровня сотрудников организации.
Ответственность социальная и этика — один из аспектов сложной взаимосвязи бизнеса и общества. Концепция социальной ответственности бизнеса исходит из того, что менеджмент — это не только экономический институт, ориентированный исключительно на получение прибыли, он также является частью общества и по этой причине ответствен перед обществом. Для того чтобы не допускать этически неприемлемого поведения руководителей, в практике менеджмента используются в настоящее время среди прочих следующие критерии подбора управленческих кадров: 1) принимать на работу следует только «правильных людей». Брать людей с запятнанной биографией — это всегда крупный этический риск; 2) разрабатывать и доводить до сведения сотрудников нормы ответственного поведения и меньше времени уделять формальным правилам; 3) менеджеры не должны стоять в стороне от ежедневной жизни своей организации, не контактируя с сотрудниками, конкурентами и другими группами, входящими в сферу их интересов; 4) менеджеры должны выступать в качестве ролевых моделей, предписывать и демонстрировать свои представления о том, как надо работать.
Официальная идеология — общепринятые взгляды, составляющие значительную часть системы понятий данной группы, однако не оказывающие заметного воздействия на групповые ценности и действия. Имеет влияние на нравственные ценности или поведение.
Управляющая идеология — общепринятые взгляды, составляющие значительную часть системы понятий данной группы и оказывающие существенное воздействие на групповые ценности и поведение индивидов.
Оценка (моральная) — одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.
Поведение (моральное) — совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.
Поступок — элемент нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Права потребителей — закрепленные в законодательных актах и общественном мнении нормы отношений бизнеса и потребителей.
Прагматизм (греч. pragma — действие, практика) — направление в философии морали, распространенное в США с начала XX в. вплоть до 60-х гг. Основу этического учения П. заложил У. Джемс, сформулировавший два его исходных принципа: добро есть то, что отвечает какой-либо потребности; каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения. По существу прагматисты отрицают возможность теоретического рассмотрения практических жизненных проблем. На словах прагматисты придают большое значение разуму в решении вопросов морали. Но, с их точки зрения, с помощью, разума может решаться лишь вопрос о выборе средств, методов достижения поставленных целей. Сами же цели не могут якобы обосновываться разумом, вообще вопрос о них выходит за границы этики и нравственности.
Принципы (моральные) (лат. principium — основание) — одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершить, а понятие «моральные качества» характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, .то принципы в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности; выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.
Профессиональная этика (мораль) — подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.
Пуританство (англ. puritan, от позднелат. puritas — чистота) — стиль жизни и деятельности личности, проистекающий из неукоснительного следования системе взглядов, элементами которой являются аскетизм, фетишизация строгости нравов, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака. В историческом плане этот термин ведет свое происхождение от названия религиозно-политического радикально-реформационного движения в Англии XVI—XVII вв., известного как пуританизм. Для пуританской этики характерна проповедь накопительства, бережливости, крайнего ограничения потребностей, фанатическое отрицание роскоши и расточительства, пышных церемоний и празднеств, абсолютизированная строгость моральных и нравственных норм, мелочная регламентация жизнедеятельности индивида.
Рационализм (этический) (от лат. rationalis — разумный) — методологический принцип, лежащий в основе многих теорий морали. Как и в философии, Р. в этике выражается в попытках создать всеобщую дедуктивную систему нравственности, построенную в порядке общности входящих в нее понятий и представлений, найти универсальный моральный принцип, из которого можно было бы логически вывести все конкретные требования нравственности применительно к различным ситуациям.
Релятивизм (этический) (лат. relativus — относительный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе многочисленных западных этических теорий; выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени. В этическом Р. часто выражалось стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нравственности, которым придавался абсолютный и догматический смысл (см. Абсолютизм).
Ригоризм — (лат. rigor — строгость) — разновидность формализма в морали; моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновению долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества. Р. часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда перерастает в моральное ханжество и фарисейство.
Ролз Д. — американский этик, автор книги «Теория справедливости» (1971).
Сексуальные домогательства — представляют собой неспровоцированные сексуальные притязания, попытки добиться благосклонности и другие словесные и физические действия сексуального характера, обращенные на работника, которые оказывают влияние на его (ее) деятельность и дальнейшую карьеру. Исследования показывают, что чаще всего сексуальное домогательство направлено от начальника к подчиненному.
Скептицизм (греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий). — 1. Моральный — воззрение на человека и общество, так или иначе принижающее их моральные возможности, отрицающее их нравственную дееспособность. 2. Этический — воззрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.
Служебное разоблачение — информирование сотрудником организации вышестоящих органов о имеющихся в организации нарушениях.
Совесть — категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.
Социальные ревизии — один из способов повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников организации. С. р. существуют для оценки И/«составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники С. р. полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Вместе с тем практика показывает, что проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены в полной мере.
Социальная ответственность и цели — постановка целей организации как исходный момент в рассуждениях о социальной ответственности бизнеса. В конечном счете, цели суть факторы, которые позволяют нам непосредственно принять ценности и приоритеты, стоящие перед организацией. К числу важнейших целей организации относятся задачи юридического, технического, персонального и социального характера, но в первую очередь получение прибыли. Руководители, стремящиеся создать эффективно действующую организацию, должны иметь в виду все эти цели, а не только получение прибыли, так как, игнорируя вторичные, но не менее важные цели, нельзя достичь и первичной цели — прибыльности.
Способы повышения этического уровня организации — к наиболее распространенным относятся: составление этических кодексов (нормативов), разработка карт этики, создание этических комитетов, обучение этичному поведению, социальные ревизии, этическое консультирование, проведение этических экспертиз.
Справедливость — понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав.
«Стеклянный потолок» — ограничение продвижения по службе женщин выше определенного уровня.
«Стукачество» — см. Служебное разоблачение.
Такт — хороший вкус в поведении и манере держать себя.
Тид Ордуэй — американский исследователь в области бизнеса, экономики и социальных проблем, развивал идеи социальной ответственности менеджмента. В своей главной работе «Искусство администрирования», опубликованной в 1951 г., Т. обосновывает теорию, согласно которой менеджмент — это серьезная социальная обязанность. Он утверждает, что людей нельзя сводить до уровня машин или делать их жертвами «бездушного капитала, стремящегося только к прибыли». В тот период в США социальная ответственность еще не воспринималась в качестве общепризнанной доктрины и частные предприниматели еще не хотели видеть какой-либо взаимосвязи погони за прибылью и неумеренной эксплуатации человеческих ресурсов. Права рабочих идентифицировались тогда с получением компанией максимальной прибыли, которая якобы могла быть единственным источником благосостояния рабочих.
Требование (моральное) — простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. В этих отношениях человек подчиняется различным формам долженствования, которые находят отражение в соответствующих формах морального сознания.
Уровень нравственного развития — показатель ориентации человека на способ обоснования своих этических ценностей (боязнь наказания, выгода, авторитет, чувство долга по отношению к властям, ориентация на закон или на всеобщие принципы).
Утилитаризм (лат. utilitas — польза) — 1. Этическая теория, отразившая интересы и умонастроения британской либеральной буржуазии эпохи расцвета капитализма в Англии XIX в., продолжавшая традицию гедонизма и эвдемонизма в этике. В основе этики утилитаризма лежит выдвинутый Бентамом принцип полезности, провозглашавший единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей, что должно нейтрализовать противоположность классовых интересов и последствий капиталистической конкуренции. 2. Принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету. У. равнозначен узкому практицизму, отрицанию возвышенных мотивов, преуменьшению роли духовных интересов человека.
Утилитарная этика — направление этики, определяющее моральность поступка, исходя из последствий совершенного поступка. Какое-либо действие считается правомерным с точки зрения утилитарной этики в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.
Филантропия (греч. philanthropia — человеколюбие) — благотворительность как историческая форма проявления гуманизма; совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи социально незащищенным лицам и слоям общества, находящимся в бедственном положении
Формализм моральный — разновидность морального догматизма, проявляющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в формальном выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.
Ценности (моральные) — одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимается, во-первых, общественное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, — моральные нормы, принципы, идеалы.
Цинизм — моральное качество, характеризующееся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным и в особенности нравственным ценностям. Термин «Д» обязан своим происхождением древнегреческой философской школе киников (основана Антисфеном в IV до н. э.; при переводе на латинский слово стало звучать как «циники»), которые проповедовали презрение к общепринятым нормам поведения, полную независимость человека от общества, возврат к «естественному» состоянию. Впоследствии Ц. стали называть слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества; глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Ц. в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми возможными, в том числе и аморальными средствами (см. Аморализм), а также для тех; кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к моральному банкротству и идейной опустошенности.
Честь — понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, Ч. раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.
Эвдемонизм (греч. eudaimonia — счастье) — часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Э. во многом подобен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в этических теориях эпохи Возрождения). Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Э. при его последовательном проведении в качестве методологического принципа этической теории представляет собой разновидность рационализма и обычно связан с индивидуалистическим толкованием нравственности.
Эгоизм (лат. ego — я) — жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.
Этика бизнеса — научная дисциплина, представляющая собой синтез теории этики и традиционного обучения ведению дел, таких как организационное поведение, экономика, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг.
Этика выгодных связей — решение деловых и личных проблем в нарушение существующего юридического, экономического и морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам или услугам.
Этикет (фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и др.). Э. — составная часть внешней культуры общества.
Список рекомендуемой литературы
1. Де Джордан Р.Т. Деловая этика в 2т. СПб. М., 2001 г.
2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений – М., 2002 г.
3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М., 2002 г.
4. Венедиктова В.И. О деловой этике и эстетике. – М., 1995 г.
5. Венедиктова В.И. Деловая репутация. – М., 1996 г.
6. Кузин Ф.А. Культур делового общения. М., 2002 г.
7. Психология и этика делового общения /под ред. В.А. Лавриненко/. – М., 2002 г.
8. Шепель В.М. Административная этика. М., 1999 г.
9. Шихарев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. – М., 1999г.
10. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. – М., 2001г.
11. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. – М., 2002 г.
12. Кузнецов И.Н.. Корпоративная этика. – М., 2003 г.
13. Экономическая психология. Социокультурный подход. /под
ред. Андреевой И.В./. – Сиб., 2000 г.
14. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса – М., 2007 г.
15. Прохоров А.П. Русская модель управления – М., 2004 г.
16. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса – М., 2000 г.
17. Собольникова В.В., Костенко Н.А. Этика и психология делового общения – Новосибирск, 2007 г.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 338.