Выводы по эмпирической части исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В результате эмпирического исследования было выявлено:

1. Подростки из полных семей имеют более выраженные показатели по шкалам психологического благополучия, чем подростки из неполных семей, при этом некоторые из показателей (позитивное отношение, личностный рост и цели) более выражены у мальчиков из полных семей, чем у девочек.

2. У подростков из неполных семей более выражены показатели по шкале «отношение к матери», у подростков из полных семей более выражены показатели по шкалам «отношение к отцу» и «любознательность». По результатам расчетов по критерию Фишера между показателями девочек и мальчиков групп подростков из полных и неполных семей не было выявлено существенных различий.

3. Среди родителей подростков из полных семей более выражены показатели по таким типам отношения как симбиоз и кооперация. Среди родителей подростков из неполных семей более выражены показатели по стилю отношения инфантилизация.

4. В результате корреляционного анализа по Пирсону было выявлена прямая взаимосвязь между шкалами отношение к матери, к родным, к другу, любознательность и показателем психологического благополучия подростков, как из полных семей, так из неполных семей. Обратная взаимосвязь была выявлена между показателем закрытость/отгороженность и психологическим благополучием. Также была выявлена прямая взаимосвязь между таким типом родительских отношений как кооперация и психологическим благополучием подростков. Обратная взаимосвязь была выявлена между такими типами отношения как симбиоз, инфантилизация и психологическим благополучием подростков.



Заключение

В настоящее время анализ влияния отношений между родителями и детьми на психологическое благополучие подростков является неотъемлемой частью в работе педагога-психолога. В ходе теоретического анализа нам удалось обобщить и систематизировать имеющиеся на данный момент исследования в указанной области.

Основы психологического благополучия детей закладываются в семье.

Отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей во многом зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, и прежде всего родителей.

В результате эмпирического исследования были выявлены особенности психологического благополучия подростков из полных и неполных семей. Было установлено, что подростки из полных семей имеют более выраженные показатели по шкалам психологического благополучия, чем подростки из неполных семей, при этом некоторые из показателей (позитивное отношение, личностный рост и цели) более выражены у мальчиков из полных семей, чем у девочек. Также в результате исследования было установлено, что подростки из неполных семей более положительно относятся к матерям, чем их сверстники из полных семей. При этом было установлено, что подростки из полных семей более любознательны, чем их сверстники из неполных семей. При изучении типов родительских отношений было установлено, что в полных семьях между родителями и детьми более выражены  такие типы отношений как  симбиоз и кооперация. В неполных семьях более выражены показатели по стилю отношения инфантилизация.

Статистический анализ полученных данных показал, что высоко значимые положительные корреляции наблюдаются между шкалами отношение к матери, к родным, к другу, любознательность и показателем психологического благополучия подростков, как из полных семей, так из неполных семей. Обратная взаимосвязь была выявлена между показателем закрытость/отгороженность и психологическим благополучием. Также была выявлена прямая взаимосвязь между таким типом родительских отношений как кооперация и психологическим благополучием подростков. Обратная взаимосвязь была выявлена между такими типами отношения как симбиоз, инфантилизация и психологическим благополучием подростков.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: существует взаимосвязь между психологическим благополучием подростков и особенностями внутрисемейных отношений, а также особенностями родительских отношений.

 


Практические рекомендации

Для сохранения и укрепления психологического благополучия подростков педагогам, психологам, необходимо придерживаться ряда методических рекомендаций, которые могут быть использованы как в частных случаях, так и в профилактической работе. Общая логика работы с такими подростками может быть следующей:

- Аксиологический компонент;

- Развитие рефлексии своего поведения и самоконтроля;

- Развитие ценности психологического благополучия;

-Вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально психологических ситуаций, своих поступков, и их последствий, понимания позиции других людей;

- Инструментально-технологический компонент;

- Обучение подростков тайм-менеджменту;

-Создание условий для включения подростков в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия, включения в конструктивные отношения с другими людьми;

- Потребностно - мотивационный компонент;

-Поддержка развития способности к самоанализу своих возможностей, желаний, мотивов и последствий поведения, эмоциональных состояний;

- Давать возможность для проявления гнева;

- Давать возможность для адекватного проявления и принятия чувства страха, радости;

-Формирование доверия к окружающему миру;

Необходимо создание ситуаций для выработки и накопления опыта самостоятельного преодоления препятствий. Трудные ситуации позволяют накопить опыт борьбы, стимулируют активность, способствуют личностному развитию. Это происходит тогда, когда степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям.

Задача взрослых – помочь в понимании смысла преодоления трудных ситуаций.

Необходимо развивать способность в различных ситуациях приходить к состоянию эмоционального равновесия. Для этого необходимо формировать установку на адекватное восприятие жизненных ситуаций, обучать приемам саморегуляции

Необходимо обучать подростков контролировать свои эмоции и реагировать на негативные воздействия без вреда для окружающих людей.

Важным является развитие у подростков умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание медитативной, спокойной музыки, фантазии визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т.п.).

Необходимо говорить на понятном подростку языке, показывая суть возникающих у него и из-за него проблем, то, как они связаны с его психологическим состоянием.

В результате этих действий происходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов и личностных стрессов в будущем.

 




Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург, 2013.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 214 с.

3. Аноприенко Е.В. Стиль родительского поведения как фактор хронического стресса у детей / Е.В. Аноприенко // Альманах современной науки и образования. – 2014. – № 10. – С.13-18.

4. Антонян Ю. М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. / Ю.М. Антонян. - М.: Мысль, 2013. - 271 с.

5. Бочарова Е.Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008. - №10. С. 226-231.

6. Бочарова Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. №2-1. С. 73-78.

7. Бояркин М.Ю., Долгополова О.А., Зиновьева Д.М. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: моногр. Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. 216 с.

8. Брэдбурн Н. Структура психологического благополучия / Н. Брэдбурн. – Ярославль: Инфа, 2015. – 130 с.

9. Водяха С. А. Внутренняя мотивация как предиктор психологического благополучия современных подростков / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 4. — С. 114-119

10. Волков Б.С. Психология подростка/ Б.С. Волков. - М.: Изд-во Речь, 2017. - 357 с.

11. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы / А. В. Воронина. – Томск: ТГУ, 2014. – 202 с.

12. Григорьева М.В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения / М.В. Григорьева // Психол. наука и образование. 2009. - № 2. - С. 41 - 45.

13. Данилова, А.С. Восприятие стиля семейного воспитания подростками с разными типами акцентуаций личности / А.С. Данилова, И.С. Сластён // Альманах современной науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 25-28.

14. Джанибекова, Н. А., Зарипов, Ш. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних/ Н.А. Джанибекова, Ш.А. Зарипов// Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 357-359.

15. Драгунова Т.В. Подростковый возраст. / Т.В. Драгунова. - М.: Логос, 2012. – 167 с

16. Жуковская Л.В. Психологическое благополучие и родительские установки женщин: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Л.В. Жуковская. - СПБ 2011. - 18 с.

17. Замятина А. А. Проблема взаимосвязи адаптационного потенциала личности и психологического благополучия / А. А. Замятина // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 1(53). – С. 99-104

18. Зиновьева Д.М. Девиантное поведение детей и подростков как симптом психологического неблагополучия современной России / Философия социальных коммуникаций. 2011. № 3. С. 161-173.

19. Зоря Н. А. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 216–220.

20. Кадырова, М. К. Особенности периода взросления подростка/ М.К. Кадырова, Д.Э. Абдувахобова, С.Т. Журакулова // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 999-1002.

21. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления/ В.Г. Казанская - Спб.: Питер, 2016. - 260 с.

22. Корнеева Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.

23. Кириленко И.Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы: Монография / И.Н. Кириленко. – М.: КРЕДО, 2015. – 212 с.

24. Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 11 (ноябрь). – С. 156–160.

25. Кузнецова У.Б. Проблема психологического благополучия личности в процессе ее профессионального становления // Вестник ФГОУ ВПО «Московский Государственный Агроинженерный Университет им. В.П. Горячкина». 2014. - №1. –с. 30-31.

26. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворённости жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков. СПб., Изд-во С.Петербургского ун-та, 2000. С. 476-510.

27. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 405-442.

28. Кукаркина С. К. Взаимосвязь детско-родительских взаимоотношений со склонностью к девиантному поведению у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 755–759.

29. Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. - №3 (1) -с. 33-37

30. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. 487 с.

31. Литвинова Г.В. Особенности психологического благополучия подростков (региональный аспект) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.–c. 28-32.

32. Литвинова Н. Ю. Психологические факторы психологического благополучия / Н. Ю. Литвинова // Известия Саратовского ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4. – Вып. 2(14). – С. 147-150.

33. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М. : Педагогика, 1991. – 296 с.

34. Набиуллина В. Р. Типы семейного воспитания и их разновидности // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - №11. - С. 3-7.

35. Наумова Д. В., Данилова М. В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 537-540.

36. Павлова К. Е., Евдокарова Т. В. Детско-родительские отношения как основа благополучной социализации детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 358–360.

37. Панкова Н.В. Психологическое благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. 2011. - №4(74). –с. 148-151.

38. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 495 с.

39. Пономарев П. А., Штильников Д. Е. Особенности психического развития детей в неполных семьях // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 191-194.

40. Реан А.А. Психология подростка/ А.А. Реан. – М.: Олма-Пресс, 2013. – 480 с.

41. Рифф, К. Психологическое благополучие / К. Рифф // Энциклопедия геронтологии. Т. 2. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – С. 365-369.

42. Рифф, К. Структура психологического благополучия / К. Рифф // Личность и социальная психология. – 2015. – Т. 69. – С. 719-727

43. Рождественская Н. А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14, Психология. – 2012. - №2. - С. 48-55.

44. Садальская Е.В. Личностные факторы в оценке качества жизни и психологического благополучия / Е.В. Садальская, А.М. Абдразякова, С.Н. Еникопов // Ежегодник российского психологического общества. – СПб., 2003.

45. Секач М.Ф. Психология здоровья. – М.: Академический проект, 2003.

46. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006. 368 с.

47. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / Мартин Селигман; пер. с англ. Е. Межевич, С. Филина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 440 с.

48. Смирнова Е. О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. - №2. - С. 57-67.

49. Узорова Т.М. Профилактика девиантного поведения в детстко-подростковой и молодежной среде / Т.М. Узорова// Актуальные вопросы теории и практики социальной работы : сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Вологод. гос. пед. ун-т. - Вологда, 2011. - С. 108.

50. Фесенко П. П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций / П. П. Фесенко // Научные труды аспирантов и докторантов. – Москва: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2013. – С. 35–48.

51. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 3–14.

52. Церковникова Н. Г. Психологические особенности личности подростка, склонного к суицидальному поведению / Н. Г. Церковникова // Суицидология. – 2011. – № 2. – С. 25-27.

53. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Известия Саратовского университета. 2014. №1(14). –с. 80-86.

54. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект // Проблемы социальной психологии личности. –Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008. –с. 45-52.

55. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. –М.: Гардарики, 2015. -349 с.

56. Шевеленкова Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2013. – № 3. – С. 95-129.

57. Шевеленкова Т. Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (опыт гуманистического направления в современной психологии) / Т. Д. Шевеленкова. – Москва: Институт психологии РАН, 2014. – 316 с. 31.

58. Ширяева О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / О. С. Ширяева. – Хабаровск: ДВГУПС, 2014. – 423 с.

59. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности / Э. Эриксон. - М.: Мысль, 2007. - 284 с.

60. Ягодникова В. В. Формирование лидерских качеств подростков в личностно ориентированном процессе общеобразовательной школы / В. В. Ягодникова // Наука и образование. - 2014. - № 7. - С. 328-330.

 

Электронные ресурсы

61. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на Академике. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/

62. Идобаева О. А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности [Электронный ресурс] : дис. … докт. психол. наук : 19.00.07 / Идобаева Ольга Афанасьевна. – Москва, 2013. – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont

63. Литвинова Г.В. Особенности психологического благополучия подростков (региональный аспект) [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011. – Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/ix/37386

64. Понятие феномена «психологическое благополучие» в современной психологии личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://1www.ucoz.ru/load/ponjatie_fenomena_psikhologicheskoe_blagopoluchi e/1-1-0-18

65. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/zdorove

66. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.00 / Фесенко Павел Петрович. – Москва, 2005. – 19 с. – Режим доступа: http://childpsy.ru/dissertations/id/19919.php

67. Цветкова И. В. Проблема психологического изучения внутренней картины здоровья [Электронный ресурс] / И. В. Цветкова. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/612-tsvetkova21.html

68. Шкала психологического благополучия К. Рифф и ее адаптированный вариант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfac.com/blog/72.html

69. Шуванов И.Б., Шуванова В.П., Шуванова В.И. Социально-психологические особенности творческой личности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ljournal.ru/wp-content/uploads/2015/06/21-23maysqu.pdf

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 521.