Если вы не хотите удариться, не ходите в кромешной тьме или Как завоевать доверие восприятия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когда я была начинающей, я нашла «клад» - одну щербинку на клавишах своего пианино. Эта щербинка служила мне верой и правдой несколько лет, пока я не запомнила расположение клавиш на мышечном уровне окончательно. Эта щербинка находилась рядом с нотой До, значит, она была Ре! При разучивании новых произведений я смотела на эту щербинку, как капитан корабля смотрит на маятник. Даже теперь я вспоминаю об этой щербинке с любовью и нежностью. Она спасала меня, как утопающего соломинка!

 

Поэтому для своих учеников я придумала стикерсы, которые приклеила на каждую клавишу. Эти стикерсы вроде карты, которая дает всю необходимую информацию начинающему играть человеку. На каждой клавише я поставила ее название, краской обозначила, будет ли эта нота на линейке или между линейками на нотоносце и для полной уверенности поместила на клавишах изображения линеек скрипичного и басового ключа в виде зеленых и коричневых полосок. Это помогло мне дать моим ученикам зрительную точку опоры во время взаимодействия с клавишами, помогло избавить их от многих часов долгой, неплодотворной мыслительной работы, что помогло сосредоточить им внимание на развитие координации вместе со способностью читать ноты

 

Когда я это сделала, то получила много писем с вопросами от коллег и знакомых, не повредит ли такое простое решение желанию детей думать самостоятельно без помощи стикерсов. Я всегда отвечала так: если вы едете в другой город и не знаете маршрута, вам нужна карта пути. И вы будете заглядывать в нее до тех пор, пока не запомните дорогу. Но если вы ее запомнили, то зачем вам карта вообще? Я не слышала еще, чтобы кто-то однажды сказал: не бери карты, иначе ты не сможешь развить свою память и станешь зависимым от карт. Потому что естественным желанием человека является добраться до конца пути, а не застраять где то посередине и никогда оттуда не выбраться. Отчего же в музыкальном обучении мы должны сидеть беспомощно на обочине, если есть возможность свободно путешествовать и получать от этого удовольствие?

 

Те, кто считает, что человек, опираясь на подсказку, будет пожизненно от нее зависить, совершенно не знает, как работает восприятие при обучении. Оперевшись на исходные знания и почувствовав себя защищенно и комфортно, восприятие начинает потихоньку осваивать местность вокруг, отходя от своего исходного гнездышка все дальше и дальше. В каждом из нас живет исследователь, но у каждого исследователя должно быть место, куда он всегда может вернуться, чтобы не заблудиться. Причем чем больше «исследователь» отходит в развитии от первоначального маленького «домика», тем большие домики выстраивает позади себя его сознание. Так, например, начиная со счетных палочек при обучении математике, он постепенно переезжает в дом по имени «таблица умнажения», ну а попозже ( если уходит очень далеко в «лес науки») выстраивает «дворец» по имени интегралы.

 

Я часто являюсь свидетелем такой сценки, когда придя на урок, мои малыши гордо говорят: я больше не играю со стикерсами! И попробуй их только заставь. Они воспринимают это как личное оскорбление собственному выросшему восприятию, как детскую песенку, из которой давно вырос. Как правиило, у меня в студии стоит инструмент без стикерсов, но с небольшой заставкой позади клавиш, на которой стоит все та же «карта дороги». Через некоторое время дети, садясь за инструмент, демонстративно вынимают эту карту и кладут ее на инструмент. Она им даже мешает!

 

Я думаю, что размещение стикерсов или карты за клавишами – это не просто гуманно по отношению к нашим ученикам, но это также и акт уважения к их незнанию и право на это незнание. Давая ребенку ответы на все его вопросы и подсказки на все его возможные затруднения мы проявляем громадный акт доверия к его восприятию. Мы не наказываем ребенка за то, что он невежда, как вредные и злые надсмотрщики: дескать, вот тебе информация и посмотрим, как ты с ней справишься. Но даем руку помощи, как друзья, словно хотим сказать: опирайся, пока тебе нужно. Я в тебя верю – ты обязательно окрепнешь. И восприятие, почувствовав нашу опеку, начинает с нами благодарно сотрудничать и делать успехи в развитии. Самое главное, в нем вместе со знаниями растет самоуважение и вера в собственные силы.

 

А вот, что происходит с воприятием в том случае, когда мы даем ему знания как «вредные и злые надсмотрщики»:

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 205.