Система коррекционной работы по развитию связной речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Младшие школьники с общим недоразвитием речи имеют системное нарушение всех компонентов речевой деятельности, которое характеризуется следующими проявлениями:

• нарушением звуко-слоговой структуры речи с преоб­ладанием звуковых ошибок фонематического типа;

• ограниченным словарным запасом;

• наличием многочисленных словесных замен;

• использованием слов в ограниченных речевых ситуа­циях без учета контекстуальных связей;

• устойчивым аграмматизмом;

• бедностью, стереотипностью синтаксического офор­мления речи; использованием преимущественно про­стых распространенных предложений с небольшим количеством членов.

Логопедическая работа с учащимися с ОНР имеет такие содержание и направленность коррекционного обучения, которые предусматривают ликвидацию пер­вичного дефекта на уровне устной речи и предупрежде­ние возможных проявлений его отсроченных послед­ствий в чтении и письме. Последовательность коррек­ционной работы учителя-логопеда с данной группой учащихся, предложенная А.В. Ястребовой, представле­на таким образом:

1 этап. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Содержание работы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе разви­тия фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция де­фектов произношения.

2 этап. Восполнение пробелов в развитии лексичес­кого запаса и грамматического строя речи.

Содержание работы: уточнение значений имеющих­ся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у де­тей умения активно пользоваться различными способа­ми словообразования. Уточнение значения используе­мых синтаксических конструкций; дальнейшее разви­тие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, свя­зью слов в предложении, моделями предложений раз­личных синтаксических конструкций.

3 этап. Восполнение пробелов в формировании связ­ной речи.

Содержание работы: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление ло­гики (связности, последовательности) изложения; точ­ное и четкое формулирование мысли в процессе подго­товки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения выс­казывания в тех или иных целях общения.

Предлагаемая система работы по развитию связной речи восполняет пробелы в развитии лексического за­паса и грамматического строя речи и направлена на формирование умений планировать собственное выска­зывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него язы­ковые средства. При этом учитель-логопед направляет внимание учащихся на форму высказывания, побуж­дая их к логически обоснованным, правильным в язы­ковом отношении ответам.

Система занятий по развитию связной речи исполь­зует научно-методические рекомендации по вопросам формирования связной речи учащихся с нормальным речевым развитием и предлагает адаптированные фор­мы и приемы работы с учетом структуры речевого на­рушения учащихся.

Предлагаемая программа развития связной речи име­ет разделы: «Устная связная речь», «Лексика», «Пред­ложение», «Текст», «Письменная связная речь».

Темы разделов «Устная связная речь», «Лексика» формируют умения и навыки построения связного вы­сказывания, содержат упражнения по составлению пе­ресказов, устных сочинений различных видов: с опорой на вопросы, картинки и серии сюжетных картинок, гра­фические схемы; полный, выборочный, краткий, твор­ческий пересказ; составление рассказов по демонстри­руемым действиям, описательного характера, по мате­риалам текущих наблюдений и т. п. В разделе «Лексика» представлена работа по определению лексического зна­чения слов, практическому овладению навыками под­бора антонимов и синонимов, дается понятие о много­значности слов и омонимии, пословицах, поговорках, крылатых выражениях. Подбор лексических тем дол­жен осуществляться с учетом специфики речевых нару­шений, реализовывать такие важнейшие принципы кор-рекционной педагогики, как системность, комплекс­ность, доступность, принцип развития.

Раздел «Предложение» дает возможность учащимся детально проанализировать и сопоставить слово, слово­сочетание, предложение как речевые единицы, провести качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развиваются инициативные фор­мы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, зада­вать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формируются умения и навыки постро­ения связного высказывания, предупреждая аграмматизм

согласования и управления, повторение слов в предло­жении, нарушение порядка слов.

Огромная роль в формировании умения строить связ­ное высказывание принадлежит работе с текстом (раздел «Текст»). Ребята определяют тему высказывания, учат­ся отделять главное от второстепенного, анализируют тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развиваются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыс­лу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что необ­ходимо не только учить детей составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последова­тельно пересказывать. Работая с деформированными тек­стами, учитель-логопед предупреждает: искажение содер­жания, пропуск главных частей, важных фактов, пере­становку событий; нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; от­сутствие связи между фактами, событиями.

Изложения и сочинения раздела «Письменная связ­ная речь» носят обучающий характер и выполняются при значительной помощи учителя-логопеда, который в процессе коллективной подготовительной работы по­могает учащимся осознать содержание и структуру бу­дущего изложения, сочинения. Каждая новая тема пла­нирования становится определенной ступенью в совер­шенствовании умений письменного изложения, сначала с опорой на зрительное восприятие (текста, серии сю­жетных картинок, сюжетной картинки), затем по па­мяти и только после этого на основе слухового восприя­тия текста.

Коллективная подготовительная работа над планом, выделение опорных слов помогает учащимся осознать признаки текста: наличие заголовка, завершенность, те­матическое единство, подчинение высказывания основной мысли, построение по определенной логической схеме, что совершенствует умение собирать и систематизиро­вать материал для высказывания. Особую роль играет работа над ошибками. Учащиеся, учитель-логопед ана­лизируют написанное, выделяя ошибки в содержании: лексические, грамматические, орфографические и пун­ктуационные. Данная работа воспитывает у учащихся языковое чутье, стремление говорить литературным язы­ком, умение редактировать написанное.

Тематическое планирование занятий по развитию связной речи

Дата: 2019-12-09, просмотров: 192.