Методика «Шкала психологического благополучия Рифф»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика «Шкалы психологического благополучия» (ШПБ) — это адаптированный русскоязычный вариант опросника «The scales of psychological well-being», предложенного К. Рифф. Основной причиной создания данной методики являлась необходимость получения опросника, который, с одной стороны, позволил бы подвергнуть эмпирической проверке основные положения вышеозначенной теории, а с другой — являлся бы надежным и практичным методом, который можно было бы применять для различных исследований в рамках данной концепции.

Существует несколько вариантов опросника. Наиболее распространенная версия содержит 84 пункта, при этом на каждую из шести шкал приходится по 14 утверждений. Помимо этого, разработаны также версии методики, содержащие 120, 54 и 18 пунктов.

Бланк методики представляет список утверждений. Испытуемому необходимо выразить степень своего согласия или несогласия с тем или иным утверждением, поставив отметку на шкале, содержащей шесть возможных градаций - от «Абсолютно согласен» до «Абсолютно не согласен». Респонденту необходимо выбрать наиболее подходящую градацию и зачеркнуть ее кружочком или подчеркнуть.

Обработка результатов сводится к подсчету набранных баллов и переводу баллов в нисходящую шкалу в тех случаях, когда пункт имеет обратную связь с базовой характеристикой благополучия. Набранные баллы суммируются в следующие шкалы: «Самопринятие», «Автономия», «Управление средой», «Личностный рост», «Позитивные отношения с окружающими», «Цели в жизни». Кроме этого, рассчитывается индекс общего психологического благополучия. Он определяется путем суммирования баллов, полученных по всем шести шкалам теста. Расчет индекса общего психологического благополучия расширяет психодиагностические возможности методики, а также упрощает процесс анализа и сопоставления экспериментальных данных.

     Интерпретация шкал:

 

     - Шкала «Позитивное отношение».

     Испытуемый, набравший наименьший балл, имеет ограниченное количество доверительных отношений с окружающими: ему сложно быть открытым, проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях, как правило, он изолирован и находится в состоянии фрустрации; не желает идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими.

       Респондент, набравший наибольший балл, имеет удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими; заботится о благополучии других; способен сопереживать, допускает привязанности и близкие отношения; понимает, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.

 

     - Шкала «Автономия».

       Высокий балл по данной шкале характеризует респондента как самостоятельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом; самостоятельно регулирует собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериями.

       Респондент с наименьшим баллом - зависит от мнения и оценки окружающих; в принятии важных решений полагается на мнение других; поддается попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.

   

     - Шкала «Управление средой».

       Высокий балл указывает на то, что респондент обладает властью и компетенцией в управлении окружением, контролирует всю внешнюю деятельность, эффективно использует предоставляющиеся возможности, способен улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей.

      Низкий балл набирают респонденты, испытывающие сложности в организации повседневной деятельности, чувствующие себя неспособными изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно относящиеся к предоставляющимся возможностям, лишенные чувства контроля над происходящим вокруг.

 

     - Шкала «Личностный рост».

    Наибольший балл набирают респонденты, обладающие чувством непрекращающегося развития, воспринимающие себя «растущим» и самореализовывающимся, открытые новому опыту, испытывающие чувство реализации своего потенциала, наблюдающие улучшения в себе и своих действиях с течением времени, изменяющиеся в соответствии с собственными познаниями и достижениями.

    Респондент с наименьшим баллом - осознает отсутствие собственного развития, не испытывает чувства улучшения или самореализации, да и не стремится к нему, испытывает скуку и не имеет интереса к жизни, ощущает неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение.

 

   - Шкала «Цели».

   Испытуемый с высоким баллом по этой шкале имеет цель в жизни и чувство направленности; считает, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл; придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет намерения и цели на всю жизнь.

  Испытуемый с низким баллом - лишен смысла в жизни; имеет мало целей или намерений; отсутствует чувство направленности, не находит цели в своей прошлой жизни; не имеет перспектив или убеждений, определяющих смысл жизни.

      - Шкала «Самопринятие».

Наибольший балл характерен для человека, который позитивно относиться к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое.

Респондент с наименьшим баллом - не доволен собой, разочарован событиями своего прошлого, испытывает беспокойство по поводу некоторых личных качеств, желает быть не тем, кем он или она является.

 

Методика Рене Жиля

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля.

Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Основная ее задача — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.

Интерпретация результатов методики. В ходе интерпретации, особое внимание уделялось следующим признакам:

- Местоположение детей относительно родителей.

-  Разделение предметами, людьми или расстоянием. ü Местоположение ребенка (в центре взаимодействия с другими детьми или нет).

-  Комментарии ребенка, описание его реакции

 

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин

Цель: выявление родительского отношения у  матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Материал: бланк с утверждениями. Организация: индивидуальная. Процедура исследования: стандартная.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: «принятие-отвержение», «кооперция», «симбиоз» (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), «авторитарный контроль», «отношение к неудачам ребенка». В тесте-опроснике 61 вопрос, на которые нужно отвечать согласием или несогласием.

Интерпретация шкал.

Высокие баллы по шкале «принятие—отвержение» (от 24 до 33) говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени, активно участвует в его жизни  и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале ( от 0 до 8) говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка, вымещая на нем свою неудовлетворенность жизненными ситуациями .

Высокие баллы по шкале «кооперация» ( 7-8 ) говорят о том, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале ( 1-2) балла говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию, не позволяет ребенку проявить себя   и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз»(от 6 до 7) позволяют сделать вывод о том, что у взрослого отсутствует психологическая дистанцию между собой и ребенком, взрослый старается всегда быть ближе к ребенку, стремится удовлетворить его основные разумные потребности. 1-2 балла говорят о том, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится.

Высокие баллы по шкале «контроль»( 6-7) показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю, ребенок практически не имеет право голоса. Низкие баллы по этой шкале (1-2)  свидетельствуют о том, что взрослый практически не контролирует действия ребенка. Наилучшим вариантом оценки взаимодействия взрослого человека и ребенка  по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка»(7-8) признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, не заслуживающими внимания и он игнорирует их. Низкие баллы по этой же шкале (1-2) свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными, верит в него и своей верой вдохновляет ребенка.

Первичные данные были подвергнуты статистической обработке с помощью программы Statistic 6.0 forWindows с использованием следующих методов:

1.Корреляционный анализ по К. Пирсону использовался для выявления взаимосвязи между показателями по методикам.

2. φ критерий Фишера. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

   Метод φ (угловое преобразование фи) получил широкое распространение в отечественной психологии под именем «угловое преобразование Фишера» .
    Принцип метода состоит в преобразовании процентов (долей) в величину φ, распределение которой близко к нормальному.
Формула углового преобразования: φ = arcsin √ p , где p - процент, выраженный в долях единицы.

Формула для оценки значимости различий долей (процентов): φ* = (φ1 - φ2) √ n1*n2/(n1+n2) , где n1 и n2 - объемы выборок.

Ограничения применимости критерия.
Сопостовимые доли p1, p2 ≠ 0.
В численности двух выборок рекомендуется соблюдать следующие соотношения:

 

  • если в одной выборке 2 наблюдения, во второй должно быть не менее 30: n1=2→n2≥30;
  • n1=3→n2≥7;
  • n1=4→n2≥5;
  • при n1, n2≥5 возможны любые сопоставления.

Гипотезы:
Н0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.
Н1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

 









Дата: 2019-12-10, просмотров: 749.