Тема 1.7. Основы русской орфографии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Грамматический принцип написания слов.

2. Перечень орфограмм. Их практическая систематизация.

 

Задания для самостоятельной работы

Для овладения знаниями:

Изучить и законспектировать предложенный теоретический материал по данной теме.

Глава 13. § 1. Основы русской орфографии.

Л.С. Филиппова, В.А. Филиппов. Русский язык и культура речи: уч. Пособие. 6-е изд., перераб. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – С. 258 – 264.

Для закрепления и систематизации знаний:

1. Повторить изученный материал по данной теме (опираясь на самостоятельно изученный материал).

2. Составить и оформить тезисную схему изученного материала.

Для формирования умений:

1. Подготовить доклад на одну из тем согласно перечню вопросов, предложенных для рассмотрения на занятии.

2. Выполнить предложенные практические задания.

 

Практические задания

Задание 1. В данных ниже словах допишите необходимый суффикс и объясните свой выбор.

Глин..ая почва, песч..ый берег, масл..ая краска, масл..ые руки, дерев..ая рама, серебр..ая ложка, кож..ые перчатки, муравь..ая кислота, ю..ый радиолюбитель, чугу..ые рельсы, коле..ый вал, бет..ая стена, баш..ый кран, ветр..ая погода, кош..ый луг, семе..ой фонд, кипяч..ая вода, некогда краш..ая крыша, говорить взволнов..о, держаться увер..о, переносить мужеств..о, воевать самоотверж..о, отвечать пут..о, поступить ветр..о.

Задание 2. Напишите слитно или раздельно частицы не и ни. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах -н- или -нн-.

1. (Не) разгада..ая тайна. Пока (не/ни) кем (не) разгада..ая тайна. Эта тайна (не/ни) разгада..а (не/ни) кем.

2. (Не/ни) призна..ый гений. (Не/ни) заключённый контракт. Контракт еще (не/ни) заключён.

3. (Не/ни) обходимо исправить (не/ни) достатки во ввере..ом вам учреждении.

4. Они (не/ни) только (не/ни) поправили свои финансовые дела, но даже ухудшили их и оказались в (не/ни) оплатном долгу у казны. Это сказалось на снижении производства, преждевреме..ом износе оборудования, (не/ни) рациональном использовании специалистов.

5. Их усилия оказались отнюдь (не/ни) бе..плодны. Этот выбор был далеко (не/ни) случаен.

6. (Не/ни) чем (не/ни) обоснова..ые претензии. Ваши пр..тензии (не/ ни) обоснованы. Ваши претензии (не/ни) обоснова..ы фактами.

7. Он (не/ни) к кому (не/ни) обращался за советом. Ему (не/ни) к кому обращаться за советом.

 

Задание 3. Определите слитное, раздельное или дефисное написание сложных прилагательных.

Высоко_авторитетный учёный, звуко_усиливающая техника, горно_обогатительная фабрика, гидро_термальная энергия, топливно_энергетические ресурсы, минерально_сырьевой комплекс, горно_климатические условия, горно_металлургический комбинат, энерго_технологический вариант, быстро_текущее время, быстро_твердеющий раствор, осторожно перейти быстро_текущую речку, горно_добывающая промышленность, учебно_производственная практика, научно_просветительское учреждение, внутри_материковый залив, много_вековой уклад, мелко_зернистые породы, редко_земельный элемент, сильно_действующее лекарство, трудно_доступные районы.

Задание 4. Укажите слова, в которых пропущена буква и. Объясните её написание.

Пр..спустить, пр..стыдить, не пр..дать значения, пр..двинуть, пр..речный, пр..краснодушие, пр..кончить, пр..рекаться, пр..ладить, пр..свистнуть, пр..тёртый, пр..зент, пр..равнивать, пр..возмогать, пр..умолкнуть, пр..платить, пр..стижный, пр..губить, пр..терпевать, пр..свистнуть, пр..служивать, пр..удивительный, пр..мьера, пр..усадебный, пр..позитивный, пр..голубить, пр..миленький, пр..соединить, пр..украсить, пр..поручить, пр..морский, пр..нахмуриться, пр..лестный, пр..ободрить, пр..устать, пр..рисовывать, пр..много, пр..задуматься, пр..способиться, пр..пираться, пр..урочить, пр..жигать, пр..смыкаться, пр..своить.

Задание 5. Вставьте пропущенные гласные е или и в данных ниже словах.

Пр..бывать в хорошем расположении духа – пр..бывать в расположение армии; пр..зирать этого человека за его непорядочность – пр..зреть сироту; пр..врать в отчете – пр..рвать разговор; пр..бывать в неведении – пр..быть вовремя; пр..ходящая сделка – пр..ходящий момент; пр..подать урок – пр..падать к земле; пр..клонить колена - некуда голову пр..клонить; пр..ступить закон – пр..ступить к работе; пр..бывать в страну – пр..бывать в стране; пр..дать бодрости – пр..дать забвению.

Задание 6. Вставьте в приставках пропущенные буквы з/с.

И..парение жидкости, и..следовать функцию, интегральное и..числение, занятия во..обновились, во..произвести картину, и..бирательная кампания, научное и..следование, и..дать книгу, ..жатие пружины, ..жижение газов, бе..следное исчезновение, правильное ра..суждение, ..дать внаём, точное и..пользование, ..держать слово, ..биться с толку, ..говориться о встрече, ..дешние порядки, неи..черпаемые богатства.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы, объясняя правописание о/е(ё) после шипящих в корне, в окончаниях и суффиксах слов. Распределите слова на три группы в соответствии с правилами.

Направление отсч..та, смешной медвеж..нок, отраж..нный луч, ж..сткость воды, безобидный пауч..к, окончательный сч..т, подж..г (бумагу), звонкая пощ..чина, ч..ткий комментарий, маленькая лавч..нка, быть в маж..ре, ож..г второй степени, марганц..вая руда, ш..вная электросварка, туш..вка чертежа, довоенные трущ..бы, энерговооруж..нность страны, торц..вый вход, ноч..вка экспедиции, облиц..вка здания, лиц..вой счет, горяч.. говорит, резкий скач..к, ситц..вое платье, ключ..вой вопрос, грош..вая покупка, получить зач..т, пить борж..ми, писать карандаш..м, песц..вый воротник, молодой стаж..р, немного смущ..н, копч..ный окорок.

 

Задание 8. В следующих предложениях выделите и распределите в две группы словосочетания со сложными предлогами и омонимичными частями речи.

1. В течен.. реки много порогов. Новости передают несколько раз в течен.. дня. 2. В продолжен.. года он находился в командировке. В продолжен.. книги много забавных сцен. 3. Рукопись погибла (в) следстви.. пожара. (В) следстви.. по делу допущена ошибка. 4. (В) заключен.. автор приводит интересные факты. Находясь (в) заключен.. в Петропавловской крепости Горький написал пьесу «Дети солнца». (В) заключен.. экспертной комиссии ещё нет всех подписей. 5. Собрание перенесли (на) конец недели. (На) конец он пришёл. 6. (Не) смотря на допущенные недочёты, работа оценена положительно. (Не) смотря на нее, он продолжал говорить. 7. (На) встречу с учёными пришёл весь курс. Солнцу и ветру (на) встречу, на битвы и радостный труд, расправив упрямые плечи, вперёд комсомольцы идут.

 

Задание 9. Перепишите примеры, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написания.

1. Положили цепи под колёса вместо тормозов, что (бы) они не раскатывались. 2. Что (бы) не говорили, а я выполню эту работу. 3. Сергей во что (бы) то (не/ни) стало хотел первым прибежать к финишу. 4. Он непременно хотел стать героем и для этого готов был совершить самое страшное, что (бы) ему ни предложили. 5. Надо было дождаться отца во что (бы) то (не/ни) стало. 6. Во всём городе не было людей, настроенных так (же) спокойно и в то (же) время торжественно, как эти двое. 7. (По) этому признаку и (по) тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы. 8. Что (бы) создать более убедительный образ, актёр начал импровизировать, (при) чём играл он талантливо. 9. Учитель сделал Сергею замечание (за) то, что он не выполняет домашнее задание. 10. (На) утро небо стало очищаться от туч, за (то) ветер ещё усилился. 11. (От) куда и куда была поездка, он то (же) хотел вспомнить за свою жизнь не один раз, но так ни разу и не вспомнил. 12. Вётлы ещё не пожелтели, (за) то (из) за домов проглядывают верхушки жёлтых берёз и осин. 13. Я думал так (же) о человеке, в чьих руках находилась моя судьба.

Задание 10. Отметьте слова, которые пишутся так же, как и произносятся.

Лес..ный отзыв, бескорыс..ный поступок, ровес..ник века, високос..ный год, капус..ные грядки, древес..ный уголь, прелес..ное дитя, завис..ливый взгляд, блес..нуть на солнце, кос..ный мозг, мес..ный житель, вирус..ный грипп, вести под уз..цы, час..ное лицо, хлес..нуть кнутом, редкос..ный экземпляр, плес..нуть водой, неожиданный попу..чик, перекрёс..ный огонь, небывалый преце..дент, ус..ный ответ, хрус..нуть веткой.

Задание 11. Перепишите слова, вставляя, где необходимо, пропущенные ъ и ь. Объясните их употребление.

Кон..юнктура, суб..ект, интер..ер, восем..десят, комп..ютер, камен..щик, вин..тик, суб..ективный, раз..единять, кар..еризм, с..ёмная (деталь), с..экономить, четырёх..элементный, глав..юрист, нич..я, сосредоточ..ся, двух..тысячный, извлеч.. (корень), полит..экономия, превозмоч.., исправ..те ошибки, результат встреч.., стаж.., инструктаж.., с..агитировать, наилуч..ший результат.

Задание 12. Выполните упражнение, подчеркивая слова с разделительным ъ. Объясните его употребление.

Из..яснительный, павил..он, в..юнок, под..ячий, под..ехать, об..ектив, из..уродовать, бул..он, с..еженный, раз..единение, фокстер..ер, под..ем, порт..ера, под..емник, гнездов..е, от..езд, меж..окружной, разнотрав..е, р..яный, без..ошибочный, раз..ездной, понизов..е, об..емный, вол..ер, в..едаться, мелколес..е, об..ехать, кан..он, раз..ем, шампин..он, п..еса, об..ект, пред..убеждение, сем..янин, ш..ет, медал..он, кур..ер, бил..ярд.

Задание 13. Вставьте, где необходимо, букву ь в глаголах с частицей -ся и мотивируйте выбор.

1. Кто учит..ся без книги, тот всё равно что черпает воду решетом. 2. Кто любит трудит..ся, тому без дела не сидит..ся. 3. Если на совесть работашь, стыдит..ся никогда не придёт..ся. 4. Не плюй в колодец, придет..ся воды напит..ся. 5. Волков боят..ся – в лес не ходить. 6.Не потрудит..ся – так и хлеб не родит..ся.

 

Задание 14. Перепишите афоризмы, вставляя пропущенные буквы.

1. Промышлен..ый прогрес.. совсем не парал..елен в истории с прогрес..ом ис..кус..тва и истин..ой ц..вил..зац..и (Э. Ренан). 2. Бе.. и..вестной умственной культуры (не)может быть и утонч..н..ых чу..ств (А. Франс). 3. Вс..лен..ая бе..пр..дельна. Все, что ограничено, пр..дельно, имеет крайнюю точ..ку, а крайняя точ..ка может быть различ..ма при ср..внении с другой (Эпикур). 4. Высоч..йшее наз..дание – это научить человеческое сер..це самоп..знанию через состр..дании и гнев; и чем глубже это самоп..знание, тем человек мудрее, справедливее, искрен..ее, терпим..е и добрее (Т. Шелли)

Дата: 2018-11-18, просмотров: 475.