ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ Х I Хв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наиболее впечатляющих успехов в первой половине XIX в. Россия добилась в области науки и особенно – культуры. Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение плеяды замечательных зодчих – старый Петербург. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России.

Начало XIX в. – время г культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания и патриотизма. В художественной культуре характерно внимание к отечественной истории. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история была предметом раздумий А.С. Пушкина, особенно в последний период его творчества («Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Арап Петра Великого», «История пугачевского бунта»).

Именно в XIX в российская культура стала классической, имеющей огромное значение для всех последующих поколений людей. Необычайный взлет отечественной культуры в XIX в. даст основание исследователям называть это время «золотым веком».

Образование, наука, культура и искусство

 

Система образования. Если в XVIII в. просвещение было доступно лишь узкому кругу высшего дворянства, то в первой половине XIX в. получить образование могли уже представители среднего дворянства, разночинцы, часть низших сословий. Вырос интерес к книге, театру, искусству, прессе.

Чтение журналов и книг стало не просто модой, но и насущной потребностью образованного общества. Иметь частную библиотеку стало признаком «хорошего тона». Расширилась книжная торговля.

Основным проводником просвещения оставались школы и высшие учебные заведения. В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения. В 1804 г. страна была разделена на 6 учебных округов.

Центрами учебных округов стали университеты. В губернских городах открывались гимназии, в уездных – училища. Открывались и специализированные учебные заведения – кадетские корпуса, Техническое училище, Строгановское училище декоративно–прикладного искусства, Педагогический, Лесной и Межевой институты, Медико-хирургическая академия и др. Низшей ступенью образования стали одногодичные приходские училища. Образцовым учебным заведением был Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем практически соответствовала университетской.

Система женского образования складывалась постепенно. В начале XIX в. только дворянки получили возможность обучаться в женских гимназиях (средних учебных заведениях), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7–8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание, в 30-е годы – для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование. Поступать в университеты женщинам было запрещено.

Наука. Начало промышленного переворота в России остро поставило проблему связи науки с жизнью. В печати с жаром обсуждался вопрос о строительстве железных дорог. Скептики доказывали невозможность движения поездов в условиях русской зимы. Инженеры-энтузиасты убеждали, что железные дороги будут способствовать экономическому развитию и содействовать просвещению. Главноуправляющий путями сообщения граф К.Ф. Толь предупреждал Николая I, что железные дороги вредны политически, так как они развивают «демократические идеи и наклонности». Военно-стратегические и хозяйственные потребности заставили императора начать строительство. В 1851 г. была открыта трасса Петербург – Москва – в то время величайшая и самая северная в мире двухколейная железная дорога. Проект железнодорожной сети, предложенный учеными и инженерами, не был осуществлен, что сыграло отрицательную роль в годы Крымской воины.

Русские ученые добились больших успехов в изучении электричества и в его практическом применении. П.Л. Шиллинг сконструировал первый электромагнитный телеграф и продемонстрировал его в 1832 г. в своей петербургской квартире. Б.С. Якоби, опираясь на учение Э.Х. Ленца, построил первый электродвигатель. В 1839 г. но Неве против течения прошел электроход – лодка с 14-ю пассажирами. Якоби сделал и пишущий телеграф, соединивший Зимний и Царскосельский дворцы, открыл метод гальванопластики.

Знаменитые петербургские математики М. В. Остроградский и
П. Л. Чебышев увлекались и вопросами прикладной механики. Казанский профессор Н. Н. Зинин снискал мировую славу синтезом анилина. Всемирную известность получила русская медицина в лице Н. И. Пирогова, начавшего использовать антисептические вещества и эфирный наркоз во время хирургических операций.

Выдающимся открытием, опередившим время, стала геометрия
Н. И. Лобачевского. Идеи казанского ученого были столь непривычны и новы, что современники не могли понять их, а Академия наук не признала его достойным внимания.

«Астрономической столицей мира» признавали Пулковскую обсерваторию, основанную в 1839 г. В. Я. Струве. В начале века русские мореплаватели совершили ряд кругосветных путешествий, а экспедиция
Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева открыла материк Антарктиды.

Стремлению ученых дать своим работам такое направление, чтобы Россия меньше нуждалась в заграничной технике и сама стала «источником научных путей и практических применений», не суждено было осуществиться. Многие изобретения и открытия в условиях крепостнической рутины остались невостребованными, другие не нашли широкого применения.

Большую роль в развитии исторической науки и формировании национального самосознания сыграла «История государства Российского»
Н. М. Карамзина. Это было первое в России историческое сочинение, прочитанное массовым читателем 1810–20- гг. Для тысяч современников «древняя история, казалась, найдена Карамзиным, как Америка –Колумбом».

«Идеалом профессора истории», самым популярным университетским преподавателем за всю историю России называли «первого русского медиевиста» Т. . Грановского, работавшего с конца 1830- гг. в Московском университете. В числе учеников Грановского был и С. М. Соловьев, чьи труды открыли новый этап в изучении истории России.

Университетские города стали центрами распространения научных знаний. При университетах возникли естественно-научные, исторические и литературные общества. Почти все они издавали свои журналы. В переполненных залах лучше профессора читали публичные лекции по истории, химии, алгебре, биологии и другим наукам. В дворянской среде распространились домашние библиотеки. Увеличился выпуск книг, газет, журналов. В 1814 г. была открыта старейшая в стране Публичная библиотека в Петербурге. В царствование Николая I общедоступным музеем стал Эрмитаж.

Литература. В один ряд с западноевропейскими литературами встала великая русская литература, за короткое время рожденная исторической атмосферой и просвещением александровской эпохи. Творчество
А. С. Пушкина, первого русского писателя бесспорно мирового значения, явилось вершиной отечественного романтизма, с которой открывались перспективы реалистического осмысления действительности. М. Ю. Лермонтов предвосхитил многие художественные открытия русской литературы второй половины XIX в. «Пушкинский период», по определению
В. Г. Белинского, сменился «гоголевским». Русский роман обратился к внутренней сущности героя. В 1842 г. был опубликован первый том поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Конкретной формой существования гоголевского реализма в литературе 1840-х гг. стала натуральная школа», в рамках которой читатель познакомился с ранними повестями Ф. М. Достоевского, «Обыкновенной историей» И. А. Гончарова, «Записками охотника» И. С. Тургенева. Индивидуальный характер «маленького человека» превращался в средоточие социально-психологических противоречий русской действительности. В начале 1850-х гг. публикуются первые произведения Л. Н. Толстого, возбудившие интерес к молодому писателю.

При Николае I положение литераторов, непростое и в царствование его старшего брата, еще более осложнилось. По мнению нового императора, литература должна была служить его режиму, являться точным барометром потребностей царской политики. «Интеллигентские профессии» не признавались: чтобы пользоваться защитой властей, нужно было числиться на службе. В 1826 г. Николай I объявил себя покровителем и личным цензором Пушкина, что послужило одной из причин духовной драмы поэта. «Ужасный, скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелиться поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; будь то поэт, гражданин, мыслитель», – утверждал А. И. Герцен.

Театр. Драматические произведения, созданные лучшими писателями, заложили основу развития театрального искусства. Театр стал необычайно популярен. На театральных подмостках классическая трагедия начала века после 1812 г. сменилась романтической драмой. Ставились пьесы Ф. Шиллера и В. Шекспира, русские комедии и водевили. В 1830–1850-х гг. на первое место в репертуаре выдвигается русская реалистическая драма.

Свирепствовала театральная цензура. До 1870 г. так и не увидел свет рампы пушкинский «Борис Годунов». Были запрещены к постановке «Маскарад» Лермонтова, пьесы Тургенева, «Свои люди – сочтемся»
А. Н. Островского. В урезанном цензурном виде в начале 1830-х гг. вышел спектакль по комедии Грибоедова «Горе от ума».

Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» – сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом. Цензура не пропускала пьесу, и только личное вмешательство Николая I позволило ее поставить.

Тем не менее, русские актеры сумели превратить театр в «истинный храм искусства». В истории русского театра запечатлелись имена трагиков – С. Семеновой, П. С. Мочалова, В. А. Каратыгина, комедийных актеров М. С. Щепкина, В. Н. Асенковой и мн. др.

В обеих столицах выросли новые театральные здания: александринский и Михайловский театры в Петербурге, Малый и Большой театры в Москве. В театральной жизни России большую роль по–прежнему играли иностранные труппы, а также крестьянские театры (некоторые из которых превращались в общедоступные). Многие талантливые русские актеры, такие как М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, вышли из крепостных.

Музыка. Первая половина XIX в. – время зарождения национальной школы русской музыки. Классического уровня она достигла в творчестве М. И. Глинки. После премьеры его первой оперы «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин») музыковед князь В.Ф. Одоевский пророчески писал: «С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки». Глинка сразу вошел в семью мировых музыкантов. Он явился создателем не только национальной оперы, но и симфонической музыки.

В России еще не было консерватории, не было общественных концертных залов. Помимо частных домов, выступления зарубежных и русских музыкантов проходили в театрах, в Петербурге в зале Дворянского собрания (с 1839 г.), а летом – на Павловском вокзале. Из всех видов музыкального искусства слушатели предпочитали оперу. Кроме русских, в столицах работали итальянские, а в Петербурге – и немецкие оперные труппы. Распространено было домашнее музицирование. Во всех слоях городского общества распевали романсы.

Изобразительное искусство. Продолжало развиваться академическое направление в изобразительном искусстве. Города украшались монументальными памятниками и декоративной скульптурой. В 1818 г. в Москве в присутствии Александра I и гвардейских полков был открыт памятник Минину и Пожарскому – бессмертное творение выдающегося представителя русского классицизма в пластике И. П. Мартоса.

Повысилась роль городов в хозяйственной, политической и культурной жизни страны. Велось усиленное градостроительство. Монументальные здания возводились преимущественно за счет казны. В центре губернских городов воздвигались массивные корпуса присутственных мест.

В первую треть XIX в. высшего уровня развития достигла русская классическая архитектура. Именно в эти годы Петербург приобрел свой «строгий, стройный вид». Усилиями выдающихся зодчих А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, К. И. Росси, В. П. Стасова получили завершение главные архитектурные ансамбли северной столицы – Невский проспект с прилегающими улицами, Дворцовая и Сенатская площади, стрелка Васильевского острова.

Пожар 1812 г. истребил в Москве районы деревянной застройки. Однако архитекторы не только восстановили, но и преобразили центр города.

Во второй трети XIX в. классицизм в архитектуре начал клониться к закату, сооружения стали отличаться преувеличенной торжественностью. Появилось увлечение стилями предыдущих веков, в том числе, древнерусской архитектурой, что соответствовало идеологическим устремлениям эпохи. Одним из крупнейших произведений синтеза искусств своего времени был Исаакиевский собор в Петербурге (О. Монферран).

Николай I увлекался архитектурой. Проект любого общественного здания требовал его личного одобрения. В русско-византийском стиле построил К.А. Тон, любимый архитектор царя, здание Большого Кремлевского дворца и храм Христа Спасителя в Москве.

Живопись. В русской живописи первой половины XIX в. наметился постепенный переход от академизма, оплотом которого была Императорская Академия Художеств. Для академизма характерна библейско-мифологическая тематика и преклонение перед канонами античного искусства. Наиболее видными представителями академической школы в русской живописи этого периода были Федор Бруни и Карл Брюллов. Бруни писал преимущественно на библейские темы (такова его знаменитая картина «Медный змий»). Брюллов, сохраняя верность академическому искусству, уже тяготел к реализму. Наиболее известно его грандиозное полотно «Последний день Помпеи». Картина Брюллова произвела колоссальное впечатление на современников. Поэт Е. А. Боратынский писал тогда: «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день». Брюллов написал много портретов своих современников (И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Кукольника и др.).

Выдающимися художниками-портретистами первой половины XIX в. были О. А. Кипренский и В. А. Тропинин. Кипренский искал в человеке возвышенное начало, передавал в его портрете сложный внутренний мир настроений и переживаний. Хорошо известен его портрет А.С. Пушкина (1827). Для творчества Тропинина характерны непосредственность изображения. Его портреты представляют человека на фоне окружающей обстановки; он любил изображать человека за каким-нибудь занятием. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист».

Мастером бытового жанра был А. Г. Венецианов. Он создал серию картин, изображавших крестьян и сельский быт (например, «Гумно», «На пашне», «На жатве», портреты многих крестьян). В трактовке бытовых сюжетов у Венецианова прослеживается влияние сентиментализма и идеализация деревенской жизни.

Значительное место в русской живописи занимает творчество
А. А. Иванова. Его картина «Явление Христа народу», которой он посвятил 20 лет труда, явилось главным делом его жизни. Основная идея картины –Убежденность в необходимости нравственного обновления людей. Решительной поворот русской живописи к реализму представлен в творчестве П. А. Федотова (40–50-е гг. XIX в.), которого называют «Гоголем в живописи». В небольших жанровых картинах художник сатирически, но глубоко реалистично показал «темное царство» купечества, армейский быт офицерства, тупую спесь и цинизм мира чиновничества. Таковы его известные картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Игроки», «Анкор, еще анкор».











Дата: 2018-11-18, просмотров: 228.