Психологические особенности полных и неполных семей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы семьи, семейных отношений и воспитания в семье всегда вызывали интерес со стороны деятелей разных наук и областей. Вместе с тем, следует сказать, что семья, как и ее аспекты, в рамках науки всегда имела двойственный характер. Это обусловлено тем, что семья является относительно закрытой и автономной системой. На сегодняшний день невозможно дать точное определение понятия «семья» поскольку существует множество форм семьи как в плане ее количественного и гендерного состава, так и в контексте родственных связей и места проживания ее членов. Кроме того, имеет место множество форм брачно-семейных отношений - гостевой и гражданский брак, “шведская семья” и открытый брак, временный и однополый брак, виртуальный брак. Следовательно, семья сегодня- это, скорей всего, группа людей, считающая себя семьей. Общие цели и психологическая потребность людей друг в друге являются одними из главных причин для образования семьи в современных условиях. Таким образом, семья - это психологическая лакуна, в которой люди могут расти и развиваться. [39]

Семья может также трактоваться в контексте науки и интересов исследователей. Так,  в контексте философии, в рамках которой семья всегда являлась объектом глубоких исследований, семья почти всегда рассматривалась как объективная форма социального бытия и социально-ценностный феномен общества [3]. Н.А. Зоря, много внимания уделявший вопросам психологического здоровья семьи и психологии социальной работы с семьей, рассматривает семью как активную социальную систему, которая адекватно реагирует на социальный опыт и, по мере того, как реализуются ее потенциальные возможности, трансформируется в воспитывающий коллектив, который ориентирован на происходящие в обществе процессы [19]. Известный специалист в области социальной психологии и психологии личности А.В. Петровский трактовал семью как социальную группу, соответствующую нормам и ценностям данного общества, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений. Отношения с точки зрения А.В. Петровского проявляются в любви, привязанности и интимности [38]. С точки зрения Д.В. Наумова, семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальной необходимостью, которая возникает по причине потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [35]. Собственно, можно говорить о том, что такое определение семьи очень похоже на трактовку, часто использующуюся в психологической науке, которая под семьей понимает малую группу, функции, роли и ценности которой определяются в зависимости от составляющих ее личностей [34].

Функциональная структура - это важная характеристика семьи. Функции семьи - это деятельность, выражающая сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль. К основным функциям семьи относятся: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, сексуально-эротическая, а также функции первичного социального контакта и духовного общения [43].

Существуют разнообразные формы семей. В ходе развития общества, выделялись полигамные и моногамные семьи, патриархальные семьи и нуклеарные семьи. Моногамная семья включает в себя мужа и жену, в то время как полигамная - это брак одного из супругов с несколькими. Патриархальная семья - традиционный тип семьи, в которой проживают разные поколения родственников и строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. Доминирующая черта такой семьи - главенство мужчины, обладающего властью и правом решать все вопросы [48].

На сегодняшнем этапе отмечается разрушение патриархальных семейных моделей, на смену которым приходит нуклеарная семья. Такая семья подразумевает ослабление взаимного контроля и малочисленность обязательств супругов и родственников. Нуклеарная семья - это супружеская пара, живущая отдельно. При этом, у пары может как быть, так и не быть детей. Структуру семьи образуют отношения между мужем и женой и между родителями и детьми вплоть до момента их взросления и отделения. Гендерные отношения в такой семье могут основываться на традиционных моделях, где муж исполняет роль добытчика и кормильца, а жена роль домохозяйки. Тем не менее, в настоящее время наблюдается переход от этих традиционных моделей к более современным, где происходит реорганизация распределения труда,  возрастание роли женщины и уравнивание прав полов [49].

Современные российские ученые, занимающиеся вопросами перспектив развития современной семьи, выделяют две дискурсивные парадигмы в этом русле. В.А. Борисов, А.И. Антонов и другие сторонники концепции кризиса семьи указывают на отрицание многодетности семьи, снижение ее значимости как необходимой формы социального бытия человека, разрушение нравственных устоев и деформацию семейного производства. Иными словами, внимание привлекается к утрате и замещению основных задач семьи общественными институтами [цит. по 3]. А.С.Данилова отмечает, что кризис семьи - это результат определенных негативных внешних влияний. Его характеристика - некая дефицитарная ситуация. Для того, чтобы нормализовать ситуацию нужно избавиться от присутствующих дефицитов [13].

«Модернизаторы» как сторонники второй парадигмы (А.Г. Вишневский и др.) утверждают, что семья переживает не кризис, а модернизацию под которой они понимают переход от «традиционного» общества к более современному в условиях которого, человек больше внимания уделяет себе и своему развитию как личности. Следовательно, он становится неспособен жертвовать собой во имя социальных общностей и ставить групповые интересы выше частных. По мнению модернизаторов, данный процесс является естественным следствием общественного прогресса, который, несмотря на все свои издержки, является позитивным поскольку дает свободу выбора как семейного, так и демографического поведения [19].

Представляется необходимым также указать на некоторые особенности и тенденции, которые негативно влияют на развитие современных российских семей [13]:

1. Материальное положение, ставшее хуже в условиях нестабильной экономической ситуации;

2. Смертность, которая оказывает сильное влияние как на структуру семей, так и на их наличие;

3. Диспропорция полов, характеризующаяся преобладанием численности женщин над численностью мужчин;

4. Снижение числа пар, вступающих в брак по разным причинам. Одна из причин экономическая: в связи с нестабильной социально - экономической обстановкой, молодые люди отказываются вступать в брак, отдавая предпочтение свободным добрачным отношениям; другая причина -моральная: за последние 20-30 лет значительно изменились моральные устои общества, общепринятые нормы поведения. Официальная регистрация брака уже не является единственно верным финалом отношений, гражданские браки не осуждаются общественностью.

5. Рост количества разводов, в связи с чем, увеличивается количество неполных семей, где дети чаще всего растут без отца;

6. Снижение рождаемости. Все реже можно встретить семьи с 2-3 детьми;

7. Рост доли однодетных и бездетных семей;

8. Увеличение числа внебрачных рождений. Увеличилось число детей, воспитывающихся в семье с неродным родителем (обычно отчимом);

9. Рост безнадзорности детей. Растет число семей, не выполняющих своих родительских обязанностей. Следовательно, число детей, нуждающихся в государственном обеспечении, также увеличивается;

В классических психологических теориях особое место отведено взаимоотношениям родителя и подростка как источнику детского развития. В зарубежной психологии, специфика детско-родительских отношений исследовалась в рамках психоаналитического (Э. Эриксон, З. Фрейд, Э. Фромм, Д. Винникот и др.) направления. Кроме того, этой проблеме уделяли внимание Дж. Уотсон, Р. Сирс и Б. Скиннер в рамках бихевиористского направления и ряд ученых гуманистического направления (Т. Гордон, К. Роджерс и В. Сатир) [22].

Психоанализ - это первая теория, отводившая главную роль фактору детского развития в рамках отношений между ребенком и родителями. Так, во главу угла ставится личность подростка, а родители рассматриваются как носители определенных исторических ценностей и культурных норм. Помимо этого, родители - это объекты потребностей и желаний подростка, индивидуально- психологические черты которых не оказывают какого бы то ни было специфического влияния на развитие личности подростка. Зигмунд Фрейд считал, что мать выступает для подростка как первый источник удовольствия и выполняет важную функцию контроля, при этом, большее значение он отводил отделению подростка от родителей. Фрейд полагал, что этот процесс не только неизбежен, но и необходим как фактор социального благополучия подростка [24].

Э. Эриксон и Э. Фромм большее внимание обращали на социокультурный фактор. По их мнению, переживания событий прошлого опыта не менее важны, чем актуальные события и отношения. Следовательно, жизнь и опыт прародителей так же, как и события жизни самого индивида, оказывают влияние на развитие взаимоотношений в семье [59].

Э. Эриксон один из первых в свое время отмечал двойственность позиций внутри детско-родительских отношений. Суть этой двойственности заключается в обязанности родителей и одновременно оберегать подростка, и предоставлять ему свободу. Ребенок же обязан сам найти «золотую середину» между требованиями родителей и собственной инициативой. Фромм, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития подростка, выделил различия между характером материнского и отцовского отношения к ребенку. Эти различия наиболее очевидны относительно линий «условность - безусловность» и «контролируемость - неконтролируемость». Э.Фромм утверждал, что материнская любовь безусловна, но не подвластна контролю со стороны подростка в то время, как отцовская любовь обусловлена и управляема. Иными словами, мать любит своего ребенка уже за то, что он есть и такую любовь нельзя заслужить. Отец любит подростка за то, что он оправдывает его ожидания и ребенок может как заслужить, так и лишиться этой любви [59].

В рамках бихевиористского направления, центральной проблемой концепций которого выступает социализация, т.е. процесс превращения человека в полноценного члена общества, основной упор делается на технику поведения и дисциплину подростка. Б. Скиннер, выделивший два типа поведения - респондентное (ответ на знакомый стимул) и оперантное (определяемое и контролируемое следующим за ним результатом)- утверждал, что свободы воли не существует, поскольку поведение человека контролируется социальным окружением [цит. по 43]. Иными словами, основа данной модели воспитания заключается в утверждении, что развитие психики подростка зависит от социального окружения и условий жизни. Эти два фактора трактуются как стимулы, поставляемые средой. Необходимость особой организации окружения подростка вызвана тем, что воздействия среды определяют и поведение подростка, и характер его развития. Родительское поведение - это некий образец для подражания и источник правил поведения для подростка, когда он пытается выстроить собственное поведение [38]. Соответственно, приверженцы данного направления, отводили отцу и матери роль посредников, чья задача заключается в выявлении поведения, которое необходимо изменить, и в оказании помощи при усвоении более зрелых форм поведения. Помимо того, что родители являются элементами среды подростка, они являются также своеобразными «конструкторами» его поведения [34].

Гуманистическая теория личности подчеркивает, что ребенок является уже сложившейся и самостоятельной личностью, у которой есть свои переживания, потребности и неисчерпаемый внутренний потенциал. Из этого следует, что задача родителей - помочь ребенку в реализации его потенциала и актуализации его переживаний. В процессе помощи родители не должны навязывать свое мнение и ломать личность подростка. К. Роджерс , подобно Э. Фромму, обращает внимание на противопоставление условной и безусловной любви. Он говорит, что гарантией полноценного развития личности подростка является безусловное внимание родителей по отношению к ребенку, вне зависимости от совершаемых им поступков [28].

Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, И. В. Дубровина, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и другие советские ученые, изучавшие аспекты детско-родительских отношений, утверждают, что родители играют несомненно важную роль как в общении, так и в психическом развитии подростка. Однако, в процессе формирования детско-родительских отношений, ребенок должен быть изначально активен [35].

К.Е. Кузьмина в рамках деятельностного подхода выдвигает на первый план постоянный контакт с родителями как фактор в формировании детско-родительских отношений. Из этого следует, что постоянное общение с взрослыми формирует социально приемлемые нормы поведения, помогает регулировать взаимоотношения с окружающим миром и осваивать разнообразные приемы организации поведения. Развитие общения подростка с родителями происходит в результате смены качественно своеобразных форм общения. Эти формы характеризуются потребностью в коммуникации, мотивами и средствами общения, а также временем появления в онтогенезе [24].

Рассматривая вопрос детско-родительских отношений, в первую очередь необходимо отметить тот факт, что с самых первых месяцев своей жизни ребенок осознает себя через отношения с другими людьми. Помимо того, что эти отношения являются основой радости и огорчений, в них также заложена сила мотивации. Следовательно, эти отношения оказывают влияние на успехи и неудачи подростка, определяют развитие личности подростка. В отличие от всех других видов межличностных отношений, детско-родительским отношениям присущ ряд особенностей. Во-первых, для детско-родительских отношений характерна сильная эмоциональная значимость как для подростка, так и для родителей. Во-вторых, по мнению Д.В. Наумова, эти отношения характеризуются амбивалентностью так как, с одной стороны, долг родителей уберечь подростка от опасности, а с другой, родители должны предоставить ребенку возможность приобрести опыт самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Иначе говоря, обязанность родителей заключается не только в заботе о ребенке, но и в обучении подростка заботе о самом себе. В-третьих, родительское отношение к ребенку меняется по мере того, как ребенок взрослеет [35].

Тем не менее, вне зависимости от возраста подростка, личности родителей играют важнейшую роль в его жизни, именно к родителям он обращается, когда ему тяжело или плохо. Вместе с тем, чувства, окрашивающие отношения родителей и подростка, совершенно уникальны, поскольку забота родителей - это необходимое условие для поддержания жизни подростка, а нужда в родительской любви - жизненно необходимая потребность для каждого маленького человечка. Абсолютно каждый ребенок любит своих родителей беспредельно, безусловно и безгранично. Здесь также важно указать на то, что если в первые годы жизни подростка любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность подростка, то чем старше становится ребенок, тем больше родительская любовь выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, психологического и психологического мира подростка [46].

По мнению Е.О. Смирнова, анализируя детско-родительские отношения, необходимо понимание роли ребенка в семье, которая может быть различно представлена. Содержание этой роли определено потребностью родителей. Например, при неблагополучных супружеских отношениях, ребенок может выступать некой компенсацией, а также объектом шантажа одного супруга другим.  Кроме того, ребенок может быть средством, используя которое, один из супругов усиливает свою роль в семье. Ребенок становится «кумиром» при условии удовлетворения потребности в компенсации и усилении позиции одного из супругов [48].

Также, ребенок может представлять социальный статус семьи, тем самым показывая социальное благополучие семьи и играть определенную роль в социальной презентации. Нередки случаи, когда ребенок выполняет скрепляющую функцию, не давая тем самым семье разрушиться. Таким образом, ребенок принимает на себя ответственность и огромную психологическую нагрузку, которая вызывает психологическое напряжение. И если в семье происходит развод, то именно ребенок считает себя причиной. Положение ребёнка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями при внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребёнка. В связи с этим, можно выделить следующие роли: «кумир», «козёл отпущения», «делегат» [36]. Не малый интерес представляют работы, в которых воспитание и детско-родительские отношения так или иначе связаны с анализом семейной структуры. По мнению Э.А. Арутюнянц, в традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху-вниз. Основным требованием является подчинение.

Итогом социализации ребёнка в такой семье является способность легко вписываться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном [39].

 Таким образом, семья создаёт для ребёнка определённые модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребёнок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем при взаимодействии с другими людьми он в значительной степени использует модели семейных коммуникаций.

Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребёнка в семье, как одну из важнейших функций семьи – создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать, что ребёнок сам осмысливает семью и себя в ней, определяет своё поведение, отношение к семье и к себе самому. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но и в равной или даже большей степени особенности поведения родителей [34].

По мнению С.К. Кукаркина интегративными характеристиками семьи являются её функции, структура и динамика [28].

Характеристика важнейших функций семьи в обществе:

1. Воспитательная функция – характеризуется удовлетворением индивидуальных потребностей мужчины и женщины в материнстве и отцовстве, в воспитании детей, а также самореализации в детях. Данная функция является социализирующей подрастающее поколение;

2. Хозяйственная функция – характеризуется материальным удовлетворением семейных потребностей;

3. Эмоциональная функция – характеризуется удовлетворением членов семьи в уважении, любви, эмоциональной поддержке, симпатии и психологической защите;

4. Функция духовного общения – характеризуется удовлетворением членов семьи в плане духовного обогащения, совместной организации и проведении досуга;

5. Функция первичного социального контроля – характеризуется выполнением социальных норм членами семьи;

6. Сексуально-эротическая функция – характеризуется удовлетворением потребностей членов семьи соответствующего характера, обеспечивает продолжение рода.

 При различных социально-исторических обстоятельствах происходит изменение в содержании и значимости различных функций семьи. В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, функция духовного общения, воспитательная. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях в большей степени, чем на хозяйственно-материальных.

 К факторам, способствующим нарушению реализации функции семьи, относят:

-   личностные особенности членов семьи (ценностные ориентации, темперамент, характер, пристрастия, вредные привычки и др.);

-   взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплочённости и взаимопонимания в семье; - определённые условия жизни семьи;

-   детско-родительские отношения в семье.

 Например, нарушению реализации воспитательной функции семьи способствуют следующие факторы:

-   неполный состав семьи;

-   недостаточный уровень знаний и навыков по воспитанию детей;

-   негативные отношения между родителями;

-   конфликтность семьи, том числе на фоне алкоголизма;

-   вмешательство со стороны родственников в воспитание детей и др.

Структура семьи позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между её членами, кто осуществляет руководство, а кто исполнение. С этой точки зрения можно выделить семьи с авторитарным стилем взаимодействия и семьи, в которых все члены принимают равное участие в её жизнедеятельности (демократическая система отношений). Наиболее распространённая возрастная структура семьи в нашем обществе – это семья, включающая мужа, жену, детей, также нередко кого-нибудь из старшего поколения. Нарушения структуры семьи – это такие её особенности, которые препятствуют выполнению её функций. Одной из важных причин нарушения структуры отношения в семье является семейный конфликт и развод родителей.

 Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия: сверхсильные раздражители, заболевания или смерть одного из членов и др.; длительные раздражители – физическая и психическая нагрузка в быту, трудности с решением жилищной проблемы, материальное неблагополучие, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и др.

 Самое главное последствие всех этих нарушений – это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое впоследствии ещё более углубляет нежизнеспособность семьи, увеличивает нервнопсихическое напряжение и тормозит развитие личности. Любая семья стремится противодействовать и предотвращать неблагоприятные последствия.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.