Оглавление
Введение. 4
Глава 1. Психологическое благополучие как психологическая проблема. 9
1.1. Понятие психологического благополучия. 9
1.2. Психологические особенности подростков. 23
1.3. Психологиченские собенности полных и не полных семей. 34
Выводы по теоретической части исследования. 46
Глава 2 Программа изучения особенностей психологического благополучия подростков из полных и неполных семей. 48
2.1. Основные понятия, цель, задачи, гипотезы исследования. 48
2.2. Предмет, объект, выборка, методы исследования. 50
Глава 3 Результаты изучения особенностей психологического благополучия подростков из полных и неполных семей. 59
3.1. Изучение психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей. 59
3.2. Изучение особенностей психологического благополучия по методике Рене Жиля 64
3.3. Уточнение особенностей психологического благополучия при помощи методики А.Я.Варга, В.В.Столин. 67
3.4. Сопоставительный анализ полученных результатов. 69
3.5. Выводы по эмпирической части исследования. 72
Заключение. 74
Практические рекомендации. 76
Список литературы.. 78
Аннотации
Выпускная квалификационная работа по теме «Особенности психологического благополучия подростков из полных и неполных семей» содержит 81 страницу текстового документа, 5 таблиц, 8 рисунков, 59 использованных источников.
В работе проанализирована литература по теме исследования, рассмотрены психологические особенности детей подросткового возраста; охарактеризованы понятие и компоненты психологического благополучия, раскрыты психологические особенности полных и неполных семей.
Проведено эмпирическое исследование психологического благополучия подростков из полных и неполных семей. В результате исследования гипотеза исследования подтвердилась: психологическое благополучие подростков связано с особенностями внутрисемейных отношений и особенностями родительских отношений.
Введение
В последние десятилетия проблема психологического благополучия личности все чаще становится предметом изучения. Это вызвано практической необходимостью определения того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения. Анализ исследований по данной теме показал, что одним из основополагающих аспектов психологического благополучия является эмоциональный комфорт, который включает в себя такие составляющие как характер переживаний, самоотношение, субъективное отношение к собственной жизни, психоэмоциональный фон отношений [5]. Многие работы посвящены изучению отдельных аспектов проблемы: тревожности и агрессивности [3]; влиянию социальных изменений на формирование жизненных планов; переживанию подростков, находящихся в экстремальных условиях; взаимосвязи психологического состояния подростка с адаптацией [2]. Исследователи связывают психологическое благополучие с психологическим здоровьем, состоянием гармонии между различными составляющими личности: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими [1]. Так, О.В. Хухлаева выделяет аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационной компонент психологического здоровья.
Предпосылкой и необходимым условием поддержания психологического благополучия является сохранение психологического здоровья личности как «состояния психологического, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальные возможности ее эффективного взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно реализовывать свои индивидуальные ресурсы» [1, С. 26]. На психологическое благополучие и психологическое здоровье личности оказывает влияние ряд факторов: объективные факторы среды и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Под факторами среды понимают как факторы макроуровня (социально-экономические, культурные, общественные), так и факторы микроуровня (семья, ближайшее окружение). Именно они наиболее значимы для психологического благополучия детей и подростков.
Недостаточное внимание к проблеме психологического благополучия на ранних этапах становления личности, в детском и подростком возрасте, становится фактором риска дезадаптации во взрослом возрасте. Обеспечение психологического комфорта в период взросления позволяет предотвратить неблагоприятные последствия развития. Своевременная и качественная диагностика психологического благополучия детей позволяет осуществлять проведение адекватных коррекционных мер, предотвращающих возникновение нежелательных тенденций в развитии личности, появление различных форм отклоняющегося поведения, трудностей школьной и внешкольной деятельности подростка, в том числе депрессивного состояния. В связи с этим крайне важным является изучение психологического благополучия у подростков.
Cреди ученых, занимавшихся исследованием психологического благополучия в подростковом возрасте, можно выделить: Ю.С.Бородинчика, А.В. Воронину, О.А. Елисееву, О.А. Идобаеву, В.Н. Колесникова, Ю.И. Мельника, У.Б. Кузнецова, Н.Н. Лешинского, О.В. Лебедева, Г.В. Литвинову, Е.М. Павлову, Н.В. Панкова.
О.В. Лебедева отмечает, что под психологическим благополучием понимается «наличие у человека психического здоровья (отсутствие выраженных психических заболеваний); личностного здоровья (оптимальная внутренняя согласованность, сбалансированность различных изначально заданных и прижизненно образующихся мотиваций, характерологических и культурологических черт разного уровня и содержания друг с другом, а также с познавательными, психофизиологическими и физиологическими возможностями построения поведения» [14].
Одним из факторов, оказывающих огромное влияние на формирование психологического благополучия у подростков, является психологический климат в семье. Воспитательную роль семьи трудно переоценить, но возникает проблема, как минимизировать негативное влияние семьи на воспитание подростка, и наоборот, максимизировать положительное влияние. Данное исследование будет посвящено решению этой проблемы.
Отсутствие в семье одного из родителей, вне зависимости от причины, оказывает существенное влияние на становление и развитие личности ребёнка. Известно, что утрата ребёнком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной и наркотической зависимости, невысокому чувству собственного достоинства и заниженной оценке собственных способностей.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на высокую теоретическую разработанность темы семьи и психологического благополучия в подростковом возрасте, в настоящее время нет однозначного ответа на то, является ли состав семьи необходимым условием психологического благополучия подростков.
Цель исследования – изучить особенности психологического благополучия подростков из полных и неполных семей.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы благополучия подростков из полных и неполных семей.
2. Изучить особенности межличностных отношений подростков и их восприятия внутрисемейных отношений.
3. Изучить особенности родительского отношения к подросткам из полных и неполных семей.
4. Выявить особенности психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей.
5. Провести сопоставительный анализ полученных результатов.
Объект исследования – подростки из полных и неполных семей иих родители.
Предмет исследования – психологическое благополучие подростков из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования: мы предположили, что:
- психологическое благополучие подростков может быть связано с особенностями внутрисемейных отношений;
- психологическое благополучие подростков может быть связано с особенностями родительских отношений.
Выборка: в исследовании участвовало 24 подростка из полных семей и их родители (48 человек), 24 подростка из неполных семей и их родители (24 человека). Всего в исследовании приняли участие 48 подростков возрасте 12-16 лет и 72 человека родителей.
Методы исследования: теоретические методы: изучение научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы:
1) «Шкала психологического благополучия Рифф» в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко.
2) Методика Рене Жиля.
3) Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.
4) Методики математико-статистической обработки данных, корреляционный анализ Пирсона, φ критерии Фишера.
Методологической основой исследования является представление о родительском отношении как о личностной составляющей родителя (Г.Г. Филиппова, Н.П. Коваленко, С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева, Ж.В. Завьялова); структурный подход к описанию родительского отношения (А.Я. Варга, Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, Г.Г. Филиппова), позволивший охарактеризовать структуру родительского отношения ; принципы детерминизма, системности и развития (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, и другие).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, рекомендаций, списка литературы.
Особенности подростков
Границы подросткового возраста приблизительно совпадают с обучением ребят в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-15 лет, но фактическое наступление подросткового возраста может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позднее.
Успех учебно-воспитательной работы с подростками зависит от знания, понимания и учета их возрастных психологических особенностей. Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности и личности и, вследствие этого. требует решительных (хотя и постепенных) перемен в формах отношений, организации работы, управления со стороны взрослых.[1].
Подростковый возраст является более сложным для обучения и воспитания, чем младший и старший. Сам процесс превращения подростка во взрослого труден, ведь он связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сформировавшихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.
Проблемы, связанные с обучением и воспитанием учеников подросткового возраста, в том и состоят, что очень важно понять необходимость поменять старые способы обучения и воспитания, изменить успешные в прошлом формы воздействия и влияния на подростков, в частности формы контроля и помощи в их жизни и деятельности.
В данном возрасте многие зарубежные специалисты по психологии и педагогике самым главным считают проявление подсознательного стремления к самоутверждению.
С общим ростом более осознанного отношения к действительности у подростков заметно повышается сознательное отношение к учению.
Задача учителей и педагогов – для начала, всемерно развивать уже проявившиеся способности, и конечно, создавать условия для интенсивного формирования интересов и способностей всех школьников [10].
Ключевые новообразования этого возраста – открытие «Я», появление рефлексии, осознание собственной индивидуальности.
Один из главных элементов подросткового возраста - формирование самосознания, самомнения и самооценки, возникновение острого интереса к себе самому. Подросток желает разобраться в себе и в тех все больше усложняющихся отношениях, которые связывают его с миром вокруг [15].
Явное появление характера занимает существенное место. Подросток стремится как можно быстрее стать взрослым, что заметно сказывается на его стремлении к самостоятельности, на желание добиться того, чтобы взрослые считались с его мнением и перестали думать о нем как о ребенке. Отсюда тяга к известной независимости и самостоятельности, иногда - болезненное самолюбие, обидчивость, острая реакция на поползновения взрослых умалить достоинство взрослеющего подростка.
Как раз в подростковый период ребенок постепенно, изо дня в день входит в мир взрослых. И в жизни подростка, и в нем самом происходит большое количество перемен: изменяется как его объективное положение в семье и в школе, так и его самосознание.
Б.С. Волков выделяет следующие особенности подросткового возраста:
- Повышенная по сопоставлению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов.
- Интенсивная социализация, сменяющая противопоставление себя взрослому обществу, свойственное подросткам. Это, в свою очередь приводит к появлению более сильных негативных реакций и эмансипированного поведения со стороны детей, и к попыткам родителей усилить свой контроль. В итоге и дети, и родители переживают целый комплекс различных личностных проблем, увеличивающий их тревожность [10].
Подросток приходится за короткое время отыскать решение основных задач дальнейшего развития. Основная сложность заключается в том, что эти задачи, не смотря на множество разных социальных институтов, способных оказать ему помощь в этом, человек в период взросления должен решать самостоятельно [29]. В то время как «движение» личности подростка в процессе решения этих задач всякий раз противоречиво, конфликтно, напряженно.
Некоторая универсальность задач становления в подростковом возрасте позволяет обнаружить типичные особенности развития личности подростка, впрочем, обстоятельства, при которых каждое следующее поколение вынужденно решать эти задачи, могут значительно различаться. Это касается социальных целей и ценностей, социально-педагогических критериев обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической ситуации в стране и регионе.
Подростковый возраст считается наиболее чувствительным к формированию ценностных ориентаций, потому как способствует становлению миропонимания и личного отношения к реальности вокруг.
Для подросткового периода характерны волнение, беспокойство, тревога, раздражительность, враждебность, противоречивость эмоций и чувств, меланхолия, снижение работоспособности и мотивации к учебе.
Положительные проявления выражаются в том, что у подростка начинают появляться свои новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, новое понимание многих обыденных вещей. Важными процессами переходного возраста считаются: расширение актуального мира личности, круга его общения, групповой принадлежности и появление значительно большего числа людей, на которые она ориентируется. Для подросткового возраста считается типичным внутренняя противоречивость, неопределенность уровня требований, повышенная робость и в то же время враждебность, предрасположенность принимать крайние позиции и точки зрения.
Преодоление проблем наступает при столкновении подростка с опасностями, угрозами или же притязаниями, которое протекает в три стадии: первичная (когнитивная и аффективная) оценка происходящего, вторичная оценка иных вероятностей разрешения проблемы и третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор новых вариантов поведения [1].
Самосознание подростка как новообразование возраста содействует наиболее глубокому пониманию других людей. Социальное становление и развитие, которое содействует образованию личности, приобретает в самосознании опору для последующего развития.
По мнению Н.А. Джанибековой формирование самосознания плотно связано с развитием представлений о времени. У подростка складывается представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу. Впрочем, впоследствии чувство личностной идентичности подразумевает среди всего прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различными ситуациями неопределенности. Идентичность, таким образом, базируется на понимании временной протяженности: «Я» обхватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя важные и значимые выборы среди вероятных возможностей развития личности [14].
В подростковом возрасте в одно и то же время с физическими переменами происходит серьезная перестройка психики, собственно, что обуславливается не только физиологическими причинами, но в большей мере психосоциальным воздействием. Стремление подростка сравнивать себя со сверстниками обуславливает его особое внимание к собственному телу, что вызывает беспокойство, тревожность и конфликтные реакции на замечания, касательно внешности. Подростки расположены к переоценке действительных и надуманных отклонений от нормы, по отношению к собственному телу тем более.
По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные представления начинают выступать как взаимное согласование оценки других и самомнения, цели становления подростков начинают приобретать наиболее оформленный и общественный характер.
М.К. Кадырова [20] схему целей становления в подростковый этап развития представляет таким образом:
- Общее психологическое созревание - от деструктивных эмоций и низкого уровня уравновешенности и конструктивности к конструктивным эмоциям и большей уравновешенности, от личной субъективной к беспристрастной интерпретации ситуации; от избегания инцидентов к их разрешению;
- Кристаллизация интересов к другому полу - от внимания к тому же полу к вниманию к противоположному полу; от смущавшего ощущения сексуальности к осознанию факта половой зрелости;
- Социальное созревание - от ощущения нерешительности в группе других подростков к достижению уверенности; от подражания к экспансии; от девиантного поведения в обществе к согласию с ним;
- Освобождение от всепоглощающей опеки взрослых - от поиска помощи во всем у родителей к вере и опоре на свои личные силы;
- Интеллектуальное созревание - от веры в авторитеты к поиску фактов и доказательств; от фактов к объяснениям; от бессчетных поверхностных интересов к нескольким неизменным;
- Проведение свободного времени - от внимания преимущественно к личным играм, где возможно продемонстрировать свои умения, к вниманию к коллективным играм; от внимания почти ко всем известным играм к вниманию только к некоторым;
- Формирование актуальной философии - от равнодушия к общественным заданиям к интересу и участию в них; от влечения к наслаждению к появлению поведения, основанного на чувстве долга.
В связи с тем, что цели становления детей подросткового возраста начинают приобретать более оформленный и социальный характер, можем отметить следующие тенденции общественного становления личности в подростковом возрасте [30]:
- Развитие когнитивных и психологических функций ведет к тому, что подростки начинают пользоваться появляющимися у них способностями в форме критики, колебаний и противостояния ценностям, установкам и действиям взрослых;
- В процессе социализации в большей степени группа сверстников заменяет родителей и является референтной группой;
- Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к тому, что эмоциональные связи подростка с родителями ослабляются и их заменяют отношения с другими людями, которые влияют на личность подростка как целое в значительно меньшей мере, однако взаимоотношения с этими людьми формируют различные формы поведения;
- Ослабление воздействия семьи отображается не на всех формах поведения, позициях и установках. Но у множества подростков родители как центр ориентации и идентификации отступают на второй план, однако так можно сказать не обо всех областях жизни;
- Несмотря на сокращение воздействия семьи на этапе взросления подростка, она все же остается совершенно необходимой группой для подростка.
Общение молодых людей считается специфической формой воспроизведения отношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах таких отношений и их освоения.
Также подростковый возраст можно охарактеризовать ярко выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими перепадами настроения. Бурные вспышки чувств у подростков не редко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироничным отношением к окружающим. Предрасположенность к самоанализу, рефлексии зачастую содействует легкости появления подавленных состояний «вплоть до суицидального поведения» [21]. Целеустремленность и напористость может сочетаться у подростков с импульсивностью и неустойчивостью, завышенная самоуверенность и крайняя убежденность в суждениях сменяются почти с ранимостью и явной неуверенностью в себе. Потребность общаться - желание побыть в одиночестве, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, неподдельная нежность, ласковость имеют все шансы резко сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.
Подростковый возраст – это такое время, когда формируется жизненная позиция, моральные убеждения, основа ценностей, происходит наиболее серьезное и осознанное отношение к моральным нормам. В это время под воздействием всей находящейся вокруг жизни начинают складываться нравственные эталоны и миропонимание подростка. В данный этап жизни складывается осмысленное отношение к собственным необходимостям и возможностям, желаниям и мотивам поведения, тревогам и мыслям. Самосознание выражается еще и в эмоционально-смысловой оценке собственных личных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности целей и действий.
Так как поиск собственной идентичности для подростка является центральной задачей периода взросления, конфликтным моментом в данном случае считается трудность согласования личных переживаний, переживаний людей вокруг и приспособления к общепризнанным нормам. В этот момент особенную трудность создают ситуации принудительной изоляции, когда слишком остро ощущается дефицит общения и социальных норм, порождающий неадекватное поведение.
Становление личности по критериям природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подростков более важной становится область общения со сверстниками.
Итак, для подростков становится необходимым:
- Умение знакомиться с человеком, который нравится;
- Свободно ощущать себя в группе, разделяя общепризнанные нормы и интересы важной для его группы;
- Чувствовать, что при всем этом он не утрачивает своей индивидуальности, а имеет возможность формулировать и высказывать свои мысли и выражать чувства;
- Желание, чтобы его взрослость была видна всем окружающим;
- Желание, чтобы его форма поведения не казалась детской;
- «Героем», образцом для подражания у подростка будет считаться активный, целеустремленный, успешный человек;
- Подросток склонен фантазировать и мечтать;
- В группе молодых людей характерно появление кодексов, сводов правил поведения;
- Подросткам свойственно наблюдение за поведением взрослых и его обсуждение.
В процессе социализации группа сверстников в важной степени заменяет родителей и становится референтной группой. Вследствие этого для нас считается весомым, в какую группу сверстников попадает подросток, какие общественные и нравственные правила и нормы доминируют в выбранной им группе [38].
Не смотря на неполную изученность ведущей деятельности в данный этап становления, можно отметить общий момент среди них. В российской литературе существует, по крайней мере, три варианта определения ведущей деятельности подростков.
Э. Эриксон подчеркнул интимно-личностное общение, заключающееся «в построении отношений с друзьями на базе конкретных морально-этических норм, которые опосредуют действия подростков» [59].
«Построенное на базе совершенного доверия и общности внутренней жизни, личное общение становится той деятельностью, внутри которой оформляются присущие участникам взгляды на жизнь, на отношение между людьми, на свое будущее - одним словом, складываются личностные смыслы жизни».
Т.М. Узорова [49] ведущей назвала деятельность общественно-полезную (просоциальную). «В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в построении новых взаимоотношений с взрослыми, реализуется самостоятельность», - писал он.
В. Ягодникова считает, что общественно-значимой деятельности в чистом облике нет, подобной деятельностью имеет возможность быть художественная, спортивная, общественно-организационная, трудовая, учебная работа, такая деятельность, в которой подросток имеет возможность выразить собственные наилучшие качества или деятельность состязательная [60].
А.А. Реан оценивает различные определения «как указывающие на различные стороны полного авторского действия» [40]. Авторское действие - это конфигурация посредничества, в которой реализуется замысел.
Во всех определениях в какой-то мере присутствует момент «общественности». Для подростков свойственна направленность деятельности на усвоении общепризнанных норм взаимоотношений. А поскольку становление ведущей деятельности «обусловливает важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности подростка, то активность в сфере ведущей деятельности обусловливает эффективную социализацию, эффективное приобретение знаний об обществе и самом себе, развитие навыков и умений, позволяющих найти себя и жить в обществе. Как раз внутри ведущей деятельности «развиваются психические процессы, подготавливающие переход подростка к новой наиболее высокой ступени его развития.
Как раз в ходе деятельности человек ведет взаимодействие с находящейся вокруг реальностью и формируется сам благодаря этому взаимодействию. Характер взаимодействия и продуктивность формирования находится в зависимости от того, какую позицию, активную или пассивную, занимает человек в данном процессе [13].
Активность обусловливается человеческими потребностями. Довольно принципиально, какую позицию в ходе социального взаимодействия он занимает.
Процесс сознательной самодеятельности служит важным источником развития человека. Психологи отмечают, что любая личность становится социально зрелой по мере подключения ее в деятельность.
Посредством деятельности происходит процесс интериоризации, то есть перевод индивидуумом требований общества в составляющие внутренней стороны личности.
Таким образом, легко заметить, что полнота самореализации находится в зависимости от того, насколько активно проявляет себя человек в своей деятельности, от этого так же зависит и богатство его внутреннего мира, и развитие, в общем. Так как «только развитие, побуждаемое самодеятельностью, будет настоящим «собственно» развитием», то личная активность в сфере общественной деятельности станет стартовым фактором для более широкого и продуктивного становления человека.
Под социальной активностью мы понимаем стремление человека к построению отношений с другими людьми, влечение к сохранению данных отношений и их развитию. Социальная активность - это «реализуемая готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека».
Подростковый возраст является важнейшим в становлении личности. В этом возрасте происходит формирования важных механизмов регуляции жизнедеятельности человека, и, прежде всего - самоидентификация, развитие самомнения, самосознания, интериоризация моральных и нравственных норм и ценностей, подросток активно пытается найти для себя смысл жизни - формируются новообразования, обеспечивающие психологическую готовность к самоопределению [45].
Можем отметить главные особенности подростков:
Формирование самомнения, самосознания, острый интерес к самому себе;
- Появляются новые ценности;
- Новообразованием возраста считается самосознание;
- Потребность в пробах различного рода;
- Ведущими видами деятельности можно обозначить социально значимую деятельность, а также установление межличностных отношений;
- Референтная группа - сверстники;
- Закладывается мировоззрение и нравственные идеалы;
- Поиск себя, самоидентификация;
- Формирование новообразований, обеспечивающих готовность к самоопределению.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок очень что становится «трудным». Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости.
Заключение
В настоящее время анализ влияния отношений между родителями и детьми на психологическое благополучие подростков является неотъемлемой частью в работе педагога-психолога. В ходе теоретического анализа нам удалось обобщить и систематизировать имеющиеся на данный момент исследования в указанной области.
Основы психологического благополучия детей закладываются в семье.
Отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей во многом зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, и прежде всего родителей.
В результате эмпирического исследования были выявлены особенности психологического благополучия подростков из полных и неполных семей. Было установлено, что подростки из полных семей имеют более выраженные показатели по шкалам психологического благополучия, чем подростки из неполных семей, при этом некоторые из показателей (позитивное отношение, личностный рост и цели) более выражены у мальчиков из полных семей, чем у девочек. Также в результате исследования было установлено, что подростки из неполных семей более положительно относятся к матерям, чем их сверстники из полных семей. При этом было установлено, что подростки из полных семей более любознательны, чем их сверстники из неполных семей. При изучении типов родительских отношений было установлено, что в полных семьях между родителями и детьми более выражены такие типы отношений как симбиоз и кооперация. В неполных семьях более выражены показатели по стилю отношения инфантилизация.
Статистический анализ полученных данных показал, что высоко значимые положительные корреляции наблюдаются между шкалами отношение к матери, к родным, к другу, любознательность и показателем психологического благополучия подростков, как из полных семей, так из неполных семей. Обратная взаимосвязь была выявлена между показателем закрытость/отгороженность и психологическим благополучием. Также была выявлена прямая взаимосвязь между таким типом родительских отношений как кооперация и психологическим благополучием подростков. Обратная взаимосвязь была выявлена между такими типами отношения как симбиоз, инфантилизация и психологическим благополучием подростков.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: существует взаимосвязь между психологическим благополучием подростков и особенностями внутрисемейных отношений, а также особенностями родительских отношений.
Практические рекомендации
Для сохранения и укрепления психологического благополучия подростков педагогам, психологам, необходимо придерживаться ряда методических рекомендаций, которые могут быть использованы как в частных случаях, так и в профилактической работе. Общая логика работы с такими подростками может быть следующей:
- Аксиологический компонент;
- Развитие рефлексии своего поведения и самоконтроля;
- Развитие ценности психологического благополучия;
-Вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально психологических ситуаций, своих поступков, и их последствий, понимания позиции других людей;
- Инструментально-технологический компонент;
- Обучение подростков тайм-менеджменту;
-Создание условий для включения подростков в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия, включения в конструктивные отношения с другими людьми;
- Потребностно - мотивационный компонент;
-Поддержка развития способности к самоанализу своих возможностей, желаний, мотивов и последствий поведения, эмоциональных состояний;
- Давать возможность для проявления гнева;
- Давать возможность для адекватного проявления и принятия чувства страха, радости;
-Формирование доверия к окружающему миру;
Необходимо создание ситуаций для выработки и накопления опыта самостоятельного преодоления препятствий. Трудные ситуации позволяют накопить опыт борьбы, стимулируют активность, способствуют личностному развитию. Это происходит тогда, когда степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям.
Задача взрослых – помочь в понимании смысла преодоления трудных ситуаций.
Необходимо развивать способность в различных ситуациях приходить к состоянию эмоционального равновесия. Для этого необходимо формировать установку на адекватное восприятие жизненных ситуаций, обучать приемам саморегуляции
Необходимо обучать подростков контролировать свои эмоции и реагировать на негативные воздействия без вреда для окружающих людей.
Важным является развитие у подростков умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание медитативной, спокойной музыки, фантазии визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т.п.).
Необходимо говорить на понятном подростку языке, показывая суть возникающих у него и из-за него проблем, то, как они связаны с его психологическим состоянием.
В результате этих действий происходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов и личностных стрессов в будущем.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург, 2013.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 214 с.
3. Аноприенко Е.В. Стиль родительского поведения как фактор хронического стресса у детей / Е.В. Аноприенко // Альманах современной науки и образования. – 2014. – № 10. – С.13-18.
4. Антонян Ю. М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. / Ю.М. Антонян. - М.: Мысль, 2013. - 271 с.
5. Бочарова Е.Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008. - №10. С. 226-231.
6. Бочарова Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. №2-1. С. 73-78.
7. Бояркин М.Ю., Долгополова О.А., Зиновьева Д.М. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: моногр. Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. 216 с.
8. Брэдбурн Н. Структура психологического благополучия / Н. Брэдбурн. – Ярославль: Инфа, 2015. – 130 с.
9. Водяха С. А. Внутренняя мотивация как предиктор психологического благополучия современных подростков / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 4. — С. 114-119
10. Волков Б.С. Психология подростка/ Б.С. Волков. - М.: Изд-во Речь, 2017. - 357 с.
11. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы / А. В. Воронина. – Томск: ТГУ, 2014. – 202 с.
12. Григорьева М.В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения / М.В. Григорьева // Психол. наука и образование. 2009. - № 2. - С. 41 - 45.
13. Данилова, А.С. Восприятие стиля семейного воспитания подростками с разными типами акцентуаций личности / А.С. Данилова, И.С. Сластён // Альманах современной науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 25-28.
14. Джанибекова, Н. А., Зарипов, Ш. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних/ Н.А. Джанибекова, Ш.А. Зарипов// Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 357-359.
15. Драгунова Т.В. Подростковый возраст. / Т.В. Драгунова. - М.: Логос, 2012. – 167 с
16. Жуковская Л.В. Психологическое благополучие и родительские установки женщин: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Л.В. Жуковская. - СПБ 2011. - 18 с.
17. Замятина А. А. Проблема взаимосвязи адаптационного потенциала личности и психологического благополучия / А. А. Замятина // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 1(53). – С. 99-104
18. Зиновьева Д.М. Девиантное поведение детей и подростков как симптом психологического неблагополучия современной России / Философия социальных коммуникаций. 2011. № 3. С. 161-173.
19. Зоря Н. А. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 216–220.
20. Кадырова, М. К. Особенности периода взросления подростка/ М.К. Кадырова, Д.Э. Абдувахобова, С.Т. Журакулова // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 999-1002.
21. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления/ В.Г. Казанская - Спб.: Питер, 2016. - 260 с.
22. Корнеева Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.
23. Кириленко И.Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы: Монография / И.Н. Кириленко. – М.: КРЕДО, 2015. – 212 с.
24. Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 11 (ноябрь). – С. 156–160.
25. Кузнецова У.Б. Проблема психологического благополучия личности в процессе ее профессионального становления // Вестник ФГОУ ВПО «Московский Государственный Агроинженерный Университет им. В.П. Горячкина». 2014. - №1. –с. 30-31.
26. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворённости жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков. СПб., Изд-во С.Петербургского ун-та, 2000. С. 476-510.
27. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 405-442.
28. Кукаркина С. К. Взаимосвязь детско-родительских взаимоотношений со склонностью к девиантному поведению у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 755–759.
29. Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. - №3 (1) -с. 33-37
30. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. 487 с.
31. Литвинова Г.В. Особенности психологического благополучия подростков (региональный аспект) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.–c. 28-32.
32. Литвинова Н. Ю. Психологические факторы психологического благополучия / Н. Ю. Литвинова // Известия Саратовского ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4. – Вып. 2(14). – С. 147-150.
33. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М. : Педагогика, 1991. – 296 с.
34. Набиуллина В. Р. Типы семейного воспитания и их разновидности // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - №11. - С. 3-7.
35. Наумова Д. В., Данилова М. В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 537-540.
36. Павлова К. Е., Евдокарова Т. В. Детско-родительские отношения как основа благополучной социализации детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 358–360.
37. Панкова Н.В. Психологическое благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. 2011. - №4(74). –с. 148-151.
38. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 495 с.
39. Пономарев П. А., Штильников Д. Е. Особенности психического развития детей в неполных семьях // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 191-194.
40. Реан А.А. Психология подростка/ А.А. Реан. – М.: Олма-Пресс, 2013. – 480 с.
41. Рифф, К. Психологическое благополучие / К. Рифф // Энциклопедия геронтологии. Т. 2. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – С. 365-369.
42. Рифф, К. Структура психологического благополучия / К. Рифф // Личность и социальная психология. – 2015. – Т. 69. – С. 719-727
43. Рождественская Н. А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14, Психология. – 2012. - №2. - С. 48-55.
44. Садальская Е.В. Личностные факторы в оценке качества жизни и психологического благополучия / Е.В. Садальская, А.М. Абдразякова, С.Н. Еникопов // Ежегодник российского психологического общества. – СПб., 2003.
45. Секач М.Ф. Психология здоровья. – М.: Академический проект, 2003.
46. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006. 368 с.
47. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / Мартин Селигман; пер. с англ. Е. Межевич, С. Филина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 440 с.
48. Смирнова Е. О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. - №2. - С. 57-67.
49. Узорова Т.М. Профилактика девиантного поведения в детстко-подростковой и молодежной среде / Т.М. Узорова// Актуальные вопросы теории и практики социальной работы : сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Вологод. гос. пед. ун-т. - Вологда, 2011. - С. 108.
50. Фесенко П. П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций / П. П. Фесенко // Научные труды аспирантов и докторантов. – Москва: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2013. – С. 35–48.
51. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 3–14.
52. Церковникова Н. Г. Психологические особенности личности подростка, склонного к суицидальному поведению / Н. Г. Церковникова // Суицидология. – 2011. – № 2. – С. 25-27.
53. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Известия Саратовского университета. 2014. №1(14). –с. 80-86.
54. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект // Проблемы социальной психологии личности. –Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008. –с. 45-52.
55. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. –М.: Гардарики, 2015. -349 с.
56. Шевеленкова Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2013. – № 3. – С. 95-129.
57. Шевеленкова Т. Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (опыт гуманистического направления в современной психологии) / Т. Д. Шевеленкова. – Москва: Институт психологии РАН, 2014. – 316 с. 31.
58. Ширяева О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / О. С. Ширяева. – Хабаровск: ДВГУПС, 2014. – 423 с.
59. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности / Э. Эриксон. - М.: Мысль, 2007. - 284 с.
60. Ягодникова В. В. Формирование лидерских качеств подростков в личностно ориентированном процессе общеобразовательной школы / В. В. Ягодникова // Наука и образование. - 2014. - № 7. - С. 328-330.
Электронные ресурсы
61. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на Академике. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/
62. Идобаева О. А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности [Электронный ресурс] : дис. … докт. психол. наук : 19.00.07 / Идобаева Ольга Афанасьевна. – Москва, 2013. – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont
63. Литвинова Г.В. Особенности психологического благополучия подростков (региональный аспект) [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011. – Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/ix/37386
64. Понятие феномена «психологическое благополучие» в современной психологии личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://1www.ucoz.ru/load/ponjatie_fenomena_psikhologicheskoe_blagopoluchi e/1-1-0-18
65. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/zdorove
66. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.00 / Фесенко Павел Петрович. – Москва, 2005. – 19 с. – Режим доступа: http://childpsy.ru/dissertations/id/19919.php
67. Цветкова И. В. Проблема психологического изучения внутренней картины здоровья [Электронный ресурс] / И. В. Цветкова. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/612-tsvetkova21.html
68. Шкала психологического благополучия К. Рифф и ее адаптированный вариант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfac.com/blog/72.html
69. Шуванов И.Б., Шуванова В.П., Шуванова В.И. Социально-психологические особенности творческой личности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ljournal.ru/wp-content/uploads/2015/06/21-23maysqu.pdf
Оглавление
Введение. 4
Глава 1. Психологическое благополучие как психологическая проблема. 9
1.1. Понятие психологического благополучия. 9
1.2. Психологические особенности подростков. 23
1.3. Психологиченские собенности полных и не полных семей. 34
Выводы по теоретической части исследования. 46
Глава 2 Программа изучения особенностей психологического благополучия подростков из полных и неполных семей. 48
2.1. Основные понятия, цель, задачи, гипотезы исследования. 48
2.2. Предмет, объект, выборка, методы исследования. 50
Глава 3 Результаты изучения особенностей психологического благополучия подростков из полных и неполных семей. 59
3.1. Изучение психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей. 59
3.2. Изучение особенностей психологического благополучия по методике Рене Жиля 64
3.3. Уточнение особенностей психологического благополучия при помощи методики А.Я.Варга, В.В.Столин. 67
3.4. Сопоставительный анализ полученных результатов. 69
3.5. Выводы по эмпирической части исследования. 72
Заключение. 74
Практические рекомендации. 76
Список литературы.. 78
Аннотации
Выпускная квалификационная работа по теме «Особенности психологического благополучия подростков из полных и неполных семей» содержит 81 страницу текстового документа, 5 таблиц, 8 рисунков, 59 использованных источников.
В работе проанализирована литература по теме исследования, рассмотрены психологические особенности детей подросткового возраста; охарактеризованы понятие и компоненты психологического благополучия, раскрыты психологические особенности полных и неполных семей.
Проведено эмпирическое исследование психологического благополучия подростков из полных и неполных семей. В результате исследования гипотеза исследования подтвердилась: психологическое благополучие подростков связано с особенностями внутрисемейных отношений и особенностями родительских отношений.
Введение
В последние десятилетия проблема психологического благополучия личности все чаще становится предметом изучения. Это вызвано практической необходимостью определения того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения. Анализ исследований по данной теме показал, что одним из основополагающих аспектов психологического благополучия является эмоциональный комфорт, который включает в себя такие составляющие как характер переживаний, самоотношение, субъективное отношение к собственной жизни, психоэмоциональный фон отношений [5]. Многие работы посвящены изучению отдельных аспектов проблемы: тревожности и агрессивности [3]; влиянию социальных изменений на формирование жизненных планов; переживанию подростков, находящихся в экстремальных условиях; взаимосвязи психологического состояния подростка с адаптацией [2]. Исследователи связывают психологическое благополучие с психологическим здоровьем, состоянием гармонии между различными составляющими личности: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими [1]. Так, О.В. Хухлаева выделяет аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационной компонент психологического здоровья.
Предпосылкой и необходимым условием поддержания психологического благополучия является сохранение психологического здоровья личности как «состояния психологического, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальные возможности ее эффективного взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно реализовывать свои индивидуальные ресурсы» [1, С. 26]. На психологическое благополучие и психологическое здоровье личности оказывает влияние ряд факторов: объективные факторы среды и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Под факторами среды понимают как факторы макроуровня (социально-экономические, культурные, общественные), так и факторы микроуровня (семья, ближайшее окружение). Именно они наиболее значимы для психологического благополучия детей и подростков.
Недостаточное внимание к проблеме психологического благополучия на ранних этапах становления личности, в детском и подростком возрасте, становится фактором риска дезадаптации во взрослом возрасте. Обеспечение психологического комфорта в период взросления позволяет предотвратить неблагоприятные последствия развития. Своевременная и качественная диагностика психологического благополучия детей позволяет осуществлять проведение адекватных коррекционных мер, предотвращающих возникновение нежелательных тенденций в развитии личности, появление различных форм отклоняющегося поведения, трудностей школьной и внешкольной деятельности подростка, в том числе депрессивного состояния. В связи с этим крайне важным является изучение психологического благополучия у подростков.
Cреди ученых, занимавшихся исследованием психологического благополучия в подростковом возрасте, можно выделить: Ю.С.Бородинчика, А.В. Воронину, О.А. Елисееву, О.А. Идобаеву, В.Н. Колесникова, Ю.И. Мельника, У.Б. Кузнецова, Н.Н. Лешинского, О.В. Лебедева, Г.В. Литвинову, Е.М. Павлову, Н.В. Панкова.
О.В. Лебедева отмечает, что под психологическим благополучием понимается «наличие у человека психического здоровья (отсутствие выраженных психических заболеваний); личностного здоровья (оптимальная внутренняя согласованность, сбалансированность различных изначально заданных и прижизненно образующихся мотиваций, характерологических и культурологических черт разного уровня и содержания друг с другом, а также с познавательными, психофизиологическими и физиологическими возможностями построения поведения» [14].
Одним из факторов, оказывающих огромное влияние на формирование психологического благополучия у подростков, является психологический климат в семье. Воспитательную роль семьи трудно переоценить, но возникает проблема, как минимизировать негативное влияние семьи на воспитание подростка, и наоборот, максимизировать положительное влияние. Данное исследование будет посвящено решению этой проблемы.
Отсутствие в семье одного из родителей, вне зависимости от причины, оказывает существенное влияние на становление и развитие личности ребёнка. Известно, что утрата ребёнком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной и наркотической зависимости, невысокому чувству собственного достоинства и заниженной оценке собственных способностей.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на высокую теоретическую разработанность темы семьи и психологического благополучия в подростковом возрасте, в настоящее время нет однозначного ответа на то, является ли состав семьи необходимым условием психологического благополучия подростков.
Цель исследования – изучить особенности психологического благополучия подростков из полных и неполных семей.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы благополучия подростков из полных и неполных семей.
2. Изучить особенности межличностных отношений подростков и их восприятия внутрисемейных отношений.
3. Изучить особенности родительского отношения к подросткам из полных и неполных семей.
4. Выявить особенности психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей.
5. Провести сопоставительный анализ полученных результатов.
Объект исследования – подростки из полных и неполных семей иих родители.
Предмет исследования – психологическое благополучие подростков из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования: мы предположили, что:
- психологическое благополучие подростков может быть связано с особенностями внутрисемейных отношений;
- психологическое благополучие подростков может быть связано с особенностями родительских отношений.
Выборка: в исследовании участвовало 24 подростка из полных семей и их родители (48 человек), 24 подростка из неполных семей и их родители (24 человека). Всего в исследовании приняли участие 48 подростков возрасте 12-16 лет и 72 человека родителей.
Методы исследования: теоретические методы: изучение научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы:
1) «Шкала психологического благополучия Рифф» в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко.
2) Методика Рене Жиля.
3) Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.
4) Методики математико-статистической обработки данных, корреляционный анализ Пирсона, φ критерии Фишера.
Методологической основой исследования является представление о родительском отношении как о личностной составляющей родителя (Г.Г. Филиппова, Н.П. Коваленко, С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева, Ж.В. Завьялова); структурный подход к описанию родительского отношения (А.Я. Варга, Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, Г.Г. Филиппова), позволивший охарактеризовать структуру родительского отношения ; принципы детерминизма, системности и развития (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, и другие).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, рекомендаций, списка литературы.
Глава 1. Психологическое благополучие как психологическая проблема
Дата: 2019-12-10, просмотров: 526.