и
И аспект обучения
Обучение говорению
Говорение – это такой вид речевой деятельности, который
реализуется, когда в сознании говорящего возникает потребность в
речевом воздействии на собеседника. На процесс говорения влияют
различные факторы, включающие:
цель, ради которой совершается речевое действие (передать
информацию, совет, согласие и т.д.);
тему общения;
время и место общения;
Отношения
между
собеседниками
(нейтральные,
официальные, дружеские, родственные и др.);
социально-коммуникативную роль партнеров (сокурсники,
преподаватель и студент, начальник и подчинённый и т.д.).
Обучение говорению, т.е. обучение устному (вербальному)
общению, предполагает овладение коммуникативной компетенцией,
когда учащийся сумеет сказать что, кому, зачем, как, где и когда
надо сказать.
Анализируя природу устной речи, необходимо установить
сходство и различие аудирования и говорения.
При аудировании происходит восприятие чужой речи. В
этот момент слушающий выделяет отдельные элементы речи,
которые кажутся ему существенными, и синтезирует их в единое
целое.
В понимании речи главную роль играет процесс узнавания
языкового материала.
При говорении происходит воспроизведение своих мыслей.
Говорящий выбирает из имеющегося у него запаса языковых
средств те средства, которые ему необходимы для порождения
речи, и объединяет их в единое целое.
В говорении главную роль играет процесс воспроизведения
языкового материала.
Работа по обучению устной речи строится с учётом того, что
реальная коммуникация может осуществляться в форме диалога и
монолога.
Диалог – это цепь или серия высказываний, когда участники
общения попеременно выступают то в роли говорящего, то в роли
слушающего.
Монолог – это речь одного лица, выражающего в более или
менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценки и т.п.
Диалогическая и монологическая формы речи имеют свои
различия:
Диалогическая речь (от
Монологическая речь (от
греческого – беседа, разговор греческого – один и слово, речь),
двоих), или диалог:
форма речи, состоящая из
обмена высказываниями-
репликами, на языковой состав
которых влияет
непосредственное восприятие,
активизирующее роль
слушающего в речевой
деятельности говорящего;
состоит из чередования
коротких реплик говорящих,
когда участники общения
попеременно выступают то в
роли говорящего (передача
информации), то в роли
слушающего (приём
информации);
возникает на базе
или монолог:
форма речи, образуемая в
результате активной речевой
деятельности говорящего,
рассчитанная на восприятие
речи слушающим /
слушающими;
состоит из более
развернутого типа речи
говорящего, который строит её
в расчёте на понимание
слушающего/ слушающих;
возникает в результате
ситуации и ставит задачей постановки какой-либо
разрешить какую-либо проблемы и необходимости
проблему;
контекстуален, т.е.
донести её до слушающего;
строится говорящим по
каждое последующее собственной программе:
высказывание во многом упоминание о предмете,
обусловлено предыдущим;
формируется спонтанно,
логика развертывания диалога в
ряде случаев не может быть
предугадана, т. к. зависит от
реакции говорящих;
более элементарен по
называние его, описание
ситуации;
развивается по теме,
называет её и раскрывает её
содержание, говорящий
самостоятельно строит
программу высказывания;
более организован и
своим структурным завершён в структурно-
характеристикам, для него смысловом отношении.
свойственна эмоциональная и
модальная окрашенность, и это
находит отражение и в форме
выражения: эллипсисы,
интонация, перестановка слов,
частей фразы.
Монолог, так же как и диалог, предполагает наличие
слушающего, который может реакцией, жестом, мимикой
прервать монологическую речь, далее устное общение может
протекать в форме диалога. В условиях реального устного общения
довольно часто встречается диалог с элементами монологической
речи и монолог с элементами диалогической речи. Это положение
имеет значение при обучении устной речи, когда решается вопрос о
том, чему учить сначала: диалогу или монологу.
Обучение диалогу и монологу должно быть взаимосвязано и
идти параллельно. Динамику развития как диалога, так и монолога
определяет расширение тематики, использование все более
сложных структур, увеличение общего объема высказывания.
Среди диалогов следует выделить диалоги-шаблоны (речевые
формулы), которые проявляют себя в стереотипных ситуациях
речевого общения. В этих случаях речевое и неречевое поведение
регламентируется принятыми в обществе нормами. Эти диалоги
служат хорошим средством обучения запоминанию и ситуативного
употребления различных разговорных клише. Учащиеся усваивают их
сравнительно легко, усвоение происходит по разговорным темам. Так,
например, по теме «Знакомство» усваиваются речевые формулы:
Разрешите представиться…; Меня зовут…; Как вас зовут? и др.
Основные, наиболее типичные речевые формулы распределяются по
подтемам и разделам.
Так как в диалоге каждый участник общения выступает то в роли
говорящего, то в роли слушающего, необходимо учащихся научить как
репликам-побуждениям (исходным репликам), так и репликам-
реакциям (реагирующим репликам).
Обучение говорению включает в себя три составные части:
введение в память учащихся языкового материала;
выработку навыков и умений оперировать этим материалом;
развитие умений в
использовании
речи
для
реальных
коммуникативных целей.
В сознании учащихся необходимо формировать следующие
речевые умения:
·
умение вступать в общение; поддерживать общение и завершать
его;
· умение проводить свою стратегическую линию (изложить свою
точку зрения, привести примеры, сравнить что-то с чем-то и
т.д.),
· умение понимать сказанное собеседником однократно; умение
понимать сказанное в нормальном темпе;
· умение переспрашивать собеседника; умение захватить и
удержать инициативу общения; умение спровоцировать
желаемую реакцию собеседника;
· умение выражать основные речевые функции (подтвердить что-
то, возразить, усомниться, одобрить, пообещать, согласиться,
предложить, узнать, попросить, пригласить, удивиться и т.д.);
· умение говорить выразительно;
· умение высказываться целостно как в смысловом отношении,
так и в структурном, логично, связно, продуктивно, в
нормальном темпе;
·
умение пересказать прочитанное, услышанное, передать
увиденное.
В монографии «Общеевропейские компетенции владения языком:
изучение, обучение, оценка»61
сформулированы требования,
необходимые для формирования функциональной компетенции
учащихся при порождении речи.
Постепенное овладение учащимися компетенции ведения диалога
или монолога включает следующие разделы:
·
·
·
·
степень адаптации к речевым ситуациям;
умение вести диалог;
умение развивать тему;
целостность и связность высказывания.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 381.