Выше указывалось, что одним из основных принципов земельных отношений является принцип платности землепользования: землепользователи платят за использование земельных участков. В зависимости от права пользования земельными участками установлено две формы платы: арендная плата и земельный налог (ч. 1 ст. 32 КоЗ).
Примечание. О земельных отношениях и их принципах см. в подразделе 1.2.1.2.
Арендная плата за земельные участки
Если земельный участок находится в аренде, то его арендатор уплачивает арендную плату.
Примечание. Об аренде земельных участков см. подраздел 1.2.3.5.
Размер арендной платы за пользование земельными участками, которые находятся в частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, а также порядок, условия и сроки ее внесения арендодателю определяются договором аренды земельного участка (ч. 4 ст. 32 КоЗ, п. 1 ст. 585 ГК), т.е. регулируются гражданским законодательством.
Вместе с тем порядок взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, установлен Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее - Указ N 101) (ч. 5 ст. 32 КоЗ).
Примечание. Дополнительно об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, см. в путеводителе по сделкам "Аренда земельного участка. Арендатор".
Примечание. Дополнительно см. разъяснение Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску "Об уплате арендной платы в увеличенном размере по неиспользуемому (неэффективно используемому) имуществу на территории Минской области" (размещено на официальном интернет-сайте МНС 11.11.2016).
Примечание. Арендная плата за пользование земельными участками согласно Классификации доходов бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 N 208 (далее - Классификация доходов бюджета), относится к неналоговым доходам бюджета (код платежа 4001) и не регулируется налоговым законодательством. Поэтому порядок исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в данном путеводителе по налогам не рассматривается.
Обратите внимание! Порядок исчисления и уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, контролируют налоговые органы, местные исполнительные комитеты и администрации свободных экономических зон (подп. 1.16 Указа N 101). Плательщики арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, пользуются правами и исполняют обязанности, установленные для плательщиков налогов, сборов (пошлин) (подп. 1.17 Указа N 101, ст. 21, 22 НК) |
Примечание. Дополнительно по данному вопросу см. письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.01.2016 N 2-2-12/224 "О применении положений Указа Президента Республики Беларусь".
Земельный налог
За пользование земельными участками, которые находятся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, землепользователи в соответствии с налоговым законодательством уплачивают земельный налог (ч. 2 ст. 32 КоЗ).
Обратите внимание! При неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов у землепользователей прекращается право на земельный участок (абз. 2 ч. 2 ст. 60, ч. 1 ст. 62, ст. 63 КоЗ) |
Исчисление и уплата земельного налога производятся в соответствии с гл. 18 НК.
Примечание. Порядок определения налоговой базы земельного налога изложен в главе 1.5.
Ставки, установленные для исчисления земельного налога, рассмотрены в главе 1.6.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога изложен в главах 1.8 и 1.9.
Дополнительно об особенностях платы за землю населенных пунктов в зависимости от правовой формы ее использования, а также о порядке отражения такой платы в бухгалтерском и налоговом учете коммерческих организаций см. статью "Определяем плату за пользование землей" (Е.Ю.Гузова).
ГЛАВА 1.3
ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, то есть такое обстоятельство, с наличием которого НК, таможенное законодательство Таможенного союза, Закон Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов) связывают возникновение у плательщика обязанности по уплате налога (п. 1, 2 ст. 28, п. 1 ст. 36 НК).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 284.