Очень интересной в качестве примера «поступенного» развития в обучении и восприятия может быть наша разработка чтения Нотного стана.
Так, как я уже писала ранее, первоначальная презентация Нотного Стана буквально не оставляет у начинающего никаких вопросов при игре на фортепиано. Все, что ему нужно сделать – это сличить и повторить. Он видит перед собой на нотном листе или мониторе компьютера такую же картину, которая находится на клавишах фортепиано. Те же 5 зеленых и 5 коричневых линеек, те же окружности с картинками контрастного цвета.
Эта – первая презентация – вызвала со стороны профессионалов множество нареканий в наш адрес, нас даже назвали «шарлатанами». Главным аргументом обвинения было то, что мы учим начинающего бездумно следовать «картинкам», и это дает первоначальный эффект – человек учится определенному навыку, на котором и застревает. Если бы в нашшей системе не было еще 5 шагов, эти обвинения можно было бы считать справедливыми. Но первая презентация сфокусирована на самом сложном звене обучения – развитии координации.
Первая презентация нотного стана действительно максимально облегчает зрительное прочтение нотного стана начинающим, позволяя сфокусироваться на руках и пальцах в их взаимодействии с клавишами. Каждый человек, когда либо бравший уроки фортепиано, знает, как сложно на первом этапе разделять зрительное внимание между нотами и клавишами. Если впасть в крайность и освободить восприятие от текста совсем и дать сосредоточиться исключительно на координации, мы не развиваем одного из основополагающих навыков «мультипликационного зрения». При обучении вождению никто ведь не снимает половину зеркал с целью научить начинающего водителя следить сначала за одним ракурсом, а потом за другим. Поэтому единственным правильным решением было бы максимально облегчить нагрузку при чтении музыкального текста и сделать его союзником в становлении навыков координации.
По мере совершенствования навыков игры и развития техники нотный текст можно постепенно усложнять, используя правило постепенного «подъема».
Так, уже во второй презентации нотного стана мы убрали картинки с названием нот. Начинающий должен теперь опираться исключительно на цвет и знание Музыкального Алфавита. Эта презентация помогла нам сфокусировать зрительное восприятие ученика на линейках и пространствах между ними, которые стали единственным ориентиром в прочтении нотного текста. Знаки с обозначением нот составляли приблизительно четверть общей информации о Нотном Стане, остальные опорные моменты – как то цветовая презентация Скрипичного и Басового ключей, нот на линейках и между линейками, а также синхронность движения клавиш с движением нот остались неизменными.
В третьей презентации нотного стана мы наконец поставили его в привычное горизонтальное положение. Теперь начинающему необходимо сделать некоторое усилие пространственного мышления и мысленно понять логику поворота уже знакомого объекта на 90 градусов. Если при этом не вернуть картинки с названием нот на прежнее место, скачок в понимании этого поворота был бы очень резким. В таком случае восприятие человека испытывало бы «двойную нагрузку»: поиски соответствующих линейкам клавиш при новом ракурсе. Поэтому мы вернули картинки с изображением нот на прежнее место, для того, чтобы они смогли стать зрительной точкой опоры для понимания пространственной трансформации нотного стана.
В четвертой презентации мы опять убрали картинки с поля зрения играющего, оставив прежние знакомые ориентиры – цвета и ширину линеек. Это позволяет восприятию человека постепенно приблизится к пониманию традиционного нотного стана, в котором сохранены только краски для распознавания скрипичного и басового ключей и нот на линейках и между ними.
Пятая и Шестая презенттации являются уже традиционно черно-белыми и разнятся друг от друга только количеством изложенной информации. Так, в пятой презентации ноты увеличены и слегка «разгружена» ритмическая графика нотного текста. Конечным же пунктом такого «подъема» является нотный текст в его самом традиционном виде.
По мере продвижения от одной презентации к другой начинающий продолжает развивать уже созданные координационные навыки, а опираясь на них приходит к постепенному пониманию и прочтению нотного текста.
Такое развитие музыкального чтения я считаю самым гуманным и самым продуктивным из всех существующих в музыкальной практике. Эффективность развития координации, зрительного восприятия текста, слуха и голоса человека сообща достигают предела. Как одно из побочнных эффектов – развитие пространственного мышления, впоследствии необходимого в понимании математики, особенно геометрии.
Важнейшей особенностью этого процесса является его постепенность и дружественность по отношению к восприятию, а также точное соблюдение баланса между развитием зрительной и мышечной координацией начинающего при постоянной стимуляции слуха, голоса и музыкальной памяти.
Описанный мною процесс обучения прочтению нотного стана может быть применен буквально повсеместно. Чтение нот по этой поступенной формуле может стать увлекательным занятием для детей, которым едва исполнилось 3 года. В настоящее время мир не испытывает недостатка в недорогих клавишных инструментах, таких как киборды и электронные фортепиано. Я не вижу никакой преграды в том, чтобы каждый человек мог научиться чисто петь и читать ноты без особого напряжения.
Единственным барьером на пути к всеобщей музыкальной грамотности является консерватизм человеческого мышления, которому трудно расставаться с уже сложившимися стереотипами, даже если эти стереотипы пытаются обосновать страдания и негативные эмоции человека.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.