Вся документация относительно деловой активности компании должна быть точной, достоверной и полной без каких-либо ограничений или оговорок. Это означает, что достоверность любой документации определяется как ее фактической точностью, так и этической оценкой и соответствием этическим нормам.
Сотрудники P&G, участвующие в подготовке, оценке и ведении документации компании, должны помнить, что компания придает достоверности своей документации первостепенное значение. Все сотрудники должны также учитывать, что компания не допускает и не санкционирует наличия какого-либо фонда денежных средств, который не отражен в бухгалтерской документации, вне зависимости от целей, для которых эти средства могут быть предназначены. Это означает, без всяких исключений, что все средства компании должны быть отражены в официальной учетной документации компании и что каждая проводка и счет должны быть точно и полно определены по своему характеру и назначению.
Компания категорически не допускает сокрытия каких-либо платежей посредством их проведения через бухгалтерские книги и счета третьих лиц, и в частности агентов или консультантов.
Подразделения P&G во всех странах обязаны соблюдать все местные и государственные законоположения в отношении точного и полного ведения бухгалтерских книг и документации компании.
При ведении учетной документации, так же как и при исполнении иных обязанностей, сотрудники должны действовать честно, объективно и добросовестно. Добросовестность предполагает, что сотрудник ни при каких обстоятельствах не должен соглашаться на участие в противоправных или неэтичных действиях. Никаких оправданий для создания умышленно искаженного или вводящего в заблуждение учетного документа компании быть не может.
Правительство как заказчик
Продукция P&G часто закупается государственными организациями для собственного использования или поставки соответствующим потребителям в вооруженных силах. Политика P&G требует строгого соблюдения законов и правил, регулирующих приобретение товаров и услуг государственными организациями как в Соединенных Штатах, так и в любой другой стране.
Сотрудники, принимающие участие в поставках государственным организациям, должны знать эти законодательные акты и правила, часто выходящие за рамки чисто коммерческих функций (к таким вопросам относятся, например, система найма на работу, содействие поставщикам, относящимся к национальным меньшинствам или же являющимся предприятиями малого бизнеса, и т. д.). Сотрудники, участвующие в заключении и выполнении государственных контрактов, должны следить за точностью и достоверностью всех статей и обязательств, включая данные о стоимости и иные финансовые сведения, предоставляемые должностным лицам, ведающим закупками.
Отношения с государственными служащими
Политика P&G предусматривает соблюдение всех действующих законов, правил и положений, касающихся лоббирования или попыток оказать влияние на государственных служащих. Предоставляемая государственным органам информация должна быть точной, взаимодействие с государственными служащими должно осуществляться в строгом соответствии с этическими нормами. Любые действия, которые могут рассматриваться как лоббирование или попытка оказать влияние на государственных служащих, должны быть сначала согласованы с руководством вашей организации и юридическим отделом.
Выводы
В настоящих Правилах обобщены основные принципы, которые уже в течение многих лет регламентируют деятельность и решения сотрудников P&G. Этот документ напоминает всем нам, что работники P&G, вне зависимости от места и характера своей деятельности, должны вести себя как представители компании в соответствии с самыми строгими этическими нормами.
Совершенно очевидно, что в краткой брошюре такого рода или даже в полном варианте Правил деловой этики невозможно предусмотреть все ситуации, в которых сотруднику придется решать вопросы, связанные с соблюдением законов и этических норм. В компании уже имеются подробные указания и инструкции по большинству тем, затронутых в настоящей брошюре, и эти документы должны быть основой для действий и/или решений. В случае если ни в этой брошюре, ни в инструкциях нет достаточно четких указаний в отношении какой-либо конкретной ситуации, сотрудник должен проконсультироваться со своим начальником и иными компетентными должностными лицами компании.
С первых лет существования компании P&G ее основатели (положили начало традиции честности и добросовестности во взаимоотношениях как внутри компании, так и вне ее. Этот принцип — «стремиться поступать наилучшим образом» — составляет основную черту всей деятельности компании. Наше руководство неоднократно подчеркивало, что именно такой характер компании составляет основу, которая позволяет ей оставаться монолитной во времена перемен или испытаний.
Ввиду того что в конечном итоге характер компании представляет собой лишь отражение деятельности ее коллектива, каждый сотрудник несет постоянную личную ответственность за то, чтобы в своих отношениях с заказчиками, поставщиками, коллегами, акционерами и общественностью компания как и ранее, продолжала свое стремление «поступать наилучшим образом».
Примечание. Принимая и публикуя принципы, положенные в основу настоящих Правил деловой этики, P&G со всей определенностью заявляет, что: 1) в некоторых отношениях эти принципы выходят за рамки требований законов и отраслевой практики; 2) ни одно положение, содержащееся в настоящем документе, не может рассматриваться или применяться как имеющее обязательную силу толкование или определение правовых норм либо отраслевой практики; 3) любое умышленное противоправное действие, совершенное сотрудником или агентом P&G, выходит за рамки полномочий такого лица и не является действием, совершенным самой компанией или от ее имени; 4) ни одно положение, содержащееся в настоящем документе, не направлено на предоставление сотрудникам каких-либо договорных прав, которые могут быть реализованы в принудительном порядке; 5) ни одно положение настоящего документа не заменяет и не отменяет местных должностных инструкций и/или аналогичных правил.
Приложение 3. Этические принципы INTERNET
Предназначение настоящего документа состоит в том, чтобы предоставить этический стандарт, с помощью которого можно будет оценивать нормативы государств и корпораций в отношении Интернета и связанных с ним многопользовательских коммуникационных сетей. Этот документ не создан с намерением быть использованным в качестве законодательства, он создан с целью оценки законодательств.
ПРАВА
Настоящий раздел представляет права, принадлежащие каждому взрослому участнику Интернета. Законы или нормативы, нарушающие эти права, угрожают свободе личности, собственности, безопасности и способности противостоять притеснениям для всех участников Интернета.
Права на коммуникации
0.0. Право принимать любую информацию из любого источника. 0.1. Право каждого лица контролировать и лицензировать интеллектуальную собственность, инвестированную в его собственное оригинальное произведение, но не в алгоритмы или любую другую собственность математики.
0.2. Право передавать (распространять) любую информацию любому человеку, ограничиваемое только правами интеллектуальной собственности.
0.3. Право публиковать любую информацию в любом нередактируемом (немодерируемом) сетевом форуме, а также предоставлять любую информацию в любой редактируемый сетевой форум, ограничиваемое только правами интеллектуальной собственности.
Права на сохранение тайны
0.4. Право каждого лица отказать в разглашении любой информации, им созданной или полученной.
0.5. Право каждого лица зашифровывать, расшифровывать или трансформировать любым путем любую информацию, им созданную или полученную.
0.6. Право каждого лица отказать в разглашении имен источников информации, им переданной или полученной.
0.7. Право наблюдения за другими только по их предшествующему согласию.
0.8. Право игнорировать информацию любой природы.
Права на юрисдикцию
0.9. Право каждого лица отвечать только по законам и нормативам, которые применимы к нему в связи с его физическим местоположением.
0.10. Право искать обращение за помощью закона против организаторов действий и других деяний, которые могут повлечь ущерб, но не против любого промежуточного лица, организации или посредника.
Права на доступ
0.11. Право доступа к любой информации в любой общественной сфере, ограничиваемое только ее ценой.
0.12. Право каждого лица на доступ к любому сообщению, записи, акту, нормативу или закону, которые могут быть применены к нему или которые были созданы — полностью или частично — его представителями или агентами, ограничиваемое только правом на сохранение тайны.
Права на администрирование
0.13. Право, будучи модератором редактируемого (модерируемого) форума, наблюдать и принуждать участников форума соблюдать устав этого форума.
0.14. Право системного администратора запретить доступ в эту систему любому лицу по любой причине, в рамках действующих контрактных обязательств.
0.15. Право лица, будучи родителем или законным представителем несовершеннолетнего, контролировать информацию, доступную несовершеннолетнему.
ЭТИКА
Это этические стандарты, которые обеспечивают выполнение изложенных выше прав. Эти этические стандарты не гарантированы и не могут быть гарантированы законами, так как любой закон, который обеспечивает такие гарантии, будет нарушать одно или более чем одно изложенное выше право.
Этика терпимости
1.0. Неэтично подавлять высказывания других, даже в том случае, когда эти высказывания напрямую оскорбляют ваши собственные взгляды и веру.
1.1. Неэтично беспокоить других или угрожать другим.
1.2. Неэтично апеллировать к беспристрастным (судебным) инстанциям для разрешения спора до того, как применены все переговорные и посреднические средства с целью предотвращения вреда и несправедливости.
Этика доверия
1.3. Неэтично публично распространять высказывания, изображения или мнения других без их согласия.
1.4. Неэтично неверно представлять себя, свои наблюдения и мнения или высказывания других.
1.5. Неэтично запрашивать или передавать информацию, созданную посредством принуждения или другим способом, попирающим свободу, за исключением предшествующего соглашения с жертвами подобной практики или в случае их смерти, недееспособности или неизвестного местонахождения, соглашения с их законными представителями или наследниками.
1.6. Неэтично пренебрегать адекватными предупреждениями, сопровождающими любую информацию, которая может быть неверно оценена наивным лицом, воспринимающим информацию; или подвергнуть этого воспринимающего опасности либо испортить удовольствие от восприятия для остальных.
Этика предупредительности
1.7. Неэтично передавать информацию лицам, определенно не согласным с такой информацией.
1.8. Неэтично выражать несогласие с ценой использования коммуникационной сети и дискового пространства для сохранения информации.
Этика регуляции
1.9. Представителям государств и корпораций неэтично пренебрегать или противодействовать гарантиям законов или нормативам и правам, изложенным в первой части настоящего документа.
1.10. Представителям государств и корпораций неэтично представлять или утверждать любыми гарантиями законов этические принципы, изложенные во второй части настоящего документа.
1.11. Этично обозревать, обсуждать, уточнять и пропагандировать права и этические нормы, представленные в настоящем документе.
Настоящий документ был разработан на основании суждений и дискуссий со многими участниками Интернета из различных стран и представляющих различные культуры; его создание и развитие поддерживается и пропагандируется EFA, EFF (Electronic Frontier Foundation) и CPSR (Computer Professionals for Social Responsibility).
Кейс «Семья и работа»
Марта ван Хюссен, региональный директор по продажам корпорации Complex неясно ощущала неудобства, когда она потягивала свой утренний кофе и заново просматривала последнюю докладную записку из штаба корпорации.
Докладная записка снова поддерживала необходимость полностью блокировать любую информацию конкурентам, как об изменениях в быстром развертывании линии компьютерного обучения, так и о последней рыночной стратегии корпорации. Сам «Комплекс» находился в середине одного из самых горячих и наиболее конкурентоспособных рынков в мире. Программное обеспечение продавалось в первую очередь банкам, торговым и кредитным, также брокерским фирмам, и несмотря на то, что в самом начале Complex фактически находился вне рынка, в последние годы количество агрессивно настроенных конкурентов медленно сошло на нет на участке рынка корпорации. Различие между продажей и потерей продажи состоит только в разнице между возможностью похвалиться или нет незначительными инновациями в программном обеспечении. Марта вспомнила, после того как просмотрела докладную записку, что большие надежды возлагались на новую линию по производству Data-File, публично заявленную на три месяца. Торговцы в подразделениях уже совещались по поводу новой линии на заседании за закрытыми дверями о подготовке к эффективной продаже нового программного продукта. Больше всего ее волновало то, что один из ее торговцев мог умышленно снабжать информацией конкурентов, чем то, что иногда могла произойти умышленная утечка. И действительно, признавалась она себе, 2 человека из ее 12 членов торговых сил были недовольны принятыми торговыми решениями и грозили своим уходом из компании. Она не доверяла тому, что они реально могли совершить действия полного саботажа. Более проблематичным был то факт, что один из ее торговцев, Френк Райт, был женат на служащей компании — основного конкурента Complex. Так как жена Френка Хиллари была изобретателем программного обеспечения, Марта знала, что она легко может интерпретировать различную необходимую информацию, включая коммерческую тайну, представленную в случайных заметках. Конечно, Марта не имела причин задаваться вопросами по досье даже Френка и Хиллари. Оба оказались добропорядочными, приземленными типчиками, и она очень хотела поболтать с ними на предстоящей вечеринке. Френк, более того, хорошо работал во время первых трех лет пребывания в компании. Проблема усложнялась еще тем, что два других члена ее персонала имели рабочие отношения с конкурирующими фирмами. В одном случае абонентом был дядя, в другом — двоюродный брат. Она также знала, что ее торговый персонал довольно часто встречается с другими торговцами из конкурирующих фирм на конференциях и выставках. Марта вспомнила, что она уже собирала своих людей вместе для того, чтобы подчеркнуть необходимость защищать жизненно важную информацию корпорации. Она также посылала каждому работнику копию настоящей докладной записки из штаба корпорации и напоминала им пункт из Кодекса поведения в компании, который обуславливал разоблачение жизненно важной информации как причину увольнения. Вопросы, изводившие ее сейчас, были: Могу ли я сделать что-нибудь больше? Могу ли я применять специфические действия в специфических случаях? Если да, то какие? Могу ли я наказывать людей только потому, что он или она относятся каким-либо образом к сотрудникам конкурентов? Обдумывая эти вопросы, она натолкнулась на то, что один факт играл с совершенной ясностью для нее главную роль: любые утечки информации, сейчас или в будущем, могут серьезно подвергнуть опасности процветание компании; и более того, если любые утечки произошли в ее подразделении, она должна нести ответственность.
Двумя днями позже Марте позвонил вице-президент компании мистер Джон Сиэрс с обвинениями ее подразделения. Мистер Сиэрс проинформировал ее о том, что появившиеся доказательства обнаружили, что решающая производственная информация была упущена работником ее подразделения. Две вещи были известны конкретно: 1) то, что информация корпорации была приобретена основным конкурентом, и 2) то, что утерянная информация была обращена только к персоналу ван Хюссен. Мистер Сиэрс не желал говорить больше, но все же он заметил сомнительность того, что большая информация могла быть использованной в выслеживании утечки информации к особому работнику ванхюссеновского подразделения. Закончил он свой разговор словами: «Я хочу, чтобы вы сделали все, что необходимо для разрешения этой проблемы».
Вопросы для обсуждения
1. В чем специфика этической проблемы в данном случае?
2. Сделала ли Марта ван Хюссен все необходимое, чтобы избежать утечки информации? Что можно было бы сделать еще? Как вы поступили бы на ее месте?
3. Какие формальные механизмы можно было бы создать в компании для решения подобного рода проблем?
Приложение 4. Национальная программа «Российская деловая культура»
Современные внутренние и внешние экономические отношения России предъявляют повышенные требования к соблюдению общепринятых форм делового общения, этикета, этических норм. По свидетельству как самих российских предпринимателей, так и их зарубежных партнеров, весьма часто нормы делового поведения, бытующие ныне в России, расходятся с общепринятыми в мире.
Несовпадение стандартов современной российской деловой культуры с общемировыми наносит ощутимый ущерб репутации российского бизнесмена и приводит к созданию негативного стереотипа, опровергнуть который весьма трудно. Усиливающаяся же интернационализация мирового экономического процесса неизбежно предполагает цивилизованное ведение бизнеса, в частности, унификацию правил международного делового взаимодействия, признание всеми предпринимателями норм деловой этики.
Соблюдение принятых правил игры в деловом взаимодействии и составляет суть деловой культуры
Сегодня российским бизнесменам крайне важно создать у международной общественности положительное мнение о себе, поскольку это откроет перед ними широкие перспективы установления новых экономических и торговых связей. Еще более важно формирование национальной деловой культуры для современной России в целом.
Существует целый ряд факторов, тормозящих развитие российской деловой культуры; незначительный опыт ведения дел в условиях рынка, неустойчивое и непредсказуемое законодательство, отсутствие политической стабильности, переходный характер экономики, ее криминализация.
Кроме того, на данный процесс влияют и социокультурные факторы: исторически сложившиеся традиции, психология, привычки, склад ума. Их роль будет неуклонно возрастать по мере накопления опыта, совершенствования законодательства, политической и экономической системы.
В то же время специфика социокультурных факторов такова, что они меняются гораздо медленнее, чем все остальные. Например, принять новый закон можно относительно быстро, а вот выработать привычку соблюдать его - намного сложнее.
В России формирование нового экономического законодательства идет неровно, а уж приобретение нового опыта в сфере делового общения, переход от привычек, накопленных в условиях командно-административной системы, к привычкам и приемам, необходимым для эффективного ведения дел в современной развитой экономической системе, - процесс еще более длительный и стихийный. Это сопряжено с колоссальными экономическими, психологическими и моральными издержками для российских предпринимателей. Хотелось бы особо подчеркнуть, что Национальная программа «Российская деловая культура» ни в коем случае не претендует на статус некоего нормативного документа. Это «план», «схема» действий, «чертеж» будущей конструкции, в данном случае - системы мероприятий, призванных способствовать целенаправленному и осознанному развитию российской деловой культуры. Структура и содержание Программы определяются общей ее целью.
Цель Программы
Состоит в том, чтобы, опираясь на собственный исторический опыт и опыт других стран, помочь отечественным предпринимателям быстрее овладеть современной деловой культурой, поставить ее вровень с повсеместно признаваемым интеллектуальным и образовательным потенциалом России.
Задачи Программы
Предусматривают:
• систематическое научное изучение состояния российской деловой культуры и тенденций ее развития, как общих, так и региональных;
• обеспечение российских предпринимателей необходимой информацией о нормах делового поведения, принятых в международном деловом сообществе;
• обучение предпринимателей навыкам групповой работы, ведения переговоров, разрешения конфликтов;
• организация коллективных обсуждений ключевых проблем российской деловой культуры на национальном и международном уровнях;
• целенаправленное формирование позитивного образа российского предпринимателя у российской и международной общественности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 378.