Уплаченного за пределами
Республики Беларусь
Ситуация. Организация "Альфа" имеет филиал в Российской Федерации.
Предположим, что за налоговый период выручка составила 50 тыс.руб. <1>.
--------------------------------
<1> В данном примере приведены показатели, сформированные после отражения в налоговом учете всех операций, связанных с деятельностью филиала в Российской Федерации, по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их совершения на территории Российской Федерации.
Условно затраты, связанные с деятельностью филиала в Российской Федерации, за налоговый период составили 27 тыс.руб.
Организация "Альфа" по деятельности филиала уплатила в бюджет Российской Федерации в налоговом периоде налог на прибыль в сумме 4,6 тыс.руб. (50 тыс.руб. - 27 тыс.руб.) x 20%)) (размер ставки налога на прибыль в Российской Федерации не совпадает с размером ставки налога на прибыль в Республике Беларусь).
Вся сумма прибыли, подлежащая налогообложению, включая доходы, полученные за рубежом, равна 100 тыс.руб.
Рассчитаем предельную сумму налога, уплаченного в Российской Федерации, которую можно зачесть при уплате налога на прибыль в Республике Беларусь.
Решение. Порядок зачета налога на прибыль, уплаченного в Российской Федерации, предусмотрен ст. 144 НК и ст. 20 Соглашения.
Выручку, полученную в Российской Федерации, организация "Альфа" включит в состав доходов в размере до удержания (уплаты) налога на прибыль согласно законодательству иностранного государства (п. 3 ст. 141 НК).
Учесть расходы, связанные с деятельностью филиала, при исчислении налога на прибыль в Республике Беларусь можно только в соответствии с главой 14 НК (п. 3 ст. 141 НК). Предположим, в нашем случае сумма таких расходов составляет 27 тыс.руб.
Прибыль по доходам, полученным в Российской Федерации, составит 23 тыс.руб. (50 тыс.руб. - 27 тыс.руб.).
Прибыль по доходам, полученным в Российской Федерации (23 тыс.руб.), меньше суммы прибыли, подлежащей налогообложению в налоговом периоде (100 тыс.руб.). Следовательно, величина прибыли, от которой следует исчислить предельную сумму налога, которую можно зачесть при уплате налога на прибыль в Республике Беларусь, равна 23 тыс.руб.
Предельная сумма уплаченного в Российской Федерации налога, которую можно зачесть при исчислении налога на прибыль в Республике Беларусь, составит 4,14 тыс.руб. (23 тыс.руб. x 18%).
Поскольку предельная сумма зачета (4,14 тыс.руб.) меньше суммы налога, уплаченного в Российской Федерации (4,6 тыс.руб.), организация "Альфа" вправе зачесть при уплате налога на прибыль в Республике Беларусь сумму налога в размере 4,14 тыс.руб.
Примечание. Дополнительно см. консультацию.
1.12.4. Как заполняется декларация по налогу на прибыль
При заполнении налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль в разделе I части I (приложение 3 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 N 42) указываются:
в строке 5 - доход (выручка) белорусской организации по деятельности за пределами Республики Беларусь;
в строке 6.1 - затраты и внереализационные расходы белорусской организации по деятельности за пределами Республики Беларусь;
в строке 6.2 - налоги (сборы, отчисления), уплачиваемые белорусской организацией согласно законодательству иностранного государства из выручки по деятельности за пределами Республики Беларусь;
в строке 7 - прибыль (+) либо убыток (-) белорусской организации по деятельности за пределами Республики Беларусь;
в строке 16.1 - налог на прибыль, исчисленный белорусской организацией в соответствии с законодательством Республики Беларусь, по деятельности за пределами Республики Беларусь.
Если по итогам соответствующего налогового периода для осуществления зачета соблюдены все условия, то предельную сумму зачета необходимо отразить в строке 19 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за этот налоговый период.
ГЛАВА 1.13
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
1.13.1. Когда возникает постоянное представительство
Иностранные организации уплачивают налог на прибыль только в том случае, если они осуществляют деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (п. 1 и 2 ст. 126 НК).
В таком случае иностранная организация должна самостоятельно исчислять и уплачивать налог на прибыль в бюджет по месту нахождения своего постоянного представительства (п. 10 ст. 143 НК).
Если иностранная организация осуществляет деятельность через иную организацию или физическое лицо (зависимого агента), признаваемые постоянным представительством иностранной организации, то обязанность по удержанию налога на прибыль из средств, причитающихся иностранной организации, возлагается на зависимого агента (п. 2 ст. 22 НК).
Наличие или отсутствие постоянного представительства в Республике Беларусь, т.е. свой налоговый статус, иностранные организации определяют исходя из положений ст. 139 НК, а также норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Обратите внимание!
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства (п. 1 ст. 5 НК). Международным соглашением Республики Беларусь с соответствующим иностранным государством об избежании двойного налогообложения могут быть установлены иные правила налогообложения доходов (прибыли) организаций этих государств. В таких случаях необходимо применять правила международного договора (п. 2 ст. 5 НК).
Например, международные соглашения могут содержать положения, определяющие страну налоговой юрисдикции относительно доходов, получаемых иностранной организацией на территории Республики Беларусь. Существо этих положений может сводиться к следующему: некоторые из видов доходов подлежат налогообложению только в стране постоянного местопребывания иностранной организации. Такой налоговый режим применяется вне зависимости от того, образует или не образует коммерческая (предпринимательская) деятельность иностранной организации постоянное представительство для целей налогообложения (см. п. 1 ст. 9 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Дании об устранении двойного налогообложения доходов и имущества, заключенного в г. Москве 21.10.1986).
Примечание. Перечень стран, с которыми Республику Беларусь связывают соглашения об избежании двойного налогообложения, приведен в Справочной информации.
Отметим, что иностранная организация, которая осуществляет или собирается осуществлять деятельность в Республике Беларусь, должна встать на учет в налоговых органах независимо от того, будет ли в дальнейшем ее деятельность признана деятельностью через постоянное представительство в Республике Беларусь (п. 4 ст. 22 НК). Постановка на учет осуществляется в порядке, установленном ст. 66 НК и гл. 3 Инструкции о порядке заполнения заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 N 96 (далее - Инструкция N 96).
Примечание. Если иностранные организации получают определенные виды доходов из источников в Республике Беларусь и такие доходы не связаны с деятельностью в Республике Беларусь через постоянное представительство и не приводят к его образованию, то эти организации уплачивают налог на доходы (ст. 145 НК).
1.13.1.1. Что является признаками постоянного представительства
Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признается (п. 1 ст. 139 НК):
1) постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь, в том числе связанную:
с выполнением предусмотренных договором (договорами) работ и (или) оказанием услуг по строительству, а также по установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования (иного имущества), компьютерных программ;
с продажей товаров с расположенных на территории Республики Беларусь складов;
с выполнением работ и (или) оказанием услуг на территории Республики Беларусь, осуществлением иной не запрещенной законодательством деятельности, за исключением предусмотренной абз. 2 - 5 ч. 1 п. 5 ст. 139 НК.
Примечание. Подробнее о видах деятельности, предусмотренных абз. 2 - 5 ч. 1 п. 5 ст. 139 НК, можно узнать в разделе 1.13.4.1.
Обратите внимание!
Понятие "постоянное представительство" в целях налогообложения не носит организационно-правового значения, а квалифицирует деятельность иностранной организации, с которой связывается возникновение обязанности уплачивать налог на прибыль в Республике Беларусь. Если иностранная организация осуществляет свою деятельность в Республике Беларусь, то при наличии признаков, указанных в п. 1 ст. 139 НК, она признается имеющей в Республике Беларусь постоянное представительство и становится плательщиком налога на прибыль в Республике Беларусь в той части, которая непосредственно относится к деятельности этого представительства.
Доходы иностранной организации, полученные в результате деятельности, не образующей постоянного представительства, налогом на прибыль в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь не облагаются. Они подлежат обложению налогом на доходы в порядке, установленном главой 15 НК.
Примечание. Дополнительно см. материалы.
1.13.2. Деятельность иностранной организации через
постоянное место деятельности
1.13.2.1. Как определяется постоянное представительство
при использовании иностранной организацией
на территории Беларуси нескольких постоянных мест деятельности
Если иностранная организация осуществляет предпринимательскую и иную деятельность, используя несколько постоянных мест деятельности, расположенных на территории Республики Беларусь, в каждом из которых выполняются определенные функции, направленные на получение общего результата, признание наличия постоянного представительства производится налоговыми органами с учетом деятельности всех постоянных мест деятельности иностранной организации, расположенных на территории Республики Беларусь (п. 2 ст. 139 НК).
1.13.2.2. Как определяется постоянное представительство
при выполнении иностранной организацией работ
(оказании услуг) на территории Беларуси
В отношении выполненных работ, оказанных услуг иностранной организацией на территории Республики Беларусь отметим следующее: п. 3 ст. 139 НК установлены предельные сроки выполнения работ, оказания услуг, с учетом которых следует оценивать такую деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь как деятельность через постоянное представительство.
Так, если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде, место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации рассматривается как постоянное представительство (п. 3 ст. 139 НК).
Обратите внимание!
НК определяет признаки наличия постоянного представительства, а не его отсутствия. Данная норма свидетельствует лишь о том, что осуществление деятельности по оказанию услуг на протяжении периода времени 90 дней и более приводит к возникновению постоянного представительства иностранной организации. При этом НК не установлено обратное, т.е. тот факт, что осуществление деятельности продолжительностью менее 90 дней однозначно свидетельствует об отсутствии у организации постоянного представительства.
В связи с этим нельзя утверждать, что на основании ст. 139 НК при осуществлении иностранной организацией в Республике Беларусь деятельности продолжительностью менее 90 дней постоянное представительство всегда будет отсутствовать. При наличии критериев, установленных п. 1 ст. 139 НК (при наличии места деятельности), деятельность иностранной организации в Республике Беларусь может быть квалифицирована как осуществляемая через постоянное представительство и в том случае, если оказание услуг продолжается менее 90 дней.
Пример
Создания постоянного
Представительства
Ситуация 1. Организация, зарегистрированная в Бельгии, согласно договору купли-продажи поставила медицинское оборудование белорусской организации (клинике). В рамках этого договора бельгийская фирма оказывает услуги по установке оборудования и обучению персонала белорусской клиники правилам работы на этом оборудовании. С этой целью специалисты бельгийской компании приезжают в Республику Беларусь в командировку, срок которой составляет 30 календарных дней. Длительность оказания услуг по договору соответственно составляет 30 календарных дней.
Решение. Между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Бельгии действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, заключенное в г. Брюсселе 07.05.1995 (далее - Соглашение от 07.05.1995). Пунктом 1 ст. 5 и п. 1 ст. 7 Соглашения от 07.05.1995 установлено, что прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только это предприятие не осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство. При этом термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности (контора, фабрика, мастерская и др.), через которое полностью или частично осуществляется коммерческая деятельность предприятия.
Каких-либо иных признаков деятельности иностранной организации, которые свидетельствовали бы в данном случае о создании в Республике Беларусь постоянного представительства, Соглашение от 07.05.1995 не содержит.
Следовательно, если согласно условиям договора услуги будут оказываться бельгийской организацией в Республике Беларусь на протяжении 30 дней без образования постоянного места деятельности, то в таком случае постоянного представительства для целей налогообложения у этой организации в Республике Беларусь не возникает. Прибыль бельгийской компании, полученная от такой деятельности, на основании п. 1 ст. 7 Соглашения от 07.05.1995 будет облагаться налогом только в Бельгии.
Ситуация 2. Компания, зарегистрированная в Бельгии, оказывает услуги белорусской организации по гарантийному обслуживанию приборов, ранее поставленных этой организации. Обслуживание оборудования осуществляется по условиям договора три раза в год. Срок оказания услуг при каждом обслуживании составляет 20 дней. Для его проведения бельгийская организация арендует помещение в Республике Беларусь. Будет ли такая деятельность бельгийской организации приводить к образованию постоянного представительства на территории Республики Беларусь?
Решение. В соответствии с п. 1 ст. 5 Соглашения от 07.05.1995 под постоянным представительством понимается постоянное место деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично. Ограничений по сроку существования такого места это определение не содержит. К постоянному представительству, в частности, относятся: место управления, отделение, мастерская и т.д.
В связи с этим место реализации вышеуказанных услуг, оказываемых бельгийской компанией в арендуемом ей помещении (мастерской) на территории Республики Беларусь белорусской организации, приводит к образованию постоянного представительства. Такая деятельность уже с первого дня признается осуществляемой через постоянное представительство.
Следовательно, бельгийская компания обязана стать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности, исчислять и уплачивать налог на прибыль, а также представлять отчетность по указанной деятельности.
Ситуация 3. Организация, зарегистрированная в Греции, согласно договору купли-продажи поставила оборудование белорусской организации. В рамках этого договора греческая фирма выполняет работы по установке оборудования белорусской организации. С этой целью специалисты греческой компании приезжают в Республику Беларусь в командировку, срок которой составляет 30 календарных дней. Длительность выполнения работ по договору соответственно составляет 30 календарных дней. Будет ли такая деятельность греческой организации приводить к образованию постоянного представительства на территории Республики Беларусь?
Решение. Между Правительством Республики Беларусь и Правительством Греции международное соглашение об избежании двойного налогообложения отсутствует.
Чтобы понять, приводит ли для целей налогообложения деятельность греческой организации к созданию постоянного представительства в Республике Беларусь, обратимся к положениям п. 1 ст. 139 НК. Выполненные работы иностранной организацией на территории Республики Беларусь приводят к созданию постоянного представительства, если срок их выполнения составляет 90 дней непрерывно или в совокупности в течение одного календарного года.
Следовательно, если согласно условиям договора услуги будут оказываться греческой организацией в Республике Беларусь на протяжении 30 дней, то в таком случае на основании п. 1 ст. 139 НК постоянного представительства для целей налогообложения у этой организации в Республике Беларусь не возникает.
Итак, чтобы выяснить, приводит ли деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь к созданию постоянного представительства для целей налогообложения, необходимо:
- в первую очередь проверить, удовлетворяет ли деятельность установленным соответствующим международным соглашением критериям, свидетельствующим о создании в Республике Беларусь постоянного представительства (п. 1 ст. 5 НК);
- если международное соглашение между Республикой Беларусь и государством, резидентом которого является иностранная организация, отсутствует, тогда следует руководствоваться внутренним белорусским законодательством, а именно положениями ст. 139 НК, устанавливающей обязательные признаки деятельности, приводящей к созданию постоянного представительства в Республике Беларусь.
1.13.2.3. Когда образуется постоянное представительство
на строительной площадке, монтажном
или сборочном объекте
Деятельность иностранной организации на строительной площадке, монтажном или сборочном объекте приводит к образованию постоянного представительства в Республике Беларусь, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 4 ст. 139 НК).
Обратите внимание!
Международными соглашениями об избежании двойного налогообложения могут быть установлены иные сроки деятельности на строительной площадке, приводящей к образованию постоянного представительства (например, см. подп. а) п. 3 ст. 5 Конвенции между Республикой Беларусь и Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы, заключенной в г. Минске 03.11.2008).
1.13.2.3.1. Что понимается под строительной площадкой,
монтажным или сборочным объектом
Для целей налогообложения прибыли под термином "строительная площадка" или "монтажный или сборочный объект" понимается (п. 4 ст. 139 НК):
1) место строительства новых объектов недвижимого имущества <1>;
2) место реконструкции (модернизации), расширения, технического переоснащения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества <1>;
3) место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции (модернизации), расширения и (или) технического переоснащения сооружений, машин и оборудования, функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам капитальных строений (зданий, сооружений).
--------------------------------
<1> Исключением являются воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Строительство, реконструкция (модернизация), расширение, техническое переоснащение и ремонт этих объектов не приводит к образованию строительной площадки (монтажного или сборочного объекта) и соответственно постоянного представительства.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила определения строительной площадки, то применяются правила международного договора (п. 2 ст. 5 НК).
Пример. Немецкая организация выполняет строительно-монтажные работы на территории Республики Беларусь в течение 250 дней. Пунктом 3 ст. 5 Соглашения между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, заключенного в г. Минске 30.09.2005, установлено, что строительная площадка или строительный или сборочный объект является постоянным представительством, только если он существует более 12 месяцев. Поскольку срок выполнения строительно-монтажных работ немецкой организацией на территории Республики Беларусь (250 дней) не превышает 12 месяцев, то такая деятельность иностранной организации не рассматривается как постоянное представительство и прибыль, полученная немецкой организацией от этой деятельности, не является объектом обложения налогом на прибыль в Республике Беларусь.
Предположим, иностранная организация осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство (строительную площадку). Если в ходе строительства иностранная организация реализует белорусскому заказчику оборудование, прибыль от реализации оборудования облагается налогом на прибыль только в том случае, если договоры на закупку и реализацию оборудования заключаются с участием лиц, работающих в Республике Беларусь в месте деятельности через постоянное представительство. Если реализация производится без участия постоянного представительства иностранной организации, то, у такого постоянного представительства отсутствует объект налогообложения налогом на прибыль в отношении указанного оборудования. Дополнительно о налогообложении прибыли при реализации иностранной организации оборудования см. разъяснение МНС (Письмо МНС от 10.05.2017 N 4-26/31237).
Для того чтобы понять, приводит ли деятельность на строительной площадке к образованию постоянного представительства, необходимо рассчитать срок ее действия. В свою очередь, для расчета срока существования строительной площадки необходимо правильно определить дату начала и окончания срока существования площадки.
1.13.2.3.2. Как определяется срок действия стройплощадки
Определение срока существования строительной площадки необходимо иностранной организации в целях разрешения вопроса о наличии постоянного представительства и постановки на учет в налоговых органах.
Срок существования строительной площадки ограничивается датами начала и окончания существования строительной площадки.
1.13.2.3.2.1. Как определяется дата начала существования стройплощадки
Началом существования строительной площадки признается более ранняя из следующих дат (ч. 5 п. 4 ст. 139 НК):
- дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ);
- дата фактического начала работ.
Пример
определения начала срока
Дата: 2018-11-18, просмотров: 410.