Документы, подтверждающие право на земельный участок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как уже отмечалось, документом, удостоверяющим право на земельный участок, является свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, выдаваемое организацией по государственной регистрации (ч. 1 ст. 21 КоЗ). Однако список документов, являющихся основанием для исчисления земельного налога и удостоверяющих право на земельный участок, согласно абз. 2 п. 3 ст. 202 НК включает в себя:

- государственный акт на земельный участок;

- удостоверение на право временного пользования земельным участком;

- свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации;

- решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.

Наравне со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации имеют одинаковую юридическую силу с ним и действительными являются документы, удостоверяющие права на земельные участки, выданные в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, в том числе до 1 февраля 2006 г. (ч. 3 ст. 21 КоЗ). Именно к таким документам относятся государственный акт на земельный участок и удостоверение на право временного пользования земельным участком.

Государственным актом на земельный участок ранее удостоверялись право частной собственности на земельный участок и право пожизненного наследуемого владения земельным участком граждан Республики Беларусь, право собственности на земельный участок юридических лиц (их собственников), а также право постоянного пользования земельным участком юридических лиц Республики Беларусь; удостоверением на право временного пользования земельным участком - право временного пользования земельным участком (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.1999 N 2012 "О государственном акте на земельный участок и удостоверении на право временного пользования земельным участком").

Право на земельный участок, которое удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, возникает у гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации (ч. 1 ст. 20 КоЗ, ч. 3 п. 7 Указа N 667).

Основаниями для государственной регистрации создания, изменения, прекращения, существования земельных участков, возникновения, перехода или прекращения прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки являются решения, принятые областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами в области использования и охраны земель (ст. 27, 28, 29 и 30 КоЗ).

При принятии решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, уполномоченный государственный орган в десятидневный срок со дня принятия такого решения информирует налоговые органы:

- о принятых решениях;

- о площади выделенных земельных участков;

- о функциональном использовании, целевом назначении и кадастровой стоимости земельных участков.

Сведения направляются в налоговые органы по месту постановки на учет юридического лица, индивидуального предпринимателя и по месту нахождения земельного участка, а в отношении физического лица - по месту нахождения земельного участка.

Информация передается в электронном виде, в порядке и по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь по согласованию с Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь (за исключением случаев, когда вышеуказанные сведения содержатся в самих решениях, копии которых направляются в налоговые органы) (п. 4 ст. 202 НК).

Приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2012 N 50 "О некоторых вопросах передачи сведений о наличии земель и о принятых решениях, являющихся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению" (далее - Приказ N 50) установлены формы сведений, на основании которых землеустроительные службы местных исполнительных комитетов (далее - землеустроительные службы) и государственные органы, уполномоченные представлять сведения о земельных участках (далее - уполномоченные органы), обязаны ежегодно представлять налоговым органам сведения:

- о наличии земель и о принятых решениях, являющихся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (приложение 1 к Приказу N 50);

- о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению (приложение 2 к Приказу N 50).

Сведения о принятых решениях, являющихся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, представляются уполномоченными органами в налоговый орган по форме согласно приложению 1 к Приказу N 50. При этом графы 4 и 5 приложения 1 к Приказу N 50 не заполняются (подп. 1.8 п. 1 Приказа N 50).

 

Обратите внимание! Наличие правоудостоверяющих документов - это обязанность, а не право плательщиков, так как такие документы являются основанием для исчисления земельного налога. В то же время отсутствие у организаций или физических лиц государственного акта на земельный участок, удостоверения на право временного пользования земельным участком, свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, решения уполномоченного государственного органа, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, либо отсутствие предусмотренной законодательством государственной регистрации прав частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования земельными участками не являются основанием для непризнания этих организаций или физических лиц плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются (п. 4 ст. 192 НК)

 

В частности, налоговое обязательство по земельному налогу реорганизованной организации, за исключением реорганизации в форме преобразования, подлежит исполнению правопреемником (правопреемниками) этой организации (п. 1, 2 ст. 39 НК). Причем отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не является основанием неуплаты земельного налога правопреемником.

 

Примечание. Подробнее об этом см. судебную практику.

 

Земельный налог исчисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем (п. 6 ст. 202 НК):

- принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;

- перехода права на земельный участок в случае, если в соответствии с законодательством такое решение не требуется

 

Пример

Организации решением исполнительного комитета в мае текущего года выделен во временное пользование земельный участок. Право организации на земельный участок было зарегистрировано в июле текущего года (организацией по государственной регистрации выдано свидетельство о государственной регистрации).

В этом случае организация должна исчислять и уплачивать земельный налог за выделенный ей участок начиная с 1 июня текущего года, т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения исполнительным комитетом о выделении земельного участка.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 252.