Тема 1.8. Основы русской пунктуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Общая характеристика системы норм пунктуации.

2. Тире между подлежащим и сказуемым.

3. Однородные члены предложения.

4. Обособление определений.

5. Обособление приложений.

6. Обособление обстоятельств и дополнений.    

 

Задания для самостоятельной работы

Для овладения знаниями:

Изучить и законспектировать предложенный теоретический материал по данной теме.

Глава 13. § 2. Основы русской пунктуации.

Л.С. Филиппова, В.А. Филиппов. Русский язык и культура речи: уч. пособие. 6-е изд., перераб. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – С. 265 – 268.

Для закрепления и систематизации знаний:

1. Повторить изученный материал по данной теме (опираясь на самостоятельно изученный материал).

2. Составить и оформить тезисную схему изученного материала.

Для формирования умений:

1. Подготовить доклад на одну из тем согласно перечню вопросов, предложенных для рассмотрения на занятии.

2. Выполнить предложенные практические задания.

 

                               Практические задания

Задание 1.  Отметьте номера предложений, в которых ставится тире.

1. Самое большое расстояние по этой линии ... сто тридцать вёрст.

2. Им великодушно известно, что Крещатик ... это наилучшая улица на земле.

3. Война ... дело решённое.

4. Фанера, как известно из физики, ... лучший проводник звука.

5. Хлеб в пути... не тяжесть.

6. Попытка... не пытка, а спрос не беда.

7. Язык... не стрела, а пуще стрелы ранит.

8. Брат за брата... не ответчик.

9. Пень в избе... не околица, глупая речь не пословица.

10. Человек неучёный... что топор неточёный.

11. Пеший конному... не попутчик.

12. Работа... не волк, в лес не убежит.

13. Поэзия... та же добыча радия!

14. Чай пить... не дрова рубить!

15. Он... точно помешанный.

16. Он... в общем молодец.

17. Неплохой игрок... этот парень!

18. Этот парень... неплохой игрок!

19. Сердце... не камень!

20. Любовь... не картошка, не выбросишь в окошко!

21. Аврал... это значит общая работа.

22. Трактор в поле... что танк в бою.

23. А ведь обед... вещь приятная.

24. Ты меж сестёр... словно горлинка.

25. Хороший характер... богатство на всю жизнь.

26. Глубина колодца... девять метров.

27. Лучший способ избавиться от врага... сделать его

другом.

28. Удивительное дело... сон!

 

Задание 2. Отметьте предложения, в которых ставится запятая.

1. С моря дул влажный холодный ветер.

2. Это великолепная красивая птица.

3. Иногда рождался какой-то краткий обманчивый звук и умирал тотчас же.

4. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались  голубыми воздушными цветами.

5. Когда последний медленный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише.

6. Сумрачный серый ветер нагнал тучи.

7. Вырванные оконные рамы были забиты фанерой.

 

Задание 3. Отметьте предложения, в которых не ставится запятая.

1. Она полулежала в красивой изящной позе.

2. Громом гремит вольная живая песня.

3. Непонятная туманная мгла заволокла небо.

4. Белые пуховые облака таяли в ярких лучах веселого солнца.

5. И навстречу ей небо улыбнулось страстною знойною улыбкой.

6. Детские звонкие голоса раздались вокруг огней.

7. Медлительный глухой голос послышался в глубине здания.

 

Задание 4. Отметьте предложения, в которых ставится запятая.

1. Вот на землю стали падать холодные крупные капли.

2. Там, куда падала капля, вздымался маленький пыльный дымок.

3. Она пошла по лесу к своему любимому дереву и забралась в его густую пахучую листву, омытую дождем.

4. Он вдруг увидел фигуру человека среднего роста сухого угловатого нервного.

5. И злобясь, видит Карл могучий уж не расстроенные тучи несчастных нарвских беглецов, а нить полков блестящих стройных послушных быстрых и спокойных и ряд незыблемый штыков.

 

Задание 5. Отметьте предложения, в которых ставится двоеточие.

1. К Дому народов уже стекались служащие самых скромных рангов  каурьеры, входящие и исходящие барышни, сменные телефонистики...

2. Каждый человек когда-либо испытывал все человеческие чувства радость и ненависть, боль и страдание, любовь и гнев.

3. На картине были изображены знакомые с детства вещи стога сена,  почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед.

4. Осень снимала с лесов с полей густые цвета, смывала дождями зелень.

5. В танце есть всё музыка, мимика, жест, движение, взгляд.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1896.