называй! М.: Прометей. 2004.
Пособие по русской фонетике создано по типу корректировочного курса. Оно
предназначено для учащихся, прошедших курс предварительного обучения, знающих
основные особенности русской произносительной системы. Задачей пособия является
корректировка согласных звуков, которые представляют для иностранных учащихся
особые трудности.
Работа над каждым звуком условно разделена на четыре этапа:
·
постановка звука;
· закрепление его произношения;
· дифференциация звуков;
· их автоматизация.
При постановке звуков преподаватель объясняет его артикуляцию, обращает
внимание на ощутимые моменты артикуляции: положение губ, языка, степень
раскрытости или закрытости рта, положение зубов – сомкнуты они или разомкнуты.
Вот как описана артикуляция звуков [ж] – [ш].
I. Постановка звуков [ш] - [ж]
· губы несколько вытянуты вперед;
· кончик языка поднят к нёбу, но не касается его, образуя щель;
· боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным
зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
· нёбная занавеска поднята;
· звук [ш] – глухой, звук [ж] – звонкий (см. с. 43–44).
Для закрепления звуков используется значительное количество разнообразных
упражнений. Среди них есть упражнения на имитацию звука, на самостоятельное
произнесение звука в различных позициях. В пособии много стихов, скороговорок,
загадок, текстов. Приведём выборочно несколько примеров.
II. Закрепление звуков [ш] - [ж]
Упражнение 1. Произнесите звуки [ш–ш–ш] длительно на одном
Выдохе.
Упражнение 2. Проговорите слоги.
ша – шо – шу – ши
шу – ши – ша – шо
шо – шу – ши – ша
ши – ша – шо – шу
Упражнение 3. Проговорите слоги с изменением ударения.
ша – ша – ша
ша – ша – ша
ша – ша – ша
шу – шу – шу
шу – шу – шу
шу – шу –шу
Упражнение 5. Закончите слова слогом ша, ши.
На…
Да…
Ната…
Кры…
На…
Ды…
Мы…
У…
Ва…
Ма…
Гру…
Ка…
Ва…
Камы…
Пи…
Малы…
Упражнение 6. Прочитайте и проговорите предложения.
Наша Маша под душем моет шею и уши. Ваша Даша под душем моет
шею и уши.
Упражнение 8. Прочитайте скороговорки. Правильно произносите
звук [ш].
Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит и еле дышит.
Тише, мыши, не шумите,
Нашу Дашу не будите.
Шапка да шубка – Вот и весь мишутка.
Упражнение 18.
Прочитайте
Стихотворение.
Правильно
произносите звук [ж].
Бедный ёжик ёжится:
Всё ему неможется.
И синеет кожица:
Шьёт своим ежатам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Каждому на ножки
Так ему неможется.
Ёжиные сапожки.
Часто учащийся не может различить звуки, он их не слышит, поэтому
очень важным, на наш взгляд, является тот факт, что в пособии представлены
упражнения на дифференциацию звуков.
III. Дифференциация звуков [ш] - [ж]
Упражнение 1. Проговорите слоги.
жа – ша – ша
шо – жо – жо
ша – жа – жа
жо
–
шо – шо
жа – ша – жа
жо – жо – шо
ша – жа – ша
жо
–
шо – жа
Упражнение 2. Запишите слоги и слова под диктовку.
шу – жу; шо – жо; жа – ша; жи – ши; ше – же
шу – жу – жу; жу – шу – шу; жи – жи – ши
ши – ши – ши; жо – шо – жо; ши – ши – ши; жу – жу – шу.
шутка – жутко
месть – жесть
сужу – сушу
жатка – шатко
шест – жест
Саша – сажа
Упражнение 4. Закончите слово слогом -ши или –жи.
каранда…
камы…
экипа…
вклады…
гара…
клави…
эта…
черте…
детёны…
зверёны…
рого…
кры…
Упражнение 5. Читайте стихи.
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
Без тропинок, без дорожек
Ходит-бродит серый ёжик,
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко.
Деловито, не спеша,
Тихо иглами шурша.
IV. Автоматизация звуков [ш] - [ж]
Упражнение 1. Прочитайте слова. Помните, что буквенные
сочетания сш, зш, сж произносятся как долгий звук [ш] и [ж].
с шайбой
без шума
с женихом
с шуткой
с шапкой
без шутки с женой
без шапки с жасмином
без жадности
без жгута
без жатки
из жира
близ шахты
с шумом
с жаром
без шапки
близ жилья
Упражнение 2. Прочитайте поговорки.
1.
2.
3.
4.
Из жалости любви не выпросишь.
Встретил с радостью, а проводил с жалостью.
Без жены, что без рук.
Зимой без шапки не стыдно, а холодно.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 569.