Кафедра математических методов и информатики в экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра математических методов и информатики в экономике

 

 

УТВЕРЖДЕНО УЧЕНЫМ СОВЕТОМ Протокол №        от «___» _________ 2014   Директор института управления и региональной экономики   __________________________ В.О. Мосейко «___» ___________ 2014   РЕКОМЕНДОВАНО КАФЕДРОЙ Протокол №        от «___» __________ 2014   Заведующий кафедрой математических методов и информатики в экономике   __________________________ Л.Ю. Богачкова «___» ___________ 2014  

 

 

Программа учебной дисциплины

 

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

 

для обучающихся по основной образовательной программе подготовки
бакалавров

 

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

 

Количество зачетных единиц: 3

 

 

Автор:  Зайцева Ю.В., доцент

              Ватюкова О.Ю., старший преподаватель

 


Общекультурные компетенции направления

Государственное и муниципальное управление»

ОК-4 Знает законы развития природы, общества, мышления и умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владеет основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. ОК-16 Владеет навыками самостоятельной, творческой работы; умеет организовать свой труд; способен порождать новые идеи, находить подходы к их реализации. ОК-4 Знает законы развития природы, общества, мышления и умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владеет основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

Профессиональные компетенции направления

Государственное и муниципальное управление»

ПК-3 Умеет выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения. ПК-4 Способен принимать решения в условиях неопределенности и рисков. ПК-7 Умеет оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов. ПК-23 Способен адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления. ПК-24 Умеет применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций.

Формы работы

Формами работы студентов являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная подготовка к семинарским занятиям, модульным контрольным и индивидуальным домашним работам.

Виды контроля

­ текущий (для самоконтроля при выполнении заданий или ответов на вопросы, получаемые от преподавателя на семинарских занятиях, а также при выполнении домашних работ);

Текущий контроль знаний осуществляется в письменной форме (самостоятельные работы, тесты) в течение всего периода обучения.

­ промежуточный (три модульные контрольные работы);

­ итоговый (зачет по результатам работ или экзамен).

Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение программы.

Список литературы

Базовый учебник

1. В.Е. Гмурман. Теория вероятностей и математическая статистика – М., 2003.

Основная литература

1. Ватюкова О.Ю., Черкунова Н.А., Сборник задач по теории вероятностей для студентов экономических специальностей, 2007г.

2. В.И.Ермаков. Общий курс высшей математики для экономистов – М., 2000.

3. К.Н. Лунгу. Высшая математика. – М., 2002.

4. Малыхин В.И. Математика в экономике. – М.: ИНФРА-М, 1999.

5. Красс М.С. Математика в экономике. Основы математики: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 472 с.

 

Дополнительная литература

1. Общий курс высшей математики для экономистов / Под редакцией В.И. Ермакова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 656 с.

2. А.С. Солодовников, В.А. Бабайцев, А.В. Браилов, И.Г. Шандра. Математика в экономике. Учебник: В 2-х частях. М.: Финансы и статистика, 2000.

3. А.С. Солодовников. Теория вероятностей – М., 1983.

4. Е.С. Мироненко. Высшая математика – М., 1998.

5. Б.В. Гнеденко. Курс теории вероятностей. - М., 2000.

6. Х.М. Андрухаев. Сборник задач по теории вероятностей – М., 1985.

7. Г.И. Агапов. Задачник по теории вероятностей. -М., 1986.

Ссылка на ПТК УМК

http://umka.volsu.ru/newumka2/

Элементы комбинаторики.

1.1. Найти объединение  множеств Аи В:

а) А – множество делителей числа 105, В – множество делителей числа 55;

б) А – множество цифр числа 35, В – множество цифр числа ;

в) , В = [2; 4];

г) А – множество точек координатной плоскости, у которых абсцисса больше 3, В – множество точек координатной плоскости, у которых ордината не больше 2.

1.2. Для множеств А =[1; 5), В =[4; 6] и С =(–3; 2]. Найдите множество .

1.3. Найдите количество всех: а) двузначных чисел; б) двузначных чисел, состоящих из разных цифр; в) двузначных чисел, сумма цифр которых больше 16; г) двузначных чисел, произведение цифр которых меньше 2.

1.4. Из цифр 4, 6, 7 составляют различные трехзначные числа без повторяющихся цифр.

a. Найдите наибольшее число.

b. Найдите наименьшее число, у которого вторая цифра равна 7.

c. Сколько чисел, оканчивающихся цифрой 7, можно оставить?

d. Сколько всего чисел можно составить?

1.5. Из цифр 0, 1, 4, 8, 9 составляют двузначное число (повторения цифр допускаются).

a. Найдите наибольшее число.

b. Найдите наименьшее число, которое кратно 9.

c. Сколько четных чисел можно составить?

d. Перечислите все числа, которые кратны 8.

1.6. На поле в составе футбольной команды должны выйти два нападающих, а у тренера команды есть четыре кандидата х, у, z и t на эти позиции.

а) Из скольких вариантов придется выбирать тренеру?

б) Как изменится ответ в а), если игрок х не может играть вместе с игроком у?

в) Как изменится ответ в а), если игрок z может играть только вместе с игроком t?

г) Как изменится ответ в а), если на поле должны выйти три нападающих?

1.7. В одной урне лежит 10 шаров, в другой – 8 шаров. Произвольно из первой урны вынимается один шар. Затем независимо от этого из второй урны тоже вынимается один шар. Сколькими способами можно получить различные пары шаров?

1.8. Сколько номеров, состоящих из двух букв, за которыми идут пять цифр, можно составить, используя 32 буквы и 10 цифр?

1.9. Сколько упорядоченных пар можно составить из 32 букв, если в каждой паре обе буквы различны?

1.10. Для завтрака на кусок белого, черного или ржаного хлеба можно положить сыр или колбасу. Бутерброд можно запить чаем, молоком или кефиром.

a. Нарисуйте дерево возможных вариантов завтрака.

b. В скольких случаях будет выбран молочный напиток?

c. Как изменится дерево вариантов, если известно, что сыр не положат на черный хлеб, а колбасу не будут запивать кефиром?

1.11. В урне лежат девять неразличимых на ощупь шаров: пять белых и четыре черных. Вынимают одновременно два шара. Если они разного цвета, то их откладывают в сторону, а если одного цвета, то возвращают в урну. Такую операцию повторяют два раза.

a. Нарисуйте дерево возможных вариантов.

b. В скольких случаях в урне останется девять шаров?

c. В скольких случаях в урне останется не более пяти шаров?

d. Нарисуйте дерево возможных вариантов, если указанную в условии операцию повторяют три раза.

1.12. Во дворе дома у тротуара стоит по вечерам пять машин. Сколькими способами они могут стоять?

1.13. Студенты должны сдать 4 экзамена. Сколькими способами деканат может составить последовательность сдачи экзаменов?

1.14. Учительница подготовила к контрольной работе четыре задачи на решение линейных неравенств, пять текстовых задач (две на движение и три на работу) и шесть задач на решение квадратных уравнений (в двух задачах дискриминант отрицателен). В контрольной должно быть по одной задаче на каждую из трех указанных тем. Найдите общее число: а) всех возможных вариантов контрольной; б) тех возможных вариантов, в которых встретится задача на движение; в) тех возможных вариантов, в которых у квадратного уравнения будут корни; г) тех возможных вариантов, в которых не встретятся одновременно задача на работу и квадратное уравнение, не имеющее корней.

1.15. Сколько чисел среди первой тысячи натуральных чисел не делятся ни на 2, ни на 3, ни на 5, ни на 7?

1.16. Имеется 5 видов конвертов без марок и 4 вида марок. Сколькими способами можно выбрать конверт и марку для посылки письма?

1.17. Сколькими способами можно выбрать согласную и гласную из слова «здание»? из слова «паркет»?

1.18. Сколькими способами можно указать на шахматной доске два квадрата – белый и черный? Решите ту же задачу, если нет ограничений на цвет квадратов. Решите ее, если надо выбрать два белых квадрата.

1.19. Сколькими способами можно выбрать на шахматной доске белый и черный квадраты, не лежащие на одной горизонтали или одной вертикали?

1.20. Из 3 экземпляров учебника алгебры, 7 экземпляров учебника геометрии и 6 экземпляров учебника физики надо выбрать комплект, содержащий все три учебника по одному разу. Сколькими способами это можно сделать?

1.21. Сколькими способами можно составить трехцветный полосатый флаг, если имеются ткани пяти различных цветов? Решите ту же задачу при условии, что одна полоса должна быть красной.

1.22. В цехе работают 8 токарей. Сколькими способами можно поручить трем из них изготовление трех различных видов деталей (по одному виду на каждого)?

1.23. Из 10 различных книг выбирают 4 для посылки. Сколькими способами это можно сделать?

1.24. В профком избрано 9 человек. Из них надо выбрать председателя, его заместителя, секретаря и культорга. Сколькими способами это можно сделать?

1.25. Сколькими способами можно опустить 5 писем в 11 почтовых ящиков, если в каждый ящик опускают не более одного письма?

Геометрическая вероятность

3.1. В прямоугольнике АВС D отметили середины K и L сторон CD и AD соответственно, а также M и N на сторонах AB и BC так, что AM : MB=1:3 и BN : NC=1:2. В прямоугольнике случайно отметили точку. Какова вероятность того, что эта точка окажется: а) в треугольнике KCN; б) в треугольнике MBN; в) вне треугольника AMC; г) в четырехугольнике MNKL?

3.2. Случайным образом выбирают одно из решений неравенства . Какова вероятность того, что оно окажется и решением неравенства: а) ; б) ; в) ; г) ?

3.3. Сектор А занимает половину рулетки, а ее вторая половина разделена на два одинаковых сектора Б и В. Какова вероятность того, что после раскручивания стрелка рулетки остановится: 1) на секторе А; 2) на секторе В?

3.4. На отрезке АВ=15 см произвольным образом выделен отрезок MN=3 см. На отрезке АВ случайным образом отмечается точка Х. Какова вероятность того, что эта точка попадет на отрезок MN?

3.5. Дано: АВ=12 см, АМ=2 см, М N=4 см. На отрезке АВ случайным образом отмечается точка Х. Какова вероятность того, что точка Х попадет на отрезок: 1) АМ; 2) А N; 3) MN; 4) МВ; 5) АВ.

3.6. Внутри квадрата со стороной 10см выделен круг радиусом 2см. Случайным образом внутри квадрата отмечается точка. Какова вероятность того, что она попадет в выделенный круг?

3.7. На отрезок длины 1 бросают наудачу две точки. Они разбивают отрезок на три отрезка. Какова вероятность, что из полученных трех отрезков можно сложить треугольник? Найти вероятность того, что из трех наудачу взятых отрезков, длина каждого из которых не превосходит а, можно составить треугольник.

3.8. Какой толщины должна быть монета, чтобы вероятность падения на ребро равнялась 1/3?

3.9. Наудачу выбирают два числа из промежутка [0, 1]. Какова вероятность того, что их сумма заключена между 1/4 и 1?

3.10. Какова вероятность того, что произведение двух наудачу взятых правильных положительных дробей будет не больше 1/4?

3.11. На отрезок АВ длины а наудачу нанесена точка С. Найти вероятность того, что меньший из отрезков АС и ВС имеет длину, большую, чем .

3.12. На площадку, покрытую кафельной плиткой со стороной а=6 см, случайно падает монета радиуса r=2 см. Найти вероятность того, что монета целиком окажется внутри квадрата.

Формула полной вероятности.

Формула Байеса.

5.1. В учебных мастерских на станках а, b и с изготавливают соответственно 25%, 35% и 40% всех деталей. В их продукции брак составляет соответственно 15%, 12% и 6%. Найти вероятность того, что наугад взятая деталь дефектна.

5.2. На двух станках производятся одинаковые детали. Вероятность того, что деталь стандартная, для первого станка равна 0,8, для второго – 0,9. Производительность второго станка втрое больше, чем первого. Найти вероятность того, что взятая наудачу деталь окажется стандартной.

5.3. На пяти карточках написано по одной цифре из набора 1, 2, 3, 4, 5. Наугад выбирают одну за другой две карточки. Какова вероятность того, что число на второй карточке будет больше, чем на первой?

5.4. 45% телевизоров, имеющихся в магазине, изготовлены на 1-м заводе, 15% – на 2-м, остальные – на 3-м заводе. Вероятности того, что телевизоры, изготовленные на этих заводах, не потребуют ремонта в течение гарантийного срока, равны 0,96, 0,84, 0,90 соответственно. Найти вероятность того, что купленный наудачу телевизор выдержит гарантийный срок работы.

5.5. Для улучшения качества радиосвязи используются два радиоприемника. Вероятность приема сигнала каждым приемником равна 0,8, и эти события (прием сигнала приемником) независимы. Определить вероятность приёма сигнала, если вероятность безотказной работы за время сеанса радиосвязи для каждого приемника равна 0,9.

5.6. Имеются две одинаковые урны с шарами. В 1-й находится 3 белых и 4 черных шара, во 2-й – 2 белых и 3 черных. Из наудачу выбранной урны вынимают один шар. Какова вероятность того, что этот шар белый?

5.7. Студент знает 24 билета из 30. В каком случае вероятность вытащить счастливый билет для него больше, если он идет сдавать экзамен первым или если – вторым?

5.8. Три стрелка произвели по одному выстрелу по намеченной цели. Вероятность попадания 1-м стрелком равна 0,6, 2-м – 0,7, 3-м – 0,8. При одном попадании в мишень вероятность поражения цели равна 0,2, при двух – равна 0,6, при трех – цель заведомо поражается. Найти вероятность поражения цели.

5.9. Известно, что в среднем 95% выпускаемой продукции удовлетворяет стандарту. Упрощенная схема контроля признает пригодной продукцию с вероятностью 0,96, если она стандартна, и с вероятностью 0,06, если она нестандартна. Найти вероятность того, что взятое наудачу изделие пройдет упрощенный контроль.

5.10. Техническое устройство выйдет из строя, если откажут не менее двух из трех независимо работающих элементов. Вероятности отказов 1-го, 2-го, 3-го элементов соответственно равны 0,2; 0,4; 0,3. Известно, что устройство отказало. Найти вероятность того, что отказали 1-й и 2-й элементы.

5.11. Предположим, что 5% мужчин и 0,25% всех женщин дальтоники. Наугад выбранное лицо оказалось дальтоником. Считая, что мужчин и женщин одинаковое количество, найти вероятность того, что этот человек:

а) мужчина, б) женщина.

5.12. Система обнаружения самолета из-за наличия помех в зоне действия локатора может давать ложные показания с вероятностью 0,05, а при наличии цели в зоне система обнаруживает ее с вероятностью 0,9. Вероятность появления противника в зоне равна 0,25. Определить вероятность ложной тревоги.

5.13. В условиях задачи 5.14 взятое изделие прошло упрощенный контроль. Найти вероятность того, что оно стандартное. А если изделие дважды прошло упрощенный контроль?

5.14. Два стрелка независимо друг от друга сделали по одному выстрелу в мишень. Вероятности их попадания в мишень соответственно равны 0,75 (1-й стрелок) и 0,80 (2-й стрелок). После стрельбы в мишени обнаружена одна пробоина. Какова вероятность того, что в мишень попал 2-й стрелок?

5.15. В урну, содержащую 100 шаров, опущен красный шар, после чего из нее наудачу вынимают шар. 1) Какова вероятность того, что он красный? 2) Известно, что из урны вынут красный шар. Какова вероятность того, что в ней содержалось 44 красных шара? (Все предположения о первоначальном количестве красных шаров в урне равновозможны.)

5.16. Военный корабль может пройти вдоль пролива шириной 1 км с минным заграждением в любом месте. Вероятность его подрыва на мине в правой части заграждения шириной 200 м равна 0,3, а на остальной части – 0,8. Найти вероятность того, что корабль благополучно пройдет пролив.

5.17. На сборку попадают детали с трех автоматов. Известно, что 1-й автомат дает 0,25% брака, 2-й – 0,40%, 3-й – 0,60%. Какова вероятность попадания на сборку бракованной детали, если с 1-го автомата поступило 2000, со 2-го – 1500 и с 3-го – 1300 деталей?

Кафедра математических методов и информатики в экономике

 

 

УТВЕРЖДЕНО УЧЕНЫМ СОВЕТОМ Протокол №        от «___» _________ 2014   Директор института управления и региональной экономики   __________________________ В.О. Мосейко «___» ___________ 2014   РЕКОМЕНДОВАНО КАФЕДРОЙ Протокол №        от «___» __________ 2014   Заведующий кафедрой математических методов и информатики в экономике   __________________________ Л.Ю. Богачкова «___» ___________ 2014  

 

 

Программа учебной дисциплины

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 470.