Для закрепления и систематизации знаний:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Повторить изученный материал по данной теме (опираясь на самостоятельно изученный материал).

2. Составить и оформить тезисную схему изученного материала.

Для формирования умений:

1. Подготовить доклад на одну из тем согласно перечню вопросов, предложенных для рассмотрения на занятии.

2. Выполнить предложенные практические задания.

Практические задания

1. В чем заключается причина разнообразия языков Земли? Поясните это на конкретных примерах.

2. Вспомните, какие языки относятся к славянским. Перечислите языки, входящие в восточную, западную и южную подгруппы славянских языков.

3. Расскажите об истории современного русского языка. Как и когда он появился?

4. Как вы поняли значение термина мировой язык? Какие языки имеют статус мировых?

5. Каковы основные признаки литературного языка?

6. Что представляют собой диалекты? В чем заключаются главные различия между диалектами и литературным языком?

7. Что такое просторечие?

8. Чем жаргоны отличаются от других страт национального языка?

9. Найдите диалектизмы в отрывках из произведений писателей XX века. С какой целью они используются?

1. В мокрой шапке, в мокром коротком чекмешнике и растрѐпанных лаптях он что-то глухо заворчал, с трудом становясь на колени перед печкой, набивая еѐ холодной, пахучей старковкой и вздувая серник. 2. Да что ж, я уж балакала с Тихоном Ильичом об этом деле. 3. Тихон Ильич сам отпер скрипучие ворота варка и первый вошел в его теплый и грязный уют, обнесѐнный навесами, денниками и закутами. 4. Да вода что – вот хлебушка нетути.

(И.А. Бунин). 5. Солнце поднялось высоко, было парко, изморно сделалось дышать в глухой одежде. 6. Все выкладай, худое ли, хорошее. 7. Здесь самые что ни на есть джунгли, только сибирские, и называются они точно и метко – шарагой, вертепником или просто дурникой. (В.П. Астафьев).

6. Прочитайте тексты, записанные от носителей различных русских диалектов (в текстах зафиксированы особенности фонетики говора, то есть особенности произношения отдельных звуков). Какие диалектные черты можно в них выделить?

1) Севернорусский говор (Архангельская обл., Шенкурский р-н.,

д. Верхопаденьга. Запись 1957 г.):

Ну, я севодне видела сон, такой страшный, дак даже пришлося крыцять. Будто в мой дом забралося два розбойника и хотят миня пойись [поесть]. Я испугалась и нацяла крицять. Потом остановилась, слушаю, што будут делать. Послушала, послушала, нет, всѐ пробираэце кругом моего дому. Уже забираюця в подпóльѐ. Я ис подполья жду, скоро ли мои доски забрецят [заскрипят] в подполье. Села на кровать, сижу и жду. Ну, доски не забрецéли. Посмотрю в окошко, онé уже кругом дому ходят. И такая шшэлка [щѐлка] небольшая. Онé глядят в окошко и в эту шшэль хочут запоўсти [заползти]. Один розбойник большой, другой маленькой. Я так напугаласе и здумала их колоть иголкима и некак не могу достать-ту. Стала руку-то протягать, один стал меня ташшыть туды. Вот я соседу и закрицяла. Ну, крицять не могу, голос мой перехватило, только тихонько крицю:

- Олексей, Олексей!

Некак не слышу. Взяла да и скрицяла во всю моготу, што: Нюрка, тогда и проснуласе.

2) Южнорусский говор (Курская обл., с. Афанасьево):

Ну, дед мой чистил у кабана. Кабан у хливе а дед на пароге стоить. А кабан как хотел выскочить, да как под деда между нох [ног]! Дед сел вирхом и едить. Хватился за дверь – и двери разнѐс и кабан йиво нисéть [несѐт]. Я вышла а он как руγаицца! А мине смех бирéть: «Ни руγайся, нынче празник». А он γыт [говорит]: «Да как ж ни руγацца? Тибе харашо γоγотать [гоготать], а мине было кабан убил!». А я со смиху пропадаю, γрю [говорю]: «Человек век прожыл, на кабану ни ездил, а бох дал нынче покатался!».

3) Говор территории позднего заселения (Саратовская обл., с. Ишковка):

Пѐтр Вяликий калакала снимал, татарскую иγу [иго] пакарил. У [в] Астрахани был. Аднажды Пѐтр на звирей ахотился и взял свайаво аднаво ардинарца на ахоту. У лясу стук идѐть. На етат стук пришли (там старик дрова рубил). «Здорова, табе дедушка», - а он рубя [рубит] и ни смотря [смотрит]. «Дедушка, штош ты сю [всѐ] работайишь?» - «А я долх [долг] плачу, долх даю и мячу ў [в] воду». Штош он ў долх даѐть, ў воду мечя? Апридялить Пѐтр ни мох [не мог]. А он шапку скини [скинет], утрѐтца, апять рубя. – «Там жняцы жнут, – (Пѐтр говорит). – Жалайишь? Вывил бы нидалѐка – увидал бы там царя».

Дед устрямилси: «Как я яво узнáю?» - «А ўсе [все] стануть ў ряд бис шапак, адин царь ў шапки». (Приехали). Народ все стали. «Царю шапки!» – γлидел [глядел], тарашшыл γлаза старик! «Фсе бис шапак» (говорит). – «γлидишь плохо – (сказал Пѐтр). – Хто-нибудь из нас двайих царь!».

Испуγался старик. А Пѐтр: «γляди, я типерь царь». Дал йаму чирвонцаў [червонцев] (и спрашивает): «Штош ты беднай, долх платишь и ў долх бирѐшь. Ни нада табе!». А старик: «Долх даю – атца с матирию кармлю; долх бяру (сыновей кормлю), штобы мине кармили. А дачирей (кормить) – увязли [увезли] – вот табе и ў воду!».

7. Какие элементы просторечия встречаются в речи героев рассказа  

М.М. Зощенко

«Аристократка»?

- Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

- Мерси, - говорит.

И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет…

Съела с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.

Я говорю:

- Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

А она говорит:

- Нет.

И берет третье.

Я говорю:

- Натощак – не много ли? Может вытошнить.

А она:

- Нет, - говорит. – Мы привыкшие.

И берет четвертое.

Тут ударила мне кровь в голову.

- Ложи, - говорю, - взад!

А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.

А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.

- Ложи, - говорю, - к чертовой матери!

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 650.