Раздел 2. Лексикография. Значение словарей в жизни человека.
Раздел 3. Лексическая стилистика
Раздел 4. Культура устной и письменной речи
Тематический план самостоятельной работы
Задания для самостоятельной работы
Раздел 1. Язык и коммуникация. Правильность речи и нормы литературного языка.
Тема 1.1. Русский язык и культура речи как учебная дисциплина . Культура общения и культура речи. Входной контроль.
План
1. Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».
2. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.
3. Многозначность термина «культура речи». Литературный язык и понятие культуры речи.
4. Значение коммуникативной компетенции.
5. Языковой паспорт личности.
Задания для самостоятельной работы
Для овладения знаниями:
Изучить и законспектировать предложенный теоретический материал по данной теме:
1) Материалы приложения 2.
2) Глава 3. § 1. Понятие литературной нормы. – С. 40 – 43.
Л.С. Филиппова, В.А. Филиппов. Русский язык и культура речи: уч. Пособие. 6-е изд., перераб. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010.
Для закрепления и систематизации знаний:
1. Повторить изученный материал по данной теме (опираясь на самостоятельно изученный материал).
2. Составить и оформить тезисную схему изученного материала.
Для формирования умений:
1. Подготовить доклад на одну из тем согласно перечню вопросов, предложенных для рассмотрения на занятии.
2. Выполнить предложенные практические задания.
Практические задания
1. Как вы поняли значение терминов социализация, коммуникативная компетенция, языковой паспорт личности, коммуникативная неудача, культура общения, культура речи? Дайте определения этим понятиям.
2. Приведите примеры коммуникативных неудач, вызванных, с вашей точки зрения, нарушениями в области одного из аспектов культуры речи.
3. Приведите примеры таких ситуаций общения, когда неблагоприятный языковой паспорт личности может помешать эффективному общению.
4. Обобщив содержание изученного материала, дайте краткий ответ на вопрос о том, почему культуре общения необходимо специально обучаться.
5. Как вы считаете, является ли умение правильно общаться с другими людьми обязательным для каждого человека? Как это умение может помочь человеку в его профессиональной деятельности?
6. Подготовьтесь к проведению входного контроля, выполните тренировочные тесты.
Тренировочные тесты для подготовки к проведению входного контроля
ВАРИАНТ 1
Акцентологические нормы
1. Отметить слова, в которых ударение поставлено правильно:
а) бАнты;
б) диспансЕр;
в) жАлюзи;
г) завИдно.
2. Отметить слова, в которых ударение поставлено неправильно:
а) катАлог;
б) блюдА;
в) красИвее;
г) тортЫ.
3. Найти слова, в которых ударным является первый слог:
а) кедровый;
б) задолго;
в) воры;
г) досуха.
4. Найти слова, в которых ударение падает на последний слог:
а) жалюзи;
б) алкоголь;
в) фетиш;
г) розлив.
5. Найти слова, у которых есть нормативные варианты ударения:
а) звонит;
б) исчерпать;
в) осведомить;
г) оптовый.
Орфоэпические нормы
6. Найти слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:
а) демократ;
б) тенденция;
в) термин;
г) де-факто.
7. Найти слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН:
а) скучно;
б) ночной;
в) справочник;
г) скворечник.
8. Найти слова, в которых сочетание ЧТ произносится как ШТ:
а) что;
б) почтальон;
в) нечто;
г) кое-что.
9. Найти слова, произношение которых указано правильно:
а) макулатура;
б) прецендент;
в) дермантин;
г) подскользнуться.
Лексические и фразеологические нормы
10. Найти архаизмы:
а) меньшевик;
б) выя;
в) вкупе;
г) кольчуга.
11. Найти паронимы:
а) брань – ругань;
б) храбрый – смелый;
в) идеалистический – идеалистичный;
г) ключ (к замку) – ключ (к разгадке).
12. Найти синонимы:
а) криминальный;
б) преступный;
в) уголовный;
г) криминогенный.
13. Найти словосочетания, в которых нарушены правила лексической сочетаемости:
а) принять меры;
б) предпринять меры;
в) вести деятельность;
г) приобрел известность.
14. Установить соответствие между фразеологизмами и их значениями:
а) птица высокого полета;
б) бесструнная балалайка;
в) кисейная барышня;
г) продувная бестия.
1) хитрый, ловкий;
2) пустомеля;
3) изнеженный человек;
4) влиятельный человек.
15. Найти тавтологичные словосочетания:
а) свободная вакансия;
б) новый файл;
в) монументальный памятник;
г) хронометраж времени.
Грамматические нормы
16. Установить соответствия между именами существительными и их родом:
а) какао;
б) кафе;
в) авеню;
г) шампунь.
1) мужской;
2) средний;
3) женский.
17. Найти имена существительные, формы которых образованы правильно:
а) Георгию Данелия – дательный падеж;
б) яблоков – родительный падеж, множественное число;
в) директора – именительный падеж, множественное число;
г) оладьев – родительный падеж, множественное число.
18. Образовать форму творительного падежа имени числительного 742___.
19. Найти имена прилагательные, формы степеней сравнения которых образованы правильно:
а) более интенсивнее;
б) высоченный;
в) наилучший;
г) более умный.
20. Найти предложные сочетания, которые не соответствуют литературной норме:
а) благодаря соглашению;
б) благодаря другу;
в) благодаря товарища;
г) благодаря предсказания.
21. Найти предложения, в которых подлежащее и сказуемое согласованы
правильно.
А. Небольшая часть абитуриентов были приезжие.
Б. Полгорода осталось без отопления.
В. Несколько человек осталось на второй год.
Г. Большинство команд были не согласны с решением судей.
22. Найти предложения, в которых деепричастный оборот употреблен правильно.
А. Собираясь в дорогу, день тогда выдался солнечным.
Б. Соединяя разные части страны, дорога обрывается у моря.
В. Возвратившись в родное село, он начал работать механиком.
Г. Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись.
Орфографические нормы
23. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Аб…р…виатура, бе(з/с)пр…кословный, д…(ф/фф)…ренцировать, ин…ц…атива, к…мп…новка, м(е/э)рия, пр…валировать, р…ж…(с,сс)ер, ф…ст…валь, н…)(в)чем (н…)виноват, (н…)(за)чем страдать, (не)унывающая натура, они были (не)замечены, гости(н,нн)ица, лебеди(н,нн)ый, кова(н,нн)ый мастером меч, ждать (в)течени… суток, (без)зазрения совести, затемн…, (по)тихоньку, и…хлестать, пр…пятствие, ш…винист, чащ…ба.
Пунктуационные нормы
24. Расставить знаки препинания.
Берлиоз же хотел доказать поэту что главное не в том каков был Иисус плох ли хорош ли а в том что Иисуса-то этого как личности вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нём простые выдумки самый обыкновенный миф.
Стилистические нормы
25. Определить подстиль научного стиля данного текста.
Людям всегда было тесно. Даже когда они ещё не были людьми. Именно из-за тесноты они в незапамятные времена покинули от природы назначенную им экологическую нишу – кроны деревьев – и отправились прогуляться в прерию. Здесь, на безлесных пространствах, их никто не принял с невыразимым восторгом: в том гигантском здании, которое построила природа, никогда не было свободных квартир. Чтобы получить новое жилое помещение, прачеловек вынужден был отказаться от привычки бегать на четвереньках, стать всеядным и взять в руки палку. Дальше пошло совсем гладко, и через 1-2 миллиона лет Ноmо sapiens понавыдумывал массу приспособлений для охоты, рыбной ловли в собирания плодов. Он стал владыкой дикой природы.
а) собственно научный;
б) научно-учебный;
в) научно-технический;
г) научно-популярный.
26. Определить вид связи между подчеркнутыми высказываниями из текста задания № 25:
а) цепная;
б) параллельная;
в) смешанная.
27. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится текст задания № 25:
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение;
г) инструктирование.
ВАРИАНТ 2.
Акцентологические нормы
1. Отметить слова, в которых ударение поставлено правильно:
а) мизЕрный;
б) обеспечЕние;
в) балОванный;
г) кухОнный.
2. Отметить слова, в которых ударение поставлено неправильно:
а) удОбрить;
б) углУбленный;
в) позвОнит;
г) зажралАсь.
3. Найти слова, в которых ударным является первый слог:
а) вальдшнеп;
б) колледж;
в) бармен;
г) партер.
4. Найти слова, в которых ударение падает на последний слог:
а) квартал;
б) эксперт;
в) благовест;
г) щавель.
5. Найти слова, у которых есть нормативные варианты ударения:
а) одновременно;
б) вручат;
в) в туфлях;
г) дефис.
Орфоэпические нормы
6. Найти слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:
а) антенна;
б) филателист;
в) шинель;
г) тест.
7. Найти слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН:
а) горчичник;
б) сердечный (друг);
в) нарочно;
г) внеурочный.
8. Найти слова, в которых сочетание ЧТ произносится как ШТ:
а) чтобы;
б) ничто;
в) прочту;
г) ГЛАВПОЧТАМТ.
9. Найти слова, произношение которых указано правильно:
а) инцидент;
б) конфорт;
в) конфорка;
г) тубаретка.
Лексические и фразеологические нормы
10. Найти архаизмы:
а) лукавствовать;
б) алебарда;
в) вече;
г) урядник.
11. Найти паронимы:
а) эффективный – эффектный;
б) окружение – контекст;
в) умственный – интеллектуальный;
г) сердечный – бессердечный.
12. Найти синонимы:
а) бурлить;
б) бушевать;
в) кипеть;
г) дымиться.
13. Найти словосочетания, в которых нарушены правила лексической сочетаемости:
а) приложить силы;
б) заслужил известность;
в) оплата гонорара;
г) уделять заботу.
14. Установить соответствие между фразеологизмом и их синонимом.
а) сгущать краски;
б) прятать концы в воду;
в) прижимать хвост;
г) набивать оскомину.
1) очень сильно надоедать;
2) ограничивать свободу действий;
3) сильно преувеличивать;
4) уничтожать улики преступления.
15. Найти тавтологичные словосочетания:
а) обыкновенное чудо;
б) выдающийся виртуоз;
в) торжественная инаугурация;
г) высокий рейтинг.
Грамматические нормы
16. Установить соответствия между именами существительными и их родом:
а) тюль;
б) сирокко;
в) пальто;
г) дитя.
1) мужской;
2) средний;
3) женский.
17.Найти имена существительные, формы которых образованы правильно:
а) договора – именительный падеж множественного числа;
б) апельсинов – родительный падеж, множественное число;
в) столяры – именительный падеж, множественное число;
г) чулков – родительный падеж, множественное число.
18. Образовать форму творительного падежа имени числительного 297___.
19. Найти имена прилагательные, формы степеней сравнения которых образованы правильно:
а) более прогрессивный;
б) наиболее прогрессивный;
в) самый наикратчайший;
г) красившее.
20. Найти сочетания, которые не соответствуют литературной норме:
а) согласно соглашению;
б) согласно договоренности;
в) согласно легенды;
г) согласно мнения.
21. Найти предложения, в которых подлежащее и сказуемое согласованы
правильно.
А. Небольшая часть студентов, аспирантов и докторантов участвовали в забастовке.
Б. На выставке представлены 30 моделей самолетов.
В. Половина собравшихся являются студентами.
Г. Большинство решили не ходить на концерт.
22. Найти предложения, в которых деепричастный оборот употреблен правильно.
А. Весело напевая себе под нос, Петр вошел в подъезд.
Б. Ничуть не смутившись, она быстро прошла мимо.
В. Глядя на нее, он хотел плакать от счастья.
Г. Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
Орфографические нормы
23.Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
А(п/пп)а(с/сс)ионата, ба(л/лл)отировка, дерма…тин, кон…юнктура, м(э/е)н(э/е)джер, (н…)дюж…(н/нн)ый, фармаце…т, в…трина, п…ликли(н,нн)ика, (н…)когда (н…)читал, (н…)где остановиться, обстоятельства (не)известны, (не)смытые дождем слезы, гуси(н,нн)ый, скоше(н,нн)ая трава, ветре(н,нн)ость, перевести (на)счет в банке, досрочн…, навзнич…, (по)дружески, во…звание, пр…вокзальный, нож…вка, Пугач…в.
Пунктуационные нормы
24. Расставить знаки препинания.
Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее и по мере того как
Михаил Александрович забирался в дебри в которые может забираться не рискуя свернуть себе шею лишь очень образованный человек поэт узнавал всё больше и больше интересного и полезного про египетского Озириса благостного бога и сына Неба и Земли и про финикийского бога Фаммуза и про Мардука и даже про менее известного грозного бога Виципуцли которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике.
Стилистические нормы
25. Определить подстиль научного стиля данного текста.
Многозадачные операционные системы позволяют загружать в ОЗУ не-
сколько задач и быстро переключаться с одной программы на другую. Работа в многозадачном режиме достигается разделением времени центрального процессора между задачами, что называется квантованием времени. Квантование времени может быть либо с прерыванием обслуживания, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием обслуживания каждая задача получает доступ к центральному процессору с регулярными интервалами. В случае квантования без прерывания обслуживания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания (этот способ квантования времени называется приоритетным квантованием).
а) собственно научный;
б) научно-учебный;
в) научно-технический;
г) научно-популярный.
26. Определить тип связи между подчеркнутыми высказываниями текста задания № 25.
а) цепная;
б) параллельная;
в) смешанная.
27. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится текст задания № 25:
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение;
г) инструктирование.
Тема 1.2. Русский язык среди других языков мира. Характеристика русского языка XX века. Заимствованные слова. Социальные варианты русского языка
План
1. Русский язык среди других языков мира.
2. Судьба русского языка в ХХ веке.
3. Русский язык периода конца XX века.
4. Заимствованные слова в русском языке. Заимствования из родственных славянских языков.
5. Заимствования из неславянских языков.
6. Освоение заимствованных слов.
7. Социальные варианты русского языка.
Задания для самостоятельной работы
Для овладения знаниями:
Изучить и законспектировать предложенный теоретический материал по данной теме:
1) Приложение 3.
2) Глава 1. § 4. Просторечие как форма устной речи, его особенности.
§ 5. Понятие речевого жанра.
Л.С. Филиппова, В.А. Филиппов. Русский язык и культура речи: уч. Пособие. 6-е изд., перераб. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – С. 18 – 20.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 399.