Государственные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ростовской области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственные формы устройства (дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты, приюты, центры временного содержания и пр.) функционируют в структуре трех ведомств: образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Таблица

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных в учреждения государственной поддержки детства Ростовской области[121]

2003г 2004г 2005г 2006г.
759 795 690 817

 

Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов («отказные дети»), из больниц и из семей. Всего в стране 252 дома ребенка, в которых воспитывается 18,3 тыс. детей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку[122].

О количестве отказных детей в Ростовской области имеются лишь косвенные данные. Как пишет газета «Кавказский узел» от 21.08.2006 г.: «по данным министра здравоохранения Ростовской области Татьяны Быковской, в первом полугодии 2006 года в больницы Ростовской области госпитализированы 709 детей по социальным показаниям, в то время как за тот же период 2005 года их количество составляло 660. Причем, как в прошлом, так и в этом году 80 процентов из них составляют «отказные дети»[123]. Представление о динамике процесса «отказов» от детей можно получить, сопоставив данные по двум обследованным роддомам г. Ростова-на-Дону – малому и крупному:

 

Таблица

Количество отказов от детей в родильных домах г. Ростова-на-Дону

Роддом №2:

Год 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Детей 4 7 6 12 4 5 4 3 12 5 5 2 4

 

Родильное отделение городской больницы №20:

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Детей 39 31 41 46 41 46 41 53

 

Однозначно можно отметить, что количество таких детей по крайней мере не снижается, а по данным прокурорской проверки количество «отказных» детей в Ростовской области в последние годы возросло на 20%[124]. Всего же в Ростовской области функционирует 7 домов ребенка на 400 мест.

Среди образовательных учреждений самыми распространенными являются детские дома и школы-интернаты.

Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается более 820 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 60 тыс. детей. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома - создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, играми, игрушками, школьными принадлежностями. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам, их заменяющим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов: интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии; вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования); интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в России более 150 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28 тыс. детей; 178 школ-интернатов для детей-сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 22 тыс. детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.[125]

По данным на 2006 г. в системе органов образования Ростовской области действовали: 44 детских дома, в которых воспитывалось 1812 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Расширение сети детских домов не предусматривается в связи с развитием различных форм устройства детей в семьи граждан (усыновление, приёмные семьи, опекунство); 17 общеобразовательных школ-интернатов на 2830 посадочных мест для детей из малообеспеченных семей; 31 специальное коррекционное учреждение на 5300 посадочных мест.

Однако к концу 2007 г. по утверждению М.А. Мазаевой, начальника управления общего и специального образования Министерства образования РО «количество детей в детских домах области сократилось за последнее время с 2000 примерно до чуть более 1500. Закрыто 2 детских дома на 174 места и в ближайшее время закрывается еще один на 25 мест. В настоящее время в области функционирует 41 детский дом»[126].

В подведомственных министерству труда и социального развития области детских домах-интернатах проживает 610 детей-инвалидов: 420 детей в Азовском доме-интернате для умственно-отсталых детей; 80 детей в Первомайском доме-интернате для глубоко умственно-отсталых детей; 110 детей в Новочеркасском доме-интернате для детей с физическими недостатками.

Только в областном центре, в г. Ростове-на-Дону, в образовательных учреждениях для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей воспитывается 1156 детей. В городе создана система образовательных учреждений государственной поддержки, а именно: • Детский дом №1—83 воспитанника;

• Детский дом (дошкольный) №2—41 воспитанник;

• Детский дом (дошкольный) №4—30 воспитанников;

• Детский дом № 10—46 воспитанников;

• Школа-интернат № 38 (для слабовидящих детей);

• Школа-интернат № 48 (для слабослышащих детей);

• Школа-интернат № 41 (коррекционный);

• Школа-интернат № 42 (коррекционный);

• Школа-интернат № 63 (музыкантских воспитанников);

• Школа-интернат № 74 (санаторного типа).

 

 

Рис. Динамика развития сети учреждений социального обслуживания семьи и детей в Ростовской области в 1993-2005 гг.

В Ростовской области для оказания помощи несовершеннолетним и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, с 1993 года в системе органов социальной защиты населения развивается сеть учреждений социальной помощи семье и детям.

В связи с постоянным ростом количества выявленных безнадзорных и детей-сирот вплоть до 2006 г. наблюдался рост количества таких учреждений. В 2006 г. были открыты социально-реабилитационные центры со стационарными отделениями (приютами) в Неклиновском и Цимлянском районах; открыты отделения дневного пребывания в социально-реабилитационных центрах Куйбышевского и Дубовского районов; отделение психолого-педагогической помощи в социально-реабилитационном центре Красносулинского района Ростовской области.

Хотя на сегодняшний день количество учреждений в Ростовской области не соответствует утверждённым Правительством Российской Федера­ции нормативам (1 учреждение на 5-10 тысяч детского населения), по которым в каждом муниципальном образовании области должно действовать минимум одно учреждение социального обслуживания семьи и детей (из 62 муниципальных образований области учреждениями обеспечены 43), дальнейшего роста количества учреждений не планируется. Снижение численности выявленных безнадзорных повлияло на дальнейшие планы развития сети учреждений: «мы вобщем-то планировали дальнейшее развитие сети наших учреждений, но какая-то такая получилась ситуация, что не предусмотрено в ближайшее время открывать новых учреждений. Будут открываться новые структурные подразделения» (эксперт из Министерства труда и социального развития РО).

На 1 января 2008 года в области действовало 43 учреждения социальной помощи семье и детям. Это учреждения разного типа: центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями; центр психолого-педагогической помощи; комплексный центр социального обслуживания населения.

По данным Министерства труда и социального развития Ростовской области основания помещения в специализированные учреждения:

Таблица

Основания помещения детей в специализированные учреждения Ростовской области[127]

  2002 2003 2004 2005
По направлению органов управления социальной защитой населения 289 484 574 543
По рапорту органов внутренних дел 197 381 374 357
По ходатайству органов образования 88 238 330 316
По ходатайству органов здравоохранения 10 56 14 13
По ходатайству органов опеки и попечительства 252 159 206 192
По личному обращению несовершеннолетнего 87 120 145 118
По заявлению родителей или законных представителей несовершеннолетнего 751 763 739 734
По ходатайству общественных организаций 125 147 137 132
Др. причины 78 193 101 94
Всего 1877 2405 2620 2614

 

Статистика о причинах попадания ребёнка в специализированные учреждения весьма несовершенна; поскольку отнести ребенка к той или иной категории (см. табл. ) не представляется возможным. Действительно, как можно различить детей, оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, если закон определяет первое как показатель второго?

Таблица

Категории детей, помещенных в специализированные учреждения Ростовской области[128]

  2002 2003 2004 2005
Оставшиеся без попечения родителей или законных представителей 327 339 476 780
Проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении 553 694 816 861
Заблудившиеся или подкинутые 37 12 30 30
Самовольно оставившие семью 188 206 164 177
Самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 25 52 31 10
Не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию 92 120 69 62
Ставшие жертвой насилия 11 10 4 3
Оказавшиеся в трудной жизненной ситуации 644 916 1160 576
Всего 1877 2405 2620 2614

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. Общее количество мест в приютах Ростовской области – 820 (включая социальные приюты, действующие в структуре учреждений иных типов).

 

 

Таблица

Количество несовершеннолетних, обслуженных приютами в Ростовской области[129]

2002 г . 2003г 2004г 2005г 2006г.
2593 2990 3351 3339 3617

 

Большинство воспитанников социальных приютов впоследствии возвращаются в родные семьи.

Таблица

Формы жизнеустройства детей, прошедших реабилитацию в социальных приютах Ростовской области в 2006 г.

Родные семьи Усыновление Опека и попечительство Приемные семьи Интернатные учреждения
1975 3 181 4 477
74,8% 0,1% 6,9% 0,1% 18%

 

Особое место в системе профилактики безнадзорности принадлежит специализированным учреждениям, предназначенным для комплексной реабилитации несовершеннолетних. К ним относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и социальные приюты.

Центры социальной помощи семье и детям оказывают социальную помощь семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность центров направлена на защиту прав семьи и детей, содействие стабильности семьи, улучшение показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей. В числе приоритетных задач – предупреждение безнадзорности, бродяжничества несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни. Таких центров в Ростовской области шесть и в течение 2006 г. они обслужили 9230 семей.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних – осуществляют реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, профилактику безнадзорности, обеспечивают социальную помощь и социальный патронаж. СРЦ, выполняя многоплановые функции, расширяют спектр услуг, оказываемых детям и семьям группы риска. В Ростовской области функционирует 23 учреждения этого типа. В структуре большинства из них созданы стационарные отделения – социальные приюты. Отчеты министерства труда и социального развития Ростовской области свидетельствуют о том, что в 2006 г. реабилитацию в условиях СРЦ прошли 32, 1 тыс. детей. Лучшие показатели в работе в 2006 г. отмечены у СРЦ Азовского района, гг. Красный Сулин, Каменск-Шахтинский и Шахты.

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями оказывают несовершеннолетним с ограниченными возможностями квалифицированную медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, направленную на возможно полную их реабилитацию. Для оказания комплексной медико-социальной помощи детям-инвалидам в области действуют 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями со стационарными отделениями на 95 мест, наиболее известным из которых является центр «Добродея» в г. Шахты. Реабилитацию в них в течение 2006 г. прошли 2345 детей. Кроме того, в структуре учреждений социального обслуживания семьи и детей действует 7 отделений медико-социальной реабилитации, которые обеспечивают непрерывную поэтапную длительную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, обучение родителей доступным методам помощи своему ребёнку

Центр психолого-педагогической помощи оказывает специализированную психолого-педагогическую помощь в форме индивидуальных, семейных и групповых консультаций и тренингов различной направленности для детей и семей. Пока единственный такой центр открыт в г. Ростове-на-Дону; однако потребность в психологической помощи постоянно растет.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 316.