Социальные и психологические аспекты функционирования СВГ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Весьма интересен социальный портрет воспитателя семейной воспитательной группы. Как показал анализ 35 личных дел 19 воспитателей семейной воспитательной группы и 16 претендентов на эту роль из банка данных потенциальных воспитателей (сплошная выборка), чаще всего это люди предпенсионного или пенсионного возраста. 15 из них (43,5%) оказались в возрастной группе 50-60 лет и 2 человека (4,3%) – старше 60 лет. Тем не менее, по 9 воспитателей (26,1%) находились в возрастных группах 30-40 и 40-50 лет соответственно. Молодые люди до 30 лет не изъявляли желания взять на воспитание ребенка. Из этого можно заключить, что во всех «зрелых» возрастных группах есть желающие воспитать ребенка-сироту.

Воспитатель СВГ чаще всего имеет среднее специальное образование (18 человек - 52,9%). Высшее образование имели 8 воспитателей – 23,2%, и почти столько же – 9 человек (23,9%) – среднее. На момент заполнения личных дел, треть воспитателей нигде не работали (все они находились на заслуженном отдыхе). Профессиональная деятельность остальных достаточно разнообразна, хотя и относится преимущественно к сфере физического труда. В числе названных профессий – парикмахер, водитель, продавец, учитель, механик, слесарь, бухгалтер. Отдельно следует отметить, что среди воспитателей СВГ было три человека с педагогическим образованием и двое из них работали в образовательных учреждениях.

Ежемесячный совокупный семейный доход воспитателей не велик – у трети респондентов он оказался в интервале от 5 до 10 тыс. рублей и у такого же количества – от 10 до 20 тыс. рублей. Лишь у каждого шестого воспитателя совокупный семейный доход превышает 20 тыс. руб., и у каждого шестого – не достигает и 5 тыс. руб.

Проживают воспитатели чаще всего в частном домовладении, которое находится у них в собственности; это касается 78% респондентов. Остальные проживают в двухкомнатной и, реже, в трехкомнатной квартире. 

Абсолютное большинство – 26 потенциальных воспитателей состоят в первом браке; у 6 это второй и более брак. Трое вообще никогда не состояли в браке. В половине семей воспитателей СВГ не проживают родные дети, т.к. они уже выросли и живут самостоятельно. В пяти случаях семьи воспитателей оказались бездетными, что и стало причиной принятия ребенка в семью. Каждая десятая семья многодетная – в ней трое и даже четверо кровных детей. В остальных семьях растет двое, а чаще один ребенок. Чаще всего инициативу в создании замещающей семьи проявляют женщины (83%), реже – мужчины – 11%. В остальных случаях инициаторами этого шага становились другие родственники.

В перспективе из 35 воспитателей двадцать четыре хотели бы оформить опеку над приемным ребенком, четверо планируют оформить приемную семью и семеро готовы продолжать сотрудничать с центром в должности воспитателя СВГ по истечению срока договора. Они считают возможным впоследствии снова заключить договор, определяя в свою семью нового ребенка. Решение о заключении договора с воспитателями принимается как с учетом соблюдения формальных анкетных требований и наличия на данный момент свободной ставки воспитателя СВГ, так и с учетом психологической совместимости детей и претендентов на роль воспитателя.

Можно заключить, что воспитателями СВГ становятся представители далеко не самых материально обеспеченных, не слишком профессионально престижных и не самых образованных слоев населения. Это как раз те социальные группы, которые составляют сегодня большинство населения страны, поэтому можно сказать, что перспективы у семейных форм устройства детей-сирот в России неплохие.

Для большинства воспитателей СВГ семья и дети занимают приоритетное место в иерархии ценностей. 66% из них залогом счастливой семейной жизни считают наличие взаимного доверия и уважения в семье, 33% респондентов считают важным вырастить умных и воспитанных детей и 33% уверены, что самое важное – хорошее здоровье всех членов семьи (можно было выбрать несколько вариантов ответов). Поэтому взятый сегодня курс на повышения престижа семейных ценностей может дать в качестве долгосрочного эффекта рост числа граждан, желающих на том или ином основании принять ребенка в семью.

В процессе функционирования СВГ большое значение приобретает помощь службы сопровождения при решении возникающих у семей социальных, педагогических, психологических проблем. В СРЦ Азовского района был проведен опрос воспитателей СВГ для выявления того, какие проблемы у них возникали чаще всего, и кто помогал их решать. Весь срок пребывания ребенка в условиях СВГ был разделен на 3 этапа в соответствии с этапами адаптации ребенка и семьи к новой ситуации.

Самый сложный для новой семейной системы – первый этап адаптации (от 10 дней до 1 месяца). Здесь часто возникают проблемы в общении между приемными и кровными детьми (22%); наблюдается замкнутость приемных детей, боязнь прикосновения (18%); проблемы школьной адаптации (18%) и здоровья приемных детей (9%). Если первая проблема решалась воспитателями СВГ самостоятельно, то для разрешения остальных им также потребовалась профессиональная помощь. Преодолеть замкнутость зачастую помогал психолог (76%); школьные проблемы разрешались при помощи классного руководителя (47%) и социального педагога (32%); а в оздоровлении помогал педиатр (27%).

На втором этапе (от одного до трех месяцев) проблем становится несколько больше. Продолжаются конфликты приемных и кровных детей (27%), но уже преимущественно на бытовой почве. И здесь в 39% случаев потребовалась помощь психолога. Проблемы школьной адаптации продолжали оставаться актуальными в 12% случаев; чаще всего их помогали решать классные руководители (76%). Но появились и новые проблемы: в общении с биологической семьей ребенка (9%), которые налаживались с помощью специалиста по социальной работе (19%) и ревность кровных детей к приемным (9%), для чего понадобилась психологическая помощь (83%).

На третьем этапе (от трех до шести месяцев) проблем становится уже существенно меньше. Вероятно, они начинают восприниматься воспитателями скорее как житейские ситуации, чем как проблемы, в которых необходима профессиональная помощь. Поэтому большинство проблем воспитатели решают самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам. Иногда бывают трения между кровными и приемными детьми (7%), которые разрешаются воспитателями самостоятельно и проблемы ревности кровных детей к приемным (3%), которые разрешались при содействии психолога (7%).

Таким образом, за время функционирования СВГ воспитатели сталкиваются на практике с трудными ситуациями, требующими разрешения и помощи со стороны специалистов службы сопровождения. Но чем дольше находится ребенок в СВГ, тем более воспитатели склонны к самостоятельному преодолению возникающих проблем и тем успешнее они справляются с их разрешением. Особенно это касается тех СВГ, где воспитатели планируют оформление долгосрочных форм семейного устройства – приемной семьи или опеки и осознают, что ребенок остается в их семье до совершеннолетия, становится постоянным членом их семьи.

Специалисты центра считают, что как ни сложна динамика взаимной адаптации ребенка, кровной семьи и замещающей семьи, как ни драматично рождение новой семейной системы, для ребенка, лишенного родительского попечения, это безусловно позитивный процесс, обеспечивающий качественный сдвиг в интеллектуальном, эмоциональном развитии и социализации.

Семейная воспитательная группа интересна еще и тем, что рассматривается как новая технология в работе с неблагополучными семьями. Общение в триаде: воспитатели СВГ, социальное учреждение и кровные родственники ребенка, находящегося в данный момент в социальном приюте, может стать стимулом к позитивному изменению ценностных ориентиров в неблагополучной семье.

Поскольку семейные воспитательные группы функционируют в Ростовской области совсем недавно, еще не наработано адекватных форм работы с биологической семьей ребенка, который определяется в СВГ. Однако даже при отсутствии целенаправленной работы с биологической семьей специалисты ГУРО СРЦ рассказывали о случаях, когда размещение ребенка именно в семейных условиях заставляло кровных родителей задуматься и изменить свое отношение к ситуации: «Вот Даша М. пример. Мы ее определили в семейную воспитательную группу. Она была, мама шатается, папа тоже пьет … И пришли к тому, что Даша в СВГ себя очень хорошо чувствует, семья ей по душе пришлась и мы стали собирать документы на лишение родительских прав. И как вскинулись все родственники! И бабушка из Ейска приехала, и вторая бабушка приехала – ой, я хочу с Дашей видеться! И задумалась вот допустим Г. мама. Видит, что раз на тех стали собирать, ой, нет, я его заберу. Хотя вот весь период и не вспоминала о ребенке» (заведующая приемно-диагностическим отделением СРЦ, Ростов, 2008).

С момента открытия первой СВГ на базе ГУРО СРЦ Азовского района (с апреля 2007 г.) было создано 13 семейных воспитательных групп, в которые определены 15 детей. По истечению срока трудового договора - 6 месяцев с момента открытия группы - на 7 детей была оформлена опека, двое детей ушли в приемную семью, в отношении троих детей оформляются документы на опеку и трое детей будут возвращены в кровные семьи. Ни в одной из СВГ не было фактов отказа от ребенка ни во время функционирования семейной воспитательной группы, ни после ее переоформления в иные формы (специалисты руководствовались экспертной оценкой органов опеки и попечительства).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 247.