ФИЛИАЛ В Г. НАРО-ФОМИНСКЕ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебно-методическое пособие
По специальности «Менеджмент организации»
Составитель С.А. Новосадов,
доцент кафедры «Экономики и Права»
к.э.н., доцент
Наро-Фоминск 2010 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественные теории и практики в этой области.
В настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономике инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечить ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.
В современных условиях хозяйствования инновационный менеджмент выступает как система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений.
В данном учебно-методическом комплексе инновационный процесс рассматривается как объект управления, раскрывается содержание инновационного менеджмента, внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс освоения инноваций. Охватываются проблемы формирования и реализации инновационного проекта. Большое внимание уделяется организационным структурам инновационного менеджмента.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
П/п
Наименование темы
Всего
Самостоятельная работа
Количество часов
Форма контроля
Рис.1 Обобщенная классификация инноваций по признакам
Инновационного процесса
Эффективность инновационного процесса определяется тем, как основные действующие лица данного процесса взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования новых знаний.
Последовательная организация работ:
Преимущества :
- финансовый риск связанный с инновационным процессом ограничен ( расход средств , на каждом этапе возобновляется после повторной оценки и решения руководства фирмы)
- последовательная организация процесса упрощает контроль за ходом работ.
Недостаток :
- продолжительность создания нового изделия, которая складывается из продолжительности каждого этапа. Успех зависит от связи между подразделениями, когда каждый несет ответственность на своем участке.
Параллельная организация работ:
Позволяет сократить продолжительность инновационного процесса, но увеличивает финансовый риск, так как решение принимается до завершения предыдущего этапа.
t 1
t 2
t 3
Эти два метода, не могут обеспечить синхронизацию различных видов работ и эффективное сотрудничество работников различных подразделений.
Интегральная организация работ:
Позволяет совмещать по времени все виды работ, связанные с созданием нового изделия (матричная и проектная структура). Это процесс ведения НИОКР с использованием систем вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи.
Исследование маркетинг
Разработка
Организация промышленного
производства
Преимущества:
- сокращение продолжительности инновационного процесса
- улучшение качества работ за счет объединения с самого начала в единый коллектив.
- Активное сотрудничество между всеми участниками уменьшает количество конструкторских изменений (60-80%).
- Оперативное реагирование на изменения внутри и внешней среды
- Внесение изменений на ранних стадиях и следовательно снижение расходов на разработку.
- Создание творческой атмосферы, постоянный приток новых идей.
Зарождение инновационных идей и возможность использования новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок (Рис.2).
Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчет кривую жизненного цикла изделия, т.е. периоды ее подъема и снижения, обусловленные рыночной конкуренции (Рис.2).
В отличие от научно-технического процесса, инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта. Этот процесс не прерывается и после внедрения ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства.
Предварительный этап (до выхода на рынок) Рыночный этап
Рис. 2 Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии)
Рис. 3 Основные этапы жизненного цикла инновационного продукта
Внедрение Рост Замедление роста Спад объема продаж
Объем прибыли Прибыль производителя
1 2 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление консорциумов и финансово промышленными группами (ФПГ).
Важнейшими задачами консорциума является поиск и реализация крупных инновационных и др проектов, связанных с развитием инновационной деятельности.
Правовой основой деятельности консорциума является отношения, связанные с обязательствами его участников в виде договорных отношений в Фоме многосторонних договоров по реализации крупных инновационных проектов.
Функции управления – реализуются в основном на координационных принципах, выполняя контрольно-аналитические, наблюдательные функции для принятия тех или иных решений общеэкономического и хозяйственного характера.
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
Рис 4.4.1 Структура управления консорциумом
Важным направлением деятельности консорциума является организация системы управления проектами. Хозяйственный проект как объект программно-целевого планирования может быть определен как комплекс экономических, производственных, научно- технических, организационных и др. мероприятий которые увязаны по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления (рис . 4.4.2)
Методы управления качеством
В формировании качества продукции наряду с научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и техническими организациями важную роль играют соответствующие подразделения предприятий и экономические службы, разрабатывающие нормативные указания по методам оценки качества. (рис 5.2.2).
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
|
|
Рис. 5.2.2 Методы оценки качества
Этапы
создания и реализации проекта
1. Формирование инвестиционного замысла (идеи). Определить субъекты (коммерческие организации и др. субъекты хоз-ния использующие инвестиции) и объекты (строящиеся, реконструирующиеся, расширяемые предприятия, основные фонды, для производства новых продуктов и услуг) , инвестиций, их формы и источники.
2. Исследование инвестиционных возможностей. Подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора.
3. Технико-экономическое обоснование проекта. Бизнес-план
4. Подготовка контрактной документации. Юридическое оформление прав и обязанностей сторон по данному проекту, заключение контракта на проектно-изыскательские работы и т.д.
5. Подготовка проектной документации. Исходно-разрешительная документация.
6. Строительно-монтажные работы
7. Эксплуатация объекта
8. Мониторинг экономических показателей
Б) Коэффициент эффективности (бухгалтерской рентабельности) инвестиций.
К эф, инв = Среднегодовая чистая прибыль_(балансов приб – отчисл в бюджет)
Сумма инвестиций – остаточная стоимость основных
фондов (амортизац. отчислений)
данный коэффициент полезно сравнить с коэффициентом эффективности всего каптала предприятия, рассчитываемый на основе данных баланса по формуле:
Эффект. капитала = __________Общая чистая прибыль_________
Общая сумма вложенных средств
Недостаток – не учитывает временной составляющей т.е. не проводится различие между проектами с одинаковой среднегодовой, но в действительности изменяющейся по годам величиной прибыли. А также между проектами приносящими одинаковую среднегодовую прибыль, но в течении разного числа лет.
в) Дисконтирование денежных потоков (Чистая текущая стоимость).
Накопленную величину дисконтированных доходов следует сравнивать с величиной инвестиций (IC). Общая накопленная величина дисконтированных доходов за n – лет будет равна сумме ответствующих дисконтированных платежей:
n
Р = Е Рк / (1+r) х 5k
k=1
Р к – приведенный (дисконтированный) годовой доход инвестиций в к -ый год, r - дисконтный процент возвращения средств.
Разность между общей накопленной величиной дисконтирования доходов и первоначальными инвестициями составляют чистую стоимость (NPV).
n
NPV = Е Рк / (1+r) 5k - IC
k=1
1. Если NPV > 0, - проект следует принять
2. Если NPV < 0, то проект следует отвергнуть
При сравнении нескольких проектов, предпочтение отдается тому у кого высокая чистая текущая стоимость.
При расчетах с помощью приведенных формул, основанных на дисконтированных оценках используют специальные статистические таблицы сложных процентов в зависимости от временного интервала и коэффициента дисконтирования.
г) Рентабельность инвестиций.
Метод чистой текущей стоимости позволяет рассчитывать и сравнивать не только абсолютные, но и относительные показатели такие как рентабельность инвестиций;
Рентабельность = Общая накопленная величина дисконтированных доходов
инвестиций Величина инвестиций
1. если Ри >1, то следует принять
2. если Ри <1, то следует отвергнуть
Рентабельность инвестиций как относительный показатель удобен в случаях выбора одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковую чистую текущую стоимость, либо при комплектовании портфеля инвестиций т.е. выборе разных нескольких вариантов одновременного инвестирования денежных средств, дающих чистую текущую стоимость.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Темы и их краткое содержание
Тема 1. Инновационный процесс как объект менеджмента.
Основные понятия «нововведение» и «инновации». Инновационный процесс как совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений. Специфика инновационного процесса как объекта управления. Классификация инноваций и их сущность. Основные этапы инновационного процесса. Понятие и сущность инновационного менеджмента.
Тема 2. Инновационная политика фирмы.
Основные цели и задачи государственной инновационной политики. Комплексные концепции научно-технического развития. Основные принципы и элементы инновационной политики государства. Управление инновационной политикой предприятия. Уровни внедрения инноваций. «Скрытые потребности» при формировании научно-технической потребности предприятия. Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике.
Тема 3. Внешняя и внутренняя среда, влияющая на процесс освоения инноваций.
Управление инновационной средой фирмы. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на развитие инновационной деятельности. Управление маркетингом в инновационной сфере. Маркетинговая оценка в инновационной деятельности. Продвижение на рынок инноваций и их сбыт. Ценовая политика инновационного продукта.
Тема 4. Организационные структуры инновационного менеджмента.
Классификация инновационных организаций по секторам науки и сферам деятельности. Особенности организационных структур инновационных предприятий. Принципы построения концептуальной организационной модели организации. Имитационный эксперимент. Система управления венчурными фирмами. Инжиниринговые и внедренческие фирмы. Управление консорциумов, холдингов и финансово-промышленными группами.
Тема 5. Управление реструктуризацией, освоением и качеством продукции.
Управление реструктуризацией предприятия. Основные подходы менеджмента и их особенности к реструктурированию. Система управления крупными и малыми инновационными фирмами. Управление техническим уровнем и качеством продукции. Эргономические и экономические показатели. Методы оценки качества.
Тема 6. Управление инновационным проектом.
Сущность инновационного проекта. Содержание фаз жизненного цикла проекта. Основные критерии оценки инновационных проектов. Эффективность инновационного проекта. Управление реализацией инновационных проектов. Бизнес-план и его краткая характеристика.
Тема 7. Организация патентно-лицензионной деятельности инновационных предприятий.
Управление патентно-лицензионной деятельностью фирмы. Типы защиты интеллектуальной собственностью. Управление созданием малого инновационного предприятия. Схема регистрации малого инновационного предприятия. Управление рисками при реструктуризации предприятия. Классификация и оценка факторов риска. Методы управления рисками.
Тема 8. Стратегическое управление инновационной фирмой.
Сущность и задачи инновационной стратегии. Схема организации процесса стратегического управления. Порядок разработки стратегии фирмы. Особенности инновационной стратегии фирмы в условиях рынка. Основные виды стратегии проведения НИОКР. Стратегическое управление развитием фирмы.
КОНТРОЛЬ ТЕКУЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Контроль текущего обучения, по дисциплине «Инновационный менеджмент», рассчитанного на один семестр обучения, осуществляется с помощью экзамена (устного) и письменного (курсовая (проект) работа).
ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
Тенденции и разновидности развития, управление развитием; нововведения как объект инновационного управления; инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты; организация инновационного менеджмента; разработка программ и проектов нововведений; создание благоприятных условий нововведений; формы инновационного менеджмента; инновационные игры; прогнозирование в инновационном менеджменте; инновационный менеджмент и стратегическое управление».
Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
«Инвестиционный менеджмент»
1. Определение понятий «нововведение» и «инновация». Различие новшества, инновации и видоизменений в продуктах и технологических процессах.
2. Основные этапы инновационного процесса. Взаимодействие участников инновационного процесса. Стадии жизненного цикла продукции
3. Основные цели и задачи инновационного менеджмента в рыночных условиях.
4. Сущность инновационного менеджмента. Требования предъявляемые к инновационному менеджменту.
5. Классификация видов нововведений (инноваций) по ряду основополагающих признаков.
6. Особенности формирования инновационной политики на предприятии.
7. Принципы управления инновационной политикой на предприятии.
8. Уровни инноваций на предприятии. Основные стадии инноваций на предприятии.
9. Основные подходы к разработке и реализации научно-технической политики на предприятии.
10. Нормативные условия существования и развития инновационной деятельности.
11. Понятие и сущность инновационной среды.
12. Основные компоненты и характеристика внешней инновационной среды.
13. Факторы, учитывающиеся при управлении внутренней инновационной средой предприятия.
14. Характеристика факторов способствующих или препятствующих осуществлению инновационной деятельностью.
15. Какие составляющие маркетинга выделяют основные виды ориентации предприятия на инновационную среду.
16. Признаки классификации инновационных фирм.
17. Сектора науки определенные в России руководством Фраскати.
18. Понятие и определение научной организации и научного работника
19. организационные изменения при освоении новой продукцией и технологии.
20. Консорциум как система управления
21. Преимущества и недостатки инновационных фирм в освоении новой продукции или технологии
22. Особенность научно- технической деятельности венчурных организаций.
23. Роль Финансово-промышленных групп (ФПГ), в инновационном процессе.
24. Подходы и преимущества технопарковых структур в освоении новой продукции или технологии.
25. Принцип управления холдинг-компаниями. Преимущества и особенности управления.
26. Условия, при которых необходима реорганизация инновационного предприятия.
27. Особенности инновационных подходов менеджмента к реструктурированию всех сфер деятельности фирмы.
28. Традиционная и новая концепции вовлечения персонала в процесс структурных изменений предприятия. Эффективность данных концепций
29. Крупные и малые фирмы в процессе нововведений. Недостатки и преимущества и отличия.
30. Методы и инструменты повышения качества выпускаемой продукции.
31. Классификация признаков показателей качества продукции.
32. Определение понятия инновационного проекта и его содержание.
33. Основные критерии оценки инвестиционного проекта.
34. Основные фазы общей схемы формирования и реализации приоритетов направлений НТП.
35. Сущность экспертной оценки инновационного проекта.
36. Методика оценки эффективности инновационного проекта.
37. Характеристика типов разработки приоритетных направлений в зависимости от фаз их жизненного цикла.
38. Механизм реализации инновационных проектов.
39. Роль патентов в инновационной деятельности.
40. Сущность и понятие лицензирования, и его виды.
41. Сущность и понятие авторского права. Типы защиты интеллектуальной собственности.
42. Категории рисков для решения вопросов управления.
43. Способы создания малых предприятий в инновационной сфере.
44. Порядок создания и регистрации коммерческой организации.
45. Классификация факторов рисков инновационной деятельности.
46. Принципы группировки инновационных стратегий
47. Факторы, учитывающиеся при прогнозировании поведения конкурентов.
48. Типы и направление выбора инновационных стратегий.
49. Основные стратегии НИОКР и их сущность.
50. Факторы, влияющие на выбор стратегии инновационной организации.
Ключ к тесту
1 | а, б, | 6 | б | 11 | в | 16 | в | 21 | б |
2 | в | 7 | б,в | 12 | б | 17 | в | 22 | в |
3 | б | 8 | в | 13 | в | 18 | а, в | 23 | б |
4 | в | 9 | б | 14 | а | 19 | а | ||
5 | а | 10 | в | 15 | б | 20 | а,г |
Содержание
Введение …………………………………………………………………….. ……
Учебно-тематический план ………………………………………………………
Глава 1 Инновационный процесс как объект менеджмента …………………..
1.1Сущность понятий «нововведения» и «инновации»…………………
1.2Классификация инноваций и их сущность…………………………..
1.3 Основные этапы инновационного процесса .......................................
1.4 Сущность инновационного менеджмента………….……………….
Глава 2 Инновационная политика фирмы………………………………………
Государственная инновационная политика…………………………
Управление инновационной политикой на предприятии….………
Глава 3. Внешняя и внутренняя среда, влияющая на процесс освоения
инноваций ……………………………………………………………..
Управление инновационной средой…………………………………
Внешняя среда и ее влияние на инновационную деятельность
фрмы……………………………………………………………………
Управление маркетингом в инновационной сфере…………………
Глава 4. Организационные структуры инновационного менеджмента………
4.1 Классификация инновационных организаций по секторам
науки и сферам деятельности……………………………………….
4.2 Особенности организационных структур инновационных
организаций (предприятий)…………………………………………..
4.3 Венчурные фирмы особенности системы управления……………...
Глава 5. Управление реструктуризацией, освоением и качеством новой
продукции……………………………………………………………….
5.1 Основные подходы реструктуризации предприятия………………
5.2Управление техническим уровнем и качеством продукции……….
Глава 6. Управление инновационным проектом……………………………….
6.1 Сущность инновационного проекта…………………………………
6.2 Основные критерии оценки инновационных проектов……………
6.3 Эффективность инвестиционного проекта………………………….
Глава 7. Организация патентно-лицензионной деятельностью фирмы…….
7.1 Патентно- лицензионное управление фирмой……………………..
7.2 Управление созданием малого инновационного предприятия……
Глава 8. Стратегическое управление инновационной фирмой……………….
8.1 Сущность и задачи инновационной стратегии……………………..
8.2 Особенности инновационной стратегии фирмы в условиях рынка.
8.3 Стратегическое управление развитием фирмы…………………….
Темы научных и реферативных работ………………………………………….
Указание по выполнению курсовых работ……………………………………..
Тесты п проверке остаточных знаний………………………………………….
Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине………………….
Содержание……………………………………………………………………….
Список основной литературы
1. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА – М,
2007. – 295 с. – (Высшее образование)
2. Антошов В., Уварова Г. Экономический советник менеджера. — Минск:
Финансы, учет, аудит, 1996.
3. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. — М., 1997.
4. Бурков В.Н. Как управлять проектами. — М.: ИЛУ РАН, 1997.
5. Выбор и реализация приоритетов научно-технического прогресса / В.А. Ириков, С.В. Ильдеменов, В.И. Поликарпов, С.В. Леонтьев. — СП6.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1994.
6. Глазев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Владар, 1993.
7. Глазев С.Ю., Львов д.С., Фетисов ГГ. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы центрального регулирования. — М.: Наука, 1992.
8. Дракер П.Ф. Инновации и предпринимательство. — М., 1992.
9. Дракер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ. — М.; СП6.: Бук Чембер Интернешнл, 1992.
10. Инновационный менеджмент /Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. — М.: ЦИСН, 1998.
11. Инновационный менеджмент: Банки и биржи / С.д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ, 1997.
12. Инновационный менеджмент. — М.: ЦИСН, 1998.
13. Канторович Л.В. Системный анализ и некоторые проблемы научно-технического прогресса: Диалектика и системный анализ. — М.: Наука, 1986.
14. Ковалев Н.Р., Пирожков В.Л. Нововведения в рыночной экономике. — Екатеринбург: Издательство «Урал» Государственного экономического института, 1998.
15. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. — М.:
ЮНИТИ, 1999.
16. Короткое Э.В. Концепция менеджмента. — М.: ДеКа, 1997.
17. Лапуста М.Г., Порщнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 2000.
ФИЛИАЛ В Г. НАРО-ФОМИНСКЕ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебно-методическое пособие
По специальности «Менеджмент организации»
Составитель С.А. Новосадов,
доцент кафедры «Экономики и Права»
к.э.н., доцент
Наро-Фоминск 2010 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественные теории и практики в этой области.
В настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономике инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечить ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.
В современных условиях хозяйствования инновационный менеджмент выступает как система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений.
В данном учебно-методическом комплексе инновационный процесс рассматривается как объект управления, раскрывается содержание инновационного менеджмента, внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс освоения инноваций. Охватываются проблемы формирования и реализации инновационного проекта. Большое внимание уделяется организационным структурам инновационного менеджмента.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
П/п
Наименование темы
Всего
Самостоятельная работа
Количество часов
Форма контроля
Дата: 2018-11-18, просмотров: 550.