Город и культура
На рубеже XIX и XX в.в. окружающий человека мир, стремительно изменяясь, приобрел существенно новые черты. Научные открытия поражали воображение, в повседневную жизнь быстро входили достижения техники (телефон, автомобиль, кинематограф, трамвай и т.д.). Утверждалась вера в неограниченные возможности подчинения природы человеку, а это, в свою очередь, ослабляло прежнее влияние религии. Изменились и представления о смысле и содержании искусства.
Россия проходила стадию всесторонней модернизации, т.е. обновления, перехода от общества традиционного, архаичного к индустриальному.
Городская среда. Однако на огромных просторах России обновление не могло быть равномерным. Динамичнее всего совершались перемены в больших городах – главных центрах экономической и культурной жизни. Горожане сталкивались с приметами нового на каждом шагу.
С развитием промышленности и в связи с быстрым ростом населения городов (за 15 лет – на 8,6 млн.) широко развернулось строительство жилья, общественных зданий. Строили дома, чтобы сдать квартиры в наем, отсюда пошло название «доходные дома». В крупных городах возводились новые здания банков, вокзалов, универсальных магазинов, акционерных обществ. Внешний вид самых оживленных городских улиц определяла теперь реклама, вначале уродливая, но необходимая в условиях растущей конкуренции. В городском строительстве стали использовать новые материалы –железобетон, стекло, цветную облицовочную плитку, металлические конструкции. В архитектуре получил распространение, как и в Западной Европе, стиль модерн: без строгой симметрии всех частей здания, с неодинаковыми по форме и переплетам большими окнами, с отделкой, особенно внутренней, в которой преобладали изогнутые линии. В новом архитектурном стиле модерн были построены в Москве Третьяковская галерея (архитектор В. М. Васнецов), Ярославский вокзал (архитектор
Ф. О. Шехтель), Музей изящных искусств и современный Центральный универмаг (Р. И. Клейн).
В жизнь больших городов входили кинематограф, трамвай вместо конки, автомобиль, телефон, телеграф.
Центральная часть городов застраивалась многоэтажными каменными домами, нередко имеющими лифты, центральное отопление. Города благоустраивались, появлялось электрическое освещение.
Наука. Все более заметным становилось участие российских ученых в развитии мировой науки.
В области точных наук успешно работали физик П. Н. Лебедев, измеривший давление света, химик Н. Д. Зелинский – изобретатель противогаза. Большой вклад в теорию воздухоплавания внес Н. Е. Жуковский, построивший в 1902 г. первую в России аэродинамическую трубу. К. Э. Циолковский успешно занимался проблемой полета в космос. Русские географы и путешественники изучали отдаленные районы страны. Открытиями в Арктике Г. Я. Седов, Б. А. Вилькицкий и др. полярные исследователи подготовили освоение Северного морского пути.
Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И. М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии.
Нобелевские премии получили И. П. Павлов (1904 г.), разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, а также И. И. Мечников (1908 г.) – автор теории иммунитета. К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.
В начале XX века шел интенсивный процесс дифференциации наук, их разделение на фундаментальные и прикладные. Успехи в науке достигались благодаря созданию крупных коллективов ученых, а также за счет усиления контактов с зарубежными коллегами. Ученые объединялись в научные общества – географические, технические, астрономические и другие, стали регулярно проводиться всероссийские научные съезды. Русские ученые не раз выступали на международных конгрессах.
Выдающиеся успехи были достигнуты в общественных, гуманитарных науках. Самым известным из историков был В. О. Ключевский, лекции и труды которого пользовались огромной популярностью. Ученики Ключевского А. А. Кизеветтер, П. Н. Милюков, М. М. Богословский также являлись блестящими учеными.
В экономической науке выделялись М. И. Туган-Барановский,
А. А. Чупров, А. В. Чаянов.
Традиции и новаторство
Золотым веком русской литературы принято называть время
А. С. Пушкина. Начало XX в. выдвинуло столько замечательных писателей, художников, композиторов и мыслителей, что короткий отрезок времени заслужил название «серебряного века» русской культуры.
По–прежнему главными центрами художественной жизни были Петербург и Москва. Связь времен зримо выражалась и в том, что выдающиеся произведения продолжали создавать деятели культуры, расцвет и начало творчества которых приходились на вторую половину XIX века. В литературе – это прежде всего Л. Н. Толстой, написавший на рубеже веков роман «Воскресение», повести «После бала» и «Хаджи Мурат», пьесу «Живой труп». В музыке – это один из представителей «могучей кучки» – Н. А. Римский-Корсаков. В живописи – это И. Е. Репин, В. И. Суриков и другие. Национальными художественными музеями оставались Третьяковская галерея и открытый в 1898 г. в Петербурге музей императора Александра III (ныне Русский музей). Росла слава драматических театров – Александрийского в Петербурге и Малого в Москве.
В 1898 г. в Москве открылся Художественный театр, где под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко с блеском ставились пьесы отечественных драматургов: А. П. Чехова, А. Н. Островского A. M. Горького. Создатели Художественного театра назвали его общедоступным, а начатую ими программу реформирования театрального дела – революционной. В Художественном театре работали замечательные артисты О. Л. Книппер, И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов,
М. П. Лилина.
В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность
В. Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.
Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой.) Имена выдающихся балетных танцоров (А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры.
Хореографические постановки М. И. Петипа стали классикой мирового балета. Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С. П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны»(1907–1913 гг.).
Если музыкальная классика XIX в. нашла оригинальное продолжение в творчестве С. В. Рахманинова, то новаторами в музыке, чьи исканияблизки к символизму были А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев: Символизм в живописи – это, в первую очередь, картины
M. B. Врубеля, вдохновленные лермонтовским «Демоном».
Представителями модерна считали группу художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». Творчество этих художников
(А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. Е. Рерих,
И. Э. Грабарь и др.) многогранно: они работали не только в жанре картины, гравюры, портрета, но занимались также оформлением спектаклей и книг, выступали как художественные критики и историки искусства. По их мнению, художники-передвижники были слишком поглощены социально-политическими вопросами, довольствовались иллюстративностью, забыв о главном – о художественной форме. Сами они искали идеал красоты в любовно изображаемой, но не без иронии, придворной жизни старого Петербурга (А. Н. Бенуа), в суровых, загадочных образах древней Руси (Н. К. Рерих), в праздничности и размеренности русского провинциального быта (Б. М. Кустодиев).
Распространение фотографии заставляло художников отказываться от внешнего правдоподобия и искать более обобщенные формы выражения. Решительнее всего отрицали такое правдоподобие художники-авангардисты. Они учились у французских мастеров своего времени, но обращались также к русскому народному творчеству – к лубку, игрушке. Средствами примитивизма преображали бытовую сторону жизни Н. Ф. Ларионов, Н. С. Гончаров, М. Шагал. Все они проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Художники–авангардисты были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.
Абстрактное искусство было представлено произведениями
В. В. Кандинского, К. С. Малевича. На их картинах место легко узнаваемых предметов реального мира заняли сочетания цвета, геометрические фигуры, требующие от зрителей большего, чем раньше интеллектуального напряжения.
Откровенным вызовом привычным представлениям о прекрасном звучали названия художественных объединений, выставок, литературных сборников: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Пощечина общественному вкусу» и др.
Но за скандальными выходками стояло нечто более важное. Во-первых, стремление выразить то сложное и трагическое, что принес с собой XX в., обостривший и восприятие искусства. Во-вторых, поэты и художники русского авангарда хотели быть созвучными эпохе огромных перемен в науке и технике, переустройстве общества. В России авангардисты чувствовали себя участниками великого дела разрушения отживших порядков. Понимая, что революцию совершают, как предсказывал Маяковский «голодные орды», они верили, что новый мир,
возникнет на развалинах старого, будет миром творческой свободы. Они не могли тогда представить себе, что из революции вырастет власть, подавляющая человеческую личность, а значит и любые художественные искания.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 258.