Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ: в области местного управления, суда, образования, печати, финансов, в военном деле. Важно отметить, что разработка этих реформ началась практически одновременно с подготовкой крестьянской – в условиях общественно-политического подъема в России на рубеже
50–60-х гг. XIX в. Однако проведение их затянулось на полтора десятилетия. Поэтому далеко не все, что ранее проектировалось, получило воплощение в законах, изданных в условиях спада общественно-политической активности в стране. Отсюда ограниченность и незавершенность проводимых в 1863–1874 гг. реформ.
Земская реформа. 1 января 1864 г. было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее всесословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).
Выборы в уездные земские собрания проводились на избирательных съездах, по куриям. В 1-ю курию входили помещики и богатые крестьяне–землевладельцы, во 2-ю – представители городской буржуазии, в 3-ю крестьяне. Выборы по первым двум куриям были прямыми, по третьей – трехстепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, который избирал выборщиков, а те уже – депутатов в уездное земство. По первой курии избиралась половина депутатов уездных земских собраний, чем преследовалась цель дать преобладание в земствах помещикам. Им предоставлялось право баллотироваться и по другим куриям.
На уездном земском собрании проводились выборы в уездную земскую управу, ее председателя и депутатов в губернское земское собрание. Последнее избирало губернскую земскую управу и ее председателя. Депутаты земских собраний назывались гласными (имевшими право голоса). Гласные земских собраний созывались ежегодно на сессии для рассмотрения годовых отчетов земских управ, утверждения плана земского хозяйства, сметы доходов и расходов. Никакого вознаграждения за службу они не получали. Земские управы действовали постоянно, и члены управ получали определенное жалованье. Кроме того, земства имели право содержать на своем жалованье по найму земских врачей, ветеринаров, учителей, статистиков и прочих земских служащих, которые составляли так называемый третий элемент в земстве (первым считались гласные земских собраний, вторым – члены земских управ). На содержание земских учреждений и служащих у них по найму собирались земские сборы с населения.
Земства были лишены каких бы то ни было политических функций, и по закону сфера деятельности земств ограничивалась исключительно вопросами местного значения. В ведение земств отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, «попечение» по местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже постройка церквей, содержание местных тюрем и домов для умалишенных. Однако и в пределах этой компетенции земства были поставлены под контроль губернатора (уездные земства) и министра внутренних дел (губернские земства). Земства не обладали исполнительной властью, поэтому для исполнения своих постановлений они вынуждены были обращаться за содействием к местной полиции, которая не зависела от земств.
Согласно закону 1864 г. земства вводились в 34 губерниях (меньше половины губерний страны). Земского самоуправления были лишены Сибирь, Архангельская и Астраханская губернии, где не было помещичьего землевладения, а также и национальные окраины – Польша, Прибалтика, Кавказ, Казахстан и Средняя Азия. Но и в тех 34 губерниях, на которые был распространен закон 1864 г. о земствах, последние вводились не сразу.
Несмотря на ограниченную компетенцию земств, они сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов: в организации местного кредита, устройстве почт, дорожном строительстве, страховании, в создании медицинской и ветеринарной службы в деревне, в народном образовании, в статистическом изучении состояния крестьянского хозяйства.
Городская реформа. 16 июня 1870 г. было издано новое «Городовое положение», по которому в 509 городах из ИЗО вводилось городское выборное самоуправление – городские думы, избираемые на 4 года. Численность гласных городских дум находилась в пределах 30 – 72; Московская городская дума насчитывала 180 гласных, Петербургская – 250. Городская дума избирала свой постоянно действующий орган – Городскую управу, состоявшую из городского головы и двух и более членов. Городской голова был одновременно председателем и Городской думы и Городской управы. Право избирать и быть избранными в Городскую думу имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, главным образом владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков и пр., т. е. буржуазия и домовладельцы-помещики. Таким образом, основная масса городского населения устранялась от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена узкими рамками хозяйственных вопросов: благоустройство городов, устройство рынков и базаров, попечение о местной торговле и промышленности, о здравоохранении и образовании, принятие санитарных и противопожарных мер.
Судебная реформа. Наиболее последовательный характер носила судебная реформа. Обнародованные 20 ноября 1864 г. «Судебные уставы» вводили всесословный гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Учреждались две судебные инстанции – окружной суд (обычно в пределах губернии, составлявшей судебный округ) и судебная палата, объединявшая несколько судебных округов. Принимавшие участие в судебном процессе 12 выборных присяжных заседателей устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания, исходя из статей закона, определяли судья и два члена суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы только в случаях нарушения законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат, который являлся высшей инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра или отмены) судебных решений.
Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 руб. вводился в уездах и городах мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судов избирался на уездных земских собраниях. Мировым судьей мог быть избран обладавший образовательным цензом не ниже среднего и прослуживший на государственной службе не менее трех лет. Мировой суд как наиболее «скорый» и не требовавший расходов был популярен у населения.
Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных – адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом. После этого они по закону не могли быть уволены или даже временно отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к суду по обвинению в уголовном преступлении. Решение об устранении их от должности также выносил только суд. Так закон вводил важный принцип несменяемости судей, обеспечивая их независимость.
Действие судебных уставов распространялось только на 44 губернии. Новые суды вводились не сразу. К 1866 г. были образованы лишь два судебных округа – в Москве и Петербурге; к 1870 г. они были введены в 23 губерниях, а в остальной 21 губернии введение новых судов завершилось лишь к 1896 г.
Просвещение и печать. В 1863–1865 гг. была проведена серия реформ в сфере просвещения и печати. 16 июня 1863 г. был принят новый университетский устав, который предоставлял университетам довольно широкую автономию. 19 ноября 1864 г. был утвержден устав гимназий, который провозглашал равенство для поступления в гимназии всем сословиям, но из–за высокой платы за обучение гимназическое образование оказалось доступным лишь детям состоятельных родителей. По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные – и те, и другие были семиклассные. В классических гимназиях в основу было положено преподавание древних («классических») языков – латинского и греческого). В реальных гимназиях взамен древних языков увеличивался объем преподавания математики и естествознания. Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты без экзаменов. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был затруднен; они могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения.
Уже в конце 50-х гг. был сделан ряд цензурных послаблений. В 1865г. утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее 10-ти, а переводные – не менее 20-ти листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. От цензуры освобождались официальные и научные издания. «Временные правила о печати» действовали с немногими изменениями в течение 40 лет.
Военные реформы. В 1861–1874 гг. была проведена серия военных реформ. Еще в 1855 г., в ходе Крымской войны, была образована Военная комиссия «для улучшения военного дела», но практически к военным реформам приступили в 1861 г., когда во главе Военного министерства был поставлен высокообразованный и прогрессивный деятель Д. А. Милютин. Он первоначально добился сокращения солдатской службы до 12 лет, затем отмены телесных наказаний в армии. В 1864 г. им была реорганизована система военного управления: в стране вводились 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру, реорганизовано само Военное министерство. В 1867 г. был принят военно-судебный устав, построенный на принципах судебной реформы 1864 г. В ходе реформы военно-учебных заведений создавались военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, учреждались новые военные академии для среднего и высшего командного состава. Завершающей реформой в военном деле было введение «Уставом воинским» 1 января 1874 г. всеобщей воинской повинности для лиц мужского пола, достигших 21-летнего возраста. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, для флота – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращался до трех лет, для окончивших гимназию – до полутора лет, для имевших высшее образование – до полугода, а для поступивших на службу добровольно (вольноопределяющимися) сроки действительной службы сокращались еще в два раза. В связи с сокращением численности армии на действительную службу призывалось не более 20 – 23% лиц призывного возраста. Призыву не подлежали: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также призывник, у которого старший брат отбывает или отбыл срок службы; были льготы и по имущественному положению. Те, на кого не распространялись льготы, во время призыва «тянули жребий», и тем, кому не выпал жребий служить, сразу зачислялись в запас. В конце XIX в. происходило перевооружение армии. В первую очередь, гладкоствольное оружие было заменено нарезным и скорострельным, а парусный военный флот заменен паровым.
Таким образом, реформы 60-70-х годов XIX в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.
Тем не менее, проведение реформ значительно изменило образ власти в глазах населения. Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель (несмотря на незавершенность крестьянской реформы). Отчуждение от власти, характерное для широких слоев интеллигенции при Николае I, сохранилось в основном у радикальной молодежи, революционных демократов, а также ультраконсервативных помещиков. Либералы, получив поле деятельности – земства, суды, университеты, – смогли перейти от слов к конкретным делам.
Реформы показали, что добиться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные силы. Но главное было даже не в этом. Монолог власти, характерный для николаевской эпохи, сменился диалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 271.