Ключом к пониманию весьма странной, с материальной точки зрения, болезни -- цараат, которой отводится в Торе непомерно много, на первый взгляд, места, является слово басар. Означает на иврите мясо и постоянно используется при описании Торой тех язв, которые в определённых обстоятельствах поражали кожный покров евреев.
В защиту абсолютно духовной природы этой болезни говорят множество фактов, приведённых в Торе. Вот их далеко не полный список.
Поражённый цараат обращался не к врачу (как обязывает Тора в случае любого физического недомогания) а к коhену. Коhен ни в коем случае не лечил язву, а лишь её квалифицировал. Единственным средством избавиться от «болезни» были многодневные размышления -- в духовном карантине -- одиночества с целью раскаяния и т. д. т. п.
Рав Шимшон-Рефаэль hирш (XIX век, Германия) обращает внимание на ещё одно значение корня слова басар: левасер -- передавать сообщение. И делает замечательно простой вывод. Кожный покров человека, упрямо называемый Торой в данном случае басар, - это не просто край нашего физического облика, но и точнейший датчик сообщающий (мевасер) о физическом положении, занимаемом нашим телом.
Подобно этому назначение «болезни» цараат (мы на себя смелость назвать её по-русски духовной лепрой) было чувствительно указать еврею на опасность духовного положения, в котором он оказался. Отсутствие чувствительности нашей кожи -- опаснейшая, в физическом смысле, ситуация. Человек, чья сигнальная система не работает. может в качестве точки опоры выбрать раскалённую плиту. И потому исчезновение цараат с разрушением Первого Храма есть однозначно отрицательное событие в истории еврейского народа.
Мораль: Дай нам Б-г вернуться на тот высочайший уровень, который даёт право на существование такой «болезни».
В поисках клада
«Когда придёте в страну Кнаан которую даю я вам во владение,
и я наведу язву проказы на дома в стране владение вашего»
Ваикра 14:34
«Проказа на дом ваш» - это не очень похоже на благословление, но тон Пятикнижия не оставляет возможности менее оптимистической трактовки. Мудрецы, и РаШИ в том числе, ссылаются на мидраш, в соответствии с которым эморейцы, зная о приближении власти народа Израиля над их страной, замуровали в стены клады. А Всевышний, не желая, чтобы они оставались втуне, насылал на дом проказу, в результате чего рушились стены – настоящий happy end.
Вот только несколько вопросов, чтобы и мы, вслед за мудрецами, могли бы насладиться «хэппиэндом»: в чём смысл кладоупрятывания именно в стены, а также в чём выделенность эморейцев из семинациональной семьи «братских народав» Кнаана?
Раби Шнеерсон, седьмой любавический ребе, обращает наше внимание на следующий факт: эморейцы тем отличались от остальных народов-братьев, что «не испили чашу терпения Всевышнего до конца», как об этом было прямо сказано Авраhаму: «И четвёртое поколение вернуться сюда, потому как не полно преступление эморейца до сих [пор]» Бе-решит 15:16.
Понимая неотвратимость категории суда в Стране Израиля, они, покидая свои жилища, тем не менее, рассчитывали вскорости в них вернуться. Ведь и евреям, полагали они, не удасться удержаться на уровне сверхмировых стандартов, свойственных Дому Создателя, и тогда клады дождутся своих владельцев.
Переводя вышесказанное в плоскость внутреннего мира человека, отметим, что эморейцы (от «эмор» - «скажи») символизируют желание человека высказаться… чтобы сказать.
Не несущие смысловой нагрузки слова – текущая широкой рекой трескучая болтовня – приводила в духовновысокие времена Первого Храма к цаарат, а в наше является духовным болотом, намертво засасывающим еврейские души, попавшие в плен к своим болтливым устам-телам.
Но «кладези мудрости» - потенциальное богатство каждого еврея словами Торы, позволяет проламывая стены бездуховности обретать контакт через резонанс еврейских сердец: «Слова, идущие из сердца, могут попасть в сердце!».
Словарь недоиспользованных терминов и выражений:
Дом – личность
Стены – границы её многогранности, не позволяющие, однако, проникать внутрь
Слова Торы – еврейский пароль, вызывающий отзыв (отклик)
Уста всему причиной
Раби Исраэль Липкин (Салантер ребе) объяснял: «Соединила Тора главы «Тазриа» и «Мецора», которые, в основном, посвящены теме язвы, с главой «Шмини», которая посвящена, в особенности, запретному и разрешённому в пищу, дабы преподать нам следующий урок: Запрещённые разговоры – злословие и сплетни, которые запрещено «выпускать» изо рта, «пачкают» значительно больше, чем падаль и трефное, которое запрещено «впускать» в рот!
Дата: 2018-09-13, просмотров: 646.