Семейно-воспитательная группа формируется в соответствии с положением Конвенции ООН о приоритетном праве каждого ребенка жить и воспитываться в семье и статьей 123 Семейного кодекса, который разрешает субъектам РФ устанавливать «иные формы» семейного устройства детей. Однако семейная воспитательная группа нуждается в более четком определении своего правового статуса на федеральном уровне. Дело в том, что по мнению органов социальной защиты населения акт помещения ребенка в семейную воспитательную группу не является устройством в семью, а лишь формой воспитания в учреждении. По мнению юристов, однако, т.к. ребенок физически воспитывается в семье, то надо квалифицировать такое помещение ребенка не как форму воспитания, а как форму устройства в семью.
Сегодня СВГ действуют на основании Постановления Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 «Об учреждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и Постановление Минтруда РФ от 29.03.2002 N 25. Однако эти правовые документы не полностью регулируют правоотношения, возникающие при открытии СВГ: «Вот у нас сейчас новая форма ввелась – семейные воспитательные группы. Бились, бились – наконец родили. Органы опеки с нами сотрудничать отказываются. Они говорят - а где нормативка? … У нас в 25-ом написано: учреждение имеет право кроме существующих создавать те подразделения или те отделения, которые считает целесообразным. И они перечислены: приемное отделение, дневное такое, дневное для детей с ограниченными возможностями, и среди них семейная воспитательная группа» (заведующая организационно-методическим отделом базового методического центра Министерства труда и социального развития, Ростов, 2008).
Основанием для открытия СВГ в Ростовской области стал Приказ Министерства труда и социального развития Ростовской области №192 от 6 декабря 2006 г. согласно которому с 1 января 2007 г. на базе Государственного учреждения Ростовской области социально-реабилитационного центра Азовского района, открылась экспериментальная площадка, работающая по проекту «Социально-психологическое сопровождение семейной воспитательной группы». Поскольку нормативная база для функционирования СВГ отсутствовала, ее формирование было возложено на специалистов СРЦ: «И под эту семейную воспитательную группу мы нашли нормативку. Накопали ее, навыдирали сами откуда только могли. И брянский опыт, и пермский опыт, и волгоградский. Весь интернет мы там перешерстили, перебрали…» (заведующая организационно-методическим отделом базового методического центра Министерства труда и социального развития, Ростов, 2008).
На предварительном этапе работы в январе-марте 2007 г. специалистами центра была проведена большая предварительная работа по разработке нормативно-правовой документации. Разработанный пакет нормативных документов включает:
· положение о семейной воспитательной группе;
· договор подряда;
· договор о помещении ребенка в семейную группу;
· документы для подготовки кандидатов в воспитатели семейных воспитательных групп (информационная карта, диагностический инструментарий, рабочая программа подготовки воспитателей СВГ);
· перечень необходимых документов для открытия СВГ (более 20 наименований документов);
· формы отчетности воспитателя семейной воспитательной группы.
Центр интенсивно взаимодействует со средствами массовой информации в целях рекламы и привлечения населения к участию в работе проекта: « Ну, вот, насколько мне известно, значит, когда открывалась эта семейно-воспитательная группа, естественно, давалось объявление и в газете, и в учреждениях образовательных, то есть везде давались объявления. И по телевидению. Потом стали обращаться люди» (социальный педагог СРЦ, Ростов, 2008).
Специалисты разработали программы обучения потенциальных воспитателей, технологии отбора кандидатов в воспитатели, обследования и сопровождения, как воспитателей, так и воспитанников СВГ. В апреле 2007 г. была открыта первая экспериментальная семейная воспитательная группа. А с 1 января 2008 г. финансирование проекта расширено и в центре открыта вторая СВГ. Таким образом, в ГУРО СРЦ Азовского района функционирует 2 СВГ на 6 детей. По одной СВГ открыто в социально-реабилитационных центрах г. Каменск-Шахтинский, Зерноград и с. Большая Мартыновка.
В работе учреждений, где функционируют СВГ, отсутствие законодательной базы на федеральном и региональном уровне создает серьезные проблемы: «Сложно у нас и с семейной воспитательной группой, потому что мы находим вроде бы как кандидатов работать воспитателями, а опека не приемлет это, потому что нет законодательной базы, ну кто его знает… Ну вот открыли, как эксперимент. И нашему конечно Министерству нужно выходить и как можно скорее. Чтобы хотя бы какие-то законодательные были акты, ну пусть не российские, пусть области нашей, пусть не федеральные. Но по области должно вот это как в Волгоградской области сделали. Там это проходит более успешно…» (заведующая приемно-диагностическим отделением СРЦ, Ростов, 2008).
В Ростовской области вся нормативно-правовая база по СВГ утверждена лишь на ведомственном уровне, Министерством труда и социального развития, в то время как в других субъектах Российской Федерации разработаны соответствующие документы регионального уровня. К примеру, в Пермском крае работа проводится на основании распоряжения губернатора Пермской области.
Поскольку ведомственный документ не является основанием для работы других структур, это в свою очередь ведет к проблемам в межведомственном взаимодействии: «К нам приходят воспитатели, мы их принимаем на работу, а разрешение на то, чтобы нашего ребенка из социального приюта поместить к ним в семью, дают нам органы опеки это разрешение. Как таковое мы с ними получаемся в тесном сотрудничестве. А нет закона, нет никакой законодательной базы!» (педагог-психолог СРЦ, Ростов, 2008).
Но проблемы в связи с неоформленными отношениями с органами опеки и попечительства возникают не только на этапе оформления СВГ, они продолжают оставаться актуальными и на этапе ее функционирования: нет договора, по которому воспитанники СВГ могли бы посещать ДОУ; не отрегулированы ведомственные полномочия в работе с биологической семьей ребенка и др.
Специалисты-практики (в отличие от чиновников) подчеркивают, что межведомственное взаимодействие слабо регламентировано и строится на основе личных контактов: «У нас всегда есть в этом плане проблемы. У кого-то сложились на месте отношения с органами опеки, и как бы эти вопросы решаются достаточно просто. У кого-то они не сложились, в силу личных каких-то особенностей, или просто очень большая нагрузка и месяцами невозможно добиться ни участия представителя в суде, например там, ни запроса документов. Ни-че-го!» (заместитель директора базового методического центра Министерства труда и социального развития, Ростов, 2008).
«Документов особых новых нет… По мелочи были. Министерство нам какие-то пришлет, а вообще министерство все равно, они считают вы свое министерство – мы свое и … Лучше на личностных конечно, потому что стараемся конечно ни с кем не ссориться и если что-то они у нас просят пойти навстречу и не конфликтовать. Я думаю, что только это, из таких вот отношений» (заведующая приемно-диагностическим отделением СРЦ, Ростов. 2008).
Но проблемы межведомственного взаимодействия связаны еще и с конфликтом ведомственных интересов при определении формы замечающей заботы. Поскольку наряду с семейными воспитательными группами в системе соцзащиты в Ростовской области интенсивно развивается институт приемной семьи в системе образования, то эти две формы конкурируют друг с другом, ведь каждое из ведомств заинтересовано в том, чтобы именно его показатели количества замещающих семей были выше. Вопрос о форме замещающей семьи зачастую решается приемными родителями не в пользу СВГ, поскольку ежемесячные денежные выплаты воспитателю приемной семьи более чем вдвое превышают аналогичные для СВГ, не говоря уже о значительной единовременной выплате (30 тыс. рублей), предоставляемой при открытии приемной семьи.
Поскольку деятельность центра по организации СВГ пока происходит в режиме эксперимента, отделение семейной воспитательной группы еще не функционирует. При создании СВГ в ГУРО СРЦ Азовского района была определена команда специалистов, вошедших в службу сопровождения семейной воспитательной группы, и разработаны их должностные обязанности. Эту деятельность они выполняют в дополнение к своей основной работе и не получают за нее плату. Руководит службой заместитель директора центра; работу отделения обеспечивают педагог-психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, инспектор отдела кадров, юрист-консультант, врач-педиатр.
Заместитель директора организует контроль соблюдения необходимых условий в соответствии с «Положением о семейных воспитательных группах». Педагог-психолог в период подготовки к открытию СВГ обеспечивает комплектом психологической документации на будущих воспитателей и воспитанников приюта для помещения их в СВГ. Ведет подготовку кандидатов в воспитатели СВГ и детей для помещения в СВГ, проводит социально-психологический патронаж и оказывает необходимую психологическую помощь по запросам воспитателей СВГ. Социальный педагог оформляет личные дела школьников, заключает договора со школой, где предполагается обучение детей, помещаемых в СВГ, оказывает педагогическую помощь будущим воспитателям и детям, помещаемым в СВГ, проводит социально-педагогический патронаж СВГ. Специалист по социальной работе организует подготовку всей документации, необходимой для оформления кандидатам в воспитатели СВГ, проводит социальный патронаж. Инспектор отдела кадров оформляет трудовые договора с воспитателями СВГ. Юрист-консультант обеспечивает законодательно-правовую базу для открытия СВГ, проводит консультативную работу по законодательно-правовыми аспектами с воспитателями СВГ и специалистами центра. Врач-педиатр обеспечивает медицинское обследование и составляет медицинское заключение о здоровье воспитанников, помещаемых в СВГ, оказывает необходимую консультативную помощь в период нахождения воспитанников в СВГ.
Воспитателями семейной воспитательной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, имеющие жилье, без вредных привычек, судимости, инвалидности 1 или 2 группы, прошедшие отбор, обследование, курс обучения по программе «Воспитатель замещающей семьи». Важным условием для приема на воспитание в семью ребенка является согласие всех членов семьи, проживающих на данной жилой площади, а также согласие кровных родителей ребенка. Еще одной особенностью именно семейной воспитательной группы является возможность определения на работу в качестве воспитателей как молодых людей от 18 лет, так и зрелого возраста, не старше 65 лет. При подборе потенциальных принимающих родителей специалисты ГУРО СРЦ ориентируются на ряд критериев: оценка личностных качеств, оценка мотивации, оценка параметров родительской роли и воспитательной позиции. В связи с этим потенциальные воспитатели проходят диагностику, и по выявленным данным составляется карта личности воспитателя и заключение, определяющее возможность заключения договора с воспитателем СВГ.
Если первоначально в работе центра наблюдались трудности с привлечением потенциальных воспитателей, то теперь на первый план вышли задачи грамотного отбора кандидатов на должность воспитателя СВГ: «Мы когда начинали, мы любому человеку были рады, который изъявил желание взять детей и работать. А теперь прошло время и у нас наплыв такой желающих и еще мы увидели, что есть люди, для которых и те небольшие выплаты которые производятся, могут стать стимулом. И мы теперь очень тщательно и осторожно подходим, мы с потенциальными воспитателями работаем, проверяем их» (педагог-психолог СРЦ, Ростов, 2008).
Анализ ответов модифицированного опросника В.Н. Ослон «Стандартизированное интервью для воспитателей СВГ» (2005 г.) позволяет специалистам определять мотивацию потенциальных воспитателей СВГ. Выделены 3 группы мотивов для приема ребенка в семью:
1) желание изменить структуру семьи (отсутствие собственных детей, желание иметь больше детей, желание изменить половозрастной состав семьи, синдром «пустого гнезда»);
2) самореализация (желание любить кого-то, профессиональная самореализация);
3) гуманистические мотивы помощи (желание помочь обездоленному ребенку, изменить несправедливое устройство общества и т.д.).
Среди мотивов создания замещающей семьи максимальное количество (44%) набрал вариант ответа «у нас дружная семья, мы любим детей и сможем вырастить их духовно и нравственно здоровыми». Второй по значимости мотив, набравший 33% - возможность самореализации и передачи ребенку своего жизненного опыта. Также многими, у кого уже выросли собственные дети, движет боязнь «пустого гнезда». Некоторые респонденты объяснили свое желание взять на воспитание ребенка возможностью компенсировать недостаток любви. Важно отметить, что 78% воспитателей не возражают, чтоб приемные дети встречались с близкими родственниками. Опыт специалистов показывает, что все эти типы мотивации содержат как аспекты, способствующие успеху в воспитании ребенка, так и мотивы, которые говорят о вероятном возникновении трудностей.
На следующем этапе воспитатель с членами своей семьи проходят комплексную программу подготовки воспитателя СВГ. Эта работа предполагает расширение знаний и навыков у потенциальных воспитателей по вопросам психофизиологического развития детей из асоциальных семей, выработку стратегий решения конфликтных ситуаций, формирование знаний о функциональных обязанностях воспитателя СВГ. Воспитатель получает информацию о психическом, физическом и интеллектуальном развитии воспитанника и рекомендации специалистов по реабилитации ребенка в СВГ. Работа проводится специалистами службы сопровождения СВГ совместно с представителями органов опеки и попечительства г. Азова и Азовского района.
Практически все дети, оставшиеся без попечения родителей, хотят воспитываться в семье (исключение, как правило, составляют дети, которые пережили вторичный отказ от усыновителей или опекунов в подростковом возрасте или же дети, пережившие жестокое обращение в родной семье). У детей к замещающим семьям свои требования. Их представления о семье, как правило, не совпадают с представлениями взрослых о хорошей семье. Так кандидаты-взрослые считают, что самое главное любить и уважать ребенка, дать ему хорошее образование, развитие, воспитание. В то время как дети-кандидаты считают приоритетным: наличие отдельной комнаты, компьютера, свободного времени и личного пространства, немаловажно наличие домашнего животного и желательно отсутствие других детей (родных). Для того чтобы совместить, по возможности, представления обеих сторон предварительную психологическую подготовку проходят и дети социального приюта ГУРО СРЦ. В ходе подготовки у детей формируется представление о новой семье, отрабатываются агрессивные и тревожащие состояния. Важным является момент формирования убеждений, что данная семья для ребенка это близкие люди, друзья на данном этапе жизненного пути.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 348.