Общая эсхатология в православии. Апокалипсис

Эсхатология (от греч. εσχατόθ – «конечный, последний») – раскрываемое Православной Церковью учение о конечных судьбах мира и человека. Православная эсхатология может быть разделена на эсхатологию посмертного человеческого существования (частную) и эсхатологию грядущих судеб человечества и мира (общую).

Грядущими эсхатологическими событиями для всего человечества станут события, предсказанные св. Иоанном Богословом в Апокалипсисе, например, мировые катастрофы, явление лжепророков и антихриста, воскресение мертвых, Второе Пришествие и Суд над всеми людьми, творение новой земли и неба.

Эсхатологическими местами Библии также являются: части Евангелий (эсхатологические главы Мф.24; Мк.13; Лк.21), книги Даниила, частично Исайи, Иоиля, Захарии.

Апостол Иоанн Богослов, кроме Евангелия и трех посланий, по Преданию Церкви, написал еще Откровение (по-гречески «Апокалипсис»)[17]. В этой книге он излагает судьбу Церкви Христовой и всего мира. Сразу нужно сказать, что читать «Откровение» самостоятельно следует только после основательного изучения всей Библии, так как Апокалипсис наполнен явными и скрытыми цитатами из Ветхого и Нового Заветов, постоянными отсылками к их отдельным сюжетам.

Иоанн видит богослужение на небе, Престол и вокруг него 24 старца, 4-х уже известных нам животных, подобных льву, тельцу, орлу и человеку. В руках у Господа на престоле – запечатанная 7-ю печатями книга, открыть которую может только Агнец (т.е. Христос). Агнец последовательно открывает семь печатей, при этом животные говорят Иоанну: «Иди и смотри».

 

После 6-й печати Иоанн слышит о 144 000 запечатленных на земле «из всех колен Израилевых» праведников, а также видит бесчисленное множество облеченных в белые одежды из всех народов, «пришедших от великой скорби», которые «убелили одежды свои Кровию Агнца» и которых Агнец будет водить «на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их».

 

После открытия печатей звучат 7 труб ангелов, возвещающих то или иное бедствие для земли и нераскаявшихся грешников.

 

Затем символически изображается история борьбы древнего змия-дракона с Церковью в образе «жены, облеченной в солнце». В том числе предсказывает краткое правление зверя (Антихриста), который устроит всепланетарное тоталитарное антихристианское государство и поведет беспощадную войну со святыми. При этом он будет творить чудеса и по внешним признакам напоминать Христа, но делать нечто противоположное. В связи с этим некоторые исследователи обратили внимание на поэму А.А.Блока «Двенадцать», изучаемую в школе. Большевистский патруль из 12 человек, трое из которых (Ванька, Андрюха, Петруха) носят имена трех самых известных на Руси Апостолов: Иоанна, Андрея и Петра, – совершают убийство проститутки Катьки (Екатерины) и проповедуют грех:

 

Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!

………………………

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Ведет их «в белом венчике из роз, впереди – Иисус Христос» (евангельский Иисус имел окровавленный венец из колючего терна). Когда Блок писал свою поэму, он задумал пьесу о Христе, в которой, по записи в Дневнике от 7 января 1918 г. действует «грешный Иисус», а Нагорная проповедь становится митингом. Это, и «белый венчик из роз» вместо тернового венца, давало исследователям право говорить об образе Антихриста в поэме. Надо добавить, что перед смертью поэт бредил об одном и том же: требовал отыскать все экземпляры поэмы «Двенадцать» и уничтожить их.


Но Блок верно ухватил религиозный по сути (но антихристианский) характер революции. Такой же религиозно-антихристианский характер увидел, и воспел, в революции и С.Есенин («Небесный барабанщик»):

 

Листьями звезды льются В реки на наших полях. Да здравствует революция На земле и на небесах! ……………………………………………………… Скоро, скоро вал последний Миллионом брызнет лун. Сердце - свечка за обедней Пасхе массы и коммун. Действительно, партия ВКП(б)-КПСС заняла в сознании масс место Церкви, ее Политбюро – место Синода, демонстрации на 1 мая и 7 ноября – место крестных ходов и церковных праздников, а вождь – Генеральный секретарь партии – место Патриарха. И одновременно, по приписываемой ему безошибочности – место Христа. «Вместо-Христос» и будет буквальным переводом на русский язык слова «антихрист».

Затем Иоанн видит Ангелов, последовательно выливающих 7 чаш гнева Божия на землю, от которых жители земли – подданные царства Антихриста - тяжко страдают. Однако они продолжают хулить Бога небесного и не раскаиваются в своих злых деяниях.

 

Последняя битва сил добра и зла в Откровении происходит в месте Армагеддон (в Палестине). Появляется Всадник, носящий имя «Слово Божие» (т.е. происходит Второе Пришествие Иисуса Христа на землю). Дьявол и слуги его побеждены и брошены в озеро огненное.

 

Заканчивается книга явлением с небес града Иерусалима, судом над диаволом и поклонившимися ему ангелами и людьми, а затем наступлением на земле царства правды. Этот «небесный Иерусалим» описывается, например, в песне В.Вавилова и А.Волохонского «Над небом голубым»):


Над небом голубым

Есть город золотой

С прозрачными воротами

И яркою звездой…

В песне Б.Гребенщикова «Дубровский» храм этого города – уже на земле, нужно только войти в него:

 

Небесный храм Иерусалим горит сквозь холод и лед
И вот он стоит вокруг нас, и ждет нас, и ждет нас.

 

Только в контексте учения о 2-м пришествии Христа-Судии (предсказанном в Евангелии), а также о кратком правлении Антихриста перед этим пришествием (описанном в Откровении), можно понять комедию Н.В.Гоголя «Ревизор». В бумагах Николая Васильевича, несмотря на то, что он сжег многие свои рукописи, до его смерти хранилась рукопись «Развязка Ревизора»: «"...Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по именному высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад..."

 

В книге «Откровение» мир после 2-го пришествия Иисуса Христа не нуждается в источнике света, т.к. Сам Бог освещает его. В связи с этим, а также с тем, что Христос воскрес, по Евангелиям, в 1-й день недели (он же 8-й), этот мир после 2-го пришествия называется в православии «8-м днем» творения, «невечерним днем», «белым днем».

 

Христианская апокалиптическая идея «светлого» – от Божьего присутствия – будущего всего человечества трансформировалась после победы  большевиков и атеистической идеологии в России в мечту о безбожном «светлом коммунистическом будущем» на земле, достигаемом средствами революционной борьбы, а также технического и социального прогресса. Примеров тому в советской культуре предостаточно: от идеализации программы Гоэрло (выраженной лаконичной фразой Ленина: «Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны», в которой «светлое» означает «освещенное с помощью электричества») и произведений, подобных фильму 1940 года «Светлый путь», - до картин будущего в советской утопической фантастике, например, в повести А. и Б. Стругацких «Полдень, XXII век» или в детском художественном сериале 1984 года «Гостья из будущего».

 

Канон Библии заканчивается «Откровением Иоанна Богослова». Но, конечно, апостолы не все записали в книги, чему учили, что установили между христианами, что слышали от Спасителя и видели от Него. Сам евангелист Апостол Иоанн Богослов пишет об этом: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).


То учение и правила, которые передали апостолы христианам на словах или примером и уже после записанное святыми людьми, называется апостольским преданием, или священным преданием.

 

 

  1. Что за книгу читает Русаков в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»?

 

Все спали. Только на углу Волынской в трехэтажном каменном здании, в квартире библиотекаря, в узенькой, как дешевый номер дешевенькой гостиницы, комнате, сидел голубоглазый Русаков у лампы под стеклянным горбом колпака. Перед Русаковым лежала тяжелая книга в желтом кожаном переплете. Глаза шли по строкам медленно и торжественно. "И увидал я мертвых и великих, стоящих перед Богом и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них, и судим был каждый по делам своим. ....................................... и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. ....................................... и увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет". По мере того как он читал потрясающую книгу, ум его становился как сверкающий меч, углубляющийся в тьму. Болезни и страдания казались ему неважными, несущественными. Недуг отпадал, как короста с забытой в лесу отсохшей ветви. Он видел синюю, бездонную мглу веков, коридор тысячелетий. И страха не испытывал, а мудрую покорность и благоговение. Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: "...слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло".
  1. Объясните происхождение названия художественного фильма Элема Климова «Иди и смотри» (1985 г.).
  2. Объясните происхождение названия романа В.Д.Дудинцева «Белые одежды».
  3. Объясните новозаветные мотивы в песне «Верю я» (С.Бритченков / И.Сукачев), в привычном исполнении Жанны Агузаровой:

 

Верю я: ночь пройдет,
Сгинет страх.
Верю я: день придет
Весь в лучах.
 

Он пропоет мне
Новую песню о главном.
Он не пройдет, нет,
Лучистый, зовущий, славный
Мой белый день.

Сколько зим ночь была,
Сколько лет.
Будет жизнь, сгинет мгла
Будет свет.
 
Я войду в радость дня,
Блудный сын,
И скажу: «Вот и я,
Здравствуй, мир».

Литература:

 

  1. Библия.
  2. Закон Божий для семьи и школы / Сост. прот. Серафим Слободской.
  3. «Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр». Все тома. В электронном варианте на сайте http://poetica.pro/
  4. Православная энциклопедия. Электронная версия на сайте http://www.pravenc.ru/
  5. Аверкий (Таушев), архиепископ. Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова. М., 1991. Электронная версия: https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/apokalipsis-ili-otkrovenie-svjatogo-ioanna-bogoslova/#0_2
  6. Добыкин Д.Г. Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета. URL: https://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-svyashhennoe-pisanie-vetxogo-zaveta#a5
  7. Дунаев М.М. Православие и русская литература: Учебное пособие для духовных семинарий. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2009. И другие труды этого автора на сайте: http://mdunaev.ru/
  8. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре ХШ-ХХ веков. М., 1997.
  9. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. Категория соборности в русской литературе. И другие труды этого автора на сайте: http://esaulov.net/
  10. Захаров В.Н. Имя автора – Достоевский. Очерк творчества. М.: Издательство «Индрик», 2013. И другие труды этого автора на сайте: http://unknown-dostoevsky.ru/
  11. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.

12. История русской архитектуры. Спб., 1994.

  1. Лосский В.H.. По образу и подобию. Москва. Издание Свято-Владимирского Братства. 1995.
  2. Мартынов В. И. История богослужебного пения. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-bogosluzhebnogo-penija/
  3. Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/kurs-lektsij-po-istorii-russkoj-tserkvi/
  4. Поснов М.Э., профессор. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/
  5. Православный календарь. URL: http://days.pravoslavie.ru/
  6. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А.П.Лопухина. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblia/
  7. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. Электронная версия, например, здесь: http://www.sedmitza.ru/lib/text/440317
  8. Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на Книгу Бытия (Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/tolkovanie-na-knigu-bytija/1_3_3
  9. Цыпин Владимир, протоиерей. История Русской Церкви (Синодальный период). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/istorija-russkoj-tserkvi-sinodalnyj-period/
  10. Цыпин Владимир, протоиерей. История Русской Церкви (1917-1997). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/istorija-russkoj-tserkvi-1917-1997/

 


[1] Захаров В.Н. Имя автора – Достоевский. Очерк творчества. М.: Издательство «Индрик», 2013. С. 43.

[2] Русские летописцы считают нужным упомянуть, что Куликовская битва произошла именно на Рождество Богородицы.

[3] В христианском календаре есть еще два рождества – Богородицы, о котором мы уже говорили, и Иоанна Предтечи ()

[4] Для примера можно послушать «Блаженны» в исполнении братского хора Валаамского монастыря.

[5] Аскетика – наука об аскетизме. Слово «аскетизм» имеет своим основанием глагол «аскео» со значением «искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы, украшать и во всем этом упражняться» (Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб. 1907 (Репринт. М. 1996)., c. II.).Христианский аскетизм – путь к религиозному духовно-нравственному совершенству и соединению с Богом через планомерное и сознательное упражнение в христианских добродетелях (Введение в православную аскетику. Автор-составитель: священник Сергий Дергалев. Издание Православного молодежного миссионерского центра Православной гимназии г.Белгорода. Белгород, 2005.

[6] Страсти // Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Москва, 2003.

[7] В.H.Лосский. По образу и подобию. Москва. Издание Свято-Владимирского Братства. 1995. Стр. 95.

[8] Гуманность (лат. humanus — «человечный») — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому (Большой Энциклопедический словарь. 2000.).

[9] Справедливости ради надо сказать, что антиутопии порождала и практика обезличивания в капиталистическом обществе потребления (роман «451 градус по Фаренгейту» Р.Бредбери и т.п.)

[10] При этом Христос говорит ученикам: «Кто не против вас, то за вас» (Мк. 9:40). Два этих изречения экстремисты разных мастей часто сливали в одно, поставив свою организацию на место Бога: «Кто не с нами – тот против нас».

[11] Это изречение породило много споров. Католики говорили, что Христос на личности Петра намерен был создать Свою Церковь, и этим подкрепляли известное учения о главенстве над Церковью римских пап как преемников Петра. Православные утверждали, что τῇ πέτρα, в отличие от πέτρος, указывает не на личность Петра, а на его исповедание, на котором Христос и создал Свою Церковь. И ветхозаветные пророки, и апостолы называли Христа «краеугольным камнем», т.е. первым камнем строительства, без которого все здание развалилось бы. Отношение новозаветных авторов к Петру (и, в том числе, его самого к своей личности), да и ко всем христианам, хорошо показывается цитатой из Апостола Павла (Еф. 2:20): « …Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Т.е. каждый христианин – камень Церкви, если находится в согласии с предыдущими «камнями».

[12] От ц.-сл. «молва» = «мятеж». «Безмолвие», в данном случае, прежде всего – «бесстрастие», «внутренняя гармония», «внутренний мир».

[13] Подробнее см. в «Православной энциклопедии», статья «Исихазм».

[14] По Закону Моисея, все служители Храма получали десятину от остальных израильтян. Кроме этого, существовали пожертвования. Таким образом, доходы от продажи шли не на нужды Храма, а обогащали торговцев и допустивших их саддукеев. При этом, в Храме стоял рыночный гвалт: выкрики с целью отвлечь покупателя от конкурентов, споры о цене, действовали «карманные» воры.

[15] Ср. Захаров В.Н. Имя автора – Достоевский. Очерк творчества. М.: Издательство «индрик», 2013. С. 47: «Евангельский эпиграф задает пасхальный сюжет романа «Братья Карамазовы», который становится ключом ко всем двенадцати книгам и роману в целом, превращая роман романов в христианский метароман о человеке и Слове, о России и Христе, о мире и Церкви».

[16] Эта ткань долгое время сохранялась христианами и исчезла во время захвата Константинополя католиками, участниками IV крестового похода, в 1204 году от Р.Х. Многие христиане веруют, что ею является реликвия, известная под названием Туринская плащаница, хранящаяся в итальянском городе Турин. См. очень подробную статью о ней на сайте «Азбука.ру»: https://azbyka.ru/turinskaya-plashhanica#n11

[17] См. Архиепископ Аверкий (Таушев). Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова. М., 1991. Электронная версия: https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/apokalipsis-ili-otkrovenie-svjatogo-ioanna-bogoslova/#0_2























Дата: 2018-11-18, просмотров: 66.