Страницы истории научного подхода к управлению персоналом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Элементы сегодняшнего менеджмента персонала складывались в течение всей мировой истории. Формирование научных основ управления производством, персоналом началось в последних десятилетиях прошлого века. Наиболее благоприятные условия для появления научного подхода к проблемам управления производством сложились в США с ростом промышленности (в 1860 г. США занимали третье место в мире по объему промышленной продукции, уступая Англии и Франции).

Основателем научного менеджмента считается американский инженер Фредерик Тейлор. Он впервые разработал принципы научного управления, получившие название «тейлоризм». Ф. Тейлор сформулировал эти принципы на основе эмпирического анализа содержания трудовых операций, разработки стандартных и устранения лишних движений. Это позволило увеличить производительность труда, доходы фирмы и заработную плату рабочих. Самое главное, он впервые ввел в научный оборот понятие «человеческий фактор», а также придавал большое значение материальному стимулированию в управлении людьми. Важнейшими принципами его концепции управления являются организационная гармония, экономическая и психологическая целесообразность.

Организационно-технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах Г. Ганнта, Ф. и Л. Гилбретов, Э. Эмерсона, Г.Форда. В основном в их исследованиях уделялось внимание производственным процессам, оперативному управлению, руководству кадровым составом, его подбору, обучению и расстановке. Генри Форд разработал систему управления, получившую название «фордизм». Для этой теории, успешно перешедшей в практику, характерны оперативное внедрение научно-технических новшеств, замена тяжелого труда машинами, уют и чистота в цехах, высокое качество изготавливаемой продукции, развитие сервисного обслуживания. С точки зрения Г. Форда, целью управления является не только удовлетворение запросов потребителей, но и установление высокой оплаты труда рабочих и снижение цен на продукцию.

Выдающимся представителем менеджмента первой четверти XX в. был французский инженер Анри Файоль, который стал автором «теории администрирования». Согласно классификации Файоля, лежащей в основе науки управления, до сих пор актуально положение: «управлять – это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы...»; «...управление заключается в том, чтобы предвидеть (изучать будущее и изучать программу действий), организовывать (строить двойной организм предприятия); согласовывать (связывать и объединять действия и усилия); контролировать (наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным и отданным распоряжениям)». В целом процесс управления представляет собой прогнозирование, планирование, реализацию и контроль программ, призванных создавать и поддерживать взаимовыгодные обменные операции с потенциальными потребителями ради достижения целей компании. Все это формирует административную школу управления.

Управленческие подходы Ф. Тейлора и А. Файоля возникли почти одновременно, но подход А. Файоля получил широкое распространение позже, чем подход Ф. Тейлора.

В 30–50-е гг. XX в. стала популярной неоклассическая школа, или «школа человеческих отношений», научного менеджмента, к представителям которой относились Г. Мюнстерберг, М. Фоллетт, Э. Мейо. По их мнению, в управлении необходимо центр тяжести перенести на отношения между людьми в процессе производства. В управлении необходимо использовать методы психологии и социологии, т.е. науки о человеческом поведении. Согласно теории этой школы, человек – главный объект внимания.

Родоначальником «школы человеческих отношений» принято считать американского социолога Э. Мэйо. В ходе проведенных экспериментов Э. Мейо пришел к выводу, что существует взаимосвязь между экономическими результатами функционирования производства и мотивацией членов данной организации, а также социальными аспектами управления. Он обнаружил, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.

Эти работы обусловили рост интереса руководства организаций к роли кадров на производстве, что явилось причиной расширения кадровых служб. В организациях начали вводить психологические отделы, службы, должности штатных психологов. Следовательно, речь шла о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Из других ученых этого направления можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства.

В конце 50-х гг. «школа человеческих отношений» превратилась в школу «поведенческих» наук, или бихевиористскую (от английского слова «behavior» - поведение) школу. Наиболее крупными ее представителями были Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу. По их мнению, эффективность управления в фирме необходимо повышать не методами налаживания межличностных отношений, а воздействием на каждого человека в отдельности с помощью различных видов стимулирования (в основе лежат разработанные теории мотивации). Работы представителей этой школы явились основой для относительно самостоятельной сферы менеджмента – «управление персоналом».

Проблемы управления персоналом и закономерности управленческой деятельности являлись предметом исследования этих и многих других ученых в течение всего XX в. Одновременно происходило изменение общественных взглядов, осознание роли человека в сфере производства. Практический опыт и научные исследования позволили сформулировать важнейшие концепции управления персоналом, которые являются жизненно необходимыми и в настоящее время.

Это концепции:

· использования трудовых ресурсов;

· научного администрирования;

· управления человеческими ресурсами;

· управления человеком (персоналом).

В концепции использования трудовых ресурсов рассматривалась только одна функция человека на производстве – трудовая. Оценка труда при этом основывалась на двух показателях: затраты рабочего времени и заработная плата. Эта концепция стала следствием развития «научного менеджмента» и нашла отражение в тейлоризме.

Основой концепции «научного администрирования» была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль – должность, а управление осуществлялось через административный механизм (принцип, методы, полномочия, функции).

В 80-х гг. XX в. возникла концепция «управление персоналом». Согласно этой концепции человек является главным субъектом организации и особым субъектом управления. В соответствии с этой концепцией стратегия и структура организации строятся на основе учета способностей человека.

В концепции управления человеческими ресурсами человек стал рассматриваться как элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов – трудовой функции, социальных отношений, состояния работника. В отечественной практике эта концепция используется фрагментарно и в годы перестройки получила название «активизация человеческого фактора». В соответствии с этой концепцией человек – особый объект управления, который, однако, не может рассматриваться только как «ресурс».

Анализ представленных концепций, их отражение в практике позволяет систематизировать разные подходы к управлению персоналом, с выделением позиции и роли человека в производстве, его значения и особенности в управлении в современный период.

В связи с развитием научных основ управления развивается и система управленческих кадров за рубежом. Первые школы бизнеса начали создаваться с конца XIX в. в США при крупнейших университетах, которые явились основой для развития впоследствии широкой сети учебных заведений по подготовке разного уровня специалистов-менеджеров. Американские школы бизнеса, ассоциации по управлению, учебные центры промышленных корпораций прочно утвердились в качестве лидеров в деловом мире в области разработок научно-методических основ и организации обучения управляющих. Организация и методы обучения управленческого персонала давно стали предметом американского экспорта в другие страны. По их подобию возникают школы в Западной Европе, Латинской Америке, Японии и других странах, в которых преподают американские профессора, используются американские методические разработки и учебные материалы.

США занимали положение мирового лидера в области производительности труда в течение почти столетия. В настоящее время по производительности труда после США идут Япония, Англия, Франция, Германия. Япония в настоящее время – вторая экономическая держава мира. В течение последних 20 лет в среднем рост производительности труда составляет 8% [40]. Достигнутые Японией успехи побуждают специалистов в области менеджмента других стран присматриваться к формам и методам управления, используемым в этой стране.

За рубежом особое отношение к специалистам по управлению. Люди, которые занимают должность организаторов-управленцев – это доктора наук (10%), магистры (25%), лица, имеющие по 2 университетских образования (25%), остальные – бакалавры и практики [40]. Специалисты и консультанты в области менеджмента – это наиболее обеспеченная прослойка интеллигенции, их заработную плату и статус приравнивают к высшему управленческому персоналу.

Исторические этапы развития управления организации, становления роли и значимости трудовых ресурсов детерминировали взгляды на человека в управлении как элемента социальной организации, а также определили его место в ней и оптимальные рычаги воздействия.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 459.