Отношения при создании, изменении и прекращении существования земельных участков, возникновении, переходе, прекращении прав, ограничений прав на земельные участки, а также отношения, связанные с использованием и охраной земель, земельных участков, относятся к земельным отношениям (абз. 13 ст. 1 КоЗ).
Земельные отношения предусматривают наличие объектов и субъектов. Так, к объектам земельных отношений согласно ст. 3 КоЗ относятся:
- земля (земли);
- земельные участки;
- права на земельные участки;
- ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе земельные сервитуты.
Примечание. Определения понятий "земля" и "земельные участки" см. в подразделе 1.2.1.1.
О правовых формах использования земельных участков см. в разделе 1.2.3.
Субъектами земельных отношений являются: Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, государственные органы, которые осуществляют регулирование и управление в области использования и охраны земель, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства (ст. 4 КоЗ).
Земельные отношения в соответствии со ст. 5 КоЗ основываются на определенных принципах. Рассмотрим основные принципы:
- принцип государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель (абз. 2 ст. 5 КоЗ).
Земли Республики Беларусь используются в соответствии с единой государственной политикой. К основным нормативным актам, регулирующим в настоящее время использование и охрану земель, относятся: Указ N 667, Указ Президента Республики Беларусь от 11.12.2009 N 622 "О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель", Указ Президента Республики Беларусь от 23.09.2011 N 431 "О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков" (далее - Указ N 431) и ряд положений, устанавливающих единый порядок проведения определенных операций с землей и земельными участками. В качестве примера таких положений можно привести Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденное Указом N 667 (далее - Положение N 667), Положение о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, утвержденное Указом N 667.
Изъятие и предоставление земельных участков выполняются на основании решения, принятого государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, так называемого решения об изъятии и предоставлении земельного участка (абз. 37 ст. 1 КоЗ, подп. 1.2 п. 1 Указа N 667).
Среди сведений, которые указываются в решении об изъятии и предоставлении земельного участка (ч. 2 п. 31 Положения N 667), для землепользователей особого внимания заслуживают площадь и целевое назначение предоставляемого земельного участка. Данные сведения необходимы для исчисления земельного налога.
Обратите внимание! Не требуется принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка или переходе права на него (доли в праве) в случае оформления правоудостоверяющих документов на приобретенный в установленном законодательством порядке земельный участок, а также перехода права на расположенные на нем капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение, изолированное помещение в капитальном строении, в котором возникло совместное домовладение и управление недвижимым имуществом которого осуществляется непосредственно, или доли в праве на данные объекты к другому лицу, если при этом не изменяются целевое назначение земельного участка, вид вещного права на него, его размер и границы (п. 12 Указа N 667) |
Согласно ст. 23 КоЗ органами государственного регулирования являются: Президент Республики Беларусь (ст. 24 КоЗ), Совет Министров Республики Беларусь (ст. 25 КоЗ), Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (ст. 26 КоЗ), иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления, областные, Минский городской, городские (городов областного районного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты (ст. 27, 28, 29, 30 КоЗ).
- принцип обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними (абз. 3 ст. 5 КоЗ).
Земельные участки относятся к недвижимому имуществу (п. 1 ст. 130 ГК). Недвижимое имущество, права на него и сделки с ним подлежат государственной регистрации, которая производится в соответствии с установленным порядком (п. 1, 6 ст. 131 ГК).
Правила государственной регистрации недвижимого имущества, в том числе и в отношении земельных участков, установлены Законом Республики Беларусь от 22.07.2002 N 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (далее - Закон N 133-З).
Государственная регистрация земельного участка - это юридический акт признания и подтверждения государством создания, изменения, прекращения существования земельного участка (п. 1 ст. 7 Закона N 133-З).
При государственной регистрации создания земельного участка и внесении записей о нем в регистрационную книгу (в порядке первоначального формирования документов единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в соответствии со ст. 73 Закона N 133-З) земельному участку присваивается кадастровый номер (п. 4 Инструкции о кадастровых номерах земельных участков, утвержденной приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 29.04.2011 N 131 (далее - Инструкция N 131)).
Согласно п. 2 Инструкции N 131 кадастровый номер земельного участка состоит из восемнадцати цифр:
первые десять цифр совпадают с кодом административно-территориальной или территориальной единицы, на территории которой расположен земельный участок (код СОАТО);
одиннадцатая и двенадцатая цифры (от 01 до 99) обозначают номер кадастрового блока - части территории административно-территориальной или территориальной единицы (микрорайон, квартал, садоводческое товарищество и тому подобное);
тринадцатая - восемнадцатая цифры кадастрового номера (от 000001 до 999999) обозначают номер земельного участка в пределах кадастрового блока.
Обратите внимание! Кадастровый номер - это номер земельного участка, который не повторяется на территории Республики Беларусь и сохраняется в течение всего периода существования земельного участка (абз. 9 ст. 1 Закона N 133-З) |
Государственная регистрация права, ограничения (обременения) права на земельный участок - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода, прекращения права, ограничения (обременения) права на земельный участок (п. 1 ст. 8 Закона N 133-З).
Государственная регистрация создания (изменения, прекращения существования) земельного участка, возникновения (перехода, прекращения) права, ограничения (обременения) права на него производится в установленном специально уполномоченным органом государственного управления порядке. Для удостоверения факта произведенной государственной регистрации заявителю выдается свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации (п. 1 ст. 38 Закона N 133-З).
Обратите внимание! Моментом регистрации является не дата составления свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, а время и дата приема документов, представленных для осуществления государственной регистрации, которые внесены в журнал регистрации заявлений (ст. 39 Закона N 133-З) |
Таким образом, с момента государственной регистрации создания (изменения, прекращения существования) земельного участка он соответственно считается созданным (измененным, прекратившим существование). Соответственно право на земельный участок, ограничения (обременения) права на земельный участок возникают (переходят, прекращаются) с момента государственной регистрации их возникновения (перехода, прекращения) (ч. 1 ст. 20 КоЗ).
- принцип единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений) (абз. 4 ст. 5 КоЗ).
Как было указано выше, земельный участок находится в неразрывной связи с расположенными на нем капитальными строениями (зданиями, сооружениями), т.е. земельный участок рассматривается как единое целое с ними. Например, при переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения или долей в праве на данные объекты к их приобретателям переходят права на земельные участки, на которых они расположены (ч. 1 ст. 55 КоЗ). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться только вместе с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями), незавершенными законсервированными капитальными строениями (ч. 4 ст. 51 КоЗ).
- принцип использования земельных участков по целевому назначению (абз. 5 ст. 5 КоЗ).
Предоставленные земельные участки должны использоваться их землепользователями строго по целевому назначению.
Примечание. Подробно о целевом назначении земельных участков см. в подразделе 1.2.1.5.
- принцип платности землепользования (абз. 9 ст. 5 КоЗ).
Пользование земельными участками в Республике Беларусь является платным. Установлены две формы платы за пользование земельными участками: земельный налог и арендная плата (ст. 32 КоЗ).
Примечание. Подробнее о плате за пользование земельными участками см. в разделе 1.2.4.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 262.