Говорение как вид речевой деятельност
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

и

И аспект обучения

 

 

Обучение говорению

 

 

Говорение – это такой вид речевой деятельности, который

реализуется, когда в сознании говорящего возникает потребность в

речевом воздействии на собеседника. На процесс говорения влияют

различные факторы, включающие:

 

 

цель, ради которой совершается речевое действие (передать

информацию, совет, согласие и т.д.);

тему общения;

время и место общения;



Отношения


между


собеседниками


(нейтральные,


 

официальные, дружеские, родственные и др.);

социально-коммуникативную роль партнеров (сокурсники,

преподаватель и студент, начальник и подчинённый и т.д.).

 

 

Обучение говорению, т.е. обучение устному (вербальному)

общению, предполагает овладение коммуникативной компетенцией,

когда учащийся сумеет сказать что, кому, зачем, как, где и когда

надо сказать.

Анализируя природу устной речи, необходимо установить

сходство и различие аудирования и говорения.

 

 

При аудировании происходит восприятие чужой речи. В

этот момент слушающий выделяет отдельные элементы речи,

которые кажутся ему существенными, и синтезирует их в единое

целое.

В понимании речи главную роль играет процесс узнавания

языкового материала.

При говорении происходит воспроизведение своих мыслей.

Говорящий выбирает из имеющегося у него запаса языковых

средств те средства, которые ему необходимы для порождения

речи, и объединяет их в единое целое.

В говорении главную роль играет процесс воспроизведения

языкового материала.

 

 

Работа по обучению устной речи строится с учётом того, что

реальная коммуникация может осуществляться в форме диалога и

монолога.

 

 

Диалог – это цепь или серия высказываний, когда участники

общения попеременно выступают то в роли говорящего, то в роли

слушающего.

Монолог – это речь одного лица, выражающего в более или

менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценки и т.п.

 

 

Диалогическая и монологическая формы речи имеют свои

различия:


 

 

Диалогическая речь (от


 

 

Монологическая речь (от


греческого – беседа, разговор греческого – один и слово, речь),


 

двоих), или диалог:

форма речи, состоящая из

обмена    высказываниями-

репликами, на языковой состав

которых              влияет

непосредственное восприятие,

активизирующее        роль

слушающего в речевой

деятельности говорящего;

состоит из чередования

коротких реплик говорящих,

когда участники общения

попеременно выступают то в

роли говорящего (передача

информации), то в роли

слушающего          (приём

информации);

возникает на базе


 

или монолог:

форма речи, образуемая в

результате активной речевой

деятельности   говорящего,

рассчитанная на восприятие

речи   слушающим   /

слушающими;

 

состоит из более

развернутого типа речи

говорящего, который строит её

в расчёте на понимание

слушающего/ слушающих;

 

возникает в результате


ситуации и ставит задачей постановки      какой-либо

разрешить       какую-либо проблемы и необходимости


проблему;

контекстуален,    т.е.


донести её до слушающего;

строится говорящим по


каждое         последующее собственной     программе:

высказывание во многом упоминание о предмете,


обусловлено предыдущим;

 

 

формируется спонтанно,

логика развертывания диалога в

ряде случаев не может быть

предугадана, т. к. зависит от

реакции говорящих;

более элементарен по


называние его, описание

ситуации;

развивается по теме,

называет её и раскрывает её

содержание,          говорящий

самостоятельно    строит

программу высказывания;

более организован и


своим         структурным завершён в структурно-

характеристикам, для него смысловом отношении.

свойственна эмоциональная и

модальная окрашенность, и это

находит отражение и в форме

выражения:      эллипсисы,

интонация, перестановка слов,

частей фразы.


 

Монолог, так же как и диалог, предполагает наличие

слушающего, который может реакцией, жестом, мимикой

прервать монологическую речь, далее устное общение может

протекать в форме диалога. В условиях реального устного общения

довольно часто встречается диалог с элементами монологической

речи и монолог с элементами диалогической речи. Это положение

имеет значение при обучении устной речи, когда решается вопрос о

том, чему учить сначала: диалогу или монологу.

Обучение диалогу и монологу должно быть взаимосвязано и

идти параллельно. Динамику развития как диалога, так и монолога

определяет расширение тематики, использование все более

сложных структур, увеличение общего объема высказывания.

 

 

Среди диалогов следует выделить диалоги-шаблоны (речевые

формулы), которые проявляют себя в стереотипных ситуациях

речевого общения. В этих случаях речевое и неречевое поведение

регламентируется принятыми в обществе нормами. Эти диалоги

служат хорошим средством обучения запоминанию и ситуативного

употребления различных разговорных клише. Учащиеся усваивают их

сравнительно легко, усвоение происходит по разговорным темам. Так,

например, по теме «Знакомство» усваиваются речевые формулы:

Разрешите представиться…; Меня зовут…; Как вас зовут? и др.

Основные, наиболее типичные речевые формулы распределяются по

подтемам и разделам.

Так как в диалоге каждый участник общения выступает то в роли

говорящего, то в роли слушающего, необходимо учащихся научить как

репликам-побуждениям (исходным репликам), так и репликам-

реакциям (реагирующим репликам).

Обучение говорению включает в себя три составные части:

 

 

введение в память учащихся языкового материала;

выработку навыков и умений оперировать этим материалом;


развитие умений в


использовании


речи


для


реальных


коммуникативных целей.

 

 

В сознании учащихся необходимо формировать следующие

речевые умения:


·


умение вступать в общение; поддерживать общение и завершать

его;


 

· умение проводить свою стратегическую линию (изложить свою

точку зрения, привести примеры, сравнить что-то с чем-то и

т.д.),

· умение понимать сказанное собеседником однократно; умение

понимать сказанное в нормальном темпе;

· умение переспрашивать собеседника; умение захватить и

удержать инициативу общения; умение спровоцировать

желаемую реакцию собеседника;

· умение выражать основные речевые функции (подтвердить что-

то, возразить, усомниться, одобрить, пообещать, согласиться,

предложить, узнать, попросить, пригласить, удивиться и т.д.);

· умение говорить выразительно;

· умение высказываться целостно как в смысловом отношении,

так и в структурном, логично, связно, продуктивно, в

нормальном темпе;


·


умение пересказать прочитанное, услышанное, передать

увиденное.


 

 

В монографии «Общеевропейские компетенции владения языком:


изучение, обучение, оценка»61


сформулированы требования,


необходимые для формирования функциональной компетенции

учащихся при порождении речи.

Постепенное овладение учащимися компетенции ведения диалога

или монолога включает следующие разделы:


·

·

·

·


степень адаптации к речевым ситуациям;

умение вести диалог;

умение развивать тему;

целостность и связность высказывания.


 

 




































Дата: 2018-11-18, просмотров: 381.