Изменение в политической системе России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Создание буржуазных и черносотенных партий. После опубликования Манифеста 17 октября 1905г. в России стали возникать политические партии, представлявшие интересы буржуазии и консервативно–монархических кругов. Так, либералы объединились в конституционно–демократическую партию (кадеты), принявшие затем название – партия народной свободы. Партия кадетов насчитывала около 70 тыс. человек. Ее лидером был историк П.Н. Милюков, приват-доцент Московского университета. Кадеты считали, что монархия в России должна быть ограничена парламентом. Они хотели решить аграрный вопрос путем наделения крестьян частью помещичьих земель за выкуп. Для рабочих, считали кадеты, необходимо было ввести 8-ми часовой рабочий день, дать право на стачки, разрешить профсоюзы. Предлагали также установить равенство всех перед законом, отменить сословия, ввести всеобщее бесплатное образование. Партия кадетов выступала за сохранение единой и неделимой России с предоставлением автономии Польше и Финляндии, подразумевала модернизацию политического строя России по западноевропейскому образцу.

Если кадеты считались партией левого центра, то правым центром был «Союз 17 октября» – партия крупной буржуазии. Общая численность октябристов достигала 60–70 тыс. человек. Лидером партии являлся
А. И. Гучков, октябристы выступали за установление в России конституционно–монархического строя на основе Манифеста 17 октября 1905г. с двухпалатным народным представительством. Октябристы провозглашали сохранение единой и неделимой России, т.е. великодержавную политику по отношению к нерусским народам. Они считали, что рабочим следует разрешить стачки, собрания и союзы, но все эти обещания ограничивались разными условиями.

Аграрный вопрос октябристы хотели решить, не затрагивая помещичьего землевладения, в основном за счет крестьянства.

В ноябре 1905г. были созданы первые черносотенные организации, представлявшие реакционный лагерь. Лидером черносотенцев был
В. М. Пуришкевич. Русская монархическая партия насчитывала более 2 тыс. человек, Союз русского народа (100 тыс. человек). Они боролись против любых революционных и демократических выступлений, требовали укрепить самодержавие, ограничить права нерусских народов.

Всего в 1906г. в России действовало около 80 различных политических партий, Тем самым было положено начало многопартийности в стране.

Таким образом, в процессе первой русской революции в стране были созданы или находились в процессе формирования политические партии, представлявшие интересы различных социальных слоев общества.

Особенности системы политических партий России в начале
XX в.были следующими:

– ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», адекватно выражавших их интересы партии;

– не было правительственной (в западном понимании) партии, поскольку правительство назначалось не думой, а лично царем. Все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа;

– ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла испытание властью;

– в Государственной думе, были представлены далеко не все партии, особенно национальные.

Первый опыт российского парламентаризма. Революция 1905г. способствовала превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.

В декабре 1905г. был издан закон о Государственной думе, а 20 февраля 1906г. акт об ее учреждении. Государственная дума получила законодательные права.

В компетенцию думы входили: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Депутаты думы избирались на 5 лет и были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом. Дума могла распускаться досрочно по решению царя.

Если дума была нижней палатой будущего парламента России, то реформированный Государственный совет должен был стать верхней палатой.

Государственный совет, созданный еще Александром I в 1810г., был преобразован в 1906г.

Теперь половину членов Госсовета (98 человек) назначал царь из числа высших государственных сановников, а вторую половину избирали из представителей духовенства, дворянских обществ, крупной торгово-промышленной буржуазии, Академии наук и университетов. Госсовет должен был выполнять роль своеобразного фильтра – все законопроекты, принятые думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае их принятия советом предоставляться на утверждение царю.

В апреле 1906г. начала свою работу 1–я Государственная дума. В составе ее депутатов были 34% кадетов, 14% октябристов и 23% трудовиков, представлявших интересы крестьянства. Уже на первых своих заседаниях думцы предложили программу демократизации России, которая предусматривала введение ответственности министров перед думой, гарантию всех демократических свобод, установление всеобщего бесплатного образования, проведение аграрной реформы, отмену смертной казни и др.

Важнейшим в работе думы и был вопрос о земле, т.е. аграрный. Кадеты и трудовики выдвинули свои аграрные законопроекты. Трудовики предложили создать общегосударственный земельный фонд, куда включить все земли: крестьянские, помещичьи, удельные и т.д. и наделить из него безземельных и малоземельных крестьян. Кадеты также предлагали создать государственный земельный фонд из помещичьих земель, но за взятую у помещиков землю надо им хорошо заплатить. Трудовики предлагали отказаться от всякой оплаты.

В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект – полное уничтожение частной собственности на землю, объявление природных ресурсов и недр общенациональным достоянием. Правительство отвергло все эти проекты.

В свою очередь дума отказывалась сотрудничать с правительством. Она превращалась в центр оппозиции власти. Царь, усмотрев в действиях думы признаки «незаконности», что она «не успокаивает народ, а разжигает страсти», распустил ее. Первая дума просуществовала всего 72 дня.

Вторая Государственная дума была созвана в феврале 1907г. и оказалась левее первой.

Трудовики, эсеры и социал-демократы, образовавшие левый блок, имели 222 места (43%) в думе, кадеты 19% мест, октябристы 15%, черносотенцы 10%. Центральным во второй Государственной думе по–прежнему был аграрный вопрос. Трудовики в основном повторили свой законопроект, который вносили в первую думу. Кадеты же считали, что еще меньше помещичьей земли должно отойти крестьянам.

Революция шла в это время на спад, и правительство сочло возможным перейти в наступление, распустить и эту думу, в которой крестьяне–трудовики горячо обсуждали способы отнятия помещичьей земли. 3 июня 1907г. был опубликован царский Манифест о роспуске второй думы и издан новый избирательный закон. Издание этого закона явилось прямым нарушением Манифеста 17 октября 1905г., так как в нем царь обещал, что «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думой». Эти действия явились государственным переворотом и означали также окончание революции.

Причины поражения и значение революции. Поражение революции было вызвано рядом причин. Перечислим основные из них:

1. Не было обеспечено единство действий всех демократических сил в борьбе против самодержавия.

2. Армия в основном осталась верной правительству и использовалась для подавления революции.3. Недостаточно дружно действовали рабочие, крестьяне и интеллигенция. В разных районах они не одновременно поднимались на борьбу.

4. Народы национальных окраин выступали против самодержавия недостаточно единодушно.

Главный итог революции состоял в том, что царизм был вынужден пойти на изменение социально–политического строя России. Страна медленно, с трудом эволюционировала в сторону конституционной монархии. Граждане России впервые получили демократические свободы, отменена была цензура, разрешено создание профсоюзов и политических партий. Несколько улучшилось материальное положение трудящихся: увеличилась заработная плата в ряде отраслей промышленности, уменьшилась продолжительность рабочего дня. Крестьяне добились отмены выкупных платежей.

Под влиянием первой русской революции усилилось национально–освободительное движение во многих странах Востока.

 

§ 3. Третьиюньская монархия. Реформы Столыпина

 

Внутренняя политика. После поражения революции и роспуска второй Государственной думы возникла новая система государственной власти, получившая название «третьиюньская монархия».

Усилия правительства во внутренней политике с одной стороны были направлены на подавление революционного движения, а с другой –следовало считаться и с уроками революции, расширять социальную опору верховной власти и проводить реформы. В связи с этим во внутренней политике правительства прослеживались две линии: наступление реакции во всех областях общественной жизни и лавирование между разными социальными силами. Первая линия реализовывалась административными и идеологическими мероприятиями. В этом деле полицейско-чиновничьему аппарату помогали печать и церковь. Вторая линия осуществлялась путем принятия и реализации новых законов. После разгона второй Государственной думы был принят новый избирательный закон, который значительно урезал право участия в выборах многих слоев населения. По этому закону рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне еще больше. Избирательного права лишились жители многих национальных районов. Выборы в третью думу были не всеобщими, сословными и не равными, многоступенчатыми и не прямыми. Третья Государственная дума работала 5 лет, с 1907 по 1912г. В ее состав входили в основном депутаты от правых и монархических партий. Третья Государственная дума поддерживала внутреннюю политику царского правительства, которая носила репрессивный характер.

После поражения революции были разгромлены многие организации рабочих, крестьян, интеллигенции, закрывались профсоюзы, запрещалось издание многих демократических газет и журналов. Производились многочисленные аресты, казни участников революционного движения.

Церковь призывала к христианскому смирению и сотрудничеству с властями.

Реформы Столыпина. Руководил подавлением революционного движения 44-х летний председатель Совета Министров, (одновременно он был и министром внутренних дел) ПА. Столыпин (1864–1911 гг.). Он поощрял деятельность военно-полевых судов и применение смертной казни.

В то лее время Столыпин понимал, что одними репрессивными мерами Россию невозможно успокоить. Поэтому он выражал свою политику в форме: «Сначала успокоение, а затем реформы».

Свой план Столыпин изложил при вступлении на пост председателя Совета Министров в августе 1906г. Среди комплекса законопроектов первостепенными, по его мнению, были: о свободе вероисповедания, о неприкосновенности личности и гражданском равноправии; о реформе средней и высшей школы; о политической реформе; страхование от несчастных случаев и т. д.

Главным звеном в реформировании России Столыпин считал, не без оснований, решение аграрного вопроса, которое исключило бы принудительную передачу земли помещиков крестьянам.

В последнее время мы являемся свидетелями роста интереса к Столыпину как «отцу» крестьян-фермеров. Столыпинская реформа началась Указом 9 ноября 1906 г. Ее главным содержанием было разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешением продажи и купли наделов правительство облегчило уход бедноты из деревни и концентрацию земли в руках кулачества. Проводимое в ходе реформы землеустройство было направлено, в первую очередь, на создание хуторов и отрубов на крестьянской надельной земле.

Хутор – участок земли, выделенный крестьянину в одном месте (взамен ранее отводившихся ему усадебной и общинной земель, расположенных в разных местах), где он возводил хозяйственные и жилые постройки и переселялся сюда из деревни.

Отруб – участок земли, выделенный крестьянину в одном месте взамен ранее отводившихся ему общинных земель, расположенных в разных местах. Усадьба же оставалась в деревне, где он и продолжал жить.

В Указе говорилось, во-первых, о том, что каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать закрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. Во–вторых, в обществах, в коих не было общих переделов в течение 24 лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином закреплялись в личную собственность сверх усадебного участка земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.

В-третьих, каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли, имел право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности, к одному месту.

Таким образом, Указ призван был взорвать общину изнутри за счет выделения из нее определенной части крестьян. Он мог узаконить создание частной крестьянской собственности на землю, поощряя образование отрубного и хуторского хозяйств, не посягая при этом на помещичье землевладение. В осуществлении столыпинской аграрной реформы значительной была деятельность Крестьянского банка. Наибольшие суммы банковских ссуд на покупку земли выдавались отдельным домовладельцам, а в их числе – на льготных условиях – владельцам хуторов и отрубов.

Одним из важнейших инструментов разрушения общины, хотя и второстепенным, было массовое переселение крестьян за Урал. Формируя этот процесс, правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное – отправить миллионы безземельных и бунтующих крестьян в Сибирь, подальше от помещичьих имений. Переселенцы были освобождены от налогов, получали в собственность участок земли: 15 га – на главу семьи, 45 га – на остальных членов семьи и денежное пособие – 200 рублей на семью.

С 1907 г. по 1914 г. в Сибирь переселилось 3 млн.40 тыс. человек, возвратились обратно 524 тыс., что составило лишь 17%. Переселенческая политика имела прогрессивный характер. Увеличилось население Сибири, новоселы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сел, дав толчок развитию производительных сил Сибири.

В целом же итоги столыпинской аграрной реформы свидетельствовали о ее неудаче. Несмотря на давление правительства, из общин вышло к 1 января 1916 г. около 2,5 млн. крестьянских хозяйств, что составляло всего 26% всех общинных крестьянских дворов.

В 1911 г. основные земледельческие районы России охватил голод, от которого пострадало более 30 млн. человек сельского населения.

Некоторые публицисты преувеличивают значение столыпинской реформы, когда отмечают, что она привела к большому приросту товарного хлеба и вывозу его за границу. Факты свидетельствуют о том, что Россия в 1909–1913 гг. экспортировала около 650 млн. пудов хлеба, что составляло 20% валового сбора зерна. В этот период продолжалась политика «Недоедим, но вывезем», определенная министром финансов И. А. Вышнегородским.

Главный урок столыпинской реформы состоял в том, что только сами крестьяне могут решить, какая форма землепользования удобнее в той или иной местности.

Столыпинская реформа должна была второй раз после 1861 г. круто изменить положение крестьян. Но Столыпин недооценил силу привязанности крестьян к старому, общинному укладу жизни.

В перспективе Столыпин рассчитывал не на помещиков, которые уже промотали огромные суммы выкупных платежей и распродали к 1905 г. треть своих земель, а на крестьян–собственников.

Община, по его мнению, подавляла естественное чувство хозяина, приводила к не заинтересованности в повышении производительности труда.

«Дайте государству двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России» – заявил Столыпин. Однако события развивались по-другому, в 1914 г, началась мировая война, и реформы Столыпина были свернуты.






ГЛАВА XIII

Дата: 2018-11-18, просмотров: 258.