Отмена крепостного права в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Крепостное право в России просуществовало значительно дольше, чем в любой европейской стране, и приняло такие жестокие формы, что практически мало чем отличалось от рабства. Требование отмены крепостного права выдвигалось не только радикальными, но и оппозиционными кругами. Само правительство в первой половине XIX в. осознало, что крепостное право – «зло», «пороховой погреб под государством», и пыталось найти пути решения крестьянского вопроса.

Однако отменено крепостное право было лишь в 1861 г. Непосредственным фактором, заставившим правительство и помещиков пойти на отмену крепостного права, явилось поражение России в Крымской войне, которое раскрыло глаза правящим кругам России на то, что крепостное право – главная причина и военно-технической отсталости страны. Они осознали угрозу для России быть отброшенной в ранг второстепенных держав. Это четко было выражено в ряде «записок» и проектов реформ, получивших хождение в списках в 1855–1856 гг.

Крымская война и смерть Николая I привели к активизации либерально настроенной части общества и ряда правительственных чиновников. Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходимость преобразований.

С воцарением Александра II наступила «оттепель» в общественнополитической жизни России. По случаю коронации он дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания 1830–1831 гг., петрашевцам, приостановил на три года рекрутские наборы, списал недоимки, в 1857 г. принял решение о ликвидации военных поселений.

Александр II (1855–1881) стал императором в 37 лет, будучи уже вполне сложившимся человеком. Еще наследником он принимал участие в государственных делах, в работе секретных комитетов по крестьянскому делу. По своим взглядам он не был ни либералом, ни реакционером, до воцарения не имел своей программы, не выработал определенной политической системы. Большинство историков полагает, что Александр II не только не имел программы преобразований, но и не был готов к реформаторской деятельности. Однако это не преуменьшает роль Александра II в реформировании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он не только осознал необходимость преобразований, но и пошел на их осуществление.

Подготовка реформы. Впервые о необходимости отмены крепостного права Александром II было официально заявлено в его речи перед предводителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Указывая на опасность дальнейшего сохранения крепостного права, он сказал, что «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Александр призвал помещиков самим проявить в этом деле инициативу.

Правящие круги пришли наконец к мысли о необходимости реформ Среди них были члены императорской фамилии (младший брат Александра великий князь Константин Николаевич, тетка царя великая княгиня Елена Павловна), а также некоторые представители высшей бюрократии (министр внутренних дел С. С. Ланской, исполняющий должность товарища министра внутренних дел Н. А. Милютин, генерал-адъютант, граф
Я. И. Ростовцев), общественные деятели (князь В. А. Черкасский,
Ю. Ф. Самарин), сыгравшие выдающуюся роль в подготовке и проведении реформы.

Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном для России Секретном комитете «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», открытым 3 января 1857 г. Комитет, составленный из ярых крепостников, действовал нерешительно.

Первоначально правительство пыталось заставить самих помещиков проявить инициативу. Александр II поручил другу детских лет и генерал-губернатору В. И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. последовал указ (рескрипт В. И. Назимову) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.

Рескрипт В.И. Назимову считается началом официальной и открытой истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета – она перестала быть тайной. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой – предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов.

Отношение самих помещиков к готовившейся реформе было различным. Большинство их выступало вообще против всякой реформы, за сохранение в неизменном виде крепостных порядков. Остальная часть, соглашаясь на реформу, выдвигала разные условия ее проведения. Помещики черноземных губерний отстаивали вариант, при котором крестьяне получали личную свободу и небольшие наделы земли в пользование, за которые они должны нести барщину или платить оброк; помещики нечерноземных губерний предлагали сразу предоставить крестьянам землю в собственность за выкуп.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественного подъема в стране. В конце 50–х гг. сложились два идейных центра, возглавивших демократическое направление русской общественной мысли, – А. И. Герцена и Н. П. Огарева в Лондоне, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Петербурге. Герцен еще в 1853 г. основал в Лондоне «Вольную русскую типографию», начав с публикации воззваний к русскому дворянству освободить своих крестьян. С 1855 г. он начинает издавать альманах «Полярная звезда», с 1856 г. – «Голоса из России», а с 1857 г. газету «Колокол», которая имела большой успех в России. В «Колоколе» Герцен выступал с требованием освобождения крестьян с землей, свободы печати, отмены телесных наказаний, предавал гласности бесчинства помещиков и лихоимство царских чиновников, публиковал материалы о крестьянском и общественном движении в России, а также свои обращения в Александру II, выражая надежду на возможность решения назревших социальных и политических проблем мирным путем сверху. В самой России большое значение имела публицистическая деятельность Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в журнале «Современник», в котором они, умело обходя рогатки цензуры, проповедовали демократические идеи. Их единомышленниками в «Современнике» выступали Н. А. Некрасов (издатель журнала), М. Л. Михайлов, Н. В. Шелгунов и др.

В конце 50-х гг. наблюдается и заметное оживление либерально–оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые, сознаваянеобходимость социальных и политических преобразований, выступили не только с проектами отмены крепостного права, но и с требованиями создания общесословных выборных органов управления, учреждения независимого и гласного суда, введения свободы печати и проведения реформ в сфере просвещения.

Рескрипты были «высочайшими», т.е. обязательными для исполнения. Дворянство получило право создать на местах губернские комитеты и на основании рескриптов разработать проекты реформы для данной губернии: допускалось, что каждая из них будет иметь свой проект и свой закон, и вводиться они будут постепенно, с запада на восток. Первая правительственная программа крестьянской реформы не только передавала ее подготовку и проведение в руки местного дворянства (в подавляющем большинстве настроенном крайне реакционно), но предполагала также безземельное освобождение крестьян (выкупалась только усадьба).

Однако в октябре – ноябре 1858 г. в правительственной политике начинает пробиваться и завоевывать признание новое направление: конечная цель реформы — освобождение крестьян с землей, превращение крестьян в собственников своих наделов, уничтожение вотчинной власти помещиков, создание органов крестьянского самоуправления, а также специального института мировых посредников. Дело осложнялось тем, что губернские дворянские комитеты работали, все еще руководствуясь рескриптами, а правительство уже приняло 4 декабря 1858 г. новую программу крестьянской реформы, параллельно отказавшись от идеи отдельного законодательства для каждой губернии. Для выполнения новой программы нужны были новые люди и идеи.

4 марта 1859 г. при Главном комитете были учреждены так называемые Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и составления проекта закона об освобождении крестьян. Одной комиссии предстояло подготовить проект «Общего положения» для всех губерний, другой – «местных положений о поземельном устройстве крестьян» применительно к разным регионам. Фактически эти комиссии слились в одну, но сохранили наименование «Редакционные комиссии». Председателем был назначен Я. И. Ростовцев, пользовавшийся огромным доверием у Александра И, а лидером и душой являлся
Н. А. Милютин. Большинство членов Редакционных комиссий отличались либеральными взглядами, многие из них являлись видными государственными и общественными деятелями (Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский, П. П. Семенов–Тян-Шанский, И. Х. Бунте, М. Х. Рейтерн). Комиссии работали с марта 1859 г. по октябрь 1860 г., и именно здесь сосредоточилось составление законопроектов о крестьянской реформе. Реформаторы настаивали на освобождении крестьян с землей. Основные идеи, отстаиваемые «либеральной демократией» Редакционных миссий, заключались в следующем. Выход крестьян из крепостной зависимости должен начаться с получения ими личной свободы, а завершиться превращением крестьян в собственников земли – общинников. Предусматривалось сохранение двух типов сельских хозяйств: помещичьего и крестьянского. Помещики и крестьяне должны были пройти через следующие меры: вначале личная свобода крестьян, затем их временные обязательства по отношению к помещикам, далее переход на выкуп.

Составленный Редакционными комиссиями пакет законопроектов крестьянской реформы был передан на обсуждение и утверждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный совет (октябрь 1860 – февраль 1861), где он подвергся натиску со стороны реакционных сил. Это хотя и не смогло затормозить реформу, но все–таки существенно повлияло на решение земельного вопроса. На разных стадиях обсуждения размеры земельных наделов были урезаны (надельный фонд уменьшался на 20%), повинности же повышены, отчего возросла стоимость выкупа каждой десятины и соответственно выкупного платежа. Разорение значительной части крестьянства, чего так старались избежать составители проектов, сделалось неизбежным, основная цель реформы – превращение крестьян в собственников – отдалилась. Проект с этими поправками вышел более противоречивым, половинчатым, тяжелым для крестьянства.

19 февраля 1861 г. «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день был подписан и манифест, возвещавший об освобождении крестьян. Подписание этих актов было приурочено к 6–й годовщине вступления Александра II на престол, а к обнародованию их на местах приступили через две недели.

«Положения» 19 февраля 1861 г. распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 тыс. помещичьих имений с 22,6 млн. крестьян обоего пола.

По манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Отныне бывший крепостной, у которого ранее помещик мог не только отнять все его достояние, но и его самого с семьей или отдельно от нее продать, подарить, заложить, получал возможность свободно распоряжаться своей личностью: вступать в брак без согласия помещика, от своего имени заключать имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. «Положения» вводили выборное крестьянское самоуправление – сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам представлялось право самим распределять между собой предоставленную им в надел землю, раскладывать повинности, определять очередность в отбывании рекрутской повинности, давать разрешения на выход из общины и прием в нее. Вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.

Если крепостное право было отменено сразу, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулась на 20 лет. До перевода крестьян на выкуп они находились на временнообязанном положении, т. е. были обязаны за представленные им наделы выполнять по установленным законом и нормам барщину или оброк. Никакого определенного срока окончания временнообязанного положения крестьян закон не устанавливал. Лишь законом 1881 г. временнообязанные крестьяне (их к тому времени оставалось уже не более 15%; с 1883 г. переводились на обязательный выкуп.

Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размеры надела и повинностей за него) фиксировались в уставных грамотах, которые в соответствии со статьями закона должны были составлять помещики при содействии с проводящими на местах реформу в жизнь мировыми посредниками.

Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса. Уже в процессе разработки реформы были отвергнуты все проекты, предусматривавшие безземельное освобождение крестьян. Безземельное освобождение крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой: лишая помещиков и государство возможности получать прежние доходы с крестьян, оно создавало многомиллионную армию безземельного пролетариата, что грозило всеобщим крестьянским восстанием. Но если полное обезземеливание крестьян в силу указанных соображений было невозможно, то наделение их достаточным количеством земли, которое поставило бы крестьянское хозяйство в независимое положение от помещичьего, было невыгодно помещику. Поэтому ставилась задача предоставить крестьянам землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему наделу, а вследствие недостаточности последнего – к помещичьему хозяйству.

Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали наделы не в собственность, а в пользование, за установленные законом повинности в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

При определении норм надела закон учитывал особенности местных природных и экономических условий. В связи с этим вся территория Европейской России была разделена на три полосы – нечерноземную, черноземную и степную. В первых двух устанавливались «высшая» и «низшая» (треть «высшей») нормы, а в степной – одна «указная». Закон предусматривал отрезку от надела, если он превышал «высшую» или «указную» нормы, и прирезку, если он не достигал «низшей» При большом разрыве между «высшей» и «низшей» нормами отрезки стали правилом, а прирезки исключением, так что отрезки в десятки раз превышали прирезки. Прирезка в конечном счете оказывалась также в интересах помещиков: она доводила надел до того минимума, который был необходим для сохранения крестьянского хозяйства, и в большинстве случаев была связана с увеличением повинностей. В итоге крестьянское надельное землепользование после реформы 1861 г. сократилось более чем на 1/5, при этом в черноземных земледельческих губерниях, где ранее преобладала барщинная система и земля высоко ценилась, отрезки доходили до 30 — 40% от надела. Но тяжесть этих потерь для крестьян заключалась не только в их размерах. Обычно отрезались наиболее ценные и необходимые для крестьян угодья, без которых было невозможно нормальное ведение хозяйства: луга, выпасы, водопои, поэтому крестьянин вынужден был арендовать на кабальных условиях эти крайне необходимые ему «отрезные земли».

Землепользование крестьян «утеснялось» также чересполосицей и лишением лесных угодий. Закон также давал помещику права переносить крестьянские усадьбы в другое место, производить обмен наделов на свои земли.

Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Из категории временнообязанных они переходили в разряд «крестьян-собственников». Однако фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплатили за них всю выкупную сумму. В основу ее исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная цена оказалась в полтора раза выше рыночной. Разумеется, крестьяне были не в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило по­мещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы (другую часть удержало в счет погашения их долгов казне), а затем уже взыскивало ее в виде выкупных платежей с крестьян. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет. Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало важные социальные и экономические проблемы. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. К тому же проведение государством выкупной операции оказалось для государства чрезвычайно выгодным делом. За 45 лет крестьяне уплатили с процентами казне свыше 1540 млн руб., т. е. в полтора раза больше первоначально установленной с них выкупной суммы. Им предстояло еще выплатить 350 млн руб., но 1 января 1907 г. под давлением революционных событий государство отменило их взимание.В 1863 г. была завершена начатая в 1858 г. аграрная реформа в удельной деревне. В 1858 г. удельные крестьяне были освобождены от принадлежности их к императорскому дому, а в 1863 г. было проведено и их поземельное устройство, при котором их наделы были сокращены в среднем на 3,5%. В течение 1863 — 1865 гг. удельные крестьяне были переведены на выкуп, который они должны были платить в течение 49 лет.

Поземельное устройство государственных крестьян было определено законом 24 ноября 1866 г. Сельские общины сохраняли земли, находившиеся в их пользовании, но не свыше 8 десятин на 1 душу муж. пола. Проведение реформы в государственной деревне также повлекло многочисленные конфликты крестьян с казной, вызванные отрезками от наделов, превышавших установленную законом норму, и увеличением повинностей. Земля по закону 1866 г. признавалась собственностью казны, и выкуп наделов был произведен только через 20 лет. При этом выкупные платежи возросли по сравнению с прежней оброчной податью на 45%. Однако условия реформы в удельной и государственной деревне все же были более благоприятными, нежели в помещичьей: наделы у удельных крестьян оказались выше, чем у помещичьих, в полтора, а у государственных в два раза; несколько меньшими оказались и выкупные платежи.

Проведение аграрных реформ 1861 – 1866 гг., несомненно, сняло социальную напряженность в деревне и вместе с тем помогло государству выйти из тяжелого финансового кризиса: при проведении выкупной операции казна из 650 млн. руб. выкупной ссуды помещикам вычла 425 млн. руб. их долгов кредитным учреждениям; кроме того, она получила в виде выкупных платежей с помещичьих, удельных и государственных крестьян в общей сложности свыше 4 млрд. руб.

Помещики тоже понесли потери, ибо реформа в известной мере ущемляла их экономические интересы: личное освобождение крестьянства ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию дарового крестьянского труда; реформа заставила помещиков отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Велико было и психологическое потрясение помещиков, привыкших бесконтрольно распоряжаться судьбою и жизнью своих крепостных душ. Подавляющее большинство помещиков встретило реформу с раздражением. Отовсюду сыпались жалобы помещиков на грозящее им разорение. На дворянских собраниях раздавались открытые протесты против нарушения «священной дворянской собственности» и вносились предложения изменить в пользу дворянства изданный закон.

Значение отмены крепостного права.

Великой назвали современники реформу 1861 г. Она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.

Крестьянская реформа 1861г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим прогрессивным историческим актом. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам не только имущественных, но и определенных гражданских прав способствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

По мнению большинства современных историков крестьянская реформа стлала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян не было. Во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было также следствием компромиссного характера реформы. В-третьих, реформа предотвращала массовые выступлений крестьян, хотя локальные имели место. Самые значительный из них относятся к 1861г. – восстания крестьян в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии. В-четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.

Продолжением отмены крепостного права в России было развитие системы государственных учреждений, земская, городская, судебная, военные реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.

Развитие системы государственных учреждений. В соответствии с основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был учрежден новый правительственный совещательный орган – Совет министров.

Высшим законосовещательным органом был Государственный Совет, который в 60–70–х годах провел большую работу по рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором. Однако его значение в последующие годы ослабло. В 80-х годах Государственный Совет был подменен Комитетом министров.

В целях улучшения работы в экономической сфере были осуществлены значительные преобразования. Так, в 1865 г. Главное управление путей сообщений и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщения. Для укрепления финансовой системы страны, осуществления выкупных операций в составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение, на которое возлагался контроль за своевременной выплатой крестьянами кредитов. В составе Министерства финансов был также образован Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.




Дата: 2018-11-18, просмотров: 264.