Обусловленные общим недоразвитием речи
( IV уровня)
(2(3) класс, второй-третий год обучения)
Задачи:
• обучение умению планировать и анализировать свои высказывания. Сопоставление слова и предложения как речевых единиц. Определение количества и последовательности слов в предложении, составление схем предложений;
• преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, упражнение в грамматически правильном построении предложений. Наблюдение за интонацией, соотнесение с правилом обозначения границ предложений на письме;
• формирование полноценного представления о звуковом и слоговом составе слов на базе развития фонематических процессов, звукобуквенного и слогового анализов;
• количественное и качественное обогащение активного и пассивного словаря учащихся при системном морфемном анализе 'и синтезе слов, наблюдая явление многозначности, синонимии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем;
• предупреждение и преодоление явлений дизорфографии.
Конспекты логопедических занятий с дополнительным дидактическим материалом к разделу 3 приведены в приложении 13.
Календарно-тематический план работы с группой
Учащихся, имеющих фонетическое недоразвитие
речи (сигматизм свистящих звуков)
Группа № 5
Дата зачисления 15.09.2008
Дата выпуска__________
Характеристика группы. Учащиеся данной группы имеют нарушения произношения свистящих звуков, которые проявляются в межзубном звучании, вследствие чего речь нечеткая. Иногда встречаются в речи замены [с-з, с-ш, ц-ч]. У детей недостаточно сформированы предпосылки к спонтанному развитию навыка звукового анализа и синтеза слов, имеются трудности в дифференциации некоторых оппозиционных звуков.
Задачи:
1. Развитие артикуляционной моторики: учить принимать артикуляционные позиции, обеспечивающие правильный акустический эффект; развивать переключаемость артикуляционных укладов в зависимости от их сочетаемости с другими звуками.
2. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков.
3. Формирование фонематического восприятия. Учить детей отличать правильное звучание от искаженного, развивать способность к дифференциации оппозиционных звуков.
4. Совершенствовать самоконтроль за звучанием своей речи.
№ | Дата | Тема, содержание | Лексическая - тема |
1 | 2 | 3 | 4 |
I ЭТАП (диагностика) | |||
1 | Обследование звукопроизношения, состояния артикуляционного аппарата. Исследование фонематических процессов, состояния звукового анализа и синтеза слов |
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
II ЭТАП (подготовительный)
2
Исследование лексико-грамматического строя речи, состояния связной речи
3
Развитие артикуляционного аппарата. (Комплекс упражнений № 1)
Осень. Ранняя и золотая осень
4
Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания
Деревья
5
Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно-временных представлений
Грибы
III ЭТАП (коррекционный)
Звуки [с, с', з, з', ц]
6
Постановка звука [с], Выработка правильной воздушной струи, автоматизация в прямых слогах
Домашние животные и птицы
-7
Автоматизация звука [с] в прямых и обратных слогах. Звук [с] в начале слов
Детёныши домашних животных
8
Автоматизация звука [с] в слогах и в середине слов
Составление рассказа по картине «Птичий двор»
9
Звук [с] в середине и в конце слов
Перелётные птицы
10
Дифференциация звуков [с-с']. Закрепление произношения звука [с] в словах
Поздняя осень
11
Автоматизация произношения звука [с-с'] в словах и предложениях
Транспорт
12
Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [с-с']
Рассказ по сюжетной картине «Осень»
13
Дифференциация звуков [с-ш] в слогах, словах
Посуда, виды материал
14
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях
Мебель
15
Постановка звука [з], автоматизация в слогах
Рассказ на тему «Как я помогаю маме»
16
Автоматизация звука [з] в прямых и обратных слогах. Звук [з] в начале слов
Комнатные растения
17
Автоматизация звука [з] в слогах и в середине слов. Дифференциация звуков [з-с]
Дикие животные
Звук [з] в середине и в конце слов. Дифференциация звуков [з-с]
Детёныши диких животных
Дифференциация звуков [з-з']. Закрепление произношения звука [з] в словах
Хищные и травоядные животные
Автоматизация произношения звука з-з'] в словах и предложениях
Зима. Изменения в природе
Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [з-з']
Зимующие птицы
Автоматизация звуков [с, с', з, з'] в
предложениях и текстах
Зассказ по серии картин «Кормушка для птиц»
Дифференциация звуков [з-ж] в слогах, словах
Зимние забавы и развлечения
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях
Животные наших лесов
Постановка звука [ц], автоматизация в слогах
Дикие и домашние животные. Повторение
Автоматизация звука [ц] в прямых и обратных слогах. Звук [ц] в начале слов
Цирк
Автоматизация звука [ц] в слогах и в середине слов. Дифференциация звуков [Ц-с]
Театр
Звук [ц] в середине и в конце слов. Дифференциация звуков [ц-с]
Бумага. Изготовление и применение
Закрепление произношения звука [ц] в словах
Профессии
Автоматизация произношения звука [ц] в словах и предложениях
Профессии
Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [ц]
Строительство
Автоматизация звуков [с, с', з, з', ц] в предложениях и текстах.
Почта
Дифференциация звуков [ц-ч] в слогах, словах
Библиотека. Книги. Беседа о книгах
Дифференциация звуков [ц-ч] в словах и предложениях
Времена года
Тренировочные упражнения по различению звуков
Времена года. Повторение
Дата: 2019-12-09, просмотров: 284.