Аспекты языка и аспекты обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Преподаватель русского языка как иностранного, работая с учащимися,

обучает их:

 

 

Аспектом языка в методике считаются составные части языковой

системы, куда включают фонетику, лексику, словообразование,

морфологию, синтаксис, орфографию и др. Обучение одному из

аспектов языка называют аспектом обучения.

В практике обучения РКИ принято разграничивать комплексное и

аспектное обучение. При комплексном обучении ставится задача овладения

всеми видами речевой деятельности в тесной взаимосвязи и взаимодействии

с языковыми аспектами. На этапе довузовской подготовки комплексное

обучение занимает значительное место. Аспекты языка и виды речевой

деятельности при работе с единицами обучения объединяются друг с другом

в комплексном уроке русского языка как иностранного.

Аспектное преподавание языковых явлений разных уровней

предполагает, что фонетика, лексика, грамматика, стилистика

вводятся и отрабатываются на каждом занятии отдельно. Выделяются

также такие аспекты, как перевод, анализ художественного текста,

лингвострановедение. Естественно, на таких занятиях отводится место

и для развития речевых навыков и умений, тем не менее основной

задачей является какой-либо один из названных выше аспектов.

Речевая деятельность невозможна без использования языковых

средств, так как языковые средства являются «строительным материалом» и

для восприятия речи, и для её порождения.

Чаще всего аспектное обучение проводится на среднем и продвинутом

этапах обучения. Однако и на начальном этапе целесообразно проводить

аспектное обучение. Так, например, вводно-фонетический курс начального

этапа обучения проводится как аспектное обучение. Корректировочные

Языковым и коммуникативным аспектам, куда входят:
Язык Речь
фонетика грамматика лексика аудирование/говорение чтение/письмо

Социокультурным аспектам коммуникации, куда входят:

Лингвострановедение

Культура

Межкультурная коммуникация

 


 

курсы для краткосрочных форм обучения, как правило, носят аспектный

характер.

Сопроводительный и корректировочный курсы по фонетике

проводятся в составе комплексного урока. Комплексный урок содержит в

своём составе элементы аспектных уроков, т.е. он включает фонетическую

зарядку и другие упражнения, формирующие слухопроизносительные

навыки. В составе комплексного урока содержатся элементы занятий по

грамматике и лексике.

Аспектное обучение предполагает отработку языковых явлений разных

системных уровней с выходом в речь. Такое обучение направлено на

дифференцированное формирование речевых навыков различного типа,

являющихся составной частью речевых умений.

Аспектное и комплексное обучение не противопоставляются друг

другу и в практической работе взаимно дополняют друг друга. При

аспектном обучении формируются языковые знания, при комплексном –

коммуникативные умения и совершенствуются языковые. Одно без другого

невозможно. Их взаимосвязь настолько очевидна, что в преподавании

закрепилось направление, называемое аспектно-комплексным обучением.

Конечной целью аспектного обучения является формирование

фонетической, лексической, грамматической, семантической,

орфографической компетенций и выход в речевую практику. Владение

системой знаний об изучаемом языке на различных его уровнях и

способность использовать языковые средства для построения правильно

сформулированных и несущих определенный смысл высказываний

составляет языковую (лингвистическую) компетенцию. Языковая, или

лингвистическая, компетенция определяется как «способность учащегося

конструировать грамматически правильные формы и синтаксические

построения, а также понимать смысловые отрезки в речи, организованные в

соответствии с существующими нормами русского языка, и использовать их

в том значении, в котором они употребляются носителями языка».44

Под грамматической компетенцией понимается знание грамматических

элементов языка и умение использовать их в речи. Грамматическая

компетенция включает способность понимать и выражать определенный

смысл, оформляя его в виде предложений, построенных по законам и нормам

языка. Формально грамматику конкретного языка можно рассматривать как

совокупность правил, позволяющих составлять иные упорядоченные

цепочки элементов, то есть строить предложения. Грамматическая

компетенция включает способность понимать и выражать определенный

смысл, оформляя его в виде фраз и предложений, построенных по правилам

данного языка. Грамматическая структура любого языка характеризуется

сложной организацией.45


 

 

44


 

 

Типовые тесты по русскому языку как иностранному. I сертификационный уровень. Общее владение.


Профессиональный модуль. М. СПб.: 1999. С. 15.


45


Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Страсбург


(английская и французская версии). 2001; МГЛУ (русская версия). 2003. С. 113.


 

Под лексической компетенцией понимается знание словарного запаса

языка, включающего лексические и грамматические элементы, и способность

их использовать в речи.

Фонетическая компетенция включает знание и умение воспринимать и

воспроизводить звуки изучаемого языка в речевом потоке.

Орфографическая компетенция предполагает знание символов,

используемых при создании письменного текста, а также умение их

распознавать и изображать на письме.

Семантическая компетенция учащегося заключается в знании

возможных способов выражения определенного значения и в умении их

использовать.46

Формирование указанных выше компетенций в сознании учащегося

является залогом формирования коммуникативной языковой компетенции.

Если учащийся обладает знаниями о системе языка и умеет ею пользоваться

на практике, то можно говорить о сформированности компетентности такого

учащегося на определённом уровне владения языком и речью.

 









Дата: 2018-11-18, просмотров: 416.