Россия после Февраля. Рост революционной стихии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Временное правительство и Советы. После победы Февральской революции страна стояла на распутье. В России еще предстояло выбрать и конституционно закрепить новую форму правления, сформировать стабильные и единые государственные структуры, разрешить обострившиеся национальные противоречия, определить отношение к войне и, наконец, решить аграрный вопрос. Кроме того, требовалось незамедлительно организовать снабжение населения продовольствием и топливом, обеспечить элементарный порядок и стабилизировать экономическое положение в стране. Решение этих задач осложнялось экстремальными условиями войны, отсутствием демократических начал и возникновением двоевластия. В стране были созданы и действовали два источника власти: Временное правительство и Советы.

В состав первого Временного правительства вошли 12 человек, из них 6 кадетов, остальные октябристы и близкие к ним деятели. Возглавлял Временное правительство один из видных представители других политических партий и течений либеральной буржуазии князь Г.Е. Львов. Организация правительства стала возможным в результате договоренности между Временным комитетом Государственной думы, взявшим на себя создание правительства, и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов.

Установление двоевластия как специфической формы управления государством свидетельствовало о том, что в тот момент ни Временное правительство, ни Советы не владели властью полностью. Было ясно, что одновременное существование двух властей долго продолжаться не может.

Временное правительство, являясь официальной властью, стремилась укрепить свою власть в центре и на местах, использовать старый аппарат управления. Смещенные губернаторы заменялись комиссарами Временного правительства. Царская полиция упразднялась, создавались новые органы правопорядка (милиция).

В своей декларации от 3 марта 1917 г. правительство обещало ввести политические свободы и широкую амнистию, подготовить выборы в Учредительное собрание, отменить смертную казнь, запретить всякую сословную, национальную и религиозную дискриминацию.

Правительство стремилось преодолеть экономический кризис и хозяйственную разруху. С этой целью оно пыталось усилить элементы государственного регулирования хозяйства.

В то же время политика Временного правительства оказалось противоречивой, нечеткой. Оно не спешило с разрешением важнейшего противоречия российской жизни – аграрного. Правительство не решалось ликвидировать помещичье землевладение и дать крестьянам землю. Оно соглашалось за выкуп пустить в продажу лишь часть помещичьих земель, но выступало против широкой аграрной реформы. Это объяснялось тем, что многие помещичьи земли (до 1/3) были заложены в частных банках, буржуазия сама стала совладелицей земли и не желала поэтому выпускать ее из рук бесплатно. Принятие закона о введении 8-ми часового рабочего дня откладывалось до окончания войны.

Временное правительство продолжало политику участия в мировой войне «до победного конца», выполняя все обязательства и договоры, заключенные царским правительством. Широко распространялись идеи войны «во имя защиты революции».

Не пошло Временное правительство и на разрешение такого важнейшего противоречия – уничтожения национального неравноправия, оно продолжало стоять на позициях «единой и неделимой России», были отменены наиболее унизительные национальные ограничения. Советы, не являясь официальной властью, пользовались огромным влиянием в армии и на флоте, среди рабочих и крестьян. В апреле 1917 г. в стране действовало более 600 Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов.

Временное правительство и коалиция выступали за развитие страны по капиталистическому пути, за переход на западный буржуазно–демократический путь развития. Парламентская республика с разделением властей, правовое государство, рынок как способ функционирования экономики; а следовательно, неизбежная социально–классовая дифференциация и развитие частной собственности – таковы были составные элементы программы Временного правительства. Эта программа в основном привлекала тогда имущую и образованную часть общества – число сторонников западного (капиталистического) пути в городах колебалась от 1/8 до 1/5 избирателей.

Правительство, стремясь вести страну по капиталистическому пути, действовало нерешительно, проводя непопулярную политику, лишаясь поддержки масс.

Под давлением Советов Временное правительство осуществило радикальную демократизацию армии.

Огромную роль в этом играл «Приказ №1» Петроградского Совета. Была проведена чистка высшего командного состава, отменены военно-полевые суды, введен институт комиссаров, наблюдавших за политической лояльностью офицеров.

Власть в армии стала переходить от офицеров к выборным солдатским комитетам. Однако кардинальная демократизация армии – самого недемократического по своим функциям и структуре государственного института,– проведенная к тому же во время войны, способствовало резкому падению дисциплины и боеспособности частей. Запоздавшие, непоследовательные попытки спасти армию от неуклонного разложения к успеху не привели.

Двоевластие, при котором Временное правительство было вынужденно согласовывать все свои действия с Петроградским Советом, существовало с марта по начало июля 1917 г.

На втором этапе с июля по октябрь 1917 г. с двоевластием было покончено.

Политические партии. После Февральской революции крайне правые партии и движения (монархисты, черносотенцы) потерпели полный крах и фактически сошли с политической сцены. Не имели исторической перспективы и октябристы, которые ориентировались на свертывание или подавление революции.

Кадеты «полевели», из оппозиционной партии стали правящей, заняв в первом Временном правительстве ключевые посты. Лидеры кадетов в конце марта 1917 г. отказались от ориентации на конституционную монархию, а в мае высказались за республику. Для победы своего утверждения во власти кадеты готовы были забыть об Учредительном собрании, о тех социальных реформах, к которым раньше призывали. Будущее России они связывали с торжеством европейской демократии в мировой войне. Уже в мае – июне 1917 г. кадеты в правительстве настаивали на применении сил против «анархических действий».

Но в целом кадеты пытались пока делать политику «левыми руками» меньшевиков и эсеров, преобладавших в Советах, а затем вошедших в состав Временного правительства. Кадеты отстаивали главные свои лозунги: «война до победного конца», сохранение «единой и неделимой России». По мере усиления борьбы и усиления леворадикальных партий и групп кадеты отходили от прежних демократических лозунгов.

Меньшевики и эсеры – умеренные социалисты – считали, что Россия

не готова к социалистической революции и что она должна пройти долгий путь буржуазного развития и парламентаризма, закончить войну либо совместно с союзниками, либо по решению международного социалистического движения. Первоначально меньшевики и эсеры занимали руководящие позиции в Советах, пользовались поддержкой и доверием масс.

Во имя демократического развития России меньшевики и эсеры осуществляли тактику соглашения с правительством.

Самой массовой партией была партия эсеров, которая летом 1917 г. насчитывала более миллиона человек. Эта партия выступала за создание федеративной республики в России, ликвидацию помещичьего землевладения и распределение земли между крестьянами по «уравнительной норме». В августе 1917 г. в партии эсеров произошел раскол, из нее выделилось левое крыло, выступившие против сотрудничества с Временным правительством. Партию левых эсеров, которая сотрудничала с большевиками, возглавляла М. А. Спиридонова.

Меньшевики летом 1917 г. насчитывали более 100 тыс. человек. Они выступали за создание демократической республики, право наций на самоопределение, конфискацию помещичьих земель и передачу их в распоряжение органов местного самоуправления. Во внешней политике они, как и эсеры заняли позицию «революционного оборончества», т. е. считали необходимым защищать революцию от германского милитаризма. Кадетов, меньшевиков и эсеров, объединяло то, что они откладывали выполнение своих программных положений до окончания войны и созыва Учредительного собрания.

До Февральской революции большевики и меньшевики состояли в одной партии – РСДРП. После Февраля произошло окончательное организационное разделение меньшевизма и большевизма.

Большевики являлись самой радикальной, левой партией. Если в марте 1917 г. они выражали готовность сотрудничать с другими партиями социалистической ориентации (меньшевиками, эсерами), оказать даже поддержку Временному правительству, то после возвращения В. И. Ленина из эмиграции 3 апреля, заняли несколько иные позиции.

В отличие от меньшевиков и эсеров Ленин считал, что в России имеются важнейшие предпосылки для социалистической революции. Программа Ленина («Апрельские тезисы»), принятая большевиками, предусматривала переход от буржуазно–демократической революции к социалистической.

В политической сфере эта программа предусматривала установление республики Советов и отказ от поддержки Временного правительства. В экономической сфере предлагалась конфискация помещичьей и национализация всей земли; переход к контролю Советов за производством и распределением продуктов; национализацию банков. Большевики во главе с Лениным выступали против империалистической войны, их программа исключала сотрудничество с меньшевиками и эсерами и была нацелена на захват власти. Кризисы политики Временного правительства. В центре событий 1917 г. была политическая борьба различных партий, которые апеллировали к массам прежде всего к рабочим и солдатам за поддержкой. Двоевластие было неустойчиво, политика правительства – медлительна, недовольство масс своим положением нарастало. Все это вело к кризисам власти. Первый из них произошел 20–21 апреля и был связан с противоречиями по вопросам продолжения войны или выхода из нее. Правительство открыто заявило в так называемой «Ноте Милюкова» (министра иностранных дел), посланной союзникам, о продолжении войны, верности своим обязательствам. Массы солдат, крестьян, рабочих, требовавшие скорейшего окончания войны, отвернулись от правительства в сторону Советов.

Узнав о намерениях правительства довести войну «до победного конца», рабочие и солдаты Петрограда вышли на демонстрацию с требованием: «Долой правительство министров – империалистов!», «Долой войну!», «Вся власть Советам!». Кризис вызвал отставку П. Н. Милюкова, А. И. Гучкова. 5 мая 1917 г. правительство достигло соглашение с Петроградским Советом и было сформировано первое коалиционное Временное правительство, в которое вошли представители эсеров и меньшевиков.

Вскоре внутренняя и внешняя политика коалиционного правительства вызвала новый взрыв недовольства. Оно достигло особого накала в связи с подготовкой наступления русских войск на фронте.

В июне 1917 г. разразился новый общеполитический кризис. Массовые демонстрации состоялись в Петрограде с требованиями прекратить войну. Демонстрации были разогнаны.

Политическая ситуация в стране продолжала обостряться, доверие масс к правительству падало.

Провал наступления на фронте, угроза кадетов развалить правительственную коалицию и уйти в отставку вызвали новый, третий общеполитический кризис. 3–4 июля 1917 г. в Петрограде состоялись массовые вооруженные демонстрации рабочих и солдат под лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой войну!». Новое (второе коалиционное) правительство возглавил А.Ф. Керенский. После расстрела демонстрации начались репрессии против большевиков и левых эсеров. Так как период двоевластия закончился и власть оказалась теперь в руках Временного правительства, большевики временно сняли лозунг «Вся власть Советам!». Правительство объявило Петроград на военном положении, приступило к разоружению солдат и рабочих, участвовавших в вооруженной демонстрации. Издан был приказ об аресте В.И. Ленина и других лидеров

большевиков. На фронте ввели смертную казнь, создали военно-полевые суды. Верховным главнокомандующим был назначен генерал
Л. Г. Корнилов, сторонник жестких мер.

Корниловский мятеж и его последствия. Временное правительство «в целях объединения государственной власти со всеми организованными силами страны» созвало 13–15 августа 1917 г. в Москве Государственное совещание. В нем участвовали около 2500 человек – представителей политических партий, торгово-промышленных кругов, военного командования, депутаты Государственной думы и др.

Большевики организовали компанию протеста против Государственного совещания как заговора против революции.

Государственное совещание потребовало создания «сильной внепартийной власти» и тем спровоцировало корниловский мятеж, оказав Корнилову восторженный прием в Москве.

Вернувшись в Ставку после московского совещания, Корнилов, поощряемый кадетами и поддерживаемый Союзом офицеров, решил принять попытку переворота. Учитывая, что немецкие войска заняли Ригу, он потребовал подчинения войск Петроградского гарнизона, находившихся в непосредственном ведении правительства, а также расширения компетенции военных трибуналов и восстановления в тылу смертной казни. Керенский, получив информацию о намерении Корнилова ввести в Петрограде осадное положение и свергнуть правительство, отверг эти предложения и сместил его с поста главнокомандующего. Корнилов отказался уйти в отставку и 25 августа 1917 г. двинул войска на Петроград с целью установления военной диктатуры. Эта угроза заставила Керенского обратиться за поддержкой к народу и пойти на сотрудничество с большевиками. Против Корнилова выступили все социалистические партии, Советы и подчинявшиеся им отряды Красной гвардии. Мятеж вскоре был ликвидирован, а Корнилов арестован.

Опасность открытой военной диктатуры на собственном опыте убеждала массы в возможности реставрации самых худших дореволюционных порядков, включая монархию. Это революционизировало рабочих и солдат, толкало их в сторону Советов и большевиков.

Разгром корниловщины привел к резкому изменению соотношения сил в стране. Престижу кадетов был нанесен мощный урон, оказавшихся в глазах масс связанными с корниловщиной. Упал и престиж Керенского, который знал о заговоре, но долгое время не предпринимал против него решительных действий. Усилилось влияние большевиков, численность партии стремительно росла, со 100 тыс. в июне до 350 тыс. человек в сентябре 1917 г.

Началась большевизация Советов. В конце августа – начале сентября Петроградский и Московский Советы становятся большевистскими. Временное правительство, стремясь стабилизировать обстановку, предпринимает ряд мер. 1 сентября Керенский, не дожидаясь Учредительного собрания, провозгласил Россию республикой. 14 сентября был создан Демократический Совет Республики (Предпарламент). От его имени А.Ф. Керенский сформировал третье коалиционное правительство. Однако власть его была призрачной. Авторитет правительства падал с каждым днем.

В стране обострялись экономические и политические противоречия. В этой обстановке большевики начали подготовку к захвату власти. Начавшееся после корниловщины возрождение Советов позволило большевикам вновь выдвинуть лозунг «Вся власть Советам!» Но теперь они считали, что взятие власти Советами есть установление диктатуры пролетариата вооруженным путем, в открытом восстании против власти Временного правительства.

Историческая оценка Февраля. В советской историографии Февраль рассматривался как этап на пути перерастания буржуазно–демократической революции в социалистическую. Его самостоятельное значение явно недооценивалось. Исключение составляли работы Э. Бурджалова, Г. Иоффе, вышедшие в 1960–1980 гг. В последнее время, напротив, многие стали идеализировать Февральскую революцию 1917 г., которую трактуют как подлинно народную, демократическую, открывшую якобы перед страной перспективу цивилизованного либерального развития, сорванную верхушечным, заговорщическим по характеру, Октябрьским переворотом.

Однако сами современники и участники февральских событий оценивали их как начало очередной русской смуты и трагедию народа. Российские либералы и демократы, растратив всю свою энергию и силы на борьбу с царским режимом, в условиях распада оказались не готовы к созидательной государственной работе. Революционная стихия захлестнула Россию. Февральский переворот имел тяжелые последствия для государства и народа.




ГЛАВА XV

Дата: 2018-11-18, просмотров: 229.