Объективно - по времени нахождения в работе, километражу, учитывается сумма подъемов и количество работы на утомлении. При проведении нагрузок, направленных на развитие групп мышц, учитывается напряженность однократного усилия, продолжительность усилия по времени, количество повторов в серии и количество серий при определенном утомлении. Объективно можно дать характеристику нагрузки по пульсу, используя данные спорттестора. Можно сделать анализ пульса на различных участках трассы, сопоставив с субъективной оценкой своего состояния на данном участке. Отправной точкой отсчета режимов работы является максимальные значения ЧСС. Далее можно определить и использовать значения пульса максимального ударного объема сердца или уровни лактатного порога (по С.Сейлеру).
Субъективно по оценке напряженности - начальное и конечное утомление в условных единицах от 0 до 100. В графическом дневнике изображается в виде вертикального столбика в графе субъективной оценки состояния напряженности тренировочного занятия. Оценивается так же загрузка, по мышцам исходя из 5 бальной шкалы (возможна и меньшая загрузка по какой либо группе мышц).
Важно так же дать оценку тренировки по уровням специальной готовности и по уровням физической, технико-тактической и психической напряженностям - тренировка приобретает творческий характер.
Графический план дневник.
Для включения спортсмена в сознательную тренировочную работу разработана специальная форма индивидуального планирования и регулирования - графический план- дневник с использованием субъективной оценки состояния готовности. Графический план-дневник состоит из горизонтальных и вертикальных полос на стандартном листе бумаги в клеточку размером 30 на 40 см. Горизонтальные полосы определяют дату, содержание тренировочных заданий планирование и выполнение, субъективную оценку состояния, оценку тренировочного задания в км и часах. В вертикальных полосах ведется запись по планированию заданий, количественная и качественная оценка тренировочного задания в зависимости от содержания тренировочного дня. Запись тренировочного дня в 1 клетке – зарядка , 2 – первая тренировка ,3 – вторая тренировка.
Хотелось остановиться на характеристике зарядки. Назначение ее – привести организм в рабочее состояние, определить уровень остаточного утомления. За счет любой циклики в восстановительном режиме выровнять энергетику систем и органов организма для точной оценки остаточного утомления и подготовить мышцы для последующей работы за счет различных упражнений, в основном в растяжке. Использование зарядки в качестве дополнительной тренировки по технике или спецсиле не рационально - в жертву приносится основная работа в дневных тренировках.
Вид графического дневника представлен ниже. В таблице показаны записи выполненной нагрузки различной напряженности и направленности. Цифровыми значениями будут заполняться графы конкретно по ходу выполнения тренировочных нагрузок. Важна только аккуратность и неторопливость при заполнении. Все записи потом придется анализировать.
| Графический план-дневник с использованием самооценок | ||||||||||||||||
Тренировка |
| Зар | 1т | 2т | Зар | 1т | 2т | Зар | 1т | 2т | Зар | 1т | 2т | Зар | 1т | 2т | итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Восстановительная |
| + | + |
| + |
| + | + | + |
| + |
| + | + |
| + |
|
Поддерживающая |
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
| + |
|
|
|
|
|
Развивающая |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
Соревновательная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планирование |
|
|
|
|
| 70 |
|
|
|
|
|
|
|
| 100 |
|
|
Дата |
|
| 1 |
|
| 2 |
|
| 3 |
|
| 4 |
|
| 5 |
|
|
Загрузка по мышцам | Общ |
| 2 | 3 |
| 4 | 3 |
| 2 | 4 |
| 4 | 2 |
| 5 | 4 |
|
Из 5 балов макс. | рук |
|
|
|
| 3 |
|
|
| 4 |
|
|
|
| 5 | 4 |
|
| ног |
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
| 4 |
|
| 5 | 4 |
|
| тул |
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
данные пульса А.Д. |
| + |
| + |
| + |
|
|
| + |
| + |
| + | + |
|
|
вес |
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
восстановление баня | мас |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
тренировочные сред. | Бег |
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
| + |
|
| Б/И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
| ЛР |
|
| + |
| + | + |
|
| + |
|
| + |
| + |
|
|
| Лыж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тренажеры | сс |
| + |
|
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
|
|
Субъективная оценка | 100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| --- |
|
|
степени утомления | 90 |
|
|
|
| --- |
|
|
|
|
|
|
|
| I |
|
|
| 80 |
|
|
|
| I |
|
|
|
|
|
|
|
| I |
|
|
| 70 |
|
|
|
| I |
|
|
|
|
|
|
|
| I | --- |
|
| 60 |
| --- |
|
| I |
|
|
| --- |
|
|
|
| I |
|
|
| 50 |
|
|
|
| I | --- |
|
|
|
| --- |
|
| I |
|
|
| 40 |
|
| --- |
| I |
|
|
|
|
|
|
|
| I |
|
|
| 30 |
|
|
|
| I |
|
| --- |
|
|
| --- |
| I |
|
|
| 20 |
|
|
|
| I |
|
|
|
|
|
|
|
| I |
|
|
| 10 |
|
|
|
| --- |
|
|
|
|
|
|
|
| --- |
|
|
Дата |
|
| 1 |
|
| 2 |
|
| 3 |
|
| 4 |
|
| 5 |
|
|
1.Восстановительные | бег |
| + |
|
|
| + |
| + |
|
|
|
|
|
| + |
|
Л-р | лыж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
2.Поддерживающие | бег |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
Л-р | лыж |
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
3.Развивающие | бег |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л-р | лыж |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
4.Соревновательные | бег |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л-р | лыж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма км. | бег | + | + |
|
|
|
| + | + |
| + | + |
| + |
| + |
|
Л-р | лыж |
|
| + |
| + | + |
|
| + |
|
| + |
| + |
|
|
Специальная сила | час |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
|
|
Кол-во повт | П |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
|
|
Кол-во часов циклика | бег | + | + |
| + |
|
| + | + |
| + | + |
| + |
| + |
|
Л-р | лыж |
|
| + |
| + | + |
|
| + |
|
| + |
| + |
|
|
Стиль | кл |
|
| + |
| + |
|
|
|
|
|
| + |
| + |
|
|
| св |
|
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
ОФП | Час | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
|
Физическая готовность | уров |
|
| + |
| + |
|
| + |
|
|
| + |
| + |
|
|
Технико-тактическая. | уров |
|
| + |
| + |
|
| + |
|
|
| + |
| + |
|
|
Психическая гот. | уров |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
Специальная гот. | уров |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
Содержание горизонтальных полос, начиная сверху.
1 полоса – 1 клетка тренировочные дни.
2 полоса – 4 клетки резерв для оценки энергетики организма.
3 полоса – 5 клеток планирование тренировочных нагрузок по степени напряженности.
1 – восстанавливающая
2 – поддерживающая (тонизирующая)
3 – развивающая (основная)
4 – соревновательная, контрольная
5 – резерв – дни УТС или цикла.
4 - полоса – дата
5 - полоса 4- 5 – клеток - субъективная оценка загрузки мышц в конце тренировки. Оценивается в 5, 10, 100 условных единицах, баллах. Оценивается общая загрузка мышц и отдельно по группам - руки, туловище, ноги. Разместить аналогичную таблицу можно на обратной стороне дневника с целью расшифровки количества выполненной работы подходы, серии, повторы. Возможны и другие, более приемлемые и удобные варианты оценки.
6 - полоса 1 - клетка - данные пульса в покое, максимальный пульс на тренировке.
7 – полоса – 1 клетка - вес утром натощак, после дня отдыха, возможны другие варианты.
8 - полоса 1 – клетка - восстановительные мероприятия - баня, массаж.
9 - полоса 5-клеток – тренировочные средства: бег, бег-иммитация, лыжероллеры, лыжи, тренажеры специальная сила (СС).
10 – полоса-10 клеток - субъективная оценка степени утомления в процессе тренировки, изображается в виде столбика, внизу начальное, вверху конечное утомление из 100 условных единиц. Улучшение состояния во время тренировки изображается стрелкой вниз по столбик. Для удобства ориентировки и анализа можно разделить горизонтально пополам – на уровне 50 бальной оценки.
11- полоса- 1 клетка - дублирование даты.
12 – полоса - 4 клетки - объективной оценки нагрузки по пульсу или направленности тренировочного занятия. Оценивается в км.
1 – 2 клетки - восстанавливающие нагрузки - верхняя бег/бег-иммитация, нижняя - лыжи/лыже роллеры.
2 – 2 клетки - поддерживающие (тонизирующие) нагрузки-средства те же
3 - 2 клетки - развивающие (основные) нагрузки - средства те же
4 -2 клетки - соревновательные (контрольные) нагрузки средства те же.
13 –полоса -2 клетки общая сумма в км, вверху бег, внизу лыже роллеры/лыжи.
14 - полоса – 2 клетки - специальная сила - оценивается время в работе и количество повторов.
15 –полоса – 2клетки – количество нагрузки в циклике в часах.
16 – полоса – 2 клетки - способы передвижения - классика или свободный ход.
17 – полоса - 1 клетка офп в часах
18 - полоса - клетки уровни готовности: физической, технико-тактической, психической, специальной оцениваются и заполняются по мере необходимости. Обозначение уровней: Ф., ТТ., П., С. Определение уровней идет при анализе содержания задания по ощущениям. Физическая готовность- оценка состояния силы мышц по группам (руки, ноги, туловище). Технико-тактическая готовность - техника плюс тактика - варианты. Степень психической готовности - напряженность задействования волевых усилий и эмоций при выполнении тренировочных заданий.
Специальной - оценка готовности к участию в соревновании, оценивается от идеального старта. Количество уровней у каждого спортсмена свое в зависимости от его ощущений и может быть от 1 до 10 и более. Содержание каждого уровня записывается в виде таблицы от простого к сложному.
Обратная сторона дневника может быть использована для записи своих ощущений - своеобразное «жизнеописание», а также описание уровней специальной готовности и уровней Ф, Т-Т, П. Важно обсудить со спортсменом уровни частей заданий (физическую, технико-тактическую, психическую). Как соединить все части в специальную готовность – особо важная часть подготовки, необходимо разработать и описать ритуал подготовки к соревнованиям – его час
Из практики применения графического дневника весь цикл освоения спортсменом можно разбить на три фазы. В первой и последней спортсмен сопротивляется полному ведению дневника. В фазе начального обучения, потому что не понимает, в конце из-за ненужности полного набора данных. Средняя фаза (употребление полного набора) может оказаться очень короткой и это надо учитывать при внедрении в практику. Важно чтобы спортсмен смог усвоить полезность этого, а для этого надо давать только то, что он сможет употреблять и анализировать. Точность и уверенность работы с самооценками придет с практикой ведения дневника. Сначала надо грубо прикинуть направление изменений (хуже, лучше предыдущего дня, ниже выше загрузка), затем прикинуть гарантированные границы сверху и снизу (не больше, не меньше) потом уточнить, глядя на предыдущие дни и сравнивая с ними. Главное – верно, почувствовать и отметить направление изменения показателей самооценки, а также по возможности место (по величине) среди предыдущих дней.
Если работаешь со спортсменом не один год, то нарабатывается определенный сленг в общении. Упрощается ведение дневника, важными становятся принципы построения программы. Голова введена в творчество и остается еще более тонко различать свои состояния и принимать решения по напряженности выполняемой работы.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 241.