Понятие психологического благополучия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение факторов психологического благополучия в настоящее время является актуальным направлением в зарубежной и отечественной психологии. Понятие «благополучие» часто используется в медицине, экономике, биологии, философии и педагогике, но «до сих пор более 60% работ, в названиях которых встречается слово «благополучие», относятся к вопросам экономики и только менее 5% составляют работы по психологии» [8].

 Благополучие – это многогранное понятие. Смысловое значение слова «благополучие» в психологическом словаре -  это «спокойное и счастливое состояние» [65]. Так же данный термин используется в качестве синонима счастья, благоприятного психического и физического состояния.

Количество исследований в области психологического благополучия в последние 60 лет неуклонно растет. Изучение психологического благополучия является частью различных социальных дисциплин. Необходимо отметить, что возрастающий научный интерес к проблеме психологического благополучия существует и в различных направлениях психологии [58].

 При знакомстве с различными исследованиями мы отмечаем, что сегодня феномен благополучия описывается в интегративной и динамичной концепции, которая включает в себя субъективные, социальные и психологические аспекты.

Рассматривая исторические предпосылки изучения благополучия, следует отметить два подхода, в основе которых лежит трактовка психологического благополучия:

- гедонистическая традиция, которая подчеркивает такие конструкции как счастье, положительное и негативное влияние, удовлетворенность жизнью;

- эвдемонистическое учение, в котором подчеркивается позитивное психологическое функционирование человека и его развитие [56].

В настоящий момент нет единого общепринятого мнения о том, как соотносятся между собой понятия субъективного и психологического благополучия; субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью; субъективного благополучия и счастья. Например, ряд исследователей (К. Рифф, Э. Динер, С.Ю. Семенов) считают, что субъективное благополучие является составляющей психологического благополучия, в то время как существует мнение (Н.К. Бахарева, Л.В. Куликов, М.В. Соколова, Р.М. Шамионов, Г.Л. Пучкова), что психологическое благополучие часть субъективного. Некоторые исследователи используют данные понятия как синонимичные (Н. Брэдбурн, Е.Н. Панина, Е.Е. Бочарова и др.).

Однако, несмотря на различия в подходах, большинство исследователей полагают, что психологическое благополучие является многомерной конструкцией.

Первые упоминания об исследованиях в области психологического благополучия как самостоятельной категории мы находим в зарубежных трудах, теоретическую базу для которых в 1969 году составили работы Нормана Брэдбурна. Он впервые вводит понятие «психологическое благополучие» и отождествляет его с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Его работы ознаменовали уход от психиатрической практики к изучению психологических реакций простых людей в их повседневной жизни. Его суждения вытекают из заинтересованности в том, как люди справляются с ежедневными трудностями, с которыми они сталкиваются [8].

Автор отмечал, что психологическое благополучие, которое также упоминается как счастье, – это переменная, имеющая первостепенное значение, и связывал свою трактовку психологического благополучия с идеями Аристотеля об эвдемонии, согласно которой, наивысшим благом для человека является счастье. Исследование Н. Брэдбурна было сосредоточено на различиях между положительными и отрицательными аффектами. Человек будет обладать высоким уровнем психологического благополучия в той степени, в которой он будет иметь доминирование положительных эмоций над отрицательными [8].

В своих исследованиях Н. Брэдбурн отмечает, что «он не подразумевает под понятием психологическое благополучие ряд других понятий, таких как самоактуализация, самооценка, автономия, но, в то же время, возможно, эти понятия имеют области взаимного пересечения». Н. Брэдбурн создал модель структуры психологического благополучия, которая представляет собой баланс, достигаемый переменным преобладанием двух видов аффекта – негативного и позитивного [8].

Американский психолог, основоположник позитивной психологии М. Селигман, считает, что объектом исследования должны стать «сильные стороны человека, его созидательный потенциал и позитивное функционирование; в качестве новой цели психологии выдвинул благополучие личности или процветание» [цит. по 12]. Данный автор отмечал, что теория благополучия – теория добровольного выбора, а элементы благополучия – это то, что выбирают люди самостоятельно. Каждый элемент, по мнению М. Селигмана, должен удовлетворять трем критериям:

1. Способствовать благополучию;

2. Представлять для многих людей самостоятельную ценность, а не средство для достижения целей;

3. Поддаваться описанию и измерению независимо от других составляющих (самостоятельность) [цит. по 12].

Описанным критериям соответствуют следующие критерии, составляющие благополучие:

- положительные эмоции;

- достижения;

- хорошие отношения с людьми;

- вовлеченность;

- смысл.

Автор разобрал благополучие на «осуществимые условия»: позитивные эмоции, вовлеченность и смысл жизни, а основной человеческой потребностью провозгласил счастье [12].

Наиболее близким понятием к психологическому благополучию является субъективное благополучие. О субъективном благополучии впервые упоминает Э. Динер, находящийся у истоков позитивной психологии. Его авторское понимание субъективного благополучия очень близко к концепции Н. Брэдбурна, но психологическое благополучие в его исследованиях становится частью субъективного, которое, по его мнению, состоит из трех основных компонентов: приятные и неприятные эмоции (эмоциональная сторона самопринятия), и интеллектуальная оценка жизни (когнитивная стороны самопринятия) [16].

Так же автор полагал, что в основе интеллектуальной оценки лежит эмоциональная, которая и окрашивает ее. Соответственно, высоким уровнем субъективного благополучия будет являться такое состояние, когда человек в большинстве случаев испытывает удовлетворение от жизни, минимизируя негативные чувства [16].

Анализируя существующие на момент исследования данные, Э. Динер выделил следующие признаки субъективного благополучия:

1. Субъективность – благополучие существует внутри индивидуального опыта;

2. Позитивность измерения – наличие позитивных показателей в субъективном благополучии;

3. Глобальность измерения – субъективное благополучие обычно включает глобальную оценку всех аспектов жизни личности в период от нескольких недель до десятков лет [7].

В своих исследованиях Э. Динер и Ю. Су обосновали, что субъективное благополучие состоит из трех взаимосвязанных компонентов: удовлетворенность жизнью, положительное влияние и отрицательный аффект. Позитивный и негативный аффект являются двумя независимыми измерениями, и различия между ними также могут являться индикаторами степени психологического благополучия. Аффективная сторона относится к приятным и неприятным настроениям и эмоциям, в то время как удовлетворенность жизнью относится к когнитивной составляющей [цит. по 25].

Одну из первых моделей психологического благополучия создаалаК. Рифф. Автор считала, что, во-первых, благополучие не должно быть ограничено только медицинскими или биологическими описаниями, а во-вторых, психологическим теориям благополучия в то время не хватало эмпирической строгости – они не были проверены [42].

В своих ранних работах К. Рифф определила аспекты, представляющие собой психологическое благополучие:

- автономия;

- экологическое мастерство;

- позитивные отношения с другими людьми;

- цель в жизни;

- реализация собственного потенциала;

- самопринятие.

В более поздних исследованиях были добавлены способность к достижению цели, счастье и удовлетворенность жизнью [41, 42].

Для того чтобы построить теорию, которая соединяет в себе философские вопросы и психологические аспекты, К. Рифф проанализировала теории, описывающие благополучие, от Аристотеля до Дж.С. Милля, от А. Маслоу до К. Юнга. Она определила то, что сближает большинство теорий, и эти совпадения в интерпретации феномена дали ей основу для создания собственной модели психологического благополучия [8].

Главное отличие модели психологического благополучия К. Рифф заключается в том, что благополучие носит ногогранный характер, включая в себя не только счастье или положительные эмоции. Многие из психологических теорий рассматривают положительную самооценку в качестве основополагающего фактора психического здоровья, характеристику самоактуализации (А. Маслоу), оптимального функционирования (К. Роджерс) и зрелости (Г. Олпорт). В модели К. Рифф подчеркивается важность принятия себя, в том числе и прошлой жизни (Э. Эриксон, А. Нойгартен). Процесс индивидуации (К. Юнг) подчеркивает необходимость согласия с «темной» стороной самого себя (теневой). Таким образом, и формулировка целостности «Эго» Э. Эриксона и юнгианская индивидуализация подчеркивают необходимость самопринятия, что гораздо более широкое понятие, чем стандартные виды самооценки [59].

Все вышеперечисленные перспективы описывают межличностную сферу как центральный элемент позитивной и хорошо прожитой жизни. Так, Б. Рассел рассматривал любовь как один из источников счастья. В то время как А. Маслоу описывал самоактуализированную личность как имеющую сильные чувства эмпатии и любви ко всем людям. Теплые отношения к другим были поставлены в качестве критерия зрелости в работах Г. Олпорта, а Э. Эриксон подчеркивал важность достижения тесных союзов с другими (интимности) во взрослых стадиях развития личности [33].

Попав в волну интереса к тестированию в западном мире, модель К. Рифф прошла неоднократную «проверку на прочность». В течение 1990-х годов был проведен целый ряд «региональных» исследований модели, которая получила свою эмпирическую поддержку в Испании, Колумбии, в Швеции и в Гонконге [цит. по 52].

Модель психологического благополучия К. Рифф вызвала большой научный интерес к феномену психологического благополучия. Психологи активно стали разрабатывать новые критерии, расширяя тем самым понятийное пространство психологическое благополучие. В частности, К. Йоронен и П. Астедт-Курки выделили следующие социально-психологические факторы благополучия:

1. Безопасность и комфортность домашней среды;

2. Атмосфера любви, характеризующаяся семейными радостями, близостью и гармонией;

3. Открытость и доверительность межличностных взаимосвязей;

4.Родительский контроль и включенность в жизнь детей или подростков;

5. Чувство значимости в семье;

6. Семейная поддержка отношений с людьми и видов деятельности детей за границами семьи [50].

Психологическая наука выдвинула еще одну значимую составляющую в структуре психологического благополучия – качество жизни. Более 30 лет назад Д. Шин и Д. Джонсон заявили, что психологическое благополучие – это глобальная оценка качества жизни человека по его собственным выбранным критериям. Данная точка зрения до сих пор находит свое отражение в современной литературе [56].

Термин «психологическое благополучие», широко используемый в зарубежной психологической литературе, в отечественной психологии появился совсем недавно.

В России проблема психологического благополучия до недавнего времени практически не изучалась, хотя имеет глубокие исторические корни и тесно связана с существованием самой идеи личности. В России существует традиционный приоритет духовных ценностей, свойственный вообще русской культуре. Исторический контекст оказал прямое и косвенное влияние на способы существования личности, теоретическую, методологическую и эмпирическую трактовку [62].

Оценка человеком своей жизни, его психологическое отношение к ней являлись темой многих философских исследований. Длительный период именно «личностное» выступало в виде философской идеи, находя отражение в таких понятиях, как «целостность», «всесторонность развития», «свобода воли», «гуманность», «индивидуальность» и т.д.

В то время, когда западные специалисты активно изучали, что значит счастье в представлении людей, отечественная психология находилась под давлением господствующей идеологии: в поисках признаков «советского человека» и конструировании «советского менталитета». «Советский человек психологически интериоризировал подчинение в качестве условия своей безопасности, он нередко испытывал ощущение угрозы, если кто-либо из его окружения начинал вести себя или думать не так, как другие» [50].

Активность продолжала оставаться наиболее изучаемым аспектом личности. Работы Б.Г. Ананьева положили начало рассмотрения процесса реализации личности в личной и общественной жизни.

В 60–80 гг. XX века отечественные психологи в рамках возрождающейся идеи личности активно исследовали «самоопределение личности в группе» (А.В. Островский), «неадаптивность в индивидуальной деятельности (В.А. Петровский), «выход личности из кризисных ситуаций» (Б.С. Братусь), «смыслообразование» (А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов) и т.д. А.Н. Леонтьев предложил концепцию развития личности, как системного качества индивида [53].

По большому счету, можно сказать, что психологическое благополучие рассматривалось в отечественной психологии косвенно через субъектность. Понятие «субъект» фокусировало внимание на поиске и рассмотрении источников, причин активности в самом человеке (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн). Отечественными исследователями традиционно подчеркивается необходимость осмысленности, насыщенности и продуктивности жизни для ощущения человеком благополучия (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский).

Благополучие является категорией субъектности человека, в которой слиты воедино и оценка, и восприятие, и соотнесение, и иные процессы, обусловленные внешними и внутренними детерминантами. Вместе с тем, как заметил В.Э. Чудновский, необходимо признать, что своеобразный, специфически целостный внутренний мир человека, имеющий свои закономерности, свои тенденции развития, возникает на основе объективных связей и условий [51].

С другой стороны, объективация внутреннего мира в поведении, деятельности, по сути, и становится основой для переживания благополучия или неблагополучия. Как отмечал Б.Ф. Ломов, в социальной психологии субъективность раскрывается через анализ личности, прежде всего личностных отношений индивида к социальным событиям [33].

И только в последнее десятилетие XX века открываются новые грани. Личность рассматривают в контексте свободы, ответственности, развития и бессмертности. Центральной стала идея не констатации у личности неких ценностей и мировоззрения, а выявление того, как человек решает проблемы и задачи, которые ставит перед ним жизнь. На этом этапе предметом психологического исследования становится изучение осмысленности жизни, научный поиск базируется на идеях Л.C. Выготского о структурном и смысловом строении сознания, представлениях о строении смысловой сферы личности, сформулированных в работах А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, положениях о психологической сущности феномена смысла жизни, выдвинутых в работах В. Франкла, понимании осмысленности жизни, предложенном Д.А. Леонтьевым [30].

Современные исследователи все чаще обращаются к роли личности, ее активности в достижении благополучия. Это связано с постепенным переходом от образа пассивной личности, полностью управляемой внутренними диспозициями и внешней стимуляцией, к образу активной личности, ставящей цели и стремящейся к их достижению [50].

Среди отечественных психологов можно назвать следующих ученых, исследования которых связаны с изучением различных аспектов психологического благополучия (Н.К. Бахарева, А.Е. Созонтова, П.П. Фесенко), субъективного благополучия (Е.Е. Бочарова, М.Ю. Бояркин, А.И. Донцов, Л.В. Куликов, С.А. Минюрова, Е.Б. Перелыгина, А.М. Рикель, Р.М. Шамионов, Е.Ф. Ященко и др.), удовлетворенности жизнью (М. Бельски, Т.В. Бескова, И.А. Джидарьян, Е.В. Дугина, А.Л. Журавлев, К.В. Костенко, Л.В. Куликов, Т.К. Терра, Р.М. Шамионов, А.В. Юревич и др.).

Активно исследуются факторы, определяющие психологическое благополучие личности: обнаружены связи с осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), ценностно-смысловыми образованиями (Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов), суверенностью психологического пространства (Е.Н. Панина), толерантностью личности (Н.К. Бахарева), этнопсихологическими особенностями (Р.М. Шамионов), средовыми условиями (О.С. Ширяева), профессиональной деятельностью (И.В. Заусенко, Р.М. Шамионов, Е.Ф. Ященко), определена его специфика в пожилом возрасте (Ю.Б. Дубовик), предложена психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности (О.А. Идобаева).

Глубокий анализ литературных данных позволил определить уровень и направленность современной психологической исследовательской практики в этой области и выделить психологическое содержание и основные характеристики феномена благополучия. Мы исходим из того, что психологическое благополучие включает в себя следующие компоненты:

1. Инстинктивное стремление к положительным эмоциям (так, в качестве предикторов и источников благополучия, как правило, рассматривается генетическая предрасположенность);

2. Инстинктивно-сознательное избегание отрицательных эмоций;

3. Сознательное, рациональное, целеориентированное стремление к удовлетворенности жизнью [25].

Вектор психологического благополучия – это вектор смыслоориентированности, целеориентированности на самопринятие, самореализацию и позитивный выбор. Этот тезис подтверждается, прежде всего, тем, что в современной отечественной психологической науке личность рассматривается не как пассивная игрушка воздействующих на нее внешних сил, а как активный субъект, влияющий на свою жизнь и деятельность. Кроме того, благополучие – это динамичная концепция, которая включает в себя субъективные, социальные и психологические аспекты. Также следует отметить, что позитивный и негативный аффекты представляют собой два независимых измерения, и разница между ними также может являться индикатором степени психологического благополучия. Более того, положительные эмоции не усиливаются с исчезновением отрицательных; благополучие связано с балансом между ними, а не с отсутствием неблагополучия [8; 50].

Методологическое осмысление определения благополучия поднимает важный вопрос о связи субъективного и психологического благополучия, который достаточно активно обсуждается в последние годы в научной литературе.

Большой научный интерес представляют исследования, касающиеся изучения структуры благополучия, они показали, что эта конструкция включает в себя как гедонистические, так и эвдомонистические компоненты [43].

Например, степень, в которой люди испытывают удовольствие, влияет на суждения о желательности и моральной благосклонности жизни. Так, анализ ответов испытуемых на открытые вопросы, касающиеся природы благополучия и счастья (например, «Что такое для вас счастье?») показывает, что люди, как правило, рассматривают их как гедонистически ориентированные факторы (например, «находиться в хорошем настроении»), так и эвдомонистически ориентированные факторы (например, «быть тем, кем я хочу быть»), что в комплексе дает ощущение благополучия [31].

Важно отметить, что субъективное благополучие в большей степени является гедонистически ориентированным показателем благополучия, в частности: положительный аффект и удовлетворенность жизнью. В противоположность этому, психологическое благополучие больше относится к эвдемонистически ориентированному показателю благополучия, в частности: личностный рост, экологическое мастерство, самопринятие, позитивные отношения, автономия и цель в жизни [25].

Более поздние исследования с использованием факторно-аналитических подходов, описывают психологическое благополучие, состоящее из следующих компонентов:

-опыт удовольствия;

-предотвращение отрицательного опыта;

-саморазвитие;

-личностный вклад [6].

Полученные результаты демонстрируют поразительно схожие результаты, которые дополняя друг друга, оказывают влияние на познание, цели и поведение человека. Таким образом, несмотря на то, что традиции изучения психологического и субъективного благополучия развивались по отдельности, появляется все больше доказательств существования связи между ними [12].

Субъективное и психологическое благополучие связаны в гораздо большей степени, чем это предполагалось ранее [16].

Между психологическим и субъективным благополучием можно выделить два основных отличия:

-Психологическое и субъективное благополучие различаются, прежде всего, гранями позитивного психологического функционирования. Например, меры благополучия в субъективном благополучии – счастье, удовлетворенность жизнью; в психологическом – личностный рост, открытость опыту и зрелость.

-Субъективное благополучие предполагает в большей степени краткосрочные состояния, тогда как психологическое благополучие связано с более долгосрочными последствиями [69].

Многие авторы утверждают, что субъективное благополучие может быть предпосылкой психологического благополучия, ссылаясь на то, что положительное влияние субъективного благополучия приводит к тому, что люди сообщают о более высоком уровне удовлетворенности жизнью [67].

Алан Уотерман отмечал асимметрию отношений между субъективным и психическим благополучием. Он утверждал, что положительное влияние не может лежать в основе благополучия, вопреки мнению других исследователей, которые утверждают, что благополучие – это, по своей сути, просто положительное влияние [59].

Следует отметить современную тенденцию к сближению различных подходов к пониманию феномена благополучия.

Однако, можно утверждать, что в психологии сложилась традиция определять и эмпирически измерить психологическую сторону благополучия при помощи использования критериев и индикаторов субъективного благополучия, игнорируя ее связь с психологическим благополучием. На текущий момент как в отечественной, так и в зарубежной психологии доминирует количество исследований субъективного благополучия [50].

Также стоит отметить, что значительная часть эмпирических работ, представленных на сегодняшний день, не являются длительными и систематическими исследованиями, что затрудняет возможность изучения долгосрочных последствий и отличий между субъективным и психологическим благополучием [56].

Несмотря на серьезную методологическую и теоретическую обоснованность подходов, которые определяют психологическое благополучие с различных позиций, наблюдается тенденция к объединению различных теорий и комплексному изучению феномена благополучия.

Многие исследователи приходят к заключению, что данные понятия тесно взаимосвязаны [47, 52].

Хотелось бы отметить, что наиболее верным подходом в изучении психологической стороны благополучия является совмещение в единую концепцию как субъективного, так и психологического благополучия, которые могут не только дополнять друг друга, но и компенсировать слабые стороны своих подходов. Кроме того, обогатить концепцию благополучия может включение в поле рассмотрения таких критериев:

-влияние на психологическое благополучие такого мощного стрессора, как неопределенность;

-определение групповых особенностей психологического благополучия;

-изучение взаимосвязи психологического благополучия и психологической безопасности [37].

Однако, несмотря на большие достижения в изучении психологического благополучия в зарубежной и отечественной психологии, многие исследовательские вопросы, касающиеся последствий влияния благополучия на последующее поведение человека, остаются без ответа.

Несмотря на то, что экспериментальные манипуляции, направленные на изменение психологического благополучия уже существуют, тем не менее, эти исследования не учитывают последствий долгосрочных изменений. Поэтому главной задачей будущих исследований должно стать выявление причин, вызывающих долгосрочное повышение психологического благополучия [31].

До сих пор остаются нерешенными вопросы:

1. Каковы механизмы, ведущие от психологического благополучия к улучшению здоровья или социальных отношений?

2. Существует ли этот эффект во всех культурах, или он встречается преимущественно в культурах, которые высоко ценят психологическое благополучие своих граждан?

И, наконец, исследователи должны изучить оптимальный уровень психологического благополучия, который связан к продуктивной деятельностью личности [26].

Необходимы дополнительные изыскания с использованием точных методов исследований, в том числе экспериментальных, квазиэкспериментальных и лонгитюдных [16].

Научные данные по изучению психологического благополучия могут быть использованы во многих областях социальных наук. Тот факт, что психологическое благополучие не является однозначным, что это многомерное понятие, также имеет ряд последствий для многих областей психологии. Наука о благополучии может помочь обществу выйти за рамки политических пристрастий и принять психологический подход, который делает граждан более счастливыми [11].

Таким образом, психологическое благополучие- это интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении удовлетворенности собственной жизнью, включенности в жизнь, в том числе и степени неудовлетворенности, выражающееся в разочаровании в жизни, жизненной пассивности и излишней угнетенности беспокойством о будущем.

Есть основания предполагать, что в предстоящие годы исследования психологического благополучия станут более интегрированы в различные направления психологии и другие отрасли научного знания.

 

Особенности подростков

Границы подросткового возраста приблизительно совпадают с обучением ребят в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-15 лет, но фактическое наступление подросткового возраста может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позднее.

Успех учебно-воспитательной работы с подростками зависит от знания, понимания и учета их возрастных психологических особенностей. Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности и личности и, вследствие этого. требует решительных (хотя и постепенных) перемен в формах отношений, организации работы, управления со стороны взрослых.[1].

Подростковый возраст является более сложным для обучения и воспитания, чем младший и старший. Сам процесс превращения подростка во взрослого труден, ведь он связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сформировавшихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.

Проблемы, связанные с обучением и воспитанием учеников подросткового возраста, в том и состоят, что очень важно понять необходимость поменять старые способы обучения и воспитания, изменить успешные в прошлом формы воздействия и влияния на подростков, в частности формы контроля и помощи в их жизни и деятельности.

В данном возрасте многие зарубежные специалисты по психологии и педагогике самым главным считают проявление подсознательного стремления к самоутверждению.

С общим ростом более осознанного отношения к действительности у подростков заметно повышается сознательное отношение к учению.

Задача учителей и педагогов – для начала, всемерно развивать уже проявившиеся способности, и конечно, создавать условия для интенсивного формирования интересов и способностей всех школьников [10].

Ключевые новообразования этого возраста – открытие «Я», появление рефлексии, осознание собственной индивидуальности.

Один из главных элементов подросткового возраста - формирование самосознания, самомнения и самооценки, возникновение острого интереса к себе самому. Подросток желает разобраться в себе и в тех все больше усложняющихся отношениях, которые связывают его с миром вокруг [15].

Явное появление характера занимает существенное место. Подросток стремится как можно быстрее стать взрослым, что  заметно сказывается на его стремлении к самостоятельности, на желание добиться того, чтобы взрослые считались с его мнением и перестали думать о нем как о ребенке. Отсюда тяга к известной независимости и самостоятельности, иногда - болезненное самолюбие, обидчивость, острая реакция на поползновения взрослых умалить достоинство взрослеющего подростка.

Как раз в подростковый период ребенок постепенно, изо дня в день входит в мир взрослых. И в жизни подростка, и в нем самом происходит большое количество перемен: изменяется как его объективное положение в семье и в школе, так и его самосознание.

Б.С. Волков выделяет следующие особенности подросткового возраста:

- Повышенная по сопоставлению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов.

- Интенсивная социализация, сменяющая противопоставление себя взрослому обществу, свойственное подросткам. Это, в свою очередь приводит к появлению более сильных негативных реакций и эмансипированного поведения со стороны детей, и к попыткам родителей усилить свой контроль. В итоге и дети, и родители переживают целый комплекс различных личностных проблем, увеличивающий их тревожность [10].

Подросток приходится за короткое время отыскать решение основных задач дальнейшего развития. Основная сложность заключается в том, что эти задачи, не смотря на множество разных социальных институтов, способных оказать ему помощь в этом, человек в период взросления должен решать самостоятельно [29]. В то время как «движение» личности подростка в процессе решения этих задач всякий раз противоречиво, конфликтно, напряженно.

Некоторая универсальность задач становления в подростковом возрасте позволяет обнаружить типичные особенности развития личности подростка, впрочем, обстоятельства, при которых каждое следующее поколение вынужденно решать эти задачи, могут значительно различаться. Это касается социальных целей и ценностей, социально-педагогических критериев обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической ситуации в стране и регионе.

Подростковый возраст считается наиболее чувствительным к формированию ценностных ориентаций, потому как способствует становлению миропонимания и личного отношения к реальности вокруг.

Для подросткового периода характерны волнение, беспокойство, тревога, раздражительность, враждебность, противоречивость эмоций и чувств, меланхолия, снижение работоспособности и мотивации к учебе.

Положительные проявления выражаются в том, что у подростка начинают появляться свои новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, новое понимание многих обыденных вещей. Важными процессами переходного возраста считаются: расширение актуального мира личности, круга его общения, групповой принадлежности и появление значительно большего числа людей, на которые она ориентируется. Для подросткового возраста считается типичным внутренняя противоречивость, неопределенность уровня требований, повышенная робость и в то же время враждебность, предрасположенность принимать крайние позиции и точки зрения.

Преодоление проблем наступает при столкновении подростка с опасностями, угрозами или же притязаниями, которое протекает в три стадии: первичная (когнитивная и аффективная) оценка происходящего, вторичная оценка иных вероятностей разрешения проблемы и третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор новых вариантов поведения [1].

Самосознание подростка как новообразование возраста содействует наиболее глубокому пониманию других людей. Социальное становление и развитие, которое содействует образованию личности, приобретает в самосознании опору для последующего развития.

По мнению Н.А. Джанибековой формирование самосознания плотно связано с развитием представлений о времени. У подростка складывается представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу. Впрочем, впоследствии чувство личностной идентичности подразумевает среди всего прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различными ситуациями неопределенности. Идентичность, таким образом, базируется на понимании временной протяженности: «Я» обхватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя важные и значимые выборы среди вероятных возможностей развития личности [14].

В подростковом возрасте в одно и то же время с физическими переменами происходит серьезная перестройка психики, собственно, что обуславливается не только физиологическими причинами, но в большей мере психосоциальным воздействием. Стремление подростка сравнивать себя со сверстниками обуславливает его особое внимание к собственному телу, что вызывает беспокойство, тревожность и конфликтные реакции на замечания, касательно внешности. Подростки расположены к переоценке действительных и надуманных отклонений от нормы, по отношению к собственному телу тем более.

По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные представления начинают выступать как взаимное согласование оценки других и самомнения, цели становления подростков начинают приобретать наиболее оформленный и общественный характер.

М.К. Кадырова [20] схему целей становления в подростковый этап развития представляет таким образом:

- Общее психологическое созревание - от деструктивных эмоций и низкого уровня уравновешенности и конструктивности к конструктивным эмоциям и большей уравновешенности, от личной субъективной к беспристрастной интерпретации ситуации; от избегания инцидентов к их разрешению;

- Кристаллизация интересов к другому полу - от внимания к тому же полу к вниманию к противоположному полу; от смущавшего ощущения сексуальности к осознанию факта половой зрелости;

- Социальное созревание - от ощущения нерешительности в группе других подростков к достижению уверенности; от подражания к экспансии; от девиантного поведения в обществе к согласию с ним;

- Освобождение от всепоглощающей опеки взрослых - от поиска помощи во всем у родителей к вере и опоре на свои личные силы;

- Интеллектуальное созревание - от веры в авторитеты к поиску фактов и доказательств; от фактов к объяснениям; от бессчетных поверхностных интересов к нескольким неизменным;

- Проведение свободного времени - от внимания преимущественно к личным играм, где возможно продемонстрировать свои умения, к вниманию к коллективным играм; от внимания почти ко всем известным играм к вниманию только к некоторым;

- Формирование актуальной философии - от равнодушия к общественным заданиям к интересу и участию в них; от влечения к наслаждению к появлению поведения, основанного на чувстве долга.

В связи с тем, что цели становления детей подросткового возраста начинают приобретать более оформленный и социальный характер, можем отметить следующие тенденции общественного становления личности в подростковом возрасте [30]:

- Развитие когнитивных и психологических функций ведет к тому, что подростки начинают пользоваться появляющимися у них способностями в форме критики, колебаний и противостояния ценностям, установкам и действиям взрослых;

- В процессе социализации в большей степени группа сверстников заменяет родителей и является референтной группой;

- Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к тому, что эмоциональные связи подростка с родителями ослабляются и их заменяют отношения с другими людями, которые влияют на личность подростка как целое в значительно меньшей мере, однако взаимоотношения с этими людьми формируют различные формы поведения;

- Ослабление воздействия семьи отображается не на всех формах поведения, позициях и установках. Но у множества подростков родители как центр ориентации и идентификации отступают на второй план, однако так можно сказать не обо всех областях жизни;

- Несмотря на сокращение воздействия семьи на этапе взросления подростка, она все же остается совершенно необходимой группой для подростка.

Общение молодых людей считается специфической формой воспроизведения отношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах таких отношений и их освоения.

Также подростковый возраст можно охарактеризовать ярко выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими перепадами настроения. Бурные вспышки чувств у подростков не редко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироничным отношением к окружающим. Предрасположенность к самоанализу, рефлексии зачастую содействует легкости появления подавленных состояний «вплоть до суицидального поведения» [21]. Целеустремленность и напористость может сочетаться у подростков с импульсивностью и неустойчивостью, завышенная самоуверенность и крайняя убежденность в суждениях сменяются почти с ранимостью и явной неуверенностью в себе. Потребность общаться - желание побыть в одиночестве, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, неподдельная нежность, ласковость имеют все шансы резко сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.

Подростковый возраст – это такое время, когда формируется жизненная позиция, моральные убеждения, основа ценностей, происходит наиболее серьезное и осознанное отношение к моральным нормам. В это время под воздействием всей находящейся вокруг жизни начинают складываться нравственные эталоны и миропонимание подростка. В данный этап жизни складывается осмысленное отношение к собственным необходимостям и возможностям, желаниям и мотивам поведения, тревогам и мыслям. Самосознание выражается еще и в эмоционально-смысловой оценке собственных личных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности целей и действий.

Так как поиск собственной идентичности для подростка является центральной задачей  периода взросления, конфликтным моментом в данном случае считается трудность согласования личных переживаний, переживаний людей вокруг и приспособления к общепризнанным нормам. В этот момент особенную трудность создают ситуации принудительной изоляции, когда слишком остро ощущается дефицит общения и социальных норм, порождающий неадекватное поведение.

Становление личности по критериям природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подростков более важной становится область общения со сверстниками.

Итак, для подростков становится необходимым:

- Умение знакомиться с человеком, который нравится;

- Свободно ощущать себя в группе, разделяя общепризнанные нормы и интересы важной для его группы;

- Чувствовать, что при всем этом он не утрачивает своей индивидуальности, а имеет возможность формулировать и высказывать свои мысли и выражать чувства;

- Желание, чтобы его взрослость была видна всем окружающим;

- Желание, чтобы его форма поведения не казалась детской;

- «Героем», образцом для подражания у подростка будет считаться активный, целеустремленный, успешный человек;

- Подросток склонен фантазировать и мечтать;

- В группе молодых людей характерно появление кодексов, сводов правил поведения;

- Подросткам свойственно наблюдение за поведением взрослых и его обсуждение.

В процессе социализации группа сверстников в важной степени заменяет родителей и становится референтной группой. Вследствие этого для нас считается весомым, в какую группу сверстников попадает подросток, какие общественные и нравственные правила и нормы доминируют в выбранной им группе [38].

Не смотря на неполную изученность ведущей деятельности в данный этап становления, можно отметить общий момент среди них. В российской литературе существует, по крайней мере, три варианта определения ведущей деятельности подростков.

Э. Эриксон подчеркнул интимно-личностное общение, заключающееся «в построении отношений с друзьями на базе конкретных морально-этических норм, которые опосредуют действия подростков» [59].

«Построенное на базе совершенного доверия и общности внутренней жизни, личное общение становится той деятельностью, внутри которой оформляются присущие участникам взгляды на жизнь, на отношение между людьми, на свое будущее - одним словом, складываются личностные смыслы жизни».

Т.М. Узорова [49] ведущей назвала деятельность общественно-полезную (просоциальную). «В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в построении новых взаимоотношений с взрослыми, реализуется самостоятельность», - писал он.

В. Ягодникова считает, что общественно-значимой деятельности в чистом облике нет, подобной деятельностью имеет возможность быть художественная, спортивная, общественно-организационная, трудовая, учебная работа, такая деятельность, в которой подросток имеет возможность выразить собственные наилучшие качества или деятельность состязательная [60].

А.А. Реан оценивает различные определения «как указывающие на различные стороны полного авторского действия» [40]. Авторское действие - это конфигурация посредничества, в которой реализуется замысел.

Во всех определениях в какой-то мере присутствует момент «общественности». Для подростков свойственна направленность деятельности на усвоении общепризнанных норм взаимоотношений. А поскольку становление ведущей деятельности «обусловливает важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности подростка, то активность в сфере ведущей деятельности обусловливает эффективную социализацию, эффективное приобретение знаний об обществе и самом себе, развитие навыков и умений, позволяющих найти себя и жить в обществе. Как раз внутри ведущей деятельности «развиваются психические процессы, подготавливающие переход подростка к новой наиболее высокой ступени его развития.

Как раз в ходе деятельности человек ведет взаимодействие с находящейся вокруг реальностью и формируется сам благодаря этому взаимодействию. Характер взаимодействия и продуктивность формирования находится в зависимости от того, какую позицию, активную или пассивную, занимает человек в данном процессе [13].

Активность обусловливается человеческими потребностями. Довольно принципиально, какую позицию в ходе социального взаимодействия он занимает.

Процесс сознательной самодеятельности служит важным источником развития человека. Психологи отмечают, что любая личность становится социально зрелой по мере подключения ее в деятельность.

Посредством деятельности происходит процесс интериоризации, то есть перевод индивидуумом требований общества в составляющие внутренней стороны личности.

Таким образом, легко заметить, что полнота самореализации находится в зависимости от того, насколько активно проявляет себя человек в своей деятельности, от этого так же зависит и богатство его внутреннего мира, и развитие, в общем. Так как «только развитие, побуждаемое самодеятельностью, будет настоящим «собственно» развитием», то личная активность в сфере общественной деятельности станет стартовым фактором для более широкого и продуктивного становления человека.

Под социальной активностью мы понимаем стремление человека к построению отношений с другими людьми, влечение к сохранению данных отношений и их развитию. Социальная активность - это «реализуемая готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека».

Подростковый возраст является важнейшим в становлении личности. В этом возрасте происходит формирования важных механизмов регуляции жизнедеятельности человека, и, прежде всего - самоидентификация, развитие самомнения, самосознания, интериоризация моральных и нравственных норм и ценностей, подросток активно пытается найти для себя смысл жизни - формируются новообразования, обеспечивающие психологическую готовность к самоопределению [45].

Можем отметить главные особенности подростков:

Формирование самомнения, самосознания, острый интерес к самому себе;

- Появляются новые ценности;

- Новообразованием возраста считается самосознание;

- Потребность в пробах различного рода;

- Ведущими видами деятельности можно обозначить социально значимую деятельность, а также установление межличностных отношений;

- Референтная группа - сверстники;

- Закладывается мировоззрение и нравственные идеалы;

- Поиск себя, самоидентификация;

- Формирование новообразований, обеспечивающих готовность к самоопределению.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок очень что становится «трудным». Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 577.