Социальная инклюзия как новая цель и сущность социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретический блок

Движение к более справедливому, демократическому обществу и социальному государству предполагает признание в качестве общественных ценностей идеалы гражданственности, справедливости и социального равенства. «Кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни» становится сегодня социальная инклюзия, под которой в широком смысле понимают «демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью ее приобщения к определенном действию или культурному процессу»[82]. Социальная инклюзия – это активный процесс укрепления чувства принадлежности индивида или группы к сообществу, ведущий к социальной интеграции.

Необходимость приложения специальных усилий в направлении социальной инклюзии вызвана стремлением предотвратить или уменьшить процессы социального исключения, вследствие которых те или иные индивиды или социальные группы оказываются на периферии социального пространства и утрачивают связи с обществом. Особенное беспокойство во всех обществах вызывают процессы социального исключения детей и молодежи, поскольку проблемы, испытываемыми детьми на этапе ранней социализации, могут привести к дальнейшим жизненным трудностям и снизить шансы на успешную социальную интеграцию впоследствии.

В большинстве развитых стран проблема борьбы с социальной эксклюзией стоит на повестке дня при принятии политических решений. Это касается как стран, где уровень детской бедности минимален (например, скандинавские страны), так и тех, которые считают его недопустимо большим и стремятся сократить (например, Великобритания). Так, по утверждению Э. Гидденса, в Великобритании начиная с 1997 г. лейбористами осуществлялась стратегия социальных инвестиций, ключевым направлением которой можно считать «инвестиции в человеческий капитал везде, где это возможно, вместо прямого инвестирования в социальное обслуживание»[83]. Согласно этой стратегии дети рассматриваются как весьма выгодное направление социального инвестирования для будущего, что актуально и для современной России.

Первым шагом к преодолению социальной эксклюзии в российском обществе должно быть признание наличия этой проблемы и провозглашение социальной инклюзии в качестве одного из приоритетов национальной социальной политики. С точки зрения социальной политики инклюзия может быть понята как «процесс, основанный на диалектической взаимосвязи социализации, интернализации и институционализации, предполагающий разработку и применение организационных мероприятий, направленных на равноправное социальное взаимодействие индивидов или социальных групп (в первую очередь социально незащищенных слоев), по поводу их включенности в социум, результатом которого является увеличение степени активного участия в жизни общества личности или группы, независимо от их демографических, экономических, политических и культурно-духовных характеристик»[84].

Поскольку формы исключения многообразны (в научной литературе упоминается «исключение из системы производства (безработица); потребления (нищета); социального общения в семье, соседстве; образования (низкие шансы, система селективного обучения, профессиональные оценки медиков, педагогов, психологов); принятия решений; медицинского обслуживания (ограничение доступа к медицинским услугам) и др.»[85], то и государственная социальная политика должна быть комплексной и сбалансированной и осуществляться не только в направлении снижения уровня бедности семей с детьми (хотя это безусловно важнейшее ее звено), но и включать в себя ряд иных направлений. Таким образом, социальная инклюзия означает полное участие всех членов сообщества в его жизнедеятельности и имеет ряд аспектов: политико-правовой (возможность реализации своих прав и интересов), социально-экономический (искоренение бедности, наличие достойно оплачиваемой работы, качественное жилье и коммунальные услуги), социокультурный (доступное и качественное образование, включенность в культурную жизнь сообщества), психологический (толерантность, позитивная самоидентификация, чувство принадлежности к сообществу) и др.

Опираясь на опыт европейских стран можно предположить, что эффективными в смысле социальной инклюзии детей (и, конкретно, детей-сирот) будут следующие (хотя и не только эти) направления социально-политической деятельности:

Дата: 2019-12-22, просмотров: 297.