Для закрепления и систематизации знаний:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Повторить изученный материал по данной теме (опираясь на самостоятельно изученный материал).

2. Составить и оформить тезисную схему изученного материала.

Для формирования умений:

1. Подготовить доклад на одну из тем согласно перечню вопросов, предложенных для рассмотрения на занятии.

2. Выполнить предложенные практические задания.

 

Практические задания

Задание 1. Вставьте пропу щенные буквы.

1. Красноречие, по словам М. В. Ломоносова,  есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем прекл...нять других к своему мнению». 2. Усядьтесь в кресло как можно глубже, голову скл...ните слегка вперед. 3. Небо, полное грозою, все в з...рницах трепетало... (Ф. Тютчев). 4. И сквозь беглые з...рницы чьи-то гроз­ные зеницы заг...ралися порою... (Ф. Тютчев). 5. В горнем выспрен­нем пределе звезды чистые г...рели (Ф. Тютчев). 6. Скл...ни, певец, скл...ни главу свою... (Ф. Тютчев). 7. В порт, г...рящий, как рас­плавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В. Маяковский). 8. Значит— это необходимо,  чтобы каждый вечер над крышами заг...ралась хоть одна звезда?! (В. Маяковский). 9. Вечерняя з...ря разг...ралась.

 

Задание 2.

1. Вставьте пропущенные буквы, подберите, где можно, про­верочные слова.

Ч...рный, ч...рствый, реш...тка, ж...сткий, ч...лн, ч...лка, трущ...ба, сильный ож...г, пош...л, ж...кей, изж...га, ч...порный, ж...нглировал,  маж...рный, тяж...лый, саж...нки, чеч...тка, пш...нник, ж...лчь, заж...г, подж...г дома, веч...рка, прож...вывать, ч...рт, дж...нка, ш...винист, ш...ссе, креп-ж...ржет, ш...ркать, ж...лудь, ч...каться, щ...голь, щ...лка.

2. Вставьте пропущенные буквы.

1. ...Точно и она была поражена силой смельчака Данко, который  сж ...г для   людей  свое    сердце  и  умер, не прося у них ничего в награду себе

(М. Горький). 2. Но вот послышался ш...рох  сл учайный — вершинами белка идет (Н. Некрасов ). 3. Море выл , швыряло большие , тяж ...лые волны на прибрежный песок ... (М. Горький ). 4. Он внушительно и ж...стко сказал Гавриле ... (М. Горький). 5. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой ж...лтых пятен (М. Горький ). 6. Море было покойно, ч...рно и густо, как масло (М. Горький ). 7. Так пч...л  из лакомного улья на ниву шумный рой летит

(А. Пушкин).

Задание 3.  Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные.

Праз...ник, ужас...ный, мес...ный, окрес...ный,  прелес...ный, грус...ный, ярос...ный, тягос...ный, аген...ство, глас...ность, чес...ство­вать, намес...ник, целос...ный, безвозмез...ный, ненас...ный, гнус...ный, взять под уз...цы, жес...че, комендан...ский, напрас...но, учас...тво­вать, гиган...ский, сектан...ство, спекулян...ство, пос...ный, неснос...ный, президен...ский, разномас...ный, пакос...ник, дилетан...ский, бескос...ный, декаден...ский, хлес...нуть, пристрас...но, захолус...ный, лес...ный (отзыв), доблес...ный, прес...ное, голлан...ский, влас...ный, сер...це, благос...ный,  бесчу...ственный, бесхитрос...ный.

Задание 4.  Вставьте букву Ы или И после приставок на месте И в корне.

Небез...нтересный, под...тожить, без...нициативный, дез...нформа­ция, дез...нтеграция,  с...мпровизировать, контр...гра, от...менные,  пост...мпрессионизм, пост...нфарктный, пред...нфаркт­ный, за...нтересовать, роз...грыш, под...грать, об...ск, с...ронизировать, сверх...нициативный, по...сковый,  от...скать, от...гравшись, без...скус­ный, за...нтриговать, без...сходный, под...грать, небез...звестный, сверх...нтуиция, пред...юльский, из...скать, с...митировать, пост...нду­стриальный, без...дейный, сверх...зысканно, меж...гровой, меж...нсти­тутский,  суб...нспектор, дез...нфекция.

Задание 5. Вставьте вместо точек Н или НН.

Торжестве...ый,  урага...ый, семе...ой фонд, льня...а яткань, степе...ый мужчина, журавли...ый,  мысле...ый разговор, бесприда...ица, пудре...ица, прида...ое, свяще...ик, ставле...ик, кухо...ый стол, име...ой, операцио...ый, бритве...ый прибор, пчели...ый, были...ый, равни...ый, змеи...ый, осли...ый, стари...ый, карти...ый, голуби...ый, платя...ой, жестя...ой, овся...ый, ками...ый, жема...ость, влюбле...ость,  рья...ый, багря...ый, родстве...ица, кон...ица, торфя...ик, хозяйстве...ик, совреме...ость, нефтя...ик, конопля...ик, племе...ой, назва...ый номер, незва...ый гость, незва...ый в гости, зва...ый на обед, зва...ый обед, смышле...ое дитя, небеле...ый потолок, коше...ый луг, скоше...ый луг.

 

Задание 6. Найдите в ряду слов, данных в скобках, проверочные для слов с пропущенной гласной. Составьте с ними словосочетания, назовите возможные варианты.

Ув..дать (видение, видеть, вянуть, ведомый, ведение).

Скр..пить (крепкий, скрип, крепить, скрепление).

Разв..вать (вить, извилистый, развитие, веять, веяние).

С..деть (седина, седой, сиделка).

Прим..рить (мерка, меркнуть, мирный).

Благосл..вение (славить, слово, славно).

 

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы в словах с чередующимися гласными.

1. Мы вым..кли под дождём. 2. Резиновые сапоги не пром..кают. 3. Вым..кшую рожь пересеяли. 4. Попл..вок неподвижно лежал на поверхности воды. 5. Хороших результатов в соревновании добились молодые пл..вцы. 6. Всадник пор..внялся с повозкой. 7. Ср..внение было не в мою пользу. 8. Мы с товарищем р..весники. 9. Кривые строчкинадо было выр..внять. 10. Р..стёт и крепнет движение за мир. 11. Нужно было определить прир..щение скорости. 12. Проб..раться через зар..сли. 13. Старик шёл, оп..раясь на палку. 14. Все зам..рли от неожиданности. 15. Бл..стит на солнце паутина. 16. Заж..гаются звезды на небе.

 

Задание 8. Проверьте свои знания в написании заимствованных слов с непроверяемыми безударными гласными. Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Аб..тур..ент, ант..г..низм, б..бл..ография, б..рдовый, в..г..тарианство, в..т..еватый, г..л..генный, г..рм..ничный, д..в..львация, д..в..дент, инг..лятор, интр..верт, как..фония, к..нифоль, л..гитимный, люм..н..сценция, м..нзурка, м..т..вировать, нав..ждение, нег..циант, орд..натура, ос..зание, пат..логия, пр..р..готива, р..сп..ратор, руб..роид, ск..п..дар, сув..р..нитет, т..заурус, т..лерантный, ф..культатив, ф..з..ология, х..ризма, х..лест..рин, ц..ркуляр, ц..стерна, ч..харда, чеч..вица, ш..винизм, эл..ватор, эт..мология.

 

Задание 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Кузнечики стрекоч..т, они держ..т, звуки слыш..тся, спрос..шь у декана, наде..шься на успех, быстро дыш..шь, покорм..шь щенка, бор..шься за справедливость, весело улыба..шься, они удерж..т, льды та..т, погон..шься за зайцем, услыш..шь в лесу, отправ..шься в гости, любу..шься закатом, рыбач..м на мосту, руб..шь дрова, прав..м текст, начерт..шь план, высуш..м на солнце, плат..м повторно, они этим теш..тся, вещи отыщ..тся, они ма..тся, туманы стел..тся, морщины стар..т, здесь не кур..т, собаки ла..т, птицы корм..тся насекомыми, барабан..м по столу, загора..м на солнце, оппоненты спор..т, измен..м направление, наполн..м ведро.

 

Задание 10. Определите спряжение глагола, от которого образовано причастие, затем вставьте гласную у/ю или а/я в суффикс действительного причастия настоящего времени.

Ре..щий над степью орел, бор..щийся народ, больно жал..щая оса, стро..щееся здание, ка..щийся грешник, кол..щиеся предметы, бор..щийся за справедливость, но..щая боль, мир..щиеся стороны, терп..щее бедствие судно, скоропорт..щиеся продукты, усмир..щий взгляд, малознач..щие данные, распределя..щий поток, прикаса..щийся к тайне, утвержда..щая теория, ве..щий ветер, самокле..щаяся плёнка, движ..щиеся тени, сжима..щая масса, расширя..щееся пространство, дрессиру..щие зверей, ускоря..щийся процесс, всевид..щее око, жал..щее насекомое, пламене..щий закат.

Задание 11. Определите спряжение глагола, от которого образовано причастие, затем вставьте гласную букву а или е в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени.

Замеш..нное тесто, замеш..нный в неприятную историю, обстрел..нный неприятелем, пристрел..нная утка, окле..нная обоями комната, потер..нная книга, замеч..нные ошибки, засе..нные поля, оконч..нная работа, высуш..нное белье, прослуш..нный доклад, выкач..нная вода, выкач..нная из амбара бочка, отмеч..нные недостатки, настро..нный прибор, навеш..нная дверь.

 

Задание 12. Определите, какой частью речи являются слова с пропущенными буквами: наречием, кратким прилагательным или кратким причастием. Вставьте суффиксы -н- или -нн- в эти слова.

1. Спортсменка собра..а и организова..а. Ягода уже собра..а. 2. Отвечать  пута..о. Статья немного запута..а. 2. Забыть незаслуж..о. Награда заслуже..а упорным трудом. 3. Наблюдать сосредоточе..о. Все его силы были  сосредоточе..ы на выполнении задания. 4. Девочка избалова..а родителями. Она умна, но избалова..а. 5. Его критика обоснова..а. Северная столица России основа..а Петром I. 6. Он слушал нас рассея..о. Сено рассея..о по всему полю. 7. Море взволнова..о ветром. Его речь была не связна и взволнова..а. 8. Оратор говорил убежде..о. Большинство было убежде..о в его правоте.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 367.