2.1. Основные понятия, цель, задачи, гипотезы исследования
В течение последнего десятилетия проблема психологического благополучия личности стала одной из приоритетных в психологии. Стремительное повышение количества и разнообразия рисков в социальной среде обращает внимание исследователей на проблему психологического благополучия подростков. Следствием психологического неблагополучия подрастающего поколения может стать причиной возникновения отклонений от общественных норм и правил.
Проблемой психологического благополучия заинтересовались относительно недавно, и на эту тему относительно немного исследований. Этой проблемой занимались такие психологи как Н. Бредберн, Э. Динер, А. С. Вотерман, А. А. Кроник, К. Рифф, П. П. Фесенко, А. В. Воронина, Т. Д. Шевеленкова, Р. М. Райан, Э. Л. Диси, Р. А. Ахмеров и др.
Следует отметить, что проблеме психологического благополучия подростков и юношеского возраста в настоящее время посвящено не большое количество работ. Совершенно очевидно, что благополучие подрастающего поколения, их развитие и правильное воспитание, полноценное включение в жизнь общества определяет будущее страны.
Для начала определим основные понятия, которые мы будем использовать при анализе и интерпретации результатов.
Под психологическим благополучием подразумевается субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия.
Психологическое неблагополучие - Психологическое неблагополучие – это внутренний дискомфорт, ощущение себя ущербным, беспомощным; это состояние, осложняющее или даже делающее невозможным безусловное принятие себя, своей природы, изначальной врожденной данности, генетически запрограммированных особенностей внешности, темперамента, наличия, ограниченности или отсутствия определенных качеств и способностей.
Полная семья – Полная семья – это родственный союз трех и более людей, обусловленный наличием супружеской пары и их общего ребенка (или детей).
Неполная семья – это группа ближайших родственников, состоящих из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми
Юношеский возраст – период жизни после отрочества до взросления. Возрастные границы этого периода достаточно условны – от 15 лет до 21-25 лет.
Подростковый возраст - Период подросткового возраста охватывает временной промежуток от 12 до 17 лет и условно делится на младший (12-14 лет) и старший (15-17лет ) подростковый возраст.
Межличностные отношения – совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).
Внутрисемейные отношения – это межличностные отношения, осуществляющиеся в процессе непосредственного общения членов семьи Для ребенка – это его отношения с родителями, которые оказывают на него воспитательный эффект и удовлетворяют его потребность в общении.
Родительское отношение – это система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.
Эмоциональный комфорт – состояние уверенности, спокойствия, удобства, когда человек всем доволен, оптимистичен, открыто выражает свои чувства, свободен от страха и тревоги
Эмоциональный дискомфорт - состояние, переживаемое как неприятное, тягостное, способное нарушить обычную, нормальную деятельность - тревога, беспокойство, страх, аффективная напряжённость, неуверенность в себе, чрезмерная озабоченность, подавленность, мрачные предчувствия
Цель исследования – изучить особенности психологического благополучия подростков из полных и неполных семей.
Задачи:
1. Изучить особенности межличностных отношений подростков и их восприятие внутрисемейных отношений;
2. Изучить особенности родительских отношений к подросткам из полных и неполных семей;
3. Выявить особенности психологического благополучия у подростков из полных и неполных семей;
4. Провести сопоставительный анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования: мы предположили, что:
- психологическое благополучие подростков может быть связано с особенностями внутрисемейных отношений;
- психологическое благополучие подростков может быть связано с особенностями родительских отношений.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 302.