Слушайте
Стихотворение второй раз, повторяйте за преподавателем.
Мой,
Моя,
Мои,
Моё.
Всюду слышишь от неё.
Мы спросили:
- Ты-то чья?
Отвечает:
- Я - моя.
(Н. Егоров)
Упражнение 2. Прочитайте стихотворение самостоятельно,
Поставьте в словах ударения.
Проверьте, правильно ли вы поставили в словах ударение.
Послушайте преподавателя ещё раз.
Упражнение 3. Читайте стихотворение хором.
Упражнение 4. Читайте стихотворение по цепочке.
Упражнение 5. Читайте стихотворение хором: сначала в
Медленном темпе, затем – в среднем и, наконец, в быстром темпе.
Упражнение 6. Кто запомнил стихотворение наизусть, запишите
Его в тетрадь. Кто не запомнил – спишите с доски (с листа, с
монитора).
Приводим некоторые материалы для отработки звуков во время
фонетической зарядки:
[б]
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот
(С. Маршак)
[п]
Расскажите про покупки.
Про какие покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
(скороговорка)
[б] – [п]
Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся...
Не будет подарка у внучки Маруси.
Все бусы склевали по бусинке гуси.
(И. Демьянов)
[б] - [п]
Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испёк спозаранку.
(Г. Лагздынь)
[в]
У Вари на бульваре варежки пропали.
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара.
(Е. Благинина)
[в] - [ф]
Наловил Валерий
Два ведра форели.
Угостил форелью
Дарью и Лукерью.
(Н. Егоров)
Футболист в футболке белой
Шёл к штрафной площадке смело.
Поскользнулся и упал...
В мяч футбольный не попал.
(Н. Костарев)
[с]
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок, -
Сразу поссорились
Сорок сорок!
(Ю. Кушак)
[л] - [л’]
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
(А. Барто)
[ц]
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву “ц”:
- Подойди, цыплёнок, Цып,
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
(Г. Сапгир)
[ц]
Мы делили огурец:
Мне - конец,
Тебе - конец,
А тебе, Николка,
Меж концами щёлка.
(А. Крестинская)
[с] - [ц]
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок,
И из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
(Л. Успенская)
Материалы по обучению фонетике
I. Вводно-фонетический курс
При работе со звуком во вводно-фонетическом курсе преподавателю
следует помнить, что студент должен не только услышать звук, но и
произнести его вслед за преподавателем и без поддержки преподавателя.
Он должен научиться «читать» буквы, т.е. произносить их, воспринимая
графическое изображение. С первого урока он должен научиться писать
русские буквы, читать написанное им, произносить написанное правильно.
Только взаимосвязанное обучение даст возможность студенту понять и
усвоить особенности произношения, написания, поможет ему правильно
слышать произносимые преподавателем звуки.
Гласные звуки русского языка
Слушайте.
а, о, у, ы, э, и
а - о, о - а
о - у, у - о
а - э, э - а
э - и, и - э
и - ы, ы – и
а–о-у
о–а-у
у–о-э
о–у–ы
Слушайте и повторяйте.
а–о-у
а–у-о
у–а-о
о–у-ы
а-э
э-и
и-ы
э–и-ы
Читайте.
а, о, у, ы, э, и;
э, и, ы, у, о, а
Пишите и повторяйте.
А - а, О – о, У – у, ы, Э – э, И – и
а-о–у–ы–э–и
Твёрдые согласные звуки русского языка
[М], [П – Б], Пп – Бб
Даётся письменный вариант русских букв
М – м, П – п, Б - б
Слушайте. Слушайте и повторяйте. Читайте.
ма – мо – му – мы – мы
ма – ам, мо – ом, му – ум, мы - ым
мам – мом – мум - мым
Пишите и повторяйте.
М – м, ма – мо – му – мы, ам – ом – ум – ым
Слушайте. Слушайте и повторяйте. Читайте.
па – по – пу- пы – пэ
ба - бо – бу – бы – бэ
ап – оп – уп – пап – поп – пуп
па – ба – по – бо – пу – бу – пы – бы – пэ – бэ
па- ба – мА, по – бо – мо, бу – му – пу, мы – бы – пы
Пишите и повторяйте.
П – п, па, по, пу, пы. Б – б, ба – бо – бу – бы
Уже с первого занятия преподаватель может вводить
лексические единицы с изучаемыми звуками.
II. Сопроводительный курс
Сопроводительный курс, как правило, не выделяется в
специальный аспект работы, он ограничен по времени, но в
некоторых случаях может занимать всё занятие, если
слухопроизносительные навыки не были в достаточной мере
сформированы или не автоматизированы.
Урок
по
Формированию
Слухопроизносительных
Навыков
Для работы по формированию звука [р]) предлагается
адаптированный текст, который может быть использован и
для развития речевых навыков.
Цель урока: научить:
· слышать и произносить звуки [р] и [л] в потоке речи;
· различать на слух эти звуки в потоке речи.
Ход работы:
·
·
·
предтекстовые упражнения (выполняются в классе);
предъявление текста: преподаватель даёт установку, как читать текст;
послетекстовые задания (выполняются в аудитрии и дома).
Предтекстовые упражнения
Дата: 2018-11-18, просмотров: 413.