Государственные формы устройства (дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты, приюты, центры временного содержания и пр.) функционируют в структуре трех ведомств: образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Таблица
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных в учреждения государственной поддержки детства Ростовской области[121]
2003г | 2004г | 2005г | 2006г. |
759 | 795 | 690 | 817 |
Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов («отказные дети»), из больниц и из семей. Всего в стране 252 дома ребенка, в которых воспитывается 18,3 тыс. детей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку[122].
О количестве отказных детей в Ростовской области имеются лишь косвенные данные. Как пишет газета «Кавказский узел» от 21.08.2006 г.: «по данным министра здравоохранения Ростовской области Татьяны Быковской, в первом полугодии 2006 года в больницы Ростовской области госпитализированы 709 детей по социальным показаниям, в то время как за тот же период 2005 года их количество составляло 660. Причем, как в прошлом, так и в этом году 80 процентов из них составляют «отказные дети»[123]. Представление о динамике процесса «отказов» от детей можно получить, сопоставив данные по двум обследованным роддомам г. Ростова-на-Дону – малому и крупному:
Таблица
Количество отказов от детей в родильных домах г. Ростова-на-Дону
Роддом №2:
Год | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Детей | 4 | 7 | 6 | 12 | 4 | 5 | 4 | 3 | 12 | 5 | 5 | 2 | 4 |
Родильное отделение городской больницы №20:
Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Детей | 39 | 31 | 41 | 46 | 41 | 46 | 41 | 53 |
Однозначно можно отметить, что количество таких детей по крайней мере не снижается, а по данным прокурорской проверки количество «отказных» детей в Ростовской области в последние годы возросло на 20%[124]. Всего же в Ростовской области функционирует 7 домов ребенка на 400 мест.
Среди образовательных учреждений самыми распространенными являются детские дома и школы-интернаты.
Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается более 820 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 60 тыс. детей. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома - создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, играми, игрушками, школьными принадлежностями. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам, их заменяющим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.
Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов: интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии; вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования); интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в России более 150 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28 тыс. детей; 178 школ-интернатов для детей-сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 22 тыс. детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.[125]
По данным на 2006 г. в системе органов образования Ростовской области действовали: 44 детских дома, в которых воспитывалось 1812 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Расширение сети детских домов не предусматривается в связи с развитием различных форм устройства детей в семьи граждан (усыновление, приёмные семьи, опекунство); 17 общеобразовательных школ-интернатов на 2830 посадочных мест для детей из малообеспеченных семей; 31 специальное коррекционное учреждение на 5300 посадочных мест.
Однако к концу 2007 г. по утверждению М.А. Мазаевой, начальника управления общего и специального образования Министерства образования РО «количество детей в детских домах области сократилось за последнее время с 2000 примерно до чуть более 1500. Закрыто 2 детских дома на 174 места и в ближайшее время закрывается еще один на 25 мест. В настоящее время в области функционирует 41 детский дом»[126].
В подведомственных министерству труда и социального развития области детских домах-интернатах проживает 610 детей-инвалидов: 420 детей в Азовском доме-интернате для умственно-отсталых детей; 80 детей в Первомайском доме-интернате для глубоко умственно-отсталых детей; 110 детей в Новочеркасском доме-интернате для детей с физическими недостатками.
Только в областном центре, в г. Ростове-на-Дону, в образовательных учреждениях для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей воспитывается 1156 детей. В городе создана система образовательных учреждений государственной поддержки, а именно: • Детский дом №1—83 воспитанника;
• Детский дом (дошкольный) №2—41 воспитанник;
• Детский дом (дошкольный) №4—30 воспитанников;
• Детский дом № 10—46 воспитанников;
• Школа-интернат № 38 (для слабовидящих детей);
• Школа-интернат № 48 (для слабослышащих детей);
• Школа-интернат № 41 (коррекционный);
• Школа-интернат № 42 (коррекционный);
• Школа-интернат № 63 (музыкантских воспитанников);
• Школа-интернат № 74 (санаторного типа).
Рис. Динамика развития сети учреждений социального обслуживания семьи и детей в Ростовской области в 1993-2005 гг.
В Ростовской области для оказания помощи несовершеннолетним и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, с 1993 года в системе органов социальной защиты населения развивается сеть учреждений социальной помощи семье и детям.
В связи с постоянным ростом количества выявленных безнадзорных и детей-сирот вплоть до 2006 г. наблюдался рост количества таких учреждений. В 2006 г. были открыты социально-реабилитационные центры со стационарными отделениями (приютами) в Неклиновском и Цимлянском районах; открыты отделения дневного пребывания в социально-реабилитационных центрах Куйбышевского и Дубовского районов; отделение психолого-педагогической помощи в социально-реабилитационном центре Красносулинского района Ростовской области.
Хотя на сегодняшний день количество учреждений в Ростовской области не соответствует утверждённым Правительством Российской Федерации нормативам (1 учреждение на 5-10 тысяч детского населения), по которым в каждом муниципальном образовании области должно действовать минимум одно учреждение социального обслуживания семьи и детей (из 62 муниципальных образований области учреждениями обеспечены 43), дальнейшего роста количества учреждений не планируется. Снижение численности выявленных безнадзорных повлияло на дальнейшие планы развития сети учреждений: «мы вобщем-то планировали дальнейшее развитие сети наших учреждений, но какая-то такая получилась ситуация, что не предусмотрено в ближайшее время открывать новых учреждений. Будут открываться новые структурные подразделения» (эксперт из Министерства труда и социального развития РО).
На 1 января 2008 года в области действовало 43 учреждения социальной помощи семье и детям. Это учреждения разного типа: центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями; центр психолого-педагогической помощи; комплексный центр социального обслуживания населения.
По данным Министерства труда и социального развития Ростовской области основания помещения в специализированные учреждения:
Таблица
Основания помещения детей в специализированные учреждения Ростовской области[127]
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
По направлению органов управления социальной защитой населения | 289 | 484 | 574 | 543 |
По рапорту органов внутренних дел | 197 | 381 | 374 | 357 |
По ходатайству органов образования | 88 | 238 | 330 | 316 |
По ходатайству органов здравоохранения | 10 | 56 | 14 | 13 |
По ходатайству органов опеки и попечительства | 252 | 159 | 206 | 192 |
По личному обращению несовершеннолетнего | 87 | 120 | 145 | 118 |
По заявлению родителей или законных представителей несовершеннолетнего | 751 | 763 | 739 | 734 |
По ходатайству общественных организаций | 125 | 147 | 137 | 132 |
Др. причины | 78 | 193 | 101 | 94 |
Всего | 1877 | 2405 | 2620 | 2614 |
Статистика о причинах попадания ребёнка в специализированные учреждения весьма несовершенна; поскольку отнести ребенка к той или иной категории (см. табл. ) не представляется возможным. Действительно, как можно различить детей, оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, если закон определяет первое как показатель второго?
Таблица
Категории детей, помещенных в специализированные учреждения Ростовской области[128]
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Оставшиеся без попечения родителей или законных представителей | 327 | 339 | 476 | 780 |
Проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении | 553 | 694 | 816 | 861 |
Заблудившиеся или подкинутые | 37 | 12 | 30 | 30 |
Самовольно оставившие семью | 188 | 206 | 164 | 177 |
Самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 25 | 52 | 31 | 10 |
Не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию | 92 | 120 | 69 | 62 |
Ставшие жертвой насилия | 11 | 10 | 4 | 3 |
Оказавшиеся в трудной жизненной ситуации | 644 | 916 | 1160 | 576 |
Всего | 1877 | 2405 | 2620 | 2614 |
Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. Общее количество мест в приютах Ростовской области – 820 (включая социальные приюты, действующие в структуре учреждений иных типов).
Таблица
Количество несовершеннолетних, обслуженных приютами в Ростовской области[129]
2002 г . | 2003г | 2004г | 2005г | 2006г. |
2593 | 2990 | 3351 | 3339 | 3617 |
Большинство воспитанников социальных приютов впоследствии возвращаются в родные семьи.
Таблица
Формы жизнеустройства детей, прошедших реабилитацию в социальных приютах Ростовской области в 2006 г.
Родные семьи | Усыновление | Опека и попечительство | Приемные семьи | Интернатные учреждения |
1975 | 3 | 181 | 4 | 477 |
74,8% | 0,1% | 6,9% | 0,1% | 18% |
Особое место в системе профилактики безнадзорности принадлежит специализированным учреждениям, предназначенным для комплексной реабилитации несовершеннолетних. К ним относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и социальные приюты.
Центры социальной помощи семье и детям оказывают социальную помощь семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность центров направлена на защиту прав семьи и детей, содействие стабильности семьи, улучшение показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей. В числе приоритетных задач – предупреждение безнадзорности, бродяжничества несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни. Таких центров в Ростовской области шесть и в течение 2006 г. они обслужили 9230 семей.
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних – осуществляют реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, профилактику безнадзорности, обеспечивают социальную помощь и социальный патронаж. СРЦ, выполняя многоплановые функции, расширяют спектр услуг, оказываемых детям и семьям группы риска. В Ростовской области функционирует 23 учреждения этого типа. В структуре большинства из них созданы стационарные отделения – социальные приюты. Отчеты министерства труда и социального развития Ростовской области свидетельствуют о том, что в 2006 г. реабилитацию в условиях СРЦ прошли 32, 1 тыс. детей. Лучшие показатели в работе в 2006 г. отмечены у СРЦ Азовского района, гг. Красный Сулин, Каменск-Шахтинский и Шахты.
Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями оказывают несовершеннолетним с ограниченными возможностями квалифицированную медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, направленную на возможно полную их реабилитацию. Для оказания комплексной медико-социальной помощи детям-инвалидам в области действуют 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями со стационарными отделениями на 95 мест, наиболее известным из которых является центр «Добродея» в г. Шахты. Реабилитацию в них в течение 2006 г. прошли 2345 детей. Кроме того, в структуре учреждений социального обслуживания семьи и детей действует 7 отделений медико-социальной реабилитации, которые обеспечивают непрерывную поэтапную длительную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, обучение родителей доступным методам помощи своему ребёнку
Центр психолого-педагогической помощи оказывает специализированную психолого-педагогическую помощь в форме индивидуальных, семейных и групповых консультаций и тренингов различной направленности для детей и семей. Пока единственный такой центр открыт в г. Ростове-на-Дону; однако потребность в психологической помощи постоянно растет.
Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 316.