Изучение психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первый этап исследования заключался в выявлении особенностей психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей. В таблице 1 представлены результаты исследования психологического благополучия среди подростков из полных семей и неполных семей по методике «Шкала психологического благополучия Рифф» .

 

Таблица 1

Сравнительный анализ средних значений параметров психологического благополучия группах подростков из полных и неполных семей

 

Показатели

Среднее значение

φ*эмп

Подростки из полных семей Подростки из неполных семей
1 Позитивное отношение 65,4 50,08 3,21
2 Автономия 57,4 44,3 1,53
3 Управление средой 54,32 47,50 2,90
4 Личностный рост 67,32 54,96 3,63
5 Цели 56,46 51,87 1,74
6 Самопринятие 73,62 45,71 3,89
7 Психологическое благополучие 384,52 294,42 2,66

 

 

 Рис. 1 Сравнительный анализ средних значений параметров психологического благополучия группах подростков из полных и неполных семей

 

Из полученных данных мы можем заметить, что у подростков из полных и неполных семей существуют значимые различия по показателям «позитивное отношение», «автономия», «управление средой», «личностный рост», «самопринятие».

По всем показателям психологического благополучия, различия в которых обнаружены по результатам расчетов по критерию Фишера, подростки из неполных семей показывают худшие результаты, чем подростки из полных семей.

Перейдем к обсуждению различий в параметрах психологического благополучия в группах подростков из полных и неполных семей.

Показатель «позитивное отношение» в большей степени выражен в группе подростков из полных семей. Это может говорить о том, что подростки из неполных семей испытывают трудности в процессе установления доверительных отношений, у них менее развиты эмпатические качества, они не склонны к сотрудничеству и заботе о благополучии других.

Показатель «управление средой» говорит нам о том, что подросток склонен контролировать среду своей жизнедеятельности и менять ее в зависимости от ситуации. Данный параметр более ярко выражен у подростков из полных семей.

Также были выявлены различия по шкале «личностный рост». Так у подростков из неполных семей данный показатель менее выражен, чем у подростков из полных семей. Этого говорит о том, что подростки из неполных семей, в той или иной мере не обладают чувством продолжающегося развития и реализации своего потенциала, закрыты для нового опыта, демонстрируют слабое совершенствование себя и своего поведения с течением времени.

Еще один показатель, который выражен менее ярко у подростков из неполных семей – «самопринятие». Негативное отношение к себе, непринятие своих индивидуальных особенностей более характерно для подростков из неполных семей.

В результате исследования было выявлено, что у подростков из полных семей общий показатель психологического благополучия выше, что обусловлено более высокими показателями по шкалам его составляющим.

Далее были рассмотрены особенности психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей в зависимости от пола (таблица 2)

Таблица 2

Результаты по методике «Шкала психологического благополучия  подростков в зависимости от пола»

Шкалы

Подростки из полных семей

Подростки из неполных семей

Девочки Мальчики φ* Девочки Мальчики φ*
Позитивное отношение 63,27 74,31 2,31 48,23 51,32 0,16
Автономия 52,69 62,33 1,58 42,30 48,92 0,36
Управление средой 55,32 63,74 1,06 43,61 48,29 0,39
Личностный рост 64,82 72,91 3,02 54,23 56,92 0,27
Цели 55,71 64,36 3,11 51,64 52,6 0,08
Самопринятие 70,56 74,62 0,96 44,36 51,91 0,19
Психологическое благополучие 362,37 412,27 1,52 284,37 309,96 1,29

 

В результате исследования было выявлено, что между показателями психологического благополучия у мальчиков и девочек из неполных семей значительных различий не наблюдается. В группе подростков из полных семей различия между мальчиками и девочками были выявлены по таким шкалам, как «позитивное отношение», «личностный рост» и «цели». Это свидетельствует о том, что у мальчиков из полных семей более выражены показатели по шкале позитивное отношение, т.е. мальчики имеют более удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими, чем девочки.

Рис.2 Результаты по методике «Шкала психологического благополучия подростков в зависимости от пола»

Также мальчики из полных семей имеют более выраженные показатели по шкале «личностный рост», чем девочки, то есть мальчики обладают чувством непрекращающегося развития, воспринимают себя растущим и самореализовывающимся, мальчики более открыты новому опыту чем девочки, испытывают чувство реализации своего потенциала, наблюдают улучшения в себе и своих действиях с течением времени.

Мальчики из полных семей имеют более высокие показатели по шкале цель в жизни и чувство направленности чем девочки, то есть считают, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл; придерживаются убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеют намерения и цели на всю жизнь.

Рис.3. Различия между подростками из полных и неполных семей в зависимости от пола.

Таким образом, в результате исследования было установлено, что подростки из полных семей имеют более выраженные показатели по шкалам психологического благополучия, чем подростки из неполных семей, при этом некоторые из показателей (позитивное отношение, личностный рост и цели) более выражены у мальчиков из полных семей, чем у девочек.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 314.