Развитие понимания прочитанных слов, текста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важное значение в коррекционной работе имеет фор­мирование понимания прочитанных слов, а в дальней­шем и текста. Если ребенок не понимает смысла того, что читает, то сам процесс чтения в этом случае не мо­жет стать для ребенка важным источником информа­ции и получения знаний. Развитие навыка качествен­ного чтения должно проводиться в тесном взаимодей­ствии с работой, направленной на смысловую сторону читаемого материала. Наиболее распространенными при­емами являются ответы на вопросы по содержанию про­читанного текста, пересказ, озаглавливание текста и др. Можно предложить детям и такие задания:

1. Ребенку предлагают таблицу слов, далее логопед показывает картинки с изображениями предметов или действий, записанных в таблице. Учащийся должен най­ти данное слово. Например:

мост      озеро      море

рога        овраг      дерево

цветы   гора        гриб

паук       лес         река

 

 

Подобное задание можно проводить и устно. На на­чальном этапе логопед просто называет слова, а учащи­еся их находят. На более поздних занятиях можно опи­сывать лексическое значение слова, после чего дети ука­зывают его в таблице.

2. Разложить сюжетные картинки к определенным эпизодам текста. После чтения каждого абзаца учащийся останавливается и находит подходящее изображение. Далее работа проводится аналогично.

3. Ребенку предлагают несколько предложений, со­ответствующих разным фрагментам читаемого матери­ала. Ему необходимо разложить их в правильной после­довательности .

4. Можно предложить учащимся прослушать фраг­мент рассказа, несколько отличающийся по содержа­нию от прочитанного, после чего дети должны объяс­нить, что на самом деле было в прочитанном рассказе.

Подобные задания способствуют развитию понима­ния читаемого текста, внимания к его содержанию, по­зволяют проводить занятия в интересной форме, исполь­зуя соревновательные элементы.

Работа с родителями

Следует отметить, что огромное значение для дости­жения высоких результатов в обучении имеет система­тическая работа дома. Родители должны знать цели кор-рекционной работы, предполагаемые сроки и ожидае­мый результат. Основной задачей родителей является закрепление тех навыков, которые ребенок усвоил на логопедическом занятии. Также им необходимо знать конкретные задания. Например, проводя дома трени­ровку по развитию навыка чтения, кроме описанных выше приемов работы, можно предложить следующие упражнения: • Чтение текстов с разметкой и без нее.

• Перечисление букв справа налево, называя звуки под ритм (ритм задает мама ручкой), не обращая внима­ния на разделение слов.

• Перечисление гласных справа налево, сначала ука­зывая на буквы, потом не указывая, без пауз между словами.

• Ритмизированное чтение, отстукивая слоги. Паузы между словами не делать, читать на одном дыхании.

• Листы со словами разного звуко-слогового состава. От­крыть слово, быстро прочитать и назвать слово и др. Вовлечение родителей в работу помогает им понять,

насколько трудно детям самостоятельно справляться со своими проблемами и как важно уметь поддержать ре­бенка в случае его неудачи. Необходимо создавать для занятий спокойную обстановку, не следует сравнивать успехи ребенка с успехами старшего брата или сестры. Это закрепляет у него сниженную самооценку, подав­ляет активность.

Опыт показывает, что при проведении систематичес­ких занятий многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, тех­ника чтения, растет познавательный интерес, совершен­ствуются учебные умения и навыки, а также, что нема­ловажно, повышается самооценка, уверенность в себе.

План работы с учащимися, имеющими трудности при овладении чтением

Данный план (табл. 12) составлен как один из разде­лов коррекционной работы с учащимися, имеющими на­рушения письма и чтения. Мы предлагаем проводить коррекционную работу, направленную на совершенство­вание навыка чтения, на отдельных занятиях. Количе­ство часов на автоматизацию слогового чтения и чтения слов определенной группы следует устанавливать в за­висимости от уровня, на котором находятся учащиеся.

Таблица 1.

Планирование логопедических занятий по исправлению нарушений чтения

 

 

Дата

Тема

Кол-во часов

 
1  

Диагностика чтения

 

 
2  

Звуки: гласные и согласные. Образование слога

 

 
3  

Правила чтения простых и обратных слогов

 

 
4  

Автоматизация чтения прямых и обратных слогов

 

 
5  

Графическое обозначение и чтение слогов типа СГ-ГС

 

 
6  

Автоматизация чтения двусложных слов, со­стоящих из 4 букв (типа СГСГ, СГГС, ГССГ)

 

 
7  

Чтение двух-, трехсложных слов, состоящих из прямых и обратных слогов (группа № 1)

 

 
8  

Правила чтения закрытого слога. Графическое обозначение

 

 
9  

Чтение слоговых таблиц по типу СГС. Чтение двусложных слов

 

 
10  

Чтение двух-, трехсложных слов с закрытым слогом в конце (группа № 2)

 

 
11  

Автоматизация чтения слов с закрытым слогом в начале (группа № 3)

 

 
12  

Чтение слов с закрытым слогом в середине (группа № 4)

 

 
13  

Чтение слов с двумя закрытыми слогами (группа № 5)

 

 
14  

Чтение слов с двумя закрытыми слогами (группа № 6)

 

 
15  

Правила чтения слогов со стечением согласных. Графическое обозначение слогов

 

 
16  

Автоматизация чтения слогов типа ССГ-ТСС на материале слоговых таблиц

 

 
17  

Чтение слогов и слов со стечением согласных в начале слов (группа № 7)

 

 
18  

Чтение однокоренных слов

 

 
19  

Чтение слов типа ССГС (группа № 8)

 

 
20  

Чтение слов сложной структуры (группа № 9)

 

 
21  

Чтение слов сложной структуры (группа № 1 0)

 

 
22  

Чтение слов, имеющих схожую часть

 

 
23

 

Чтение слов разной структуры, используя деле­ние на слоги

 

24

 

Чтение слов разной структуры, используя графи­ческие символы слогов

 

25

 

Чтение словесных лесенок

 

26

 

Чтение второй половинки слова

 

27 28

 

Чтение и восстановление пословиц

 

 

Чтение и выделение трудных слов

 

29

 

Интонация при чтении стихотворений

 

30

 

Познавательное чтение

 

             

В работе по данному плану мы рекомендуем исполь­зовать слоговые таблицы, а также «Дидактический ма­териал для развития техники чтения в начальной шко­ле» Г.Г. Мисаренко, рекомендации А.Н. Корнева и дру­гих авторов.

 

Раздел 4.

 Работа учителя-логопеда в структуре школьного ПМПк

Психолого-медико-педагогический консилиум шко­лы (ПМПк)

является диагностико-коррекционной струк­турой, деятельность которой направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, вос­питанием, обучением, социальной адаптацией и интег­рацией в обществе детей с различными отклонениями в развитии и в обучении.

Целью ПМПк является определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекват­ных условий развития, обучения и воспитания в соот­ветствии со специальными образовательными потребно­стями и индивидуальными возможностями ребенка.

В состав консилиума входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя с большим опытом работы, учитель-логопед (учитель-дефектолог), педагог-психолог, социальный педагог, врач (педиатр, невролог, детский психиатр).

Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, их функ­циональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальны­ми запросами на участие в работе ПМПк. Постоянные специалисты ПМПк имеют право на 20% -ную надбав­ку к заработной плате при наличии в образовательном

учреждении трех и более классов (групп) специального (коррекционного), компенсирующего типа.

В функциональные обязанности учителя-логопеда как одного из специалистов ПМПк входит:

• индивидуальное обследование ребенка, выявление особенностей речевого развития, обуславливающих проблемы в обучении и воспитании;

• подготовка (по результатам обследования) логопеди­ческого представления (для психолого-медико-педа­гогического консилиума), логопедического заключе­ния (для психолого-медико-педагогической комис­сии);

• консультирование родителей и учителей по вопро­сам осуществления индивидуального подхода и эф­фективной помощи в обучении;

• проведение логопедической коррекции (в рамках ра­бочей нагрузки; зачисление на индивидуальные, груп­повые или подгрупповые занятия в логопедический пункт учреждения);

• заполнение журнала обследования специалистов, листов коррекционной работы с описанием наблюда­емой динамики и перспективными планами коррек­ционной работы.

Необходимо помнить, что учитель-логопед несет от­ветственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование. Обследование ребен­ка специалистом должно быть индивидуальным, жела­тельно в присутствии родителя.

Нормы учета рабочего времени учителя-логопеда при индивидуальном углубленном обследовании детей с ре­чевой патологией приведены в таблице 13.

Далее также приводятся формы логопедического пред­ставления и логопедического заключения.

Таблица13

Дата: 2019-12-09, просмотров: 225.