Изучение особенностей психологического благополучия по методике Рене Жиля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для выявление межличностных отношений и восприятия внутрисемейных отношений среди подростков мы провели исследование используя проективную методику Рене Жиля. Анализируя результаты, можно утверждать, что межличностные отношения находятся на низком уровне у подростков из неполных семей и на среднем у подростков из полных семей (таблица 3).

 

Таблица 3

Результаты исследования по методике Рене Жиля у подростков из полных и неполных семей (сред. кол-во выполненных заданий)

 

Название шкал

Среднее значение

φ*эмп

Подростки из полных семей Подростки из неполных семей
1 Отношение к матери 4,2 8,6 3,002
2 Отношение к отцу 5,5 2,2 2,97
3 Отношение к матери и отцу как к родительской чете 4,2 3,8 1,58
4 Отношение к братьям и сестрам 4,3 5,2 1,64
5. Отношение к бабушке/дедушки 2 1,8 0,98
6. Отношение к другу 2,6 2,5 0,45
7. Отношение к учителю 2,4 1,9 0,69
8 Любознательность 3,8 2,1 2,65
9 Доминантность 1,6 2 1,58
10 Общительность 2,3 2,9 0,74
11 Закрытость, отгороженность 2 2,1 0,08
12 Социальная адекватность поведения 3,6 4 1,42

 

Таким образом, в результате исследования были выявлены различия по шкалам отношение к матери, отношение к отцу и любознательность между подростками из полных и неполных семей.

У подростков из неполных семей более выраженные положительные отношения к матери. Прежде всего это связано с тем, что в исследовании участвовали подростки из неполных семей, где единственным родителем, проживающим ребенком, является мать.  При этом у подростков из полных семей наблюдаются более выраженные показатели по шкале отношение к отцу. Несмотря на то, что среди подростков из неполных семей отцы по сравнению с материями воспринимаются менее любящими и заботливыми, атмосфера в семье в целом благоприятная.

В характеристике самого ребенка в полных семьях преобладает любознательность (3,8), в неполных – социальная адекватность поведения (3,2). Наименее выражена в обеих группах закрытость.

 

 

        Рис. 4 Результаты исследования по методике Рене Жиля у подростков из полных и неполных семей (сред. кол-во выполненных заданий)

 

Далее были изучены особенности межличностных отношений у подростков из полных и неполных семей по методике Рене Жиля в зависимости от пола.

Таблица 4

Результаты исследования по методике  Рене Жиля «Шкала психологического благополучия  подростков в зависимости от пола (сред. кол-во заданий)

Шкалы

Подростки из полных семей

Подростки из неполных семей

Девочки Мальчики φ* Девочки Мальчики φ*
Отношение к матери 4,2 3,8 0,16 9,5 7,8 0,71
Отношение к отцу 3,4 6 1,56 2,8 3 1,06
Отношение к матери и отцу как к родительской чете 4,5 5 0,89 3,2 3,8 0,28
Отношение к братьям и сестрам 4,3 4,8 0,08 5,2 4,9 1,62
Отношение к бабушке/дедушки 1,8 1,7 0,03 2 1,6 0,2
Отношение к другу 2,5 3 1,65 3 2,6 0,36
Отношение к учителю 2,8 2,6 0,23 2,7 2,4 0,4
Любознательность 3,4 4 1,16 2,4 3 1,45
Доминантность 1,6 1,8 0,45 2 2 0
Общительность 3 2,4 1,59 2,7 2,6 0,32
Закрытость, отгороженность 1,8 2 0,78 1,6 2,1 0,46
Социальная адекватность поведения 3,4 3,8 1,04 3 2,9 1,49

Таким образом, в результате исследования выраженных различий между показателями в группах подростков между мальчиками и девочками не выявлено.

В результате исследования было установлено, что у подростков из неполных семей более выражены показатели по шкале отношения к матери, у подростков из полных семей более выражены показатели по шкалам «отношение к отцу» и «любознательность». По результатам расчетов по критерию Фишера между показателями девочек и мальчиков групп подростков из полных и неполных семей не было выявлено существенных различий.

 Рис. 5 Результаты исследования по методике  Рене Жиля «Шкала психологического благополучия  подростков в зависимости от пола (сред. кол-во заданий)

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 300.