Правовое (создание правовой базы социальной инклюзии)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Акцент на правовой основе политики социальной инклюзии базируется на трактовке социального исключения как «отказа или ограничения в гражданских правах»[86]. Соответственно социальная инклюзия не может быть обеспечена без создания соответствующего правового поля, опирающегося на инклюзивную идеологию, инклюзивную культуру, инклюзивные ценности[87].

Некоторые исследователи утверждают, что дети являются одной из самых уязвимых и управляемых групп в обществе, поскольку основные институты, ответственные за их социализацию (здравоохранение, образование, социальное обслуживание), традиционно имеют очень малое влияние на национальную и местную политику или не имеют его вообще[88]. Т. Ридж и Дж. Миллар доказали, что при высоком декларируемом статусе детей, они оказываются исключенными из тех процессов, которыми определяется социальная инклюзия: «...в самом деле, гражданская, экономическая и социальная интеграция протекают в границах взрослого мира и включают социальные системы и институты, из которых дети всегда были исключены. Само по себе исключение связано с управлением, властью и контролем, а дети всегда были исключены из взрослых сфер власти и влияния»[89].

В отношении детей основой правовой базы социальной инклюзии являются положения Конвенции ООН «О правах ребенка», отражающие фундаментальные права детей во всем мире. Конвенция создает основу для признания того, что дети являются гражданами, имеющими право на участие во всех сферах жизни общества. Согласно этому международному документу Российская Федерация, как и другие государства, признает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права своих несовершеннолетних граждан, обязуется предпринимать усилия по их соблюдению и в случае их не­выполнения несёт ответственность перед международным сообще­ством.

Дети имеют право на безопасную физическую и психологическую среду и, что немаловажно, «на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка» (статья 27). Признавая приоритетную ответственность родителей в обеспечении условий жизни, необходимых для развития ребенка, государство в то же самое время берется оказать необходимую помощь, поддержать родителей для того, чтобы они могли должным образом заботиться о своих детях. Это разделение ответственности семьи и государства в отношении заботы о ребенке особенно важно в случае необеспеченности, риска социального сиротства, и иных критических ситуациях, когда семейное неблагополучие может стать препятствием для нормального развития ребенка. Конвенция способствует утверждению высокой значимости семьи и семейных связей для нормального развития ребенка.

В системе ценностей инклюзивной культуры следует воспринимать самих детей как субъектов правового поля. Дети должны быть более вовлечены в принятие решений о вопросах, которые затрагивают их интересы. В связи с этим необходимо принятие принципов детского участия – голоса детей должны быть услышаны и учтены в процессе принятия решений, касающихся их благополучия. Решения о судьбе ребенка – будь то вопросы, касающиеся его семьи, образования, или оказываемых ему социальных услуг должны приниматься согласованно с самим ребенком, с его мнением и желанием. До сих пор у нас бытует мнение, что только взрослые знают, что лучше для ребенка, а он сам не в состоянии принимать правильное решение. Но ведь именно процесс самостоятельного принятия решений и делает человека взрослым и ответственным гражданином, активным членом общества. Следовательно, необходимо понимание и продвижение роли ребенка как активного субъекта собственных прав. Пока вся власть в принятии решений в отношении детей будет принадлежать только взрослым, прогресс в социальной инклюзии не будет достигнут. Поэтому с точки зрения идеологии социальной инклюзии важнейшее значение имеет 3 статья Конвенции, которая гласит: «Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопро­сами социального обеспечения или административных орга­нов первоочередное внимание уделяется наилучшему обес­печению интересов ребёнка. Убеждения ребёнка подверга­ются внимательному рассмотрению». Признание ребенка в качестве субъекта правового поля, имеющего право быть услышанным, является знаковым показателем его инклюзии.

Таким образом, политика социальной инклюзии должна базироваться на Конвенции ООН «О правах ребенка» и давать детям возможность участвовать в процессе принятия решений.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.